Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (522) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№9 (522) / 1 марта ‘09

Архипастырь

 – Вопрос из города Ижевска: «Подскажите, где есть православная лечебница для наркоманов?»
 – В нашей епархии есть центры реабилитации наркозависимых. Можно подойти в храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, в Отдел социального служения епархии. Там можно получить конкретную информацию; при этом центре есть консультация для наркоманов. Бывает, что человек уже при собеседовании принимает решение оставить свою зависимость от наркотиков. Но те, кто уже так пристрастился, что нет силы– поступают в центры, где проходят реабилитацию.

 – Вопрос от Эдуарда из Екатеринбурга: «Недавно я был на рынке и там увидел в продаже четки. Их ведь должны продавать по благословению? Как Вы относитесь к этому, ведь это неправильно?»
 – Действительно, четки надо носить по благословению священнослужителя – если даже купили их не в церковной лавке, надо подойти к своему духовнику и спросить благословения на ношение или на молитву с четками.
 – Поступил телефонный звонок из Вятки. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, благословите, это раб Божий Николай.

 – Бог благословит.
 – Насколько верно мнение, что подавать записки на проскомидию можно только за живых и усопших, кто когда-либо причащался Святых Христовых Таин? Простите.
 – Было бы хорошо, если бы люди ходили в церковь, причащались и молились. Но мы прошли очень тяжелый период нашей истории, когда люди насильно были отторгнуты от Церкви, и сейчас пытаемся всеми силами привести людей к Богу, к Церкви, к духовной жизни. Не всегда получается, когда мы говорим с нашими близкими, родными, домашними, дать понятие о Боге, о вере – наши силы очень скудны, слабы, чтобы обратить человека к Богу. Поэтому мы притекаем к всемогущей силе Божией. Мы молимся в домашних молитвах, в церкви. И, конечно, самая сильная молитва – когда мы подаем записки за богослужением, чтобы молились в алтаре и на проскомидии поминали, чтобы Господь услышал наши молитвы, воздействовал на того или иного человека. Мы молимся, чтобы наш ближний оставил свою греховную жизнь, безверие и услышал голос Божий, последовал за этим голосом, стал верующим и благочестивым церковным человеком. Поэтому мы применяем в таких случаях все методы, все средства, чтобы помочь человеку обрести сокровище веры, обрести истину, отвратить его от греховного пути.
 Повторяю: конечно, было бы очень хорошо, если бы мы жили в обществе, где все ходят в церковь и только некоторые не ходят; мы этих неходящих как бы наказываем: «Если ты не будешь ходить в церковь, мы не будем поминать тебя на проскомидии» – конечно, это для человека оскорбительно. А так как большинство людей в годы лихолетья было отвращено от Церкви, сейчас нужно как-то нашими усилиями и с Божией помощью привести их вновь в лоно нашей Церкви. Поэтому мы притекаем к Богу и тем, что поминаем их на проскомидии.
 – На прошедшей православной выставке-ярмарке «Русь крещеная, святая» один киоск продавал книги священника Георгия Кочеткова. Но я слышала, что он вносит смуту в Православную Церковь? Или я ошибаюсь? Есть ли у них благословение продавать такие книги?
 – У нас была комиссия, которая следила, чтобы на выставке продавались книги, разрешенные для пользования верующим – и, я думаю, эти книги были тоже проверены. Видно, там не нашли ничего такого, что было бы неправославного направления.
 – К нам поступил звонок из Подмосковья. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Здравствуйте, Владыка. По каналу Рен-ТВ говорят, что якобы Иисус Христос не воскресал и якобы он даже не умирал. Опровергните это, пожалуйста!

 – На протяжении уже более 2000 лет мы вспоминаем величайшее событие в жизни нашей Церкви – Воскресение Христово. Сейчас мы переживаем подготовительные дни к Великому посту – это подготовка к встрече великого праздника Воскресения Христова. Апостол Павел говорит: «Если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы наша вера» – наша вера основана на Воскресении Христовом. И благодаря действительности того, что Христос Воскрес, мы видим, сколько спасаемых, сколько святых угодников Божиих отдали свою жизнь ради Христа. Просто так отдать свою жизнь за какого-то человека никто не согласится – ее отдавали за Христа, Который претерпел за нас, Который Воскрес и Своим Воскресением нас возводит к Царству Небесному, то есть победил грех, победил смерть, победил Ад и даровал нам вечные блага в Царстве Божием. Мы имеем огромное количество свидетельств, что люди достигли совершенства, достигли обителей небесных и радуются. И мы молимся угодникам Божиим, чтобы они ходатайствовали перед Богом – Христом распятым и Воскресшим, чтобы Он помогал и нам спастись и в разум истины прийти, чтобы мы избавились от многих бед, скорбей, болезней. Мы постоянно обращаемся ко Христу распятому и Воскресшему и постоянно получаем от него и помощь, и исцеление, и избавление от разных бед и скорбей. И, конечно, главным образом, получаем от Бога прощение наших грехов, очищение нашей души, что самое главное в жизни – потому что Христос Спаситель через Свой искупительный подвиг и через Свое Воскресение победил грех, победил нашу испорченность. И помогает и нам восстановить падшую нашу природу, чтобы мы могли возвратиться к догреховному состоянию человечества в Царстве Божием.
 О том, что был Христос, что Он был распят всем известно – и о том, что Он Воскрес есть свидетельства. Еще очень веское доказательство истинности Воскресения Христова – ежегодное схождение на Гробе Господнем, на том месте, где Христос Спаситель Воскрес, величайшего чуда – Благодатного Огня. Этот Огонь– как доказательство, что именно здесь, на этом месте совершилось величайшее чудо Воскресения Христова.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос от Ивана Андреевича из Чувашской Республики: «На днях в одной из лекций профессора А.И. Осипова я услышал, что в будущем мы придем к одной религии и будет создан памятник единой религии. В этом году в Чебоксарах во ВТУЗ-городке был открыт памятник под названием «Единение культур и народов». Радоваться ли тому, что появился такой памятник, объединяющий все народы?»
 – Народы нашей страны всегда жили в единстве, в уважении друг к другу; каждая народность имеет свою культуру, свои обычаи, и бывают встречи разных народов нашей страны, где они свидетельствуют о своей культуре, о своей традиции, о своем фольклоре… Что касается едной веры, то, конечно, такого единства нет. Одно дело – вера Православная, другое – веры языческие либо ислам, буддизм и т.д. Соединить их невозможно, потому что каждая вера имеет свою точку зрения уже на протяжении многих веков, и все эти столетия каждый старался убеждать друг друга в правильности своей веры. Конечно, многие люди оставили язычество; когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, главный удар был против язычества. Потому что люди поклонялись иным богам, а не истинному Богу. А Господь пришел на землю и открыл людям правду, открыл им глаза, что нужно кланяться не творениям, но Творцу, который их сотворил. Поэтому говорить об объединении всех вер в одно целое очень сложно. Я думаю, что такого и не будет, потому что люди ищут постоянно истину и находят ее в истинном Боге: часто люди просветляются от заблуждений и оставляют заблуждения, приходят и находят истину в Боге истинном, которого проповедует Православная Церковь.
 – Вопрос от Любови из Омска: «Мои родители были воцерковленными. Но их не отпевали. Можно ли отпеть их сейчас, и как это сделать? И вообще, надо ли их отпевать?»
 – Если не отпели, то, конечно, можно. Нужно идти в церковь, попросить благословения у священнослужителей, и они совершат отпевание.
 – Владыка, расскажите о ладане – что это такое? И в каких случаях он используется в Церкви?
 – Благовонный ладан символизирует наши молитвы, которые взлетают горе, к Богу, в Царство Божие. Мы говорим: как кадильный дым поднимается вверх, так наша молитва должна подниматься ввысь, к Богу. Мы сосредоточиваемся на молитве, чтобы Господь слышал ее. Ладан символизирует и силу, благодать Божию. Поэтому мы в определенные моменты вечернего и утреннего богослужения или на Литургии совершаем каждение храма, чем призываем людей к молитве, к вниманию в молитве. Через каждение людей мы призываем милость Божию, благодать, силу Божию, чтобы Господь укрепил стоящих на молитве в подвиге молитвы – чтобы она была более внимательной, более действенной и богоугодной.
 – Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Мурманской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
 – Добрый вечер.

 – Добрый вечер.
 – Скажите, пожалуйста, Владыка, животные наследуют Царство Небесное? Я прочитала, что они имеют душу, но духа не имеют. Мне это непонятно. Будут они на том свете, в Царстве Небесном? Почему на земле за свои грехи мы несем свой крест, я понимаю, но почему животные страдают? И жизнь у них – сплошное уничтожение: и флора, и фауна страдают. Почему? Спасибо большое.
 – Мы знаем, что за наши грехи природа «мучается и стенает», страдает от наших грехов. И, конечно, наши грехи действуют на окружающую природу, в том числе на животный мир. Все страдания на земле – от греха.
 Что касается животных, то, конечно, для них Царства Божия нет, потому что у них нет разумной души, которая способна жить в Царстве Небесном, – оно дано только человеку. Поэтому как все, что нас окружает, вымирает, так и животный мир исчезнет. Господь даст нам для Царства Божия особые условия, которые на ум человека не пришли, и на сердце не приходили, и уши не слышали, что уготовал Господь Бог любящим Его. Поэтому мы до конца не можем сказать о том, каков из себя рай и райские обители. Мы знаем, что он прекрасен, что он особый: не сравним ни с какими радостями и красотой земного шара. Но надеемся, что Господь, Который нас любит и ради нас пострадал, даст благо, которого мы даже не ожидаем и не знаем и не понимаем до конца. Потому что мы – люди, ограниченные временем и пространством. Но Царство Божие вне времени, вне пространства, поэтому нам очень сложно своим ограниченным разумом понять безграничность, которая ожидает нас в Царстве Божием.
 – Спасибо, Владыка. Такой вопрос: «Можно ли подавать записки о крещеных, но не воцерковленных родственниках – живых и мертвых?»
 – Сейчас мы говорили, что многие люди не были в Церкви, не причащались – но сейчас пришли в Церковь их дети, стали жить церковной жизнью. Конечно, их душа болит за своих родителей и они хотели бы чем-то им помочь. Поэтому просят, чтобы за них молились в церкви и поминали за проскомидией, и, может быть, Господь по Своему милосердию дарует им милость, благополучие и Царство Божие. Поэтому в силу трудностей, которые были в безбожное время, мы входим в положение родных и стараемся чем-то утешить человека.
 – Вопрос от Татьяны из Калужской области: «Можно ли христианину делать переливание крови? Можно ли ему самому быть донором?»
 – Да, конечно, мы должны помочь людям, попавшим в беду. И когда нуждается человек в крови, мы отдаем свою кровь, потому что это наша помощь. Наша христианская кровь, может быть, даже освятит человека, который нуждается в крови. Может быть, переливание даст еще и другую пользу – духовную. Человек, придя в себя, поймет, что Господь его призывает к добродетельной жизни, к жизни без греха. И он легче, может быть, оставит свою привязанность ко греховной жизни и станет добродетельно и богоугодно жить.
 – Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Костромы. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, ответьте, пожалуйста! Когда молишься вечером и утром – правило читаю или, предположим, другие молитвы – обратила внимание, что когда читаю про себя, то ничто не мешает, лучше идет молитва. Как только начинаешь произносить вслух, тут же рассеивается произношение, внимание уходит. Я все равно продолжаю вслух читать. Но слышала, батюшка сказал, что можно читать и про себя. Как Вы посоветуете? Как правильно?

 – Можно и вслух молиться, и про себя. Если у вас больше внимания бывает к молитве, когда вы про себя произносите ее слова, то ничего плохого в этом нет. Читайте про себя; главное, чтобы вы молились внимательно, чтобы прочувствовали смысл слов молитвы через ваш ум, через сердце. Так наше сердце умиляется, когда мы произносим слова молитвы с вниманием! Поэтому не смущайтесь, а молитесь так, как вам удобнее. От внимательной молитвы больше пользы.
 – Вопрос от Александра из Серова: «Скажите, какой нужен стаж работы у батюшки для отчитки? И как получить Ваше благословение на отчитку?»
 – Вопрос об отчитке очень сложный. Есть опасность, что человек, который совершает отчитку, не сможет бороться с силой бесовской, встающей против него, когда он молится за бесноватых. И чтобы не повредить этому человеку, лучше от этого отказываться. Что касается отчитки, я думаю, лучше всего обратить внимание на корень этой болезни. А это – грех, через который вошла в человека бесовская сила. И если человек будет стараться очистить свое сердце, свою храмину от греха и жить благочестиво, то враг рода человеческого не сможет быть в чистом сердце – он рано или поздно оставит его. И даже наши обычные молитвы церковные будут способны очистить человека от бесовской силы, которая мучает его. Но причина – грех. Надо внимательней быть к себе, углубиться в свое сердце, увидеть свои грехи, в них раскаяться, вместо этих грехов приобретать добродетель, жить добродетельной жизнью. И так мы можем избавиться от бесовской силы. Мы знаем, что когда один кровосмеситель был поражен за великий грех кровосмешения беснованием, апостол Павел говорил, что это дается ему во измождение плоти, чтобы спаслась его душа. И человек нес этот крест определенное время, потом был освобожден, когда достаточно много потрудился, принеся покаяние в совершенном грехе. И Господь, видя его покаяние, освободил его от мучения бесовского.
 – Спасибо, Владыка; в студию поступил телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Здравствуйте. Владыка, благословите.

 – Бог благословит.
 – Я из Самары звоню. Меня батюшка благословил читать сорок дней акафист за мужа. Но уже прошло три года, а он меня все благословляет, я без перерыва читаю. Прошу благословения уже закончить, но он меня не благословляет заканчивать чтение акафиста. Могу ли я сама бросить, без благословения батюшки? У меня уже появляется рассеянность, пропадает желание читать. Как мне быть?
 – Конечно, молиться мы не должны уставать, потому что апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, бодрствуйте, трезвитесь. И смотрите, как опасно ходите». Если есть рассеяние, то нужно с ним бороться, чтобы приобрести внимательную молитву, и наоборот, в молитве получить радость и утешение, потому что мы молимся Богу. Если, конечно, правило очень большое, читать надо много, тогда нужно как-то попросить сократить, чтобы не рассеиваться. Действительно, когда человек много читает, когда большие молитвенные правила, то ослабевает внимание. А когда правило небольшое, то он должен упражняться в молитве, достигать совершенства; под совершенством в молитве имеется в виду внимательная молитва – читать со вниманием и не рассеиваться во время чтения молитв или акафиста. Не знаю, какая там конкретная ситуация, но если послушание в том, чтобы читать акафист один раз в день, думаю, нужно найти в себе силы и читать, молиться и просить у Бога помощи ради спасения своего мужа, чтобы он не погибал, может быть, какими-то своими пороками, а спасался добродетельной жизнью.
 – Вопрос от Зои из Екатеринбурга: «Можно ли транслировать службы двунадесятых праздников?»
 – Можно, конечно; мы иногда воскресную службу транслируем, иногда и в двунадесятые праздники. Будем смотреть, может это и получится.
 – Скажите, будет ли соединение старообрядческой веры с Православной?
 – Желательно, чтобы это было. Это не только от Русской Православной Церкви зависит, зависит и от старообрядческой Церкви – она тоже должна пойти навстречу.
 – В храме батюшка должен благословлять рукой или крестом?
 – Есть моменты в богослужении, когда он благословляет рукой, а есть – когда крестом. Не всегда одинаково.
 – Спасибо, Владыка. Благословите наших телезрителей.
 – Бог благословит вас, дорогие наши телезрители. Спасибо вам за ваше участие в нашей программе, за ваши вопросы! И я, поздравляя вас с подготовительными неделями к Великому посту, которые нам предлагает Святая Церковь, желаю глубоко проникнуться смыслом поста в эти недели, чтобы добродетели, которые Церковь нас призывает стяжать, мы стяжали. И чтобы с таким духовным настроем приступить к подвигу Великого поста. И чтобы этот пост для нас был спасительным, был постом приятным, благодатным, который бы освободил нас от рабства греху. И чтобы мы порадовались в праздник Воскресения Христова радостью Пасхальной и неизреченной.
 – Спаси Господи, Владыка!

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Встреча в Патриарших палатах Московского Кремля

  26 февраля 2009 года в Патриарших палатах в Московском Кремле состоялась встреча Президента Российской Федерации Д.А.

 
Духовное чтение

Протопресвитер Александр Шмеман: «Великий пост в нашей жизни»

(Окончание. Начало в № 8)«Только молитвою и постом…»  Как далеко ушли мы от нашего обычного понимания поста как простой перемены диеты, от рассуждений о том, что разрешается постом и что запрещено, от всего этого поверхностного лицемерия! Ибо, в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит — достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть прежде всего духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога. В ранней Церкви пост означал совершенное воздержание от пищи, т.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс