Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей и начало нашей беседы!
– Бог благословит всех нас.
– Владыка, Вы недавно побывали на Поместном Соборе. Что Вы можете сказать вкратце о Соборе и о выборах нового Патриарха?
– Я хотел всех вас, дорогие телезрители и радиослушатели, поздравить с избранием на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 29 января нового Патриарха – Святейшего Патриарха Кирилла. И мы молимся, чтобы Господь, по молитвам Святейшего Патриарха Кирилла и по его трудам и нашими общими усилиями, помог продолжить путь, который созидал в нашей Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Созидать ту твердыню веры, которая необходима нам, чтобы спастись, в разум истины прийти, и чтобы вокруг нас спасались тысячи.
Мы побывали на Архиерейском и Поместном Соборах нашей Церкви, почувствовали единство архиереев, мирян, священнослужителей, которые с братской любовью проводили этот Собор. И с таким же чувством мира и созидательного труда мы совершили дело избрания Предстоятеля нашей Церкви – она приобрела кормчего, путеводителя, который будет нас вести по бушующему морю на путь спасения, на путь истины. Поэтому будем вместе молиться, чтобы на жизненном пути Господь помогал нам вместе с нашим Святейшим Патриархом Кириллом нести свое служение на благо нашей Церкви Православной, в деле преумножения чад Божиих, утверждения нас с вами в вере Христовой, Православной. И чтобы мы, все верующие православные христиане, были светом мира и солью нашей русской православной земли, созидали дело нашего спасения.
– Владыка, сейчас уже идут подготовительные недели к Великому посту. Как Вы посоветуете готовиться к посту и как его проводить, чтобы достойно встретить праздник Пасхи?
– Святая наша Церковь не случайно за три недели до начала поста уже готовит всех нас к этому великому подвигу. И готовит великими, высокими добродетелями, которые мы должны стяжать, чтобы успешно провести пост.
В Неделю о мытаре и фарисее Господь призывает нас правильно молилиться: молиться на основе сознания своей греховности, недостоинства, своей немощи. Чтобы мы молились со смирением, с сокрушением своего сердца, стяжали дух смирения. Мы видели – молитва мытаря была принята Богом и оправдана, потому что он молился со смирением, с сознанием своей греховности, с чувством своего недостоинства. И он вышел из храма оправданным. А фарисей, хотя и имел некоторые добродетели, но возвышался и гордился этим, осуждал людей, которые не делали то, что он делал. И Господь не принял его молитву – он остался неоправданным пред Богом. Первая неделя перед Великим постом – Неделя о мытаре и фарисее – настраивает нас положить основу смирения в своей жизни, основу добродетели неосуждения ближнего, добродетели покаянной молитвы пред Богом, сокрушения своего сердца, видения своих грехов. Мы должны молиться, чтобы Господь помиловал, простил и даровал нам чистоту нашего сердца.
Затем будет Неделя о блудном сыне, в которую говорится о великом милосердии Божием над согрешающими людьми. И никакого греха нет пред Богом, которого бы Он не простил человеку, если человек кается чистосердечно, приходит к осознанию своего греха – Господь принимает человека с сокрушенным сердцем, со смирением, с любовью к Богу готового послужить всем сердцем своим, всем разумением своим, всею крепостию своей.
Далее наша Церковь напоминает о Страшном Суде, о том, что нам предстоит Суд Божий за все дела, которые мы совершаем в своей жизни, и по какому принципу Господь будет судить. Главным образом Господь будет смотреть по нашим добрым делам, по делам милосердия к ближнему. Напоили ли мы кого? Накормили? Одели или посетили болящего? Посетили в темнице находящегося? Вот такие дела милосердия приятны пред Богом, и Господь, видя наше соучастие, сострадание к нуждающимся, видя наше милосердие к людям, будет миловать и нас на Страшном Суде. И когда мы готовим себя и смирением, и молитвой, и неосуждением ближних, и надеждой на милосердие Божие, и желанием оставить свою греховную жизнь и возвратиться к жизни по заповедям Божиим, возвратиться к нашему Небесному Отцу, выполняя Его заповеди, и также содрогаясь пред Страшным Судом Божиим, что мы за все наши дела и поступки будем давать ответ пред Богом – все это вместе нас сосредотачивает, чтобы мы оставили греховную жизнь и жили по заповедям Божиим. А если и во время поста какие-то наши страсти, сильно укоренившиеся в нашем сердце, не дают их оставить, нам нужно воздержанием в пище, неделанием ничего злого, греховного, постом, молитвой – подвигом, трудами и самоотвержением, отречением от своей воли в течение всего поста искоренять из своего сердца страсти: освободиться от рабства греху и быть свободными, чтобы делать добро, и никогда не возвращаться к злым делам, в которые, к сожалению, мы впали – зная и понимая, что Господь милосерд, простит нас, поможет нам дальше вести чистую и богоугодную жизнь.
– У нас звонок в студию. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
– Здравствуйте. Владыка Викентий, мой духовник не смог мне ответить на этот вопрос: грех ли это, если человек считает, что у него есть интуиция – ангелы предупреждают, к примеру, если приближается беда. Человек в этот момент это чувствует очень сильно – я последнее время чувствую. Часто бывает: ребенок отказывается лететь на самолете – и самолет потом падает. Или человек решил ехать и с машиной мается-мается. Потом едет на машине и разбивается насмерть, причем не он виновник, а в него въехали. Для чего тогда ангелы предупреждают об опасности, если она все равно случается? Спасибо Вам большое.
– Да, конечно, мы находимся под Промыслом Божиим, Господь промышляет о нас. И когда мы живем добродетельной жизнью (а иногда даже просто для укрепления нас в вере), Господь некоторыми способами предупреждает нас, что может случиться какая-то беда, и мы это предощущаем, чувствуем… Каким-то образом Господь нам подсказывает, что может случиться та или иная скорбь, или предотвращает нас от той или иной беды. Это, конечно, Промысел Божий, милость Божия, которая нас покрывает, потому что мы молимся всегда в Церкви, просим, чтоб Господь послал нам ангела нашего хранителя, избавил нас от внезапной смерти, чтобы дал нам христианскую кончину. И Господь, слыша наши молитвы, слыша молитвы наших близких, родных, помогает людям избавиться от той или иной беды. Это предупреждение – Господь так милосерд к нам, что делает такую милость – мы только должны это видеть, замечать: это призыв Божий, чтобы мы, видя милосердие Божие, обращались к Нему с благоговением, со страхом Божиим, с любовью – отвечали Богу своей любовью на любовь Божию к нам. Господь нам дает такие милости, чтобы побудить нас к нравственной, христианской, церковной жизни – это самое главное. Но, к сожалению, бывает, что мы восхищаемся, удивляемся: «как это интересно получилось – не сел на тот самолет, хотя очень спешил и хотел». И начинаем греховно гордиться, думать о своих дарах, интуиции… Это предупреждение Божие – мы находимся под покровом Божиим, под Промыслом Божиим, под видением Божиим. И Господь, промышляя о нас, этим призывает к Себе, чтобы мы были более благочестивыми, жили богоугодно, церковно. Все, что случается с нами – это не случай какой-то непредвиденный, это все по Промыслу Божию случается; и Господь этим нас призывает к более активной богоугодной жизни, а не к гордости своей интуицией.
– В городе организуются паломнические поездки к мощам пензенского старца Алексия. О нем разные мнения, а каково Ваше мнение о нем, Владыка?
– Я беседовал с Владыкой Филаретом Пензенским и спрашивал по поводу этого старца. Он говорит, что он знал этого старца еще при жизни, и что он довольно благочестивый был старец, очень простой и любимый многими людьми. Но, к сожалению, после его смерти некоторая часть людей создала не совсем православную атмосферу, поэтому если кто желает пойти к святыням Пензенской епархии, в том числе и побыть на могиле этого старца, то нужно сделать это только с благословения Паломнического отдела Пензенской епархии или самого Правящего Архиерея архиепископа Филарета. Они все организуют, все сделают, расскажут правильно, потому что есть некая группа, которая открыла свой незарегистрированный, не благословленный Владыкой Филаретом приход и ведет активную работу, чтобы привлекать людей в свою сторону, прикрываясь этим старцем и вводя людей в заблуждение. Чтобы не попасть в какую-то беду, лучше быть более осторожным, вступая с кем-нибудь в отношения. Еще раз говорю: мы должны обращаться к тем людям, которые живут и трудятся при епархии, и они все покажут, расскажут, направят на правильный путь.
– Спасибо, Владыка. К нам поступил телефонный звонок.
Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем… Звонок сорвался. А вопрос был такой: «что ждет невинно убиенного ребенка на том свете, если он не был крещен?»
– Конечно, мы полагаемся на милосердие Божие – что Господь помилует его. То, что он не крещен – это наша скорбь: мы не можем за него молиться в Церкви Христовой, Православной. Мы можем только молиться дома за него, в наших келейных домашних молитвах, совершать дела милосердия по отношению к нему, чтобы Господь миловал его. Но это уже на суд Божий, на милосердие Божие. Надеемся, что Господь покроет его Своей любовью.
– Вопрос из Новосибирска: «Я слышала, что молитвами можно изменить судьбу. Правда ли это? И скажите, Владыка, судьба и карма – это одно и то же? И можно ли в это верить?»
– В Православной Церкви мы не верим в предопределение человека – «как судьба распорядилась, так все и будет». Господь создал нас со свободной волей, и мы можем пойти по пути правды Божией или по пути зла и греха. Мы видим в притче о блудном сыне – он жил в богатой семье, попросил у отца свою долю богатства и повел распутную жизнь. И свои богатства он расточил, живя в разврате и увеселениях. Когда он жил в таком состоянии, можно было бы сказать, что это его судьба. Конечно, родители скорбели, родители, может быть, недовольствовали, что он так распутно живет. Но потом случилось так, что он пришел в себя и изменил свою жизнь, возвратился к своему отцу, раскаялся пред ним. Отец его простил, и он начал жить благочестивой, нормальной жизнью.
Мы можем углубляться в какие-то грехи и пороки, потом приходить в себя и все изменять в своей жизни в противоположную сторону, и наоборот – живя очень благочестиво, бывает, человек чем-то соблазняется и уходит «на сторону далече», а потом опять возвращается. Идет борьба добра со злом, когда враг рода человеческого – диавол через наши страсти и немощи влияет на нас и уводит нас. Когда мы приходим в сознание и видим свое падение – сожалеем об этом и принимаем все меры и усилия, чтобы возвратиться к правильной жизни, оставить греховную жизнь. Все от нас с вами зависит – как мы отнесемся к добру и злу. Если мы знаем, что это зло и оно приносит нам очень много горя, страданий и неприятностей, то, конечно, мы будем стараться всеми силами избавиться от него.
Наша жизнь – постоянная борьба добра со злом. И есть случаи, когда зло побеждает человека, он объят злом и злой жизнью – а потом возвращается и становится на путь добра. У кого-то получается быстрее, у кого-то дольше, но рано или поздно какие-то движения к добру у человека происходят. Человек с помощью Божией меняет свою так называемую судьбу, насколько способен сам человек. Поэтому «судьба» как предопределение – человек такой, и другим не может быть – это неправда. Например, прошел период истории нашего Отечества, когда бушевал атеизм, когда люди отторгались от Церкви, от веры, от церковной жизни. Сейчас люди в среднем и пожилом возрасте говорят: «Из меня уже ничего не сделаешь, я каким родился, таким и останусь, никогда к вере не приду». На самом деле это не правда: даже в самом преклонном возрасте, если человек стремится к чему-то возвышенному, доброму, светлому, божественному – рано или поздно он этого достигнет, и Господь посетит его, и он предпримет шаги, чтобы приблизиться к Богу и жить благочестивой, церковной жизнью. Это случается очень часто, поэтому не нужно себя убеждать в том, что «я уже потерянный человек, и ничего больше из меня не получится». Господь готов помочь человеку в любом возрасте, в любое время, если человек захочет и предпримет усилия, чтобы оставить грех или свое неверие, устремится к вере – этот дар Божий через наш труд. И Господь даст, и получим, и наша жизнь преобразится.
– Спасибо, Владыка. К нам поступил звонок из Красноярска. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
– Здравствуйте! Раба Божия Надежда, город Красноярск. Владыка, мне была подарена фотография неизвестного святого. Я пошла в храм и спросила, кто это такой? Мне сказали, что никто его не знает. Батюшка мне посоветовал сжечь эту фотографию. Там была еще молитва, она меня тоже насторожила. Я пошла на помойку и сожгла эту фотографию, так и не зная, кто это. А недавно я узнала, что это ливанский монах Шарбель, причисленный к лику святых Римско-Католической Церковью, очень популярный в странах Ближнего Востока. В Сирии и Ливане с большим почтением относятся к этому святому, они его очень сильно почитают. И теперь меня гложет мысль, что я так непочтительно обошлась с чужим святым. Может, мне нужно покаяться? Спасибо.
– Конечно, если ваша душа не спокойна, нужно пойти на Исповедь и сказать, что не совсем почтительно отнеслась к фотографии. Конечно, нужно было не на помойку идти, а просто сжечь и закопать в земле, где не ходит человек, или просто пустить этот пепел по текущей воде. Если мы даже не знаем, кто он такой, но нам сказали, что это святой, нужно так делать. Тогда, я думаю, ваше сердце было бы спокойно. А сейчас, чтобы успокоить свое сердце, лучше пойти на Исповедь, и Господь простит ваше согрешение.
Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Слово на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества.
«Эту неделю перед Великим постом нужно проводить не в поисках всяких кулинарных рецептов, а проводить с духовными размышлениями, которые нам предлагает наша Святая Церковь. Ведь предыдущие седмицы были о блудном сыне и Страшном Суде.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.