Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (515) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№2 (515) / 8 января ‘09

Архипастырь

 – Добрый вечер! Владыка Викентий, у нас в городе есть протестантская церковь, прямо в центре города – с огромным крестом. Многие говорят, что это секта, некоторые говорят, что это очень правильная вера.

Будьте добры, объясните немножко подробнее, что это такое, если можно.
 – Это где?
 – Это Нижневартовск.
 – Я, к сожалению, не был в Нижневартовске, не знаю, какая там церковь. Если это православная церковь, то, конечно, можно туда ходить и молиться. У нас, слава Богу, есть сейчас церкви православные, надо туда идти, молиться и советоваться с батюшками. Надо быть на Исповеди и вести духовный образ жизни. Мы не должны соблазняться другими конфессиями, которые есть в наших городах.
 – У нас есть вопрос из Челябинска. Скажите, послушание должно быть истине или батюшке? Что такое вообще послушание? Что такое смирение?
 – Послушание – одно из средств побороться со своей гордыней – дается нам, чтобы мы упражнялись в добродетели смирения, противоположной смертному греху – гордости. Гордыня низвела прародителей наших из рая. И только смирение, которое показал нам на Своем личном примере Христос Спаситель, может спасать нас. Зная важность и необходимость смирения, Церковь наша и призывает нас к приобретению добродетели смирения через послушание – отречение от своей греховной воли. И священнослужители, видя устремление православного христианина, прихожанина к добродетели смирения, дают ему послушание, чтобы он упражнялся в этой добродетели. Если человек хочет действительно получить добродетель смирения, он должен слушаться, в чем благословляет его священник. Поэтому, может быть, даже какие-то бытовые послушания он дает – но если мы с полным отречением от своей воли будем все делать, это будет нам на пользу. Мы знаем, что в некоторых монастырях игумены, казалось, давали такие безумные, неразумные послушания, но они воспитывали своих послушников так, чтобы те отрекались от своей воли, от своих мыслей, чувств, желаний, знаний даже, а делали, как им сказано. Был случай, что дали такое послушание – посадить капусту вверх корнями, и это послушник делал. И за послушание капуста… росла. Бывает, говорит старец своему духовному сыну перейти речку. И он проходил – как по суше. Это было полное отречение без особого размышления – как будет, что будет, правильно или не правильно. Господь ради такого послушания давал, укреплял и избавлял от всяких бед и напастей. Много есть примеров из житий святых, где показывается, что значит для человека послушание, какую пользу оно ему приносит.
 В данном случае тоже не надо думать, что это капризы священника – это желание помочь человеку в приобретении высокой добродетели.
 – У нас звонок из Екатеринбурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Добрый вечер. Владыка, благословите.

 – Бог благословит.
 – Владыка, у меня такой вопрос. Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» говорит о том, что, когда человек молится, допустим, о приобретении смирения, просит Бога, то Господь посылает ему случаи такие, что его кто-то может или оскорбить, или побранить. И когда узнаешь об этом, то понимаешь, что как-то неправильно молишься – просишь избавить от каких-то неприятностей, поношения. А правильно, наверное, настроиться, что это нужно терпеть и не бояться, что тебя будут оскорблять, поносить или унижать, и правильно к этому относиться? Потому что в мирской жизни ничего страшней, мне кажется, люди не представляют, чем унижение, оскорбление от людей, которым они сделали много добра, например. Подскажите, как утвердиться в этом, настроить себя на такой подвиг.
 – Надо читать Священное Писание – в нем Господь говорит, что блажен тот человек, который терпит искушения, испытания, унижения, оскорбления, оплевания. Он получает какие-то скорби, принимает их с любовью, как от руки Господней, для спасения его души, претерпевая и осознавая, что Господь посылает ему эти поношения, чтобы он упражнялся в смирении, терпении, приобретал добродетель, очищал свою душу от греха. Еще вспомните, что Господь тоже терпел многие скорби, унижения, оскорбления. Если мы хотим в какой-то степени сами претерпеть ради Христа, ради того, что Сам Господь претерпел за нас, а мы терпим за свои грехи и недостатки, – мы хотим тоже быть соучастниками Его страданий. Господь страдал за все человечество, а мы страдаем за себя, за свои грехи. Господь, видя такое наше расположение к этому, даст нам радость в скорбях. Казалось бы, это скорби – а они для нас будут радостны и приятны. И в житиях святых угодников Божиих, и в житиях святых мучеников мы видим, что когда их мучили, терзали, они испытывали радость и даже просили у мучителей, чтобы они больше их мучили, потому что хотели больше радости и утешения получить от Бога через страдания, которые терпели за Христа.
 – Вопрос от Анны из Тамбова: «Мой брат умер в 21.30. Этот день засчитывается при расчете сорокового дня?»
 – Да, засчитывается. День, в который почил усопший – это первый день, следующий день – второй. И на сороковой совершаем поминовение.
 – Елена из Рыбинска спрашивает: «Если родители прокляли дочь и она потом умерла, проклятие может перейти на внуков?»
 – Если эти внуки ведут благочестивую, богоугодную, церковную жизнь, то это проклятие не перейдет на них.
 – У нас телефонный звонок из Тавды. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте. У меня такой вопрос. У меня мама с отцом разошлись, и она вышла замуж за другого мужчину. А с отчимом я и мои сестры не находим общего языка. Как маме поступить? Оставаться с ним или расставаться? И как мне поступить с отчимом?
 – Надо, конечно, с добротой относиться, потому что он тоже образ и подобие Божие. И, конечно, надо хорошо относиться к матери и к вашему отцу, который сейчас, может быть, живет в другой семье. Поэтому к родителям относиться как к родителям, а к этому человеку относиться как к каждому ближнему своему – с любовью, уважением, почтением.
 – Еще один вопрос от Елены из Рыбинска: «Если среди близких людей есть человек с отрицательной энергией, как ему по-православному противостоять?»
 – У православных есть своя сила – сила Божия, противоположная злой силе, которая может причинять человеку неприятности. Не случайно говорят святые отцы: «Стяжите Духа Святого». Нужно стяжать Духа Божия своей добродетельной жизнью, и тогда никакая энергия и отрицательная сила на нас не будут действовать, ничто нам не страшно будет.
 – Вопрос от Галины из Нижнекамска: «Пока в семье моих знакомых сильно болел сын, мы взяли крестницу на воспитание, и она пять лет жила с нами и воспитывалась в Православной вере. Сейчас ее забрали, видеться с ней не разрешают, в храм ей ходить запрещают. Как мне поступить?»
 – Слава Богу, что она уже имеет опыт христианской православной жизни, впитала в себя дух Православия. Сейчас, к сожалению, родители не понимают, что они делают: не пускать в храм – очень плохо. В данном случае надо просто молиться и за родителей, и за ребенка. Может быть, Господь посетит их Своей благодатью и они пересмотрят свое отношение к вере Православной.
 – Вопрос от Таи, Шалинский район: «У нас в селе нет храма, меня приглашают читать Псалтирь по усопшим. Благословение взять не у кого. Скажите, правильно ли я делаю, что читаю Псалтирь по усопшим без благословения? И как правильно читать Псалтирь?»
 – Нужно взять благословение, это не трудно сейчас, слава Богу, есть храмы. Недалеко от этого поселка есть храм, можно даже в Шали пойти, это тоже недалеко. И там взять благословение у батюшки, чтобы он рассказал, как правильно читать Псалтирь за усопших. Конечно, это хорошее дело, что читается Псалтирь, это неплохо, но нужно, чтобы священник знал, что делается в его приходе. А Псалтирь надо читать, чтобы на каждой «Славе…» молиться за усопшего, которого мы поминаем. Есть специальная молитва в конце Псалтири за усопших. Эту молитву надо читать и поминать имя усопшего.
 – Вопрос от Людмилы из Норильска: «В Библии есть слова: «не сотвори себе кумира». А икона может быть идолом?»
 – Мы уже объясняли несколько раз, что икона – не идол; она средство, благодаря которому мы возвышаемся к Первообразу. На иконе – образ Божией Матери, угодников Божиих, Спасителя. И смотря на икону, нам легче обращаться к Первообразу с молитвой за помощью и благословением. Это не поклонение доске или какому-то кумиру, а поклонение и почтение Первообраза, Который пребывает в Царстве Божием.
 – Спасибо. У нас звонок из Санкт-Петербурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте, это Надежда из Санкт-Петербурга. Владыка, у меня такой вопрос: как отличить, в целительстве, например – идет дар от Бога или от лукавого?

 – Дар от Бога дается человеку, конечно, за его большие подвиги, которые он должен нести в своей жизни. И в поощрение за его подвиг Господь дает такой дар помощи ближним. Как мы видим, у угодников Божиих не было цели получить дар исцеления, а была цель своего спасения и молитва за весь мир, за всех людей. И господь кому-то дал дар совета, дар прозорливости, другому – дар исцеления. Когда человек очистил свою душу от грехов и страстей, конечно, этот дар очень полезен и человеку, который получил этот дар, и людям, которые получают исцеление по молитвам этого угодника Божия. И наоборот, человек мало верующий, нецерковный, не знающий никаких правил христианских, не живет по заповедям Божиим, но употребляет какие-то иконы, свечи или другие средства, чтобы доказать, что он человек верующий и церковный. С помощью этих предметов он совершает какие-то действия и, казалось бы, исцеляет, по его словам – по благодати Божией. Нет, такого не бывает, не может быть. Поэтому нужно быть очень внимательными – как говорится в Священном Писании, чтобы мы различали духов: от Бога они или не от Бога. В посланиях апостола Павла есть такие выражения. Мы должны быть внимательны к тому, какого духа люди, которые совершают исцеления, потому что и враг рода человеческого – диавол – тоже может дать какие-то дары человеку, но не для пользы человеческой, а во зло, под видом добра, под видом веры, под видом христианской жизни.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Патриарший Местоблюститель поздравил с Рождеством участников детского праздника в Государственном кремлевском дворце

  9 января 2009 года в Государственном Кремлевском дворце состоялся традиционный Рождественский праздник для детей.  Перед началом праздничного представления к ребятам обратился Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

 
Духовное чтение

Крещенская вода

О великой cвятыне – Агиасме, как называется крещенская вода, рассказывает Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии – Вода связана с праздником Крещения Господня.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс