Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (509) → Фестивалю «Димитриев день» – 13 лет

Фестивалю «Димитриев день» – 13 лет

№44 (509) / 22 ноября ‘08

Духовное чтение

  Первый раз работники областного Дома фольклора провели в Екатеринбурге фестиваль «Димитриев день» тринадцать лет назад. Этот фестиваль был призван раскрыть и показать традиционную мужскую, бойцовскую культуру.

Первый блин не оказался комом – это событие стало яркой страницей в духовной и культурной жизни города, со временем к участию к фестивалю присоединились другие города области и даже соседних областей, и ставший ныне уже традиционным праздник «Димитриев день» можно смело назвать региональным.
  По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, в нынешнем году народный праздник «Димитриев день» состоялся в рамках Всероссийского фольклорного фестиваля единства народов Урала. Он прошел 9 ноября в Екатеринбурге, в парке Дворца молодежи. Организаторами его стали Министерство культуры Свердловской области, Свердловский областной Дом фольклора, Объединение патриотических клубов «Дружина», Культурный центр «Солдаты России», Этнокультурный центр «Многая лета» и Отдел культурного наследия Екатеринбургской епархии.
  Фестиваль «Димитриев день» давно перешагнул рамки городского: в нем принимают участие представители многих общественных организаций, воинских частей и подразделений, казачьих станиц и хуторов. Поэтому мы и называем его не мероприятием, а событием. Потому что «со-бытие» – это значит «совместное бытие, совместное участие» в общественной и церковной жизни города и области, которое объединяет наше общество и наполняет глубокими духовными смыслами, большинство из которых на сегодняшний день, к сожалению, утрачены.
  Впрочем, предоставим слово самим участникам фестиваля.
  Город Нижние Серги представляла секция русской воинской культуры и рукопашного боя городского спорткомитета. Ее руководитель – Сергей Николаевич Шеломенцев. Старинная русская фамилия, обозначающая «человека, меняющего шеломы», как нельзя лучше подходит к облику ее носителя: Сергей похож на былинного русского богатыря.
  – Как давно начала работать секция?
  – В Нижних Сергах – с января нынешнего года. До этого я жил в Екатеринбурге, здесь и занимался с ребятами.
  – В фестивале «Димитриев день» принимаете участие в первый раз?
  – Нижнесергинские ребята здесь, конечно, впервые, а вот лично я принимал участие в самом первом фестивале, в самой первой «стенке».
  – И какие показали результаты?
  – Наша команда вышла победителем – какие еще результаты могут быть в стеночном бое?
 – Сколько человек занимается в Вашей секции русской воинской культуры и рукопашного боя?
  – Около десяти человек.
 – Среди них есть и представительницы «слабого» пола?
  – Сейчас, слава Богу, уже нет. Раньше занималось несколько девчонок, но я отстранил их от занятий: не женское это дело.
  – Но нам же известны в истории такие женщины-воительницы, как Жанна д Арк, Василиса из дружины Александра Невского, Надежда Дурова – кавалерист-девица времен Отечественной войны 1812 года…
  – Вот и посчитайте, сколько таких женщин было в истории, а сколько – простых, нормальных женщин, которые должны рожать и воспитывать детей? Соотношение-то один к десяти миллионам! И ни одной из этих десяти миллионов мне не попалось. Было три девчонки, и всех я постепенно отстранил. Они научились минимуму того, что им надо, чтобы суметь себя защитить – а больше им ничего не нужно.
 – Какие виды борьбы Вы культивируете у своих воспитанников?
  – Самые разные, которые есть в русской воинской культуре и рукопашном бое. Рукопашный бой – это опосредованная культура, в которой применяются и «буза», и стиль Кадочникова, славяно-горецкая борьба, владимирская легкая борьба, казачий «спас», сибирский «вьюн». Я всю жизнь почти всем этим занимаюсь, и все это даю своим воспитанникам.
 – Вы имеете какое-то специальное образование?
  – Нет, к сожалению, у нас даже в институтах физической культуры нет такой специализации – преподавателя рукопашного боя, тем более – преподавателя русской воинской культуры. Вот и у меня нет «официального» диплома, хотя я – старший инструктор областной Федерации рукопашного боя.
  – Сергей Николаевич, есть такая добрая поговорка: «Учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться». Вы можете сказать, что у Вас уже есть ученики, которые превзошли Вас в мастерстве и сноровке?
  – Наверное, я не доживу до того, когда меня превзойдут мои ученики. Но их ошибки, совершенные на одном занятии, всегда становятся у нас темой для следующего занятия. Иногда кто-нибудь что-нибудь такое «выкинет», а посмотришь повнимательнее, додумаешь, проанализируешь – глядишь, и получается что-то новое, интересное, перспективное.
  – То есть русский рукопашный бой – это сплошная импровизация, он не имеет определенных правил и строгих канонов?
  – Конечно, есть какая-то минимальная база определенных общепринятых приемов, которые можно постигнуть за месяц-полтора, а дальше идет чистое творчество самого спортсмена и его наставника.
  – Какие-то спонсоры для развития русской воинской культуры в Вашем городе есть?
  – Я директор городского спорткомитета, и поэтому со всей ответственностью могу сказать, что поддержка спортивных программ идет по минимуму: мы находимся в режиме выживания. И если бы не благодетели, мы бы долго не продержались. Очень помогают старые добрые друзья, в том числе из Екатеринбурга, с которыми я когда-то занимался. Есть и нижнесергинские предприниматели, которые финансово поддерживают наши программы по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Низкий поклон им за это!
  …Борцов и бойцов поддерживали веселыми наигрышами, частушками, песнями и плясками участники фольклорных ансамблей. Знакомимся с одним из них, ансамблем «Воля» из города Первоуральска. Это уникальный, замечательный коллектив, который хорошо знают в Екатеринбурге и области.
  Руководитель ансамбля Сергей Васильевич Саблин так вспоминает первые годы работы коллектива:
  – Ансамбль «Воля» составлен по семейному принципу: несколько лет назад его организовали несколько семей, любителей фольклора, и до сих пор эти семьи живут и здравствуют, образуя костяк коллектива – вместе поют, ездят на разные фестивали. Но за прошедшее время в ансамбль влилось немало новых семей.
  В основе репертуара ансамбля – песни оренбургских казаков. Уже увидел свет и нашел поклонников первый альбом с записью ансамбля – «Поехал казак на чужбину», сейчас готовится к выпуску новый альбом, который пока не имеет рабочего названия. Песни, представленные в данном альбоме, мы привезли из своих последних фольклорных экспедиций по казачьим станицам Нагайбакского и Карталинского районов Челябинской области.
  Вместе с нами на «Димитриев день» всегда приезжают ребята из нашей молодежной студии. Если взрослые люди только поют и пляшут, ребята с удовольствием «руками машут», то есть принимают участие в единоборствах, а на «стенку» выходят практически все наши мужчины.
  Житель Екатеринбурга Михаил Грачев каждый год приходит на фестиваль «Димитриев день».
  – Я не представляю никакую организацию или объединение, я – сам по себе. А прихожу сюда из чувства солидарности, патриотизма, скажем так, уже третий год. Меня радует этот праздник – возрождение русских православных традиций.
  Постоянно принимаю участие в подобном празднике, который проводится на Вознесенской горке на масленицу. Я вот уже десять лет профессионально занимаюсь борьбой, кулачными боями, но самое интересное, конечно – стеночные бои.
  – Михаил, дзю-до, каратэ, тайский бокс, русская борьба имеют какие-то точки соприкосновения?
  – Если под русской борьбой вы понимаете русские рукопашные бои, то могу сказать, что все универсальные единоборства в какой-то мере помогают готовиться к ним.
  Атаман станицы «Ильинская» из поселка Рефтинского Владимир Николаевич Фомин с группой казаков впервые приехали в Екатеринбург на фестиваль – и не только чтобы других поглядеть, но и себя показать.
  Станица была образована в 1999 году, сейчас в ней насчитывается несколько десятков семей, которые занимаются крестьянским хозяйством. Духовно окормляет казаков настоятель прихода в честь Трех Святителей отец Александр Падырин.
  Атаман станицы Владимир Фомин рассказал историю образования станицы. Его родной брат Илья был казаком, а в 1994 году его убили именно за поддержку, возрождение и распространение казачества. В его светлую память была образована в Рефтинском казачья станица, которую и назвали в честь убиенного – «Ильинской».
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы кулачные бои проводились в казачьей станице Сухоложской, их организаторами стали екатеринбурские казаки. Получилось так, что рефтинские казаки, едва узнав, что такое стеночная борьба, сразу же победили именитых и опытных приезжих борцов. Потому-то их и пригласили на «Димитриев день» в Екатеринбург – потягаться силой с другими бойцами. И казаки достойно приняли этот вызов.
  Игорь Станиславович Артюхин – хорунжий станицы Ильинского хутора Богдановичского района. Эта станица образовалась в 1994 году, сейчас в ней насчитывается около 80 человек. Помимо хозяйственных дел казаки занимаются восстановлением традиционной воинской культуры, военно-патриотическим воспитанием молодежи. При станице действует кадетский класс «Сокол». Юные воспитанники казаков и стали группой поддержки, когда они с великим задором и энтузиазмом ринулись в бой «стенка на стенку».
  «Стенка» – традиционный элемент русской мужской культуры; на мой взгляд, это очень красивое и захватывающее зрелище. Хотелось бы внести ясность по поводу отношения некоторых людей к празднику вообще и, в частности, к боям «стенка на стенку».
  Что такое «стенка» в системе культуры? Всем известно, что у молодых людей накапливается избыточная энергия, которую они порой не знают куда девать. И нашими предками, скажем, определенно культурным способом было предложено вот эту энергию «выпускать» из себя. С одной стороны, «стенка» проводится обязательно по правилам. Они ни в коем случае не допускают, чтобы кто-то кого-то покалечил или устроил мордобой – за любые нарушения этих правил «стенка» останавливается, все ее участники становятся в круг, и происходит публичная порка водителя этой «стенки». Да, конечно, кто-то может нечаянно разбить кому-то нос, но по сути дела я хочу обратить особое внимание на традиции и неукоснительное соблюдение правил этого боя.
  В традиционной православной русской культуре мужчина – это воин: он и защитник семьи, и защитник нашего Отечества. И поэтому традиционные формы проведения такого рода мероприятий совмещаются с едиными духовными установками. То есть человек готовит себя, как воин он укрепляется физически.
  Традиционная воинская мужская культура сотни лет была наполнена высокими духовными смыслами Православия, и она была освящена этими смыслами. И здесь наша задача на сегодня (в частности, Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии) – заниматься вопросами традиционной культуры, возрождением годового календарного круга, где через многовековые православные традиции нынешние православные будут восходить к высокому смыслу духовного начала: жить как и полагается по Закону Божию – в ладу с собой, со своей душой и с окружающими людьми, в гармонии с окружающим миром.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Юрий Максимов: «Святые отцы о семейных обязанностях христианина»

  Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».

 
Духовное чтение

Юлия Васильевна Хомутова: «Я не перестаю доказывать обществу, что библиотека нужна»

  В рамках прошедшего недавно в Екатеринбурге IV Епархиального съезда православных законоучителей состоялся «круглый стол» на тему «Просветительское служение православных библиотек». Вместе с работниками православных библиотек в заседании «круглого стола» приняли участие и сотрудники светских библиотек.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс