Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (509) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№44 (509) / 22 ноября ‘08

Архипастырь

 – Владыка, вопрос от Ирины из Сыктывкара: «Какие грехи Господь не прощает? Я знаю, что не прощается самоубийство, но говорят, что еще есть непрощаемые грехи…»
 – Самый тяжелый грех – это, конечно, грех самоубийства, который действительно не прощается. А остальные грехи, если человек кается в них, как бы тяжелы они ни были, Господь прощает. Прощает, если человек кается по-настоящему: если он не только был на Исповеди и раскаялся в содеянном тяжком грехе, но и всю жизнь старается его омывать и оплакивать. Мы это видим на примере святых апостолов Петра и Павла, которые каждый день помнили свой грех отречения от Христа и каялись в этом, считали из-за этого себя не достойными быть апостолами – они очень глубоко осознавали свой грех: называли себя «извергами, недостойными» и т.д. Поэтому одной только Исповеди недостаточно, чтобы успокоиться; особенно если потом продолжать прежнюю жизнь, которая не свидетельствует о настоящем покаянии. Все, что делает человек, который действительно кается в своих грехах, приправлено добродетелями милосердия, сострадания, трудолюбия, помощи ближнему: человек кается по-настоящему, когда он делает благо для ближнего во искупление своих грехов.

 – «Владыка, мой знакомый нарисовал Иисуса Христа и захотел подарить картинной галерее в Храме-на-Крови. Но батюшка отказал нам на основании, что это не икона и не картина. Правильно ли поступил батюшка? И можно все-таки поместить это изображение в Храме-на-Крови?» – спрашивает Александр из Екатеринбурга.
 – Если изображение Христа Спасителя не соответствует каноническим правилам, конечно, его нельзя устанавливать в храме Божием, на выставке, чтобы не приносить смущение людям. Поэтому нужно смириться; если есть какие-то ошибки в изображении Иисуса Христа, то нужно исправить. И все.
 – Владыка, как преодолеть раздоры в семейной жизни?
 – Раздоры в семейной жизни, к сожалению, бывают; одна из самых тяжелых причин этих раздоров – гордыня, которая существует в сердце супругов. Если бы хотя бы один из супругов упражнялся в смирении и терпел, смирялся перед второй половиной, то этих раздоров можно было бы избежать. Но нужно иметь в виду, что супружеской паре дана Богом возможность вместе совершенствоваться, искоренять из души те или иные страсти. Поэтому если супруги с самого начала берут на себя такие обязанности – именно исправления друг друга на основе евангельского учения и святых отцов, – они добровольно идут путем помощи друг другу во исцелении, во избавлении от тех или иных страстей. И тогда, конечно, легче жить в семье, и раздоры тяжелыми не бывают. Если бывают, то они легко преодолеваются, потому что каждый из супругов понимает: нужно смириться, претерпеть, идти навстречу, не стоять на своем. Самая тяжелая ситуация – когда каждая из сторон стоит на своем и не хотят уступать друг другу. Это приносит большие раздоры. Нужно просто соглашаться с мнением другого. Конечно, если супруг не увлекает ко греху – тогда бывает тяжелая ситуация, тогда, конечно, один из супругов сопротивляется, не хочет это делать. В таком случае нужно молиться, чтобы Господь просветил и дал силы претерпеть эту ситуацию. Очень важно, чтобы в семье царил мир, а мир нужно созидать трудом, терпением, смирением, послушанием и снисхождением друг к другу.
 – Владыка, в Евангелии сказано, что никто не свят, кроме Бога. Почему тогда называют святыми людей, пусть даже очень хороших?
 – Да, святость, которую имеет Господь Бог, – совершенна. Мы должны стремиться к ней, уподобляться Богу, мы – образ и подобие Божие. И если человек достигает какой-то ступени святости, то мы его называем святым. Есть мученики, есть святые, преподобные, которые достигали какого-то уровня совершенства, и поэтому Господь их прославил Своей милостью, Своей благодатью – мы называем их святыми. Бывает, говорят «святой отец», «святый Владыка» – это не значит, что человек, которого так называют, святой: святость переносится не на человека, а на служение, которое он несет, на благодать, которая ему дана в таинстве Рукоположения во диакона, во священника, во епископа.
 Многие соблазняются или заблуждаются: «его называют святым, а на самом деле он не святой, он не живет в святости». Каждый священнослужитель – такой же человек, как и все, но облечен благодатью священства и несет это служение. Бывают какие-то у него и падения, и прегрешения, но он кается, встает и идет дальше. Не нужно смущаться падениями, которые случаются среди духовенства – они тоже идут по пути совершенства, по пути спасения. И этот путь очень сложен и тяжел, исполнен многих искушений, испытаний, которые не всегда удается преодолевать даже священнослужителю. Но святость его служения и святость сана не говорят о том, что он сам святой.
 – Почему обожествляют некоторые вещи, сделанные руками человека – например, иконы?
 – Мы не обожествляем икону. Да, она святая, потому что мы освящаем ее особым чином, потому что на ней изображен тот или иной святой угодник Божий; но икона нам помогает возвыситься к Первообразу: мы смотрим на образ – икону, а возвышаемся своим умом к Первообразу, который есть в реальности в ином мире. Икона – окно, которым мы проникаем своим умом в иной мир и обращаемся к Первообразу за помощью; через икону Он посылает нам помощь. Мы знаем много чудотворных икон и Божией Матери, и святых угодников Божиих, которые дают нам ту или иную помощь и милость, заступление, исцеление и т.д. Поэтому икона освящается благодатью Божией, которая дается по молитвам того или иного святого.
 – Раба Божия Раиса из Новочебоксарска: «Мне не дают покоя грехи юности. Мы были комсомольцами, Бога не знали. Женились и расходились. Сейчас я вызываю на дом священника, исповедуюсь, но покоя нет. По ночам спать не могу. Как мне быть?»
 – Да, конечно, тяжелые грехи совершались во время богоборчества; это отдается тяжестью на душу. Хотя мы сейчас и осознаем содеянные грехи, но душа болезнует за содеянное. Поэтому нужно всегда молиться с надеждой на милосердие Божие, просить прощения у Бога, и Господь рано или поздно даст утешение.
 – Владыка, раб Божий Лев из Екатеринбурга: «После Венчания в Храме-на-Крови молодожены с гостями часто пьют шампанское, ведут громкие разговоры и даже ругаются. Можно ли запретить это безобразие около всемирной святыни?»
 – Конечно, мы стараемся их утихомирить и говорим, что нельзя так себя вести у святыни нашей Церкви. Некоторые это понимают, прислушиваются, но некоторые, видно, не так хорошо воспитаны: не слушают никаких увещеваний и делают то, что считают нужным. Все зависит от воспитания, которое мы получили дома, в семье или в современном обществе, в школе.
 – Зоя из Санкт-Петербурга: «Есть ли в Санкт-Петербурге церковная лавка Вашей епархии? Если есть, то где она находится?»
 – Нет, в Петербурге, в других епархиях у нас нет своих церковных лавок, потому что это не совсем правильно, не канонично. Если это делать, то только по благословению местного Правящего Архиерея.
 – Владыка, у нас звонок из Орска Оренбургской области. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте, Владыка, у меня такой вопрос: мои родственники в советское время умерли, естественно, без Причастия и без Покаяния. Я за них всегда читала в домашней, келейной молитве акафист за умершего, а теперь у меня как-то возникло сомнение – может, было правильней читать за них канон Паисия Великого?

 – Обычно читаем Псалтирь об усопшем и на каждую «Славу…» поминаем их имена, и молимся, чтобы Господь помиловал, простил и избавил от вечных мучений. Можно, конечно, читать и акафист за усопших, но больше практикуется читать Псалтирь. И для вас это хорошо будет, полезно, и для усопших тоже хорошо.
 – Владыка, вопрос от Елены из Тюменской области: «Почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин? Почему они это допускали?»
 – Что касается Григория Распутина, то это вопрос очень непростой. Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина. Я думаю, не может быть такого. Возможно, клевету и грязь, вылитые на Распутина, использовали, чтобы очернить святость жизни Царской Семьи. Если бы не было Распутина, был бы другой человек, все равно нашли бы такого, чтобы очернить Царскую Семью – это главная цель. Поэтому не нужно обращать внимания на грязь, выливаемую целенаправленно, чтобы дискредитировать Царя, Царскую Семью и царскую власть.
 – Владыка, почему профессор А.И. Осипов говорит, что о пьющих людях можно молиться не только перед иконой «Неупиваемая Чаша», но и перед любой другой иконой Пресвятой Богородицы?
 – Конечно, Пресвятая Богородица проявляет Свою милость, Свою помощь через разные иконы: «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих радость» и т.д. Конечно, можно молиться перед любой иконой. Мы знаем, что Пресвятая Богородица особо проявляет Свою милость к этим немощным людям через икону «Неупиваемая Чаша»; Божия Матерь может помочь от разных наших недугов, болезней, скорбей. Алексей Ильич говорит так, чтобы мы понимали, что Божия Матерь одна, а не несколько, чтобы мы не уклонились в какое-то заблуждение. Нам нужно правильно знать, понимать – чтоб не укорениться в какой-то неправильной мысли, и не говорить, что «вот Божия Матерь Казанская – это одна, а Иверская – другая» и т.д.
 – Вопрос от Людмилы: «Очень ли важно, как происходит Крещение – погружают человека полностью или окропляют водой?»
 – При совершении таинства Крещения сейчас почти везде погружают полностью – во многих храмах есть специальные баптистерии, купели, где взрослых окунают с головой, полностью, трижды, с произнесением формулы Крещения: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь» – и каждый раз он окунается полностью в воду.
 – Василий из Чебаркуля: «Я был атеистом, потом ночью во сне увидел Иисуса Христа. Он сказал: «Я тебя сохраню и спасу». Сейчас я верующий и хожу в храм. Что это было?»
 – Таким образом Господь призывает людей к Церкви, к вере, к благочестивой жизни, чтобы человек оставил все греховное, мирское, что удаляет его от спасения, от Царства Божия. Конечно, это милость Божия, что Господь таким сильным воздействием дал возможность человеку уверовать, чтобы он стал истинным христианином! Теперь остается всегда благодарить Бога не только словами, но и делами – ходить в церковь, молиться, исповедоваться, причащаться, жить полноценной христианской жизнью.
 – Вопрос от Татьяны: «Как правильно мотивировать сына 12-ти лет на дальнейшую жизнь? В мирской жизни богатство – это результат упорного труда. В Православии желание быть первым и богатым – это грех. Что же, жить, не прилагая усилий, в нищете?»
 – В Православии нет препятствий к богатству, в Православии есть только правильное отношение к нему: не само богатство грех, а отношение человека к богатству. Если человек стремится к обогащению с целью помочь ближнему своему, иметь возможность делать благо, добро, – это не в грех. А если человек обогащается лишь бы быть богатым и кичиться своим богатством и жизнью, чрезмерно употребляя те или иные удовольствия этого мира, это приносит человеку зло. Мы знаем, что было много святых угодников Божиих, которые были богатыми, но богатство не мешало им быть святыми, а, наоборот, помогало: имея большие богатства, они употребляли их для блага людей, общества, совершали дела милосердия. И сами были глубоко верующими и благочестивыми, не прилеплялись к богатствам, не пристращались к ним, а пользовались в меру своей нужды; остальное отдавали на благо ближним. Поэтому богатство не было им в грех, а в радость и во спасение.
 – Владыка, благословите! Меня зовут Галина.
 – Бог благословит вас.
 – У меня такой вопрос: мы купили дом и, как оказалось, по соседству, буквально метрах в 50, было кладбище, так старые люди говорят. Чем это чревато? И не вредно ли такое соседство?
 – Ничего не бойтесь, никакого ужаса и страха не должно быть, потому что кладбище – это естественное место, где хоронят людей. Мы должны даже с особым почтением относиться к кладбищам, потому что там похоронены наши предки, наши отцы, которые, как и мы, определенный отрезок времени прожили на этой земле и ушли из жизни. Мы живем, сколько Господь даст времени, и потом тоже уйдем на кладбища и там будем похоронены. Поэтому ужасаться близостью кладбища не нужно; это в советское время к кладбищам относились очень негативно, они уничтожались, за ними не ухаживали, почтения к предкам никакого не было. Сейчас мы видим, в каком состоянии находятся кладбища. И дома строятся на местах захоронений или какие-то сооружения – это издевательство и кощунство по отношению к останками наших отцов и матерей. А мы должны трезво относиться: такова наша жизнь – она временна здесь, и не нужно смущаться тем, что мы временно на земле – мы живем для приготовления к вечности. Соседство с кладбищем чаще всего будет напоминать нам об этом. Священное Писание говорит: «Помни последний день, и во веки не согрешишь» – то есть если мы чаще будем помнить о смерти, о том, что нам нужно уйти из этой жизни и дать ответ пред Богом за содеянные дела и поступки, мы, конечно, будем стараться жить более благочестиво, чтобы не быть осужденными на вечную смерть за содеянные грехи.
 – Владыка, вопрос от Ксении из Нижневартовска: «Умер муж, отпевание было в Украине, священник из Киевского Патриархата. Одни говорят, что теперь нужно взять землю с могилы и совершить отпевание у священника из Московского Патриархата, а другие говорят, что отпевать второй раз – это грех. Что делать?»
 – Действительно, Киевским Патриархатом руководит простой монах, даже не имеющий благодати священства, поэтому действительно нужно обратиться к священнослужителю Московского Патриархата и совершить чин отпевания заново. В этом греха нет. Наоборот, грех в том, что пошли отпевать к безблагодатным людям и совершили это чинопоследование. Сейчас нужно это исправить: во-первых, нужно пойти и покаяться, что так легкомысленно отнеслись к великому делу, подойти к законному священнослужителю и совершить отпевание. И молиться и поминать мужа в наших храмах Божиих.
 – Владыка, вопрос от Валентины из Соликамска: «Для всех национальностей переводят Евангелие и службу в храме на их родной язык. Почему для русских людей не переведут на современный русский язык? Почему о русских забыли?»
 – Почему забыли? Наоборот, нужно знать, что в храмах Божиих служат на коренном русском языке. Ничего не надо переводить. Что тут переводить, когда это наши корни? Если бы мы служили на латинском или татарском языке – надо было бы на русский перевести. А в храме звучит наш русский церковно-славянский язык, который мы должны любить, ценить, уважать. И слава Богу, что хотя бы в Церкви его сохранили и сохраняем! Поэтому переводить нет смысла.
 – Валентина спрашивает: «Я осуждаю в душе батюшку. Как мне это сказать ему на Исповеди? Или нужно исповедовать этот грех другому священнику?»
 – Можно сказать на Исповеди своему батюшке, что есть такой грех, который смущает. Я думаю, что это и для батюшки послужит к его исправлению, и сам человек получит умиротворение в душе.
 – Нина спрашивает: «Мне сказали, что мой духовник ушел в схиму. Что это означает?»
 – Он в схиму не ушел, а принял ее. Принял образ жизни схимнический – есть монашеский, а есть схимнический образ жизни: более строгие обеты дает схимник по сравнению с монахом и более строгий образ жизни, чем монах, ведет. Он принял схиму и живет жизнью схимника.
 – Вопрос из Калужской области: «Наш приходской батюшка пьет. Мы просили в нашей епархии заменить его, но нам отвечают, что заменить некем. Какие наши следующие действия должны быть?»
 – Самые лучшие действия – это помолиться за своего духовного отца, который находится в таком тяжелом состоянии, в немощи. И помочь ему выйти из этого состояния. А так просить… Хорошо, что попросили; действительно, сейчас не так легко поменять священника на другого, нет таких возможностей. Были бы – и без просьбы верующих это было бы сделано давно. Поэтому если такой возможности сейчас нет, то нужно всем приходом помолиться, и эта общая молитва принесет больше пользы для вашего пастыря. Я думаю, что священник исправится, видя такое единство среди своих пасомых, среди прихожан, желающих своему священнику блага, изменения его жизни.
 – В одной из прошлых передач Вы, Владыка, сказали такую фразу: «С точки зрения вечности видно все мелкое и суетное». Как правильно использовать эту систему оценки событий?» – спрашивает Юлия из Саратова.
 – Конечно, мы должны все, казалось бы, тупиковые вопросы нашей жизни решать с точки зрения вечности. Тогда это решается очень легко, и нет таких вопросов, которые нельзя было бы разрешить и выйти из ситуации – когда мы отдаемся полностью любви к вечности. Ради вечности люди оставляли и славу, и честь, и богатство, жертвовали собой и всем, что у них есть, даже здоровьем – ради достижения вечности. Например, святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Совсем маленькие девочки – 9, 10, 12 лет – так возлюбили вечность, вечную жизнь, что готовы были пострадать. Им предлагали и честь, и славу, и богатство, и всякие удовольствия, но они больше полюбили вечную жизнь, поэтому земное для них ничего не стоило, и ничто их не увлекало.
 Это очень важно – жить жизнью вечной, ради вечности. Тогда нам становится очень легко переносить те или иные трудности, которые бывают в этой жизни, лишения. Взять, например, современную женщину – для многих считается унижением достоинства, если она покроет голову платком. А если человек глубоко осознает, что это дано Богом, что это Господь дал такое повеление, чтоб женщина в знак сознания своего падения, своей греховности и в знак покорности своему мужу носила платок, с глубоким сознанием, что через это она получит Божие благословение и помощь, Божие милосердие и Царство Божие, – конечно, она стесняться не будет. Будет ходить в платке и нормально себя чувствовать. А когда это отсутствует, то так и будет: до храма без головного убора, без платка, а в храме уже достает из сумки платок и надевает. На улице скрывает свое христианство, веру в Бога, свою любовь к Богу – чтобы окружающие не осудили, не осмеяли… Ради Христа Спасителя, если глубоко проникнуться, даже полезно и потерпеть какие-то унижения.
 – Владыка, вопрос от Надежды из Воронежской области: «Я давно хожу в церковь; у меня убили сына; мне тяжело. Почему Бог его не защитил?»
 – Не надо укорять Бога – Ему виднее, чем нам, что там случилось. Конечно, Господь Бог мог бы его и защитить, но этого не случилось, значит, нужно смиряться перед волей Божией и молиться, чтобы Господь дал ему вечные обители, вечных благ и вечную радость в Царстве Своем Небесном – вот о чем нужно думать. Ведь мы все живем здесь, на земле, чтобы готовиться к вечной жизни. Вот Господь забрал вашего сына… по причине насилия со стороны злых людей он ушел из жизни преждевременно. С одной стороны, конечно, очень печально, и не хотелось бы, чтобы родители видели своих детей умершими, но так случилось; поэтому нужно смиряться перед волей Божией – знать, что сын не исчез в небытии, он в Царстве Божием. И надеяться, что ради такого страдания, насильственной смерти, Господь много грехов его простил и даровал ему милость Свою. И сейчас есть возможность за него помолиться – в этом есть и радость, что мать имеет возможность молиться за своего сына, чтоб он именно в рай попал, а не в ад.
 – Владыка, спасибо Вам за Ваши ответы. На этом время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей, радиослушателей.
 – Дорогие телезрители, я благодарю вас за ваше участие в нашей программе, за ваши вопросы. Поздравляю всех вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и желаю, чтобы Пресвятая Богородица всегда была нашей Покровительницей, Заступницей, Помощницей. А мы в свою очередь постараемся не оскорбить своими грехами, пороками Божию Матерь, чтобы не удалять Ее от себя, но приблизить Ее к нам нашими добрыми делами, поступками, чтобы мы радовали Ее как добрые, хорошие дети нашей небесной Заступницы, нашей небесной Покровительницы, нашей небесной Матери. С праздником всех вас!
 – Спаси Господи, Владыка. До свидания.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Предстоятель Русской Церкви поздравил митрополита Челябинского Иова с 70-летием

  «За минувшие годы Вы много и плодотворно потрудились во благо нашей Святой Церкви, усердно исполняли послушания в Отделе внешних церковных связей и в Московской Патриархии, – сказано в поздравительном послании Его Святейшества. – С любовью совершая архипастырское служение, Вы мудрым словом и добрым делом убедительно свидетельствуете о вечных евангельских истинах, о необходимости крепить православное единство, созидать мир и общественное согласие».

 
Духовное чтение

Как приготовиться к Причастию?

  Желающий причаститься должен достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к этому Святому Таинству. В церковной практике это приготовление называется говением.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс