Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (503) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№38 (503) / 8 октября ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей и начало нашей беседы.

 – Бог благословит всех нас, и Бог в помощь.
 – Владыка, спасибо. Один из телезрителей передает Вам такой вопрос: «Мы с друзьями – православные, у нас есть помещение, и мы хотим сделать в нем храм. Не считается ли это грехом? Они не священники, а молодые люди просто».
 – Если с благословения священника или Правящего Архиерея в этой епархии, то, конечно, можно. Если там негде строить, то можно сделать. Мы даже ищем иногда такие помещения, где бы можно было хотя бы временно совершать богослужения, пока построится храм.
 – Вопрос от Нины из Ачита: «Дочери 30 лет, она выпивает. В каком монастыре можно ее полечить?»
 – У нас в Екатеринбурге при Ново-Тихвинском женском монастыре есть Общество трезвости, где люди получают необходимые наставления на пути к исцелению от этого недуга. Можно в это Общество трезвости прийти и участвовать во всех мероприятиях, которые способствуют исцелению от недуга пьянства.
 – «Сейчас много мусульман приезжает к нам из Средней Азии на заработки, русские женщины выходят за них замуж и рожают от них детей. Как Церковь относится к этому?» – спрашивает раба Божия Анна из Калужской области.
 – Хорошо, если эти женщины твердо стоят в вере Православной и воспитывают своих детей в Православной вере. Неплохо дать познания истины о Православии своим мужьям, чтобы они тоже, видя нашу веру Православную, ее достоинства, могли принять Православие и принимать таинства церковные, в том числе и таинство Венчания, жить церковной жизнью. Это всегда было на Руси. В основном так и было, что православный член семьи, хорошо знавший Православие, давал знания о Православии своему супругу или супруге, если она другой веры. Поэтому очень важно получить знания о Боге, о вере Православной, чтобы вступая в такой брак, давать знания о нашей вере.
 – Некоторые молитвы, например, «Господи, помилуй», читают определенное число раз – 7, 12 или 40. Какова связь числа с молитвой? Почему именно столько раз?
 – Есть разные молитвословия, где нужно произносить «Господи, помилуй». 7 – потому что это священное число, 40 – столько лет израильский народ по пустыне шел, или 40 дней Господь наш Иисус Христос постился в пустыне. В то же время, произнося 40 раз молитвы, можно больше сосредоточиться на покаянной молитве и более внимательно ее произносить, чем если 7 или 12 раз мы произносим. Все зависит, конечно, и от нас: если мы сразу настраиваемся на истинное покаяние и не просто произносим, чтобы быстрее назвать 40, 12 или 7 раз, а с целью сконцентрироваться на молитве, – мы осознаем свою греховность, искренне каемся. Хотя эта молитва короткая, всего два слова, но она очень содержательная, глубокая: мы обращаемся ко Господу, чтобы Господь помиловал. Если мы так обращаемся, значит мы осознаем, что мы в чем-то виноваты пред Богом и каемся пред Ним, просим милости от Бога, прощения через эту молитву. И если мы с таким сознанием произносим молитву, то хочется произносить и произносить ее без конца, потому что она идет из глубины сердца, с чувством покаяния, страдания за содеянные грехи и с просьбой, чтобы Господь нас простил и даровал нам Свою милость.
 – Владыка, спасибо. У нас телефонный звонок из Саратовской области.
 Здравствуйте!

 – Это раба Божия Татиана из Балакова. Можно ли поминать самоубийц во время поста?
 – Нет, мы самоубийц, которые не были допущены к отпеванию, никогда не поминаем. А если есть такие случаи, что было архиерейское благословение на поминовение, на отпевание, тогда мы их поминаем всегда, когда идем в церковь и молимся о их упокоении. Поэтому еще раз повторяю: самоубийц мы нигде никогда не поминаем, но если по каким-то причинам произведено было исследование этой смерти и Правящий архиерей дал благословение на отпевание, тогда можно поминать усопшего в храмах Божиих и на богослужениях.
 – Владыка, к нам вновь дозвонился телезритель.
 Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!

 – Меня зовут Ирина, у меня такой вопрос: можно ли по средам и пятницам, независимо от того, пост идет или нет, вкушать морепродукты – кальмаров, моллюсков, мидий?
 – По церковному Уставу до Троицы в среду и пятницу разрешается вкушение рыбы, а после – только если какие-то большие праздники. Но что касается кальмаров и морепродуктов, то мы знаем, что в некоторых странах, в Греции, например, даже Великим постом их употребляют в пищу. Поэтому, если следовать этой практике, то в какой-то степени можно. Но в нашей стране многие верующие люди воздерживаются даже от морепродуктов в среду и пятницу в течение года.
 – Владыка, еще звонок из Полевского.
 Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, Вы как-то отвечали уже на этот вопрос, но еще надо его немножечко прояснить. В 1930-х годах, когда разоряли церкви, мы не могли окреститься, поэтому шло погружение, которое проводили монахини или миряне. А сейчас многие затрудняются: приравнивается ли это погружение ко Крещению? Будьте добры, скажите.

 – Было такое время, когда не было церквей, и миряне, бабушки, монахини совершали сами Крещение через погружение в домах или на водоемах. И это, конечно, приравнивается к таинству Крещения, если люди, которые крестили, правильно произносили формулу Крещения. А формула Крещения: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Если эта формула правильно произнесена, то было совершено Крещение. А сейчас, когда есть храмы, батюшки, можно дополнить, довершить это Таинство теми молитвословиями, которые читает священнослужитель в чине таинства Крещения. Те люди, которые когда-то крестились таким образом, сейчас могут завершить таинство. Еще очень важно, что тогда только было таинство Крещения, но не было, видимо, таинства Миропомазания, потому что у мирян нет святого мира. Поэтому сейчас нужно прийти в Церковь и совершить таинство Миропомазания. И тогда уже будет полный чин совершения таинства: и таинство Крещения, и таинство Миропомазания, что очень важно для спасения человека.
 – Владыка, и еще одна телезрительница хочет Вам задать вопрос лично.
 – Да, слушаем вас.
 – Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с какого возраста ребенку можно идти на Исповедь?
 – Обычно у нас принято с 7 лет направлять ребенка на Исповедь, чтобы он перед тем как причащаться исповедовался у батюшки и после приступил к таинству Причастия.
 – Владыка, и эта же телезрительница спрашивает: поститься также с 7 лет надо или можно раньше?
 – Поститься ребенку можно и раньше, если он чувствует себя хорошо. Есть такие семьи, где дети постятся с довольно раннего времени, и, слава Богу, они очень крепкие и здоровые, не болеют.
 – «6 июля погиб мой сын, ему было 22 года. Я не знаю, что мне делать, руки на себя наложить?»
 – Конечно, печально, что скончался такой молодой человек. Мать лишилась своего сына, которого вырастила до 22 лет жизни. Но это не значит, что нужно прийти в отчаяние от этого печального случая. Мы, люди верующие, должны понимать, что все мы, живя на земле, готовимся к смерти, к отшествию из этого мира, к вечной жизни. Кого Господь призывает раньше, кого – позже. Все в руках Божиих. Поэтому мы должны предать себя в руки Божии и полагаться на волю Божию, не противиться Промыслу Божию и принимать это горе как от руки Господней. И молиться, чтобы Господь принял в Свое Царство этого молодого человека, зная, что он не исчез в никуда, а перешел в другую жизнь и там нуждается в помощи матери, в молитве матери, в делах милосердия матери, в ее церковной жизни. И не только матери, но и всех своих сродников, близких, родных. Вот что нужно делать в таком случае, а не отчаиваться, не унывать.
 Отчаяние и уныние и вам приносят зло, и душе, которая отошла от жизни в иной мир, тоже не приносят никакой пользы, а наоборот – горе. Так что не надо причинять неприятности и себе, и почившему сыну, а нужно, наоборот, жить с надеждой, верой в Бога, в Царство Божие, в возможность устроить своего сына на вечное благо, вечную радость. И это возможно матери – живя на земле, совершить дела милосердия, молитвы, помочь себе и своему сыну спасаться, чтобы удостоиться через эти труды церковной жизни и возделывания своей души, укрепления в вере Царства Божия, чтобы там, в вечной жизни, встретиться со своим сыном и вместе радоваться в обителях небесных, прославляя имя Божие. Вот какая должна быть цель! И тогда никакого уныния, отчаяния, никакого горя не будет – оно будет сглажено, и человек будет спокойно себя чувствовать.
 – Раба Божия Людмилабеспокоит. Я хотела спросить: если крещеного кремируют, можно ли за него заказывать в храме требы об упокоении?
 – Конечно, кремацию мы не приветствуем. Православного христианина мы не кремируем – это что-то привнесенное в нашу жизнь из современной цивилизации, оно не соответствует духу Православия, Православной вере. Земля есть, и Господь говорит: «…и в землю отыдеши». Мы должны предавать земле усопших, потому что так было установлено Самим Богом. Но если так случилось, по какому-то неразумию, то мы не против поминовения или молитвы за душу, которая нуждается в нашей молитве, помощи молитвенной, церковной. Поэтому можно за них молиться. Но очень неприятно, что прожил человек столько лет, и его в конце сожгли. У нас, слава Богу, есть где хоронить: просторы большие, земли много. Поэтому не надо экономить на земле, а хоронить по православному обычаю, не поддаваться искушениям. Конечно, кремировать дешевле. И человек из-за денег готов сжигать своего сродника. Это не совсем правильно, нехорошо. Поэтому не поддавайтесь искушению, а хороните так, как положено хоронить православного христианина: в последний раз привезти усопшего на службу в храм, чтобы была отслужена заупокойная Литургия, потом отпевание в храме. И после этого повезти его на кладбище, и там совершить последнее пред телом чинопоследование и литию, предать тело земле. Это будет правильно. Я думаю, надо возвращаться к нашим традициям, потому что это очень важно для спасения души усопшего. Как можно предавать сожжению своего близкого, родного? Конечно, он не чувствует боли, но все равно это как-то неприлично, не совсем по-человечески. Деньги можно найти и сделать все по правилам, по тому порядку, которого придерживались наши отцы испокон веков до настоящего времени.
 – Владыка, на связи Воронежская область. Алло!
 – Я хотела бы задать вопрос: раньше, в 60–70-е годы батюшки по городу и дома находились всегда в подрясниках, а сейчас батюшка идет по городу в брюках и футболке. Я хотела спросить: можно ли брать в таком случае благословение? Действительно оно? Или лучше не смущать? Если знаешь батюшку, просить ли благословения или нет?

 – Благословение можно взять, даже если батюшка не в подряснике – он все равно батюшка, благодать Божия действует через него. Я не знаю, как было в 60-е годы, знаю, что власти были очень строги по отношению к батюшкам, которые ходили в подрясниках по городу. Сейчас такой ситуации нет – никто не будет смеяться или ругаться, запрещать ходить в подряснике по городу. Нужно, наверное, нашим батюшкам иметь смелость и не стесняться своего сана. Это тоже проповедь христианства, Православия, веры нашей Православной – когда православный человек ведет себя по-православному и одет по-православному. Мы об этом говорим всем, и дай Бог, чтобы эти слова наши дошли до наших батюшек, чтобы они не боялись показывать свой сан через священническую одежду, которую положено носить священнослужителю.
 – Меня зовут Андрей. Я звоню из Набережных Челнов. Благословите, Владыка!
 – Бог благословит вас.
 – У меня вопрос такой: в Татарстане, где я живу, много мусульман, и в розничных сетях есть в продаже продукты, которые приготовлены по мусульманским традициям, законам – называется «халял». Можно ли православным употреблять в пищу эти продукты? Может ли это нанести духовный вред?
 – Духовного вреда тут нет, но если вы смущаетесь, то, конечно, нет необходимости употреблять в пищу эти продукты. Есть у нас, слава Богу, много продуктов питания, выбор большой. Если ваша душа смущается от этого, то лучше не употреблять. Есть выбор – выбирайте то, что положено православному христианину.
 – «Можно ли нам обвенчаться, если мы живем в гражданском браке?» – спрашивает Людмила.
 – Гражданский брак не приветствуется – это не наша, не русская традиция, не православная – это привнесенное. Почему-то люди считают: чтобы вступить в брак, нужно сначала пожить вместе, попробовать, посмотреть… У нас было совсем по-другому, в России всегда было другое отношение к браку – он основывался на целомудрии; не на грехе блуда, что и есть так называемый «гражданский брак», а на целомудрии – на твердом фундаменте. «Гражданские» браки, к сожалению, быстро распадаются, у нас очень много разводов, потому что вступают в брак на основе греха. А мы говорим, что нам необходимо возвратиться к тому, чтобы наши браки основывались на целомудрии: девушка, юноша сохраняют свою девственную чистоту до Венчания, и только после получения в таинстве Венчания благословения Божия на совместное жительство вступают в брак. И нам необходимо так делать, потому что другого пути нет. Мы видим, какая катастрофа с нашими семьями, с этими браками. Но если случилось, что человек все же поддался соблазну этого мира и стал жить, как его научили в этом мире, в гражданском браке, без регистрации, без благословения Церкви, нужно будет сначала прийти к таинству Исповеди, исповедаться, покаяться в этом грехе. И после этого уже принять таинство Венчания. Хотя, если поступать строго по нашим каноническим правилам, то здесь есть сложности. Раз человек впал в блуд, то есть в большой, тяжелый грех, на этот грех дается епитимия, то есть лекарство или исцеление от этого греха. И эта епитимия обычно длится несколько лет: человек не имеет права причащаться, приступать к таинствам Исповеди, Причастия, другим таинствам церковным в течение нескольких лет. Но мы этого не делаем, хотя советуем покаяться в таинстве Исповеди в совершенном грехе блуда и потом уже приступить к таинству Венчания, жить законным браком.
 – Меня зовут Татиана. У меня такой вопрос: может ли священник кого-то из прихожан не допустить к целованию креста?
 – Это может быть одной из форм вразумления, чтобы прихожанин исправился, не нарушал те или иные канонические правила, правила христианской жизни или правила поведения в храме. Видно, есть у батюшки такая форма вразумления. Поэтому нужно со смирением воспринимать это прещение: раскаяться, просить прощения. Я думаю, священнослужитель, видя ваше покаянное чувство, осознание своего греха, в следующий раз позволит приступить к святому кресту и приложиться к нему. Все зависит от прихожанина, чтобы он понимал, что это делается не из каких-то эгоистических чувств священника или из корыстных целей, а с целью вразумления, научения, чтобы человек осознал свои ошибки, проступки и раскаялся в них, со смирением пришел на Исповедь и больше не повторял содеянные грехи. Вот к чему это делается. Поэтому не обижайтесь, не смущайтесь, принимайте это с благодарностью к Богу – это делается для вашей пользы, для пользы души, исцеления ваших духовных недугов.
 – Владыка, от Ксении из Подмосковья поступил достаточно необычный вопрос: «Простите меня, Владыка Викентий! Я увидела в бегущей строке на нашем канале сообщение о смерти Владыки. И по недоразумению подумала, что это о Вас, пошла в храм и заказала об упокоении души. Простите меня, Христа ради. Что мне теперь делать? Как исправить содеянное?»
 – Там четко было написано, что скончался епископ Михаил. Нужно, конечно, попросить прощения в таинстве Исповеди за допущенную ошибку и молиться о здравии.
 – Вопрос от Нины из Екатеринбурга: «У сына порвалась цепочка, и потерялся крест. Я купила для сына медальон со Спасителем, но он не взял, и вскоре его сбила машина, он погиб. Надо ли мне было настоять на ношении медальона, чтобы с сыном не произошло несчастья?
 – Конечно, нам всегда нужно носить, как это положено православному христианину, крестик или иконочку, чтобы эта иконочка или крестик были для нас силой, которая помогает избавиться от многих бед, скорбей и напастей. Конечно, когда мы всегда молимся Животворящему Кресту Господню, почитаем крест, стараемся прикладываться к нему, он имеет для нас силу и помогает во всех наших нуждах, различных обстоятельствах жизни. Крест – это сила, которая оберегает нас от всяких вражьих наветов, сила Креста Господня отгоняет, опаляет дьявольскую силу и не допускает, чтобы он нас поразил. Поэтому крест для нас – это великая святыня и великая сила: это наше оружие, которым мы побеждаем вражьи нападения. Мы должны всегда носить на груди крест и никогда его не снимать.
 – Владыка, благословите, раба Божия Людмила.
 – Бог благословит вас.
 – У меня у муж инвалид первой группы, окрестила я его 3 марта этого года, ему 71 год. До вчерашнего дня он носил цепочку с крестиком освященным. И цепочка лопнула пополам, по какой причине – неизвестно. Но до этого она была вся черная-пречерная, как сажа. Я ее чистила, ничто не помогало. Вынуждена была просто на веревочке крестик сделать, сейчас он так и носит. Куда мне теперь эту цепочку деть? Ответьте, пожалуйста.
 – Цепочку, я думаю, не надо никуда выбрасывать, пускай она будет около святого уголка, у икон, может, она в свое время понадобится. Можно на веревочку привязать крестик и носить его, не смущаясь. Есть разные причины, почему цепочка чернеет. Она может чернеть, потому что серебро очень быстро окисляется. Может быть, какие-то болезни влияют на быстрое окисление серебряной или металлической цепочки, поэтому не надо себя особенно угнетать. Все в руках Божиих, и многое зависит от нас с вами. Когда человек в таком возрасте принял таинство Крещения, то это радость и утешение – прожив столько лет, может быть, грехов много накопил, а в таинстве Крещения он очистился от всех этих грехов. И сейчас нужно стараться сохранить в чистоте его жизнь, помогать ему, почаще исповедоваться и причащаться и так сохранить чистоту, которую он получил в таинстве Крещения.
 – Владыка, у нас звонок из Московской области.
 – Раба Божия Иоанна. В Евангелии сказано, что брак считается недействительным по причине измены одного из супругов. А если муж не заботится о семье, деньги проигрывает в автоматах, не помогает по хозяйству – либо на работе, либо лежит на диване у телевизора. Как в таком случае поступать?

 – Игровые автоматы забирают огромное количество средств из семьи – и она остается без средств к существованию. Вам нужно молиться за мужа, чтобы Господь посетил его Своей благодатью, чтобы он понимал, что неправильно поступает, что ему как главе семьи нужно заботиться о семье: муж имеет такую обязанность, данную ему от Бога. Если он проигрывает деньги, то не выполняет обязанности, данные ему Богом. Надо донести ему с любовью, с кротостью, со смирением, чтобы он понимал, что так нельзя. Нужно напомнить мужу – может быть, даже с помощью священника, к которому его нужно привести, чтобы батюшка с ним побеседовал и сказал о правилах, которые он должен знать и выполнять.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Александр Вилков

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

30 октября — память преподобномученика Иакинфа (Питателева)

(насельник Свято-Николаевского мужского монастыря города Верхотурья)  Преподобномученик Иакинф, в миру Илья Иванович Питателев, родился в 1882 году в Усть-Актайском поселке Новоселовской волости Верхотурского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Ивана Питателева. Поселок этот был основан на реке Актай – притоке Туры, недалеко от Верхотурья.

 
Духовные поучения

О ситуации с осуждением бывшего Чукотского епископа Диомида в вопросах и ответах

  – Правда ли, что осуждение бывшего Чукотского епископа Диомида на Архиерейском Cоборе 2008 года произошло незаконно, поскольку епископ не был трижды вызван на Собор, как это предписано в 74 апостольском правиле?  – Нет, неправда. В 74-м правиле святых апостолов говорится о том случае, когда против епископа выдвинуты обвинения некими «людьми, достойными доверия». В том же случае, когда обсуждению подлежат действия, которые епископ совершает публично и на виду у всей Церкви, как то было в случае бывшего Чукотского епископа Диомида, Церковь вправе ограничиться единократным вызовом.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс