Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (496) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№31 (496) / 15 августа ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.

 – Бог благословит всех нас.
 – У нас на связи Ульяновск, это первый телефонный звонок.
 Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Это раба Божия Людмила. Владыка, я не могу говорить спокойно, меня переполняет чувство благодарности за то, что Вы такое благое дело творите! Мы смотрим православный канал в нашем городе, и многие мои знакомые выражают свою сердечную благодарность Вам, Вашим сотрудникам, руководителю игумену Димитрию (Байбакову). По Вашим молитвам ко Господу был организован этот канал, и он приносит верующим большую радость. Мы еще больше утверждаемся в вере Господней. Владыка, желаю Вам доброго здравия, долгая и благая лета в том подвиге, который Вы совершаете!

 – Спасибо Вам большое.
 – Владыка, прошу Ваших молитв: мой сыночек, раб Божий Леонид служит в Дагестане, выполняет священный долг перед Отечеством. Прошу Ваших молитв. Спаси Господи, Владыка!
 – И вам дай Бог здоровья.
 – Светлана из Екатеринбурга тоже хочет Вас поблагодарить за телеканал «Союз». «Хорошо, что он существует», – говорит она. А вопрос такой: что случилось с Ганиной ямой?
 – Да, печально, что уже второй пожар случился на Ганиной яме, но сам монастырь сохранился – не сгорел полностью, как некоторые говорят. Сгорело только одно здание, где находились музей и церковная лавка; сейчас идет его восстановление. Раньше, к сожалению, тоже произошел пожар, еще в ноябре прошлого года, подгорел храм Святого Праведного Иова Многострадального. И к дню памяти Иова Многострадального в этом году – 19 мая – храм восстановлен и вновь освящен, в нем снова совершаются богослужения.
 С Божией помощью восстанавливается то, что было порушено пожаром. Мы просим помощи и молитв, чтобы Господь помог нам восстановить пораженные пожаром здания. Храм Иверской Иконы Божией Матери был тоже немного опален, и его тоже надо восстанавливать. С Божией помощью и с помощью наших благотворителей и попечителей мы сможем восстановить монастырь. Надеемся, к 90-летию со дня убиения Царской Семьи мы это сделаем – и будем рады встречать наших гостей на праздник.
 – Василий из Гаврилова Посада передает два вопроса, и оба интересные. Первый вопрос звучит так: «В чем заключается смысл отделения Церкви от государства? Если Церковь – это совесть народа, то получается, что государство без Церкви – бессовестное государство?»
 – Интересный вопрос. Из истории нашей страны мы знаем: государственная власть, когда задумала построить крепкое государство Российское, подумала и о том, чтобы дать этому государству духовность, нравственность, на основе которой оно должно строиться. Поэтому наши предки избрали в основу государства поставить именно Православие, православную религию, которая имеет обязанность воспитывать граждан в высокой нравственности, духовности. Она дает человеку такие качества души, как совесть и стыд – именно они должны управлять человеком и отвращать его от злых дел. Совесть – голос Божий, и никогда не нужно заглушать его грехами, а наоборот, нужно раскрывать сердце: этот голос имеет силу отвращать нас от зла.
 К сожалению, в годы лихолетья, когда Церковь была гонима и власть ставила цель уничтожить ее полностью, Церковь была в очень тяжелом положении. Но она окормляла людей, воспитывала их в христианской нравственности, которая проповедуется в народе в течение многих веков. Сейчас, слава Богу, ситуация поменялась к лучшему, и государство, власть понимают: Церковь играет большую роль, она нужна государству как институт, который служит народу для его духовно-нравственного воспитания. И слава Богу, что нам даны такие возможности, мы можем это делать. Конечно, есть еще какие-то проблемы, которые решаются, но надеемся, что они будут исчерпаны, и тогда Церковь в полной мере сможет служить нашему Отечеству для нравственного, духовного воспитания общества на высоких идеалах христианства, нравственности и духовности. И тогда, конечно, в наших душах возродится совесть, которая будет руководить нами – голос Божий, и дай Бог, чтобы он звучал, звенел в нашем сердце и отвращал нас от зла.
 – Владыка, и второй вопрос: «Если Господь всемилостив, что тогда означает понятие «страх Божий»?
 – Страх Божий – это не значит, что надо дрожать перед Богом, будто Он страшный, грозный и недоступный. Страх Божий мы должны понимать в том смысле, что Господь так нас любит и так много для нас делает, что и мы должны взаимно любить Бога и бояться Его оскорбить своими злыми делами, грехами, пороками. Нужно бояться греха, который оскорбляет Бога, потому что Он очень много дает нам блага и проявляет милосердия к нам. А мы, к сожалению, Его оскорбляем своими грехами, пороками. Проявлять взаимную любовь к Богу мы должны стараясь жить чистой от греха жизнью, жить благочестиво, церковно, по заповедям, сверять свою жизнь с жизнью евангельской. Когда мы будем это делать, это и будет страх Божий – боязнь не оскорбить любовь Божию к нам.
 – Звонок из Новгородской области. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Это раба Божия Татиана; благословите, Владыка!

 – Бог благословит вас.
 – Моя подруга прожила с мужем в венчаном браке 14 лет, у них трое детей. Муж сильно пил, семью не содержал, они разошлись. По благословению вышла замуж за другого, обвенчалась, но спустя два года снова разошлись. Детей от второго брака нет. Сейчас она живет одна с детьми. Владыка, у меня вопрос: какой из этих мужчин будет считаться ее мужем перед Богом? Спаси Вас Господи!
 – Конечно, если они с первым уже разошлись, повенчались с другим, первый брак был развенчан, наверное, Церковью, и он уже не считается браком. Второй брак – опять разошлись. Такой вопрос был задан еще Господу нашему Иисусу Христу, и Господь сказал, что в Царстве Божием не женятся и замуж не выходят, но как ангелы живут в своем Небесном Царстве. Если не удалась жизнь в браке, но есть дети – перед матерью стоит очень большая задача: их воспитывать и привести к Богу, к церковной, благочестивой жизни – это задача очень серьезная. И если она постарается воспитать своих детей добрыми патриотами нашего земного и Небесного Отечества – это самый большой подвиг и труд, который должна нести мать, ответственная за своих детей. Если случилось, что отец так себя повел и забыл о своих обязанностях перед детьми, семьей, он остается в ответе за свои поступки. Но мать должна дать воспитание детям, чтобы они не стали такими, как, к сожалению, их отец. Бич нашего времени – что люди живут одним часом, одним днем, не думают о вечности, о своем спасении, поэтому предаются различным удовольствиям, наслаждениям, пьянству, разврату, наркомании, не думая, что за все это нужно отвечать пред Богом – на Страшном Суде надо будет дать ответ и вечно мучиться. Это очень неприятно осознавать, поэтому нужно сейчас остепениться и постараться исправиться – Господь милосерд и принимает каждого кающегося грешника, может помочь ему восстановить свою жизнь и очистить душу, чтобы достигнуть вечного спасения. Еще не поздно и, может быть, еще одумается первый муж и возвратится к своим детям и продолжит свои обязанности отца, мужа, чтобы нести свое служение в покаянии, в сознании своих прежде соделанных грехов. И в трудолюбии будет стараться искупить грехи.
 – Владыка, похожий вопрос передавал зритель телеканала «Союз» из Екатеринбургской епархии – если в жизни так случилось, что люди вынуждены развестись, что нужно сделать, чтобы развенчаться? И что это вообще за понятие «развенчаться»? Куда ему прийти? Как поступить? Или лучше этого вообще не делать?
 – Если брак был венчаный и человек хочет второй раз жениться или выйти замуж, есть такая практика, что мы развенчиваем. Нужно писать прошение на имя Правящего Архиерея и получить благословение расторгнуть церковный брак и благословение на второй брак, второе венчание. Второе венчание у нас особое. К сожалению, у нас много разводов – и церковных, и гражданских, чего не должно быть. Лучше, чтобы был один брак, один – и навсегда. Но, к сожалению, есть у нас такие слабости. Как в Священном Писании говорится: «по жестокосердию вашему Господь позволил жениться второй раз».
 – В Евангелии написано – отдавай Богу богово, а кесарю кесарево. Кто такой кесарь? Сколько можно кесарю отдавать? И мало ли что он попросит…
 – «Кесарю – кесарево» означает, что мы обязаны, как граждане нашего государства, отдавать установленные налоги. Это наша обязанность перед государством – это и социальное служение, и помощь ближним, и так далее. Мы видим, как сейчас государство относится к налогам, стараются даже ослабить налоговое бремя. Поэтому будем молиться, чтобы Господь дал разум, мудрость нашим правителям и они правильно строили жизнь государства, чтобы нам было легче и с налогами, и с жизнью.
 – Владыка, вопрос из Каменска-Уральского от Елены: «В передаче «Душевная вечеря» рассуждали, что в Церкви не приветствуется пользование яркой косметикой. А как Церковь относится к косметическим средствам, просто ухаживающим за кожей лица и рук?
 – Если есть кожные заболевания, когда кожа нуждается в каком-то лечении различными кремами, составами – конечно, это позволительно, потому что это лечение. А если просто наносится слой косметики и это имеет цель соблазнить ближнего, как сейчас говорят, «быть привлекательной», то есть возбуждать страсти греховные – это грех, соблазн. И горе тому человеку, через которого приходит соблазн. К сожалению, сегодня многие женщины ведут себя так, чтобы соблазнить, привлечь внимание, возбудить страсти, чтобы мужчина с ума сходил и не знал, как себя удержать. Беда бывает и человеку, который соблазнился, и который был поводом для соблазна. Оба плачут, оба имеют большие проблемы. Вот результат страстного наряда, который приводит человека в нездоровое состояние души. Страсти – это дикие звери, их очень тяжело укротить; их легко возбудить, но укротить очень сложно, тяжело. Как правило, и соблазняющий, и соблазненный не отдают отчета в своих действиях и не способны руководить собою, они ведомы страстями, они рабы страстей. Очень опасно играть и шутить со страстями! Церковь призывает искоренять страсти, ослаблять их силу постом и молитвой. Почему посты назначаются и многодневные, и однодневные? Каждую среду и пятницу у нас в Церкви круглый год пост – чтобы человек мог воздерживаться от животной пищи, хоть как-то ослаблять действие страстей в душе. А человек наоборот их возбуждает, является соблазном. Это очень опасно и тяжело. Поэтому необходимо, чтобы люди поняли: играть с огнем страстей – опасно для жизни, для будущего общества. Нужно идти по пути укрощения страстей, их умягчения, потому что они могут принести нам очень много зла. Мы это видим сейчас – есть уже очевидные показатели действия страстей на наше общество.
 – Владыка, а что за показатели?
 – Люди, возбужденные страстями, убивают, насилуют, они все бьют и разбивают, ничего не хранят. Что у нас, мало таких случаев? Послушайте сводку милиции. Сколько тысяч разбоев, убийств, ограблений. Это свидетельствует о страстях, которые мучают человека – он не знает, куда себя деть, он проявляет себя именно в этих злых действиях.
 – Владыка, спасибо. У нас звонок из Татарстана. Здравствуйте!
 – Здравствуйте, это раба Божия Елена. Владыка Викентий, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как Православная Церковь относится к отроку Вячеславу? Потому что у нас ездят к нему на могилу. И как это воспринимать? У меня и книга его есть, а мне ее дали в православном храме…
 – Церковь относится к почитанию отрока Вячеслава отрицательно. Мы получили от Владыки Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, письмо, где он четко описал, кто такой отрок Вячеслав и что это очень опасно для духовной жизни человека, имеющего прилежание к почитанию этого отрока. У нас нет необходимости в этом; у нас огромное количество святынь в Православной Церкви, к которым мы должны притекать, которые признаны нашей Церковью годами, веками, столетиями. Приходите к святым мощам, к святым иконам чудотворным, к святым местам, которые освящены подвигами наших отцов. Если чиноначалие нашей Церкви не признало «отрока», не причислило его к лику святых, почему мы должны ослушаться воли нашего Святейшего Патриарха, Священного Синода и Правящего Архиерея? Он там, на месте, знает лучше, чем мы с вами, поэтому не советую вам ехать к отроку; у нас есть свои святыни – и в Челябинской, и в нашей Екатеринбургской епархии. Приходите! Почитание того или иного святого места – это укрепление нашей духовной жизни, душевной и телесной силы. А когда «святыни» сомнительны и не признаны нашей Церковью, то они нам не принесут никакой пользы, наоборот – ущерб для нашего духовного роста.
 – Вопрос от рабы Божией Любови из Екатеринбурга: «Господь знает все наши нужды и дает, что нам полезно. Тогда я не понимаю, зачем у него что-то просить?»
 – Господь, конечно, знает наши нужды, скорби и печали, но Он хочет, чтобы мы проявили свое воление к этому делу. Потому что Господь спасает нас, но не без нас. И в деле нашего спасения должны участвовать как благодать Божия, как Господь, так и человек. Потому что человек создан по образу и подобию Божию и со свободной волей. Он сам должен от своего произволения обращаться к Богу за помощью в тех или иных нуждах. Господь никогда не насилует нашу волю, Господь видит, что мы нуждаемся в чем-то – но ждет, когда сам человек, от своего личного произволения, от своей свободной воли обратится к Богу, попросит, помолится. И тогда Господь сделает, если человеку это полезно.
 Понимаете, мы можем просить многое, но Господь может не дать то, что мы просим, потому что это не совсем полезно для нашей души, нашего спасения. Потому так и сказано в Священном Писании: «просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам».
 – Владыка, у нас телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, Вы в эфире!
 – Мой духовный отец и воспитатель говорит, что Господь меня очень любит. А я очень сильно больна. Вот с 54 лет сильно заболела, сердце болит, и все. Теперь уже почти из дома не выхожу. У меня дочь и внучка в Ново-Тихвинском монастыре; я, конечно, очень довольна, что мне монастырь помогает чем может. Но объясните мне, что значит «меня любит Господь»? Я, конечно, верую. Но просто мне хочется знать, что значит, что меня Господь любит.

 – Есть такое место в Священном Писании, где говорится, что кого Господь любит, того и наказывает, т.е. дает какие-то знаки человеку с тем, чтобы через болезни его отвратить от каких-то греховных дел. Ведь человек, который болеет, меньше грешит, меньше подвержен страстям и греховным наклонностям. Через болезнь Господь удерживает нас от всяких соблазнов этого мира и дает нам возможность больше думать о Боге, о Царствии Божием, о подготовке к вечности, к вечной блаженной жизни. Человек должен с благодарностью Богу относиться к болезням и благодарить всегда Бога, осознавая прежде содеянные грехи, которые совершал в своей жизни. Болезни должны очистить, омыть нас от всех грехов – это и есть проявление Божия милосердия и любви Божией к нам, ведь нам дается возможность полностью очиститься в этой жизни от греха и сподобиться вечной и блаженной жизни. Когда мы будем на Страшном Суде и Господь увидит наши добродетели, терпение в болезни – многие грехи, которые мы совершили, будут омыты, очищены.
 Как Христос через крест, через страдания пришел к Воскресению, так и мы, страдая и трудясь в этой жизни, через трудности, искушения и испытания получим радостное воскресение в Царство Божие.
 – Владыка, вопрос от Юрия из Донецка: «Я пытался ходить в церковь, но каждый раз появлялись какие-то трудности и наваждения: или толкнет кто-нибудь, или стукнет, или накричит. Я перестал ходить. Что это такое произошло?»
 – Это испытание веры. Если человек действительно пришел к Богу и ради Бога готов терпеть всякие невзгоды, неприятности, то эти неприятности ничто пред ним. Мы понимаем, что у всех есть немощи, слабости. И наша задача – снисходить к немощам и слабостям ближнего. Это Заповедь Божия – мы должны нести тяготы друг друга и таким образом исполнить закон Христов. Да, конечно, нехорошо, что во многих храмах бабушки, может быть, люди среднего возраста, видя, что молодой человек пришел в церковь и не совсем правильно все делает, к сожалению, раздражаются на него, недовольствуют, допускают грубость, грубые замечания, чего не должно быть. Мы не должны на это обращать внимания, если мы действительно пришли в церковь молиться Богу, пришли к Богу за помощью. Мы должны думать о Боге, а что человек имеет слабость, немощь – это его проблема, с которой он должен бороться в своей жизни: искоренить гнев, раздражение, недовольство на ближнего, тоже потрудиться над собой. Должно быть взаимопонимание и со стороны человека, который только пришел в Церковь, и со стороны человека, который уже находится в Церкви.
 – Владыка, вновь телефонный звонок; на связи Татарстан. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Я из поселка Кукмара. Хочу узнать, что я должна сделать для духовного отца. У меня дома нелады и есть духовный отец. Я ему все рассказываю о себе, что у меня дома неприятности. А что я должна для него сделать?

 – Молиться за него – только и всего, поминать его в своих молитвах.
 – А помогать как-то?
 – Если у него есть нужда, а у вас – возможность помочь, то помогите, с его благословения.
 – Я стараюсь, и в церковь помогать хожу.
 – Это хорошо, важно и нужно.
 – Владыка, вопрос от Светланы из Воронежской области: «Полгода назад на крыльце нашего дома кто-то насыпал много мелкого мусора, мама прошла по нему, и после этого у нее очень сильно стали болеть ноги. Является ли это каким-то злом от лукавого?»
 – Мы всегда находимся в борьбе со злом, с диаволом. Не зря сказано в Священном Писании: «диавол, как рыкающий лев, ищет нас поглотить». Поэтому мы всегда должны быть внимательны к себе и как можно ближе к Богу, чтобы Господь нас сохранил и защитил от бесовского наваждения. И апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Когда мы идем по городу или около своего дома, всегда нужно помнить Бога, призывать на помощь Божию силу. Когда мы будем так жить, находясь пред очами Божиими, и просить помощи Божией в наших нуждах и в жизни, то Господь будет всегда ограждать и сохранять от бесовского наваждения. Не должно допускать в себе рассеянности: мы должны как воины Христовы всегда быть на страже своего сердца, ума, внимательными быть к себе, чтобы всегда быть с Богом, чтоб Господь всегда был рядом. Поэтому мы и призываем быть в церкви почаще, чтобы в церковной молитве получить благословение Божие, силу Божию, ограждающую нас от всякого зла, бесовского наваждения. Когда мы участвуем в богослужении, в таинствах церковных, мы находимся в состоянии, когда Господь нас окружает Своей благодатью и защищает нас от всего бесовского, греховного и нечистого.
 – Владыка, вопрос от Татианы из Тулы: «Нужен ли православным психолог? Я думаю, что нет, так как есть Исповедь».
 – Да, таинство Исповеди – великое дело для нас, это величайшее милосердие Божие к роду человеческому. Если бы человек, общество наше понимали, что такое Исповедь, то избежали бы многих бед, напастей, скорбей и болезней. Но, к сожалению, многие не знают этого блага, не знают таинства Исповеди, не знают Покаяния и не притекают к этому таинству и накапливают в себе много преступлений греховных. Такая душа находится в тяжелом положении: она нуждается в избавлении, а человек не понимает, не знает, что делать. Он идет к психологу, но современные психологи советуют какие-то увлечения, наслаждения, удовольствия, чтобы чем-то себя занять. Конечно, занятия бывают в основном греховные, и к тому, что уже накоплено, добавляются еще грехи. И получается, что в душе все кипит, бурлят страсти. На какое-то время они утихают, потом с еще большей силой начинают пробуждаться и еще сильней мучить человека. И он стремится дать себе больше страстей, больше увлечений, чтобы свою душу как-то умиротворить. Хороший пример с Чернобылем: там реакторы никак не могут потушить и сделали саркофаг. Он держит какое-то время, а потом опять выпускает радиацию. И опять делают саркофаг, чтобы как-то остановить выход излучения наружу. Так получается и с нашей душой. Мы не искореняем свои страсти греховные, а просто заглушаем на какое-то время сомнительными удовольствиями, а страсти еще больше кипят…
 Исповедь – это что? Человек пришел, рассказал о себе, о своих грехах, о своих поступках греховных, о том, что мучает душу. И Господь в таинстве очищает душу от грехов, прощает их. Конечно, не полностью они искореняются, потому что нужен подвиг, нужно трудиться, но в какой-то степени, как говорят святые отцы, Исповедь «срезает до корня», а наша задача – потрудиться, чтобы искоренить грех постом, молитвой. Поэтому Исповедь имеет очень большое значение для человека. Когда-то в России было много храмов, в каждой деревне было по три и более храма, а в городах – на каждую тысячу населения один храм. Для чего? Потому что каждый человек нуждался в Церкви, нуждался в Исповеди, в совете батюшки. Как душа болит – сразу на Исповедь, на совет к батюшке, на таинства церковные, молебны, акафисты – не запускали заболевание души, стремились, чтобы не укоренились страсти, которые мучают человека. В церкви люди сразу успокаивались, получали исцеление и шли по своим делам, с любовью и радостью исполняя свое служение в этом мире. Вот почему было столько храмов. Сейчас, наоборот, говорят: «Зачем столько храмов? И так много!». А получается один храм на сто тысяч человек. Когда один храм на сто тысяч – очень сложно священнику всех послушать, исповедовать. Тогда в России не нужны были психологи – священники были психологами, а таинство Покаяния служило умиротворением, утешением человеку в скорбях и нервных стрессах.
 – Владыка, спасибо за подробный ответ. А у нас вновь звонок в прямой эфир.
 – Владыка, пожалуйста, помогите мне. У меня дочь собирается в монастырь. Ей 22 года, она окончила замечательно школу, музыкальное училище с красным дипломом и собирается в монастырь. Уже многие благодаря ей пришли к Господу. Она ездила в паломничество и теперь утвердилась, чтобы именно там служить Господу.

 Владыка, Вы благословите, пожалуйста. Могу ли я ее спокойно проводить, не переживать за нее?
 – Я думаю, не нужно переживать. Наоборот, радоваться надо, что ваша дочь стремится к Господу – спасти свою душу и быть молитвенницей для вас, для своих близких и родных. Вы приобрели одну молитвенницу, которая будет молиться за весь ваш род. Это должно быть для вас очень отрадным событием. Конечно, может быть, у вас были другие планы по отношению к дочери… Но когда есть порыв сердца идти в монастырь – это очень хорошо. Я думаю, нужно не скорбеть, а радоваться, содействовать, чтобы она спокойно могла, получив от вас материнское благословение, нести служение в монастыре с полной отдачей сил, совершенствоваться и сподобиться вечных благ в Царстве Божием.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия МЕДВЕДЕВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Заявление Святейшего Патриарха Алексия в связи с кровопролитием в Южной Осетии

  Узнав о боевых столкновениях в Цхинвали и его окрестностях, призываю противостоящих прекратить огонь и вернуться на путь диалога. Сейчас на земле Южной Осетии льется кровь и гибнут люди, о чем глубоко скорбит мое сердце.

 
Духовные поучения

Похвальное слово в честь Богородицы на дни Успенского поста

  Пост и молитва суть два непобедимых оружия, которые с небес даны Церкви для борьбы против всех видимых и невидимых врагов. Три таких страшных врага ведут против нас непрестанную войну: мир, диавол и плоть.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс