Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Бывший заброшенный рудник Ганина яма, расположенный в урочище Четырех Братьев неподалеку от деревни Коптяки, своим названием обязан некоему подрядчику Гавриилу, купившему в эпоху уральской «золотой лихорадки» (середина ХIХ столетия) этот участок в надежде отыскать на нем золотую жилу. Окрестные жители называли владельца рудника попросту – Ганя (сокращенный вариант имени Гавриил), а самая большая разработка рудника с тех пор и стала называться Ганиной ямой.
Золота Ганя не нашел, а вот железная руда здесь была, но со временем прекратилась и ее добыча. Рудник был заброшен и к началу ХХ века сильно изменил свой первоначальный вид. Наружные разработки превратились в озера, шахты обвалились, поросли травой и лесом.
Ранним утром 17 июля 1918 года встретила Ганина яма честные останки Августейших Страдальцев и их верных слуг. Тела мучеников сбросили в затопленную шахту, через некоторое время достали и расчленили, а затем в течение двух суток уничтожали огнем и серной кислотой.
Так заброшенный рудник упокоил тех, чья жизнь была примером добродетели, а мученическая кончина стала великим подвигом во имя России. По слову архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия: «Родина наша получила в трагедии, происшедшей на Русской Голгофе, пример жертвенного следования за Христом, жертвенного исполнения своего долга и заповедей Христовых. И эта жертва Святых Царственных Страстотерпцев, последовавшие за ней подвиги новомучеников и исповедников Российских, всегда находили горячий отклик в народе Божием, звали народ к покаянию, к изменению своей жизни по нравственным законам святого Православия. По неизреченной милости Божией, именно подвиг Святых Царственных Страстотерпцев разбудил души многих наших соотечественников».
В советское время Ганина яма являлась для уральцев неким «зловещим местом». Такой же таинственный ореол окружал и Ипатьевский дом. Несмотря на то, что «царская тема» была под строжайшим запретом, в 70-е годы ХХ столетия в урочище Четырех Братьев (так называется лес в районе Ганиной ямы) стали появляться первые тайные богомольцы, приходившие поклониться святой земле, сокрывшей в себе останки Царственных Страстотерпцев. Со временем народное почитание Августейших Страдальцев стало заметно возрастать.
7 июля 1991 года, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека, на Ганиной яме почитатели Царской Семьи установили первый крест. 17 июля 1992 года на место уничтожения останков Царской Семьи прибыл первый архиерейский Крестный ход. 22 июля 1993 года на Ганиной яме братство во имя Святых Царственных Мучеников установило здесь новый деревянный крест с киотом.
В ночь на 17 июля 1995 года совершилась первая Божественная литургия у креста над Ганиной ямой. После этого молитвенного прославления мученического подвига Помазанника Божия ночные литургии в день памяти Царственных Страстотерпцев стали совершаться здесь каждый год.
В августе 2000 года совершилось то, чего так ждал много лет православный русский народ. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве с 13 по 16 августа, Царская Семья была прославлена в лике Святых Страстотерпцев. После этого торжественного события произошел новый судьбоносный поворот в истории святого урочища.
23 сентября 2000 года во время своего визита на уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил Ганину яму.
Служба охраны высказала свое опасение насчет этого посещения из-за нахождения урочища в глубоком лесу и труднодоступности, однако поездка на святое место все-таки состоялась. В тот знаменательный день Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечением памяти на Руси всегда было строительство Божьего храма или учреждение монастыря.
Так Первосвятитель дал свое благословение монашеской обители на Ганиной яме: «Надеемся, что строительство скита на месте уничтожения тел Царственных Страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной уральской земле» (из письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Высокопреосвященному Викентию, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому).
Сразу после получения благословения Святейшего Патриарха на создание монастыря начались строительные работы. Сначала были срублены несколько келий, в которых поселились монахи и рабочие.
1 октября 2000 года Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил закладку первого камня в основание храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев – главного храма нового монастыря. Рассказывая об этом строительстве, Владыка говорил: «Монастырь будет из дерева, мы ставим в основу этого строительства мысль о том, что на этом месте созидается новая Россия, такая Россия, которая была до отречения Государя от престола. Преподобный Сергий Радонежский, когда строил свою Свято-Троицкую обитель, которая позднее стала Лаврой, – тоже возводил не каменный, а деревянный храм. Потом уже, после его кончины, были построены величественные каменные церкви. Так и мы думаем, что начинать надо с деревянных храмов, деревянных келий… С этим строительством начинается духовное восстановление России….
Как Россия строилась и начала свое становление деревянными храмами, так восстановление и ее возрождение духовное с этого места начинается деревянными постройками. Именно с этих мест, где уничтожались останки Царской Семьи, мы думаем, начнется возрождение нравственности, духовности, восстановление былой славы нашего Отечества!»
С 12 октября 2000 года на месте строительства стали совершаться молебны и Крестные ходы. По молитвам Святых Мучеников Господь послал монастырю жертвователей и благодетелей, благодаря усердию которых с поражающей быстротой вырос в лесной чаще дивный монастырь – напоминающий маленький островок «деревянного царства» старой Руси, святые идеалы которой благоговейно хранил наш последний Государь.
Строительство шло очень быстрыми темпами, и уже 27 декабря 2000 года рано утром архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении духовенства города и области совершил чин освящения храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев, после чего в новом храме была совершена первая Божественная литургия.
28 декабря, по благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Синода, на месте уничтожения останков Святых Царственных Страстотерпцев был учрежден мужской монастырь. С этого момента началось постоянное литургическое служение. По свидетельству многих паломников, службы в Царском храме особенно благодатны, любимы, легки – словно сами Страстотерпцы незримо присутствуют и ободряют молящихся. Смолистый запах стен, печка, уютный полумрак настраивают людей на особый молитвенный лад.
В 2001 году монастырь обрел великую святыню. В день рождения Государя-Мученика по Екатеринбургу прошел небывалый в истории епархии Крестный ход с переносом креста-мощевика, содержащего частицы святых мощей 40 угодников Божиих и частицу Животворящего Креста Господня. Этот святой крест принадлежал Царской Семье. 19 мая 2001 года святыню торжественно передали монастырю во имя Святых Царственных Страстотерпцев.
Крест первоначально принадлежал роду князей Шаховских. Царствующему Дому Романовых он был подарен в конце XVIII века. Во время трагических событий 1917 года святыню сохранила монахиня Серафима, имевшая близкие отношения с Царской Семьей. Перед своей кончиной матушка передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова – родной сестре протоиерея Григория Пономарева, известного на Урале старца и проповедника. После смерти родителей крест оказался у дочери батюшки – Ольги Григорьевны Пономаревой. В июле 1999 года, в преддверии канонизации и прославления Царственных Страстотерпцев, Ольга Григорьевна передала крест-мощевик в дар храму Преображения Господня на Уктусе.
В дарственном завещании сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий».
Ныне Царский крест-мощевик пребывает в монастыре как великая святыня, исцеляя и укрепляя молящихся в вере. Еще в храме Преображения Господня святыня не раз мироточила. Регулярно мироточит она и в монастыре. Подобные чудеса происходят даже с ее изображениями! У глухонемой девочки после того, как она приложила изображение к уху, начал восстанавливаться слух! Широко известно чудо мироточения ламинированного изображения креста-мощевика, а вслед за ним и других икон в поселке Таборы Свердловской области.
Для святого креста изготовлен специальный ковчежец. Его выполнили мастера ювелирной компании «ювелиры Урала» под руководством Юрия Николаевича Бырдина при финансовой поддержке генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» Андрея Анатольевича Козицына. В храме находится икона Царственных Страстотерпцев, украшенная полудрагоценными камнями, подаренная храму архиепископом Викентием.
В процессе строительства во время земляных работ недалеко от храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев на метровой глубине был обнаружен известковый слой. Это могло свидетельствовать о том, что здесь располагалось еще одно кострище, где, обливая серной кислотой, сжигали, а затем засыпали известью тела мучеников. На этом месте выстроен храм во имя преподобного Серафима Саровского. 10 марта 2001 года Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий заложил, а 7 июля освятил Серафимовский храм. Возведенный по проекту епархиального архитектора Наталии Акчуриной, храм получился небольшой и очень уютный. Во многом он олицетворяет образ преподобного. Здесь словно ощущаешь незримое присутствие самого батюшки Серафима, который встречает тебя пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!»
В храме находится ковчежек с частицами мощей многих святых. Здесь также пребывают многие почитаемые иконы; среди них образ Страстотерпца Царя Николая, список с широко известной чудотворной иконы. Очень любят монахи и прихожане аналойную икону Серафима Саровского; были замечены случаи ее мироточения. Эта икона была пожертвована монастырю одним из благодетелей – Сергеем Писаревым, а образ святого праведного Симеона Верхотурского передал в храм Владыка Викентий.
Храм состоит из двух уровней, верхнего – главного – во имя Святого Преподобного Серафима Саровского и нижнего – в честь иконы Божией Матери «Умиление». Память преподобного Царская Семья чтила издавна, еще в 1860 году возложением полумантии преподобного была исцелена Великая княжна Мария Александровна и облегчена кончина императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I. В 1903 году Государь Николай Александрович принял самое деятельное участие в прославлении преподобного Серафима. По молитвам старца родился Царевич Алексий. Икона же Богородицы «Умиление» являлась келейной святыней преподобного.
Нижний храм – особенный. Он именно монашеский, поскольку здесь перед иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» братия читает неусыпаемую Псалтырь. В Богородичный храм миряне не допускаются.
Как рассказывают строители монастыря, эта святая земля сама стала диктовать, где и какой храм нужно построить. 15 марта 2001 года была совершена закладка храма во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской. С древних веков утвердился благочестивый обычай – во всех важных случаях русский царь испрашивал благословения у преподобного. Эту традицию свято хранила и Семья Императора Николая Александровича. Освящение Сергиевского храма состоялось 16 июля 2001 года. Среди главных святынь храма – иконы, писанные в Троице-Сергиевой Лавре: образ святого преподобного Сергия Радонежского и образ Святых Царственных Страстотерпцев. Кроме того, хранится список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, сделанный еще при жизни Страстотерпцев.
В апреле 2001 года состоялась закладка надвратного монастырского храма в честь Иверской Иконы Божией Матери. Пять месяцев спустя, 22 сентября, храм был освящен. Как известно, Иверскую икону еще называют «Вратарницей», так как чудотворный ее оригинал изначально пребывал над вратами Иверского Афонского монастыря. В видении преподобному Гавриилу Царица Небесная так заповедовала о Своем образе: «Я прибыла, чтобы охранять вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». За прошедшие со времени этого события века Господь прославил Иверскую икону многими чудесами и знамениями. Почитание образа широко распространилось по всей Российской земле. Все русские государи, прежде чем въехать в Первопрестольную, обязательно преклоняли колена пред Иверской иконой Пресвятой Богородицы. Над вратами монастыря установлена икона Божией Матери, написанная на Святой Горе Афон.
Весной 2001 года был заложен пятый монастырский храм – во имя Святителя Николая Чудотворца. Еще во время строительства первого Царского храма при земляных работах было обнаружено несколько кострищ, где, видимо, сжигались тела святых. Эти предположения подтверждались различными чудесными явлениями, очевидцами которых были насельники и строители монастыря. Так, например, в нескольких десятках метров от Поклонного креста люди наблюдали свечение, на некоторых фотоснимках отчетливо проявлялось пламя костра. Поэтому и было решено поставить на этом месте еще один храм. Есть фотография, где изображены двое мальчиков возле креста, и в отдалении, где сейчас находится алтарь храма Николая Чудотворца, на снимке проявился костер! Место как бы само указывало, где должен быть построен еще один храм во имя небесного покровителя Царя-Страстотерпца.
19 мая 2002 года Владыка Викентий совершил чин освящения храма во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. Семнадцать куполов, семнадцать крестов, сверкающих на солнце, придают храму удивительно торжественный и величественный вид. Возникает ощущение, что сама Святая Русь незримо присутствует с нами – и словно не было вероотступничества, не было бесчисленных войн и кровопролитий последних веков.
Главная святыня храма – чудотворная икона святителя Николая, принадлежавшая Царской Семье. Сей образ был благословлен Государем в знак благодарности послушнице Ново-Тихвинского монастыря, приносившей в Ипатьевский дом продукты для Августейших мучеников (Царь-Мученик положил икону в корзину из-под яиц). Послушница эта, став впоследствии монахиней, прошла через весь ужас большевистских гонений, пережив арест, лагеря и ссылки. В 1960-е годы она передала царский подарок отцу Владимиру Ведерникову, священнику Иоанно-Предтечетского собора Екатеринбурга (в ту пору Свердловска). Отец Владимир в ту пору был болен раком, болезнь уже перешла в последнюю стадию. Предав себя всецело в «руце Божии», батюшка, увидев в чудесном подарке знак свыше, стал каждый день читать акафист пред Царской иконой святителя Николая Чудотворца.
С той поры прошло уже сорок лет – отец Владимир здравствует и поныне. В 2002 году он передал образ угодника Божия Николая в дар монастырю на Ганиной яме.
6 февраля 2002 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин закладки храма в честь Державной Иконы Пресвятой Богородицы, явленной в день вынужденного отречения Государя от престола Российского – 2 марта 1917 года. 23 сентября 2002 года храм был освящен. По слову Владыки Викентия, «мы должны осознать, что отречение Государя от престола не было моментом слабости. В условиях раздора и противостояния различных слоев общества Император Николай II давал своим подданным пример готовности к компромиссу, к самопожертвованию, чтобы прекратить раздоры, чтобы не допустить еще более ожесточенной борьбы…
Именно из тех лет, которые ошибочно кажутся нам далекими, идут и нынешние нестроения в Отечестве нашем. Все эти трагические изломы нашей истории являются следствием нашего отступления от пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу, от пути, которым неуклонно следовали Святые Царственные Страстотерпцы в своей земной жизни».
День рождения Государя Николая II приходится на 19 мая, день, когда Православная Церковь чтит память святого Иова Многострадального. Позднее, в тяжелые годы царствования, Император не раз упоминал это обстоятельство, говоря о своей внутренней готовности принять испытания, которые одно за другим обрушивались на него и в государственной, и в личной жизни. Иову Многострадальному посвящен храм, закладка которого состоялась 9 февраля 2003 года. Как и все храмы монастыря, он выполнен из дерева и невелик размерами. Кроме того, он соединен теплым переходом с расположившимися неподалеку архиерейскими покоями.
23 сентября 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил седьмой храм – во имя Иова Многострадального, расположившийся сразу за «открытой шахтой», вокруг которой каждый вечер братия монастыря совершает покаянный Крестный ход.
Новый, сделанный из дуба крест возле «открытой шахты» был подарен монастырю певицей Викой Цыгановой и ее супругом Вадимом. Камень около Поклонного креста содержит следующую фразу из книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь».
Слова ветхозаветного святого побуждают нас к искреннему, глубокому покаянию в грехах клятвопреступления и попустительства цареубийству, допустив которое наши предавшие Царя предки заложили и в нас семена злобы, клеветы и безбожия. Горячим почитанием жертвенного подвига Государя Николая Александровича и его Августейшей Семьи и исправлением нашей жизни по заповедям Божиим мы надеемся изгладить свою вину перед Богом, Царем и многострадальным Отечеством нашим… Молитвами Святых Царственных Страстотерпцев «сие буди, буди»!
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Мы не знаем, прощен ли нам грех цареубийства…В прошлых беседах с Алексеем Анатольевичем Кузьминым, составителем жизнеописания Святых Царственных Страстотерпцев, мы говорили, что многие простые люди на Урале почитали Царственных Мучеников с самых первых дней их кончины. Почитание Царской Семьи началось в Екатеринбурге еще тогда, когда не было храмов в их честь, когда они еще не были причислены к лику святых.
В сталинские времена в 1948 году был издан четырехтомный труд «Артиллерия русской армии» под редакцией генерал-майора Е.З.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.