Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Не так давно в Нижнем Тагиле состоялось информационное совещание, в котором приняли участие руководители, ведущие специалисты и воспитатели детских образовательных учреждений. Оно было посвящено теме духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников.
В совещании приняла участие сотрудник Центра защиты материнства «Колыбель» Екатеринбургской епархии Нина Николаевна Белова.
В зале собрались представители тридцати дошкольных учреждений, которых тема духовно-нравственного воспитания детей весьма и весьма интересует.
Нина Николаевна Белова изложила существующую практику духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, опираясь на опыт работы детских садов Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, которые в разделе дошкольного воспитания работают по программе «Истоковедение». Она также рассказала о практической работе в этом направлении в ряде городов Челябинской области и о тех проблемах, которые возникают сегодня в семье и у самих дошкольников, так как на сегодня самым активным «воспитателем» является телевидение.
С чем чаще всего к ней приходят на консультацию родители маленьких детей? С чем сталкиваются работники детских дошкольных учреждений? С одной стороны, это – застенчивость детей, неумение задать взрослому человеку даже простой вопрос, что говорит о недоразвитости речи и заторможенности психического развития ребенка. А с другой стороны – дикая демонстративность в его поведении.
Один и тот же ребенок, не умея задать вопрос, не умея составить даже коротенький рассказ, тут же – и при родителях и воспитателях может делать различные неприличные жесты, кривляться, произносить всяческие дразнилки в адрес других ребят. Он может ползать под столом, пинать мебель. Такое агрессивное, демонстративное поведение не соответствует возрасту ребенка, оно скорее соответствует подростку-хулигану.
Так почему же наши маленькие дети так себя ведут? Этот вопрос уже хорошо изучен и на Западе, и нашими отечественными специалистами в области детской психологии. Как отмечает Нина Николаевна, такая демонстративность и агрессивность при одновременной задержке умственного и физического развития обусловлена прежде всего телевидением. Кандидат психологических наук, специалист Центра коммуникативных исследований, руководитель экспериментальной педагогической лаборатории при Академии наук Наталья Маркова выявляет здесь следующие моменты отрицательного воздействия телевидения (в частности, детских мультфильмов) на ребенка. Мерцание экрана, резкие звуковые шумы при переходе от передачи к рекламе, необыкновенно яркие цвета на экране, которых даже не существует в природе, завораживают ребенка – они его буквально гипнотизируют.
Дети прекрасно усваивают рекламные слоганы, потому что они многократно повторяются в течение дня. А большинство наших детей в течение дня и вечера живут при постоянно включенном телевизоре. И это технологическое воздействие, технология, направленная на то, чтобы вкладывать информацию в подсознание ребенка, дает свои отрицательные результаты. Все мы знаем о пресловутом эффекте 25 кадра, но сейчас используется немало новейших технологий. Это и определенныt аудио-, видеоряды… И ребенок, не вдумываясь, повторяет все это на подсознательном уровне.
Да и сами мультики нередко дают детям пример агрессивного неадекватного поведения. Возьмем, к примеру, совсем новый фильм – «Шрек». Посмотрите, как ужасно там показана женщина! Юная девочка изображена с физиологическими подробностями зрелой женщины, а ее поведение отличается жестокостью по отношению к своим товарищам. Лицо ее беспристрастно, лишено всякой мимики. А для ребенка особенно нужна именно мимика, ведь именно в ней выражаются все человеческие эмоции. У нее же – статично-агрессивное лицо.
И эта агрессия, начиная от более «мягкого» фильма «Том и Джерри», где неоднократно повторяются кадры, где доска бьет по морде кота или собаку, где в дверях постоянно прищемляются хвосты и лапы, сопровождается веселым смехом, звучащим за кадром, и кончая еще более жестокими фильмами, в которых герои унижают друг друга и физически и нравственно, – моделирует, навязывает такое поведение ребенку.
С одной стороны, экран завораживает, а с другой стороны, идет вбрасывание в сознание ребенка именно такой модели поведения, так как почти во всех зарубежных фильмах присутствует намеренно навязываемое жестокое поведение. Это и формирует демонстративное поведение ребенка.
С другой стороны, экран – это постоянное зрелище, при котором работают только одни рецепторы: глаза. Зрительное восприятие представляет огромный тормоз для развития речи. Ребенок все воспринимает только зрительно; у него нет вербального отражения. Между тем наше восприятие мира основано прежде всего на человеческом общении: вопрос-ответ, вопрос-ответ. Не случайно во все времена дошкольный возраст называли возрастом «почемучек». Сейчас все в корне изменилось. Идет только «заглатывание» того, что дает телевизор, что дает экран. Обратной связи вербального обучения нет; ребенок уже практически не задает вопросов.
Кто-то может возразить, что в детском саду, начиная с самых младших групп, с детьми ведутся занятия, которые происходят на вербальной основе. Но сами воспитатели говорят о том, что нередко ребенок не воспринимает того, что ему говорят. Его мозг уже настроен только на зрительное восприятие мира. А отсюда – заторможенность в развитии психики, отставание в школе из-за недоразвития речи. А это страшно, потому что вся будущая жизнь ребенка должна будет строиться на коммуникативных связях. Как он будет развиваться и обучаться, какую профессию изберет, какой у него будет профессиональный рост – все зависит от степени его коммуникативности.
Очень интересным было выступление Натальи Николаевны Селяниной, которая акцентировала внимание слушателей на том, что базовые качества личности формируются именно в дошкольном возрасте. И это высказывали в свое время многие русские и советские психологи. Базовыми качествами, по мнение педагогов и психологов, являются воля, мышление и совесть. И если ребенку до пяти лет не заложили этих базовых качеств личности, то потом это сделать очень сложно. Идет либо переучивание ребенка, либо его ломка.
Что же сегодня получают наши дети от «телеродителей», какие качества личности? Вот как отвечает на этот вопрос православный педагог, сотрудник Центра защиты материнства «Колыбель» Нина Николаевна Белова:
– Агрессивность, жестокость, наплевательское отношение к взрослым. К примеру, если ребенок смотрит фильм «Ох уж эти детки», а смотрит он его вольно или невольно, потому что фильм идет и в вечерние и в утренние часы. Родители зачастую не вникают в содержание фильмов, которые смотрят дети: молчит ребенок – ну и пусть себе молчит. Мама занята по хозяйству, папа копается в гараже или лежит на диване с газетой…
А ребенок видит, как в этом фильме относятся к ребенку-годовичку все главные персонажи – жестоко, с насмешкой, и зачастую переносит это отношение на себя и своих близких. Каким испытанием становится такое созерцание для ребенка, каким препятствием становится оно для совместной игры, для чтения книг, даже просто для того, чтобы выйти во двор, пообщаться со своими сверстниками!
Можно привести немало примеров детской жестокости, которые стали объектом гласности. В Санкт-Петербурге школьники младших классов убили годовалого малыша, который был оставлен матерью в коляске во дворе собственного дома. И эта агрессивность ребят к годовалому малышу была привита им фильмом «Ох уж эти детки». Вы представляете, как изображен в этом фильме годовалый ребенок? Это нелепое существо с реденькими волосиками на головке, вечно орущий, вечно плачущий, вечно мокрый, и ему надо постоянно менять пеленки и памперсы… Разве может такой образ вызвать симпатию к себе?
А фильм «Семейка Симпсонов», который смотрят дошкольники и школьники? В нем маленький ребенок, обращаясь к матери, может сказать: «Ты, старая потаскуха, отдери свою задницу от дивана, сходи на кухню, принеси нам попить!» Это как? Это уважительное отношение к родителям?
Мы забыли, что совесть человека формируется именно в раннем возрасте, до пяти лет. Такие качества личности, как доброделание, милосердие, смирение, прощение тоже формируются в дошкольном возрасте. И нам нужно найти новые формы работы в дошкольной педагогике, определиться, как вести духовно-нравственное воспитание малышей, какую программу выбрать, как работать одновременно в двух направлениях – и с детьми, и с родителями: без участия родителей воспитание немыслимо.
Конечно, большую часть активной жизни ребенок проводит в детском саду, но цепочка его воспитания и развития не должна прерываться, и в ней на одинаковых условиях участвуют и родители и педагоги. Родители на сегодняшний день хорошо информированы во многих сферах педагогики и воспитания, но целостного представления о воспитании души ребенка, его духа, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» нет. Оно размыто, деформировано.
И поэтому православные педагоги взяли на себя миссию осуществлять информационно-консультативную работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста не только с сотрудниками детских садов, но и с родителями. В планах работы – открытие курсов повышения квалификации по программе «Истоковедение», на которых педагоги будут не только получать новые знания и методику доведения материала до сознания и сердца детей, но и тесно, вплотную работать с родителями.
Курсы будут организованы Учебным отделом Екатеринбургской епархии.
…Еще одна проблема, о которой сегодня хотелось бы поговорить. В детских садах не хватает мест, и многие дети находятся дома «сами по себе», без опеки профессиональных педагогов. Как и чем с ними заниматься? Модно стало приглашать для ребенка гувернанток, но может ли посторонний человек заменить в воспитании мать?
У сотрудников Центра «Колыбель» на эти вопросы есть свои ответы. Основная задача воспитания ребенка, конечно же, ложится на родителей. Родительство – это уже и есть цель: воспитать достойного человека, гражданина. Но, к сожалению, как особо отмечает Нина Николаевна, на сегодняшний день многие родители занимают пассивную позицию по отношению к воспитанию своих детей – они предоставляют своих детей телевидению. Здесь родители либо не видят зла, которое несет телевидение, либо идут по пути легкого времяпрепровождения ребенка в семье. А между тем ребенка надо постоянно чем-то занимать. И читать ему вслух, и рассматривать картинки в книгах, и рисовать, и наблюдать, и формировать у него бытовые навыки.
Нина Николаевна Белова не скрывает своих тревог и опасений. По ее словам, она наблюдает угасание родительской любви по отношению к своим детям. В чем она видит это угасание? Вот несколько примеров, которые она привела в беседе. В парке двухлетний малыш надрывно кричит: «Мама, мамочка, дай мне ручку!» Мама идет впереди него на пять-шесть метров. В правой руке у нее телефон: она общается с кем-то другим, в левой руке – сигарета. Закончив фразу, которую она произносила в телефон, она поворачивается к ребенку с выражением недовольства и озлобления на лице, и грубо, резко ему говорит: «Ты что, не видишь, что у меня рука занята?» И показывает ему руку с сигаретой… Это разве материнское отношение к ребенку?
Следующая картинка. В трамвае ребенок заходится криком. Он одет очень тепло, ему жарко, кругом много чужих людей – это для ребенка стресс. Мама сидит с «каменным» выражением лица. Она не повернет ребенка к себе, она не нашептывает ему на ушко успокоительные слова, не гладит его нежно по руке. Она молча, стиснув зубы, едет с ним до конечной остановки, чтобы там, уже без свидетелей, «дать ему взбучку» за такое поведение в трамвае. И эта окаменелость по отношению к своему плачущему ребенку – разве не свидетельство угасания любви?
Почему возникает такая проблема? Да потому что материнское чувство – не врожденное. Его надо воспитывать с детства, играя в куклы, в дочки-матери. А в какой семье вы увидите сегодня куклу-голыша, в руках с которой выросло не одно поколение русских девочек? Все заполонили куклы Барби. А как ребенку играть во «взрослую» куклу? Отметим, что в мусульманских странах эта кукла привозится и продается фирмами-изготовителями (а это американские фирмы) – только как «профессиональные» куклы. В Израиле – это кукла-солдат, потому что там девушки призываются на службу в армии. В Объединенных Арабский Эмиратах – это кукла-врач, кукла-учительница.
Как же ребенок может играть с куклой, которая изображает взрослую женщину, с ярко выраженными женскими формами: пышные грудь и бедра, тонкая талия? Они ее носят, таскают, бросают… Но эта кукла – игрушка, которая уже в маленьком человеке формирует потребителя. Потому что к ней требуется несколько подружек, комната с мебелью, дача, кухня, ванная, набор косметики и обширный гардероб.
– Я была свидетелем одной сцены в супермаркете, – рассказывает моя собеседница. – Малявка, которая еще не умеет выговаривать звук «р», кричит: «Мама, купи моей Бали бой-фленда Кена!» Еще не понимая, что это такое «бой-френд», еще не проговаривая половину звуков, она буквально требует себе новую игрушку. Все это сопровождается криком, топаньем ногами. Это – чистое потребительство.
И это потребительство закладывается ребенку с первых лет его жизни. А материнских чувств нет: ребенок не умеет пожалеть куклу, когда она «заболела», пеленать ее, чтобы выйти на прогулку, купать, поить чаем… Давайте обратимся к русской музыкальной классике. Есть прекрасный альбом Чайковского «Кукла заболела», в котором собраны пьесы, отражающие все сценки естественной человеческой жизни, действия, которые «мама» может с этой куклой, со своим «ребенком» проигрывать дома. Этого нет.
– Сам уклад жизни нашей изменился совершенно, утрачены многие семейные традиции, – продолжает разговор Нина Николаевна. – Когда мы все вместе собираемся дома? Только вечером. Но ведь мы опять собираемся чаще всего с телевизором. Утрачены семейные праздники, духовные. Здесь хочется высказать пожелание всем-всем родителям: читайте «Лето Господне» Ивана Шмелева. Ведь эта книга – годовой круг праздников внутри семьи, тем более написанная глазами ребенка. Как в семье готовились к Великому посту? Как убрали нарядные вещи и ходят в скромной, штопаной одежде, как отказались от скоромной еды и какие блюда готовят на постный стол. Вот скоро будет Пасха Красная… Как семья к этому празднику готовится? Как чистят, моют, прибирают дом? Как старательно расписывают пасхальные яйца и готовят праздничное угощение, которое предложат любому пришедшему в дом человеку? Этого сейчас нет, оно утрачено, и его необходимо вернуть в нашу жизнь, возродить в каждой семье.
Что же касается гувернанток… Если мама зарабатывает деньги вместо того, чтобы дать ребенку свою любовь, свое сердце и оставляет его с добросовестным, образованным специалистом по воспитанию – все равно это чужой человек. Может ли чужой человек дать ребенку душу? Может ли он стать родным, близким, значимым для ребенка? Может быть, и может… Но это будет уже чужой ребенок, а не ваш. Не ребенок, который получил родительское тепло, материнскую ласку, отцовский строгий взгляд в своей семье, в ней получил навыки жизни и поведения. А когда он вырастет, то построит свою семью, и в свою семью принесет этот опыт проживания и даст своим детям.
При дистанцинировании детей от родителей последние просто-напросто покупают детскую любовь новыми красивыми нарядами и игрушками, поездками, зрелищами, разнообразной и вкусной едой. Но приставлен к этому ребенку чужой человек. Который тоже не «няня Арина Родионовна», который на сегодняшний день даже, может быть, не знает сказок, и тоже идет по пути наименьшего сопротивления – включает ребенку тот же пресловутый телевизор или возит его из одной школы развития в другую элитную школу или центр, где с ребенком опять занимаются чужие люди.
И это стремление родителей записать ребенка во всевозможные группы и центры развития – тоже одна из крайностей сегодняшней действительности. Они зачастую не учитывают возрастные особенности своего ребенка и психологические особенности его конкретного возраста. Вы, наверное, видели подобные растяжки на улицах своих городов: «Приглашает школа обучения раннего развития», «Английский язык – с первого года жизни» и так далее… У нас есть замечательный психотерапевт Гарбузов, автор многих популярных книг для родителей. Так вот, он очень четко говорит о том, что иностранному языку ребенка можно начинать обучать не раньше пяти лет. Почему? Да потому что родная речь осваивается до пяти с половиной лет. Каждому возрасту свойственны определенные этапы развития речи: гуление – в первые полтора-два месяца жизни, облегченный лепет у годовичка, называние однословных предметов, появление первых предложений, а потом уже более распространенных. И такое поэтапное и чистое звукопроизношение как раз и формируется только к пяти с половиной годам, потому что к этому возрасту заканчивается формирование речевого аппарата.
В этом же возрасте ребенок развивает мелкую моторику, но давайте посмотрим на сегодняшний день: кто из родителей играет с ребенком в такие пальчиковые игры, как «ладушки», «сорока-сорока»? Наши бабушки и прабабушки так играли с детьми, потому что хорошо знали, что чем лучше развита у ребенка кисть руки, чем лучше развита его мелкая моторика – тем лучше у него речь. У них это шло как-то интуитивно. Но и великие российские ученые, которые занимались проблемами мозга, проблемами речи, выявили, что между речевой зоной головного мозга и зоной мелкой моторики устанавливается прямая связь. Поэтому если с ребенком дома много играют в строительные кубики, мозаику, различные конструкторы, если ребенок вместе с мамой и папой что-то склеивает, вырезает из бумаги – развивается его мелкая моторика. В ходе этой деятельности развивается и речь: называются цвета, формы, действия, предметы – таким образом идет общее развитие ребенка.
Многие родители хорошо знают об этом, они приобретают ребенку различные конструкторы, но из-за занятости не могут заниматься с ним. А ребенок еще мало что может, у него еще не сформировано пространственное представление. Вот он сидит, и просто-напросто накладывает кубик на кубик. Рядом взрослого нет, обучения нет, но зато его «потащили» в плавательный бассейн, в танцевальный кружок, в школу иностранного языка.
Есть еще одна особенность. Каждый язык имеет свою чистоту, русский язык – это одна чистота, английский – другая. И у ребенка в коре головного мозга идет слом, срыв: он, не умеет еще различать чистоту своего родного языка, не умеет ею пользоваться, а на это неумение накладывается еще и чужеродный язык. Как было раньше? Если ребенка кормила грудью не родная мать, то кормилица. Чаще всего – простая русская крестьянка, которая напевала ребенку русские народные песни, пела ему колыбельные. Даже в дворянских семьях к ребенку приглашали детей-сверстников из крестьянских семей, поэтому и звучала там родная русская речь, играли в родные русские игры. А обучение ребенка начиналось не раньше 5–6 лет, когда он уже достаточно овладевал родным языком.
И загрузка у этих детей была огромная. В журнале «Родина» был опубликован изумительный материал, рассказывающий об образовании детей в дореволюционной России: дети с 8 лет имели по 6–8 часов учебных занятий в течение дня. Но это все соответствовало возрасту, психике и физическому развитию, и не было чрезмерным, чередовалось различными видами деятельности: играми на свежем воздухе, прогулками в лесу, общением с природой…
А что сегодня? В каменных джунглях таскать ребенка по битком забитому транспорту в окружении зачастую нервных, неуравновешенных, невоспитанных людей-пассажиров из одного конца города в другой, чтобы посещать элитную школу? Даже если возить его на собственной машине – хорошего мало: на дорогах кругом «пробки», мама нервничает, срывается… В постоянном стрессе находятся и сам ребенок, и тот, кто его сопровождает. Не слишком ли дорогую цену мы платим за такое элитное образование наших детей? Не лучше ли обратить внимание на его домашнее воспитание в духе и традициях русского народа? Я никогда не забуду, как на конференции, посвященной проблемам семьи и школы, один священнослужитель с горечью констатировал: наше государство может сделать человека хорошим специалистом – врачом, инженером, строителем. Но оно не может сделать из него хорошего Человека. Это – забота прежде всего родителей.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров — память 27 июня/10 июля. Священномученик Василий Ситников — память 28 июня/11 июля (последнее место служения — Николаевская церковь села Далматовского Шадринского уезда).
29 июня, в день завершения Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в сослужении всей архиерейской полноты Русской Православной Церкви. После Литургии в храм прибыл президент Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.