Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Память 23 июня/6 июля (последнее место служения — Иоанно-Предтеченская церковь села Кочневского Екатеринбургского уезда).
Священномученик Петр Смородинцев родился в 1866 году1 в семье священнослужителя.
В тринадцать лет он поступил в Пермскую духовную семинарию, однако проучился в ней только один год и в 1880 году оставил учебу. В 1885 году Петр Семенович стал служить псаломщиком в селе Шайдурихинском, а с 1886-го — в Космо-Дамиановской церкви села Юшковского Екатеринбургского уезда. В 1899 году Петр Симеонович был рукоположен в сан диакона, однако продолжал служить в селе Юшковском на вакансии псаломщика. В 1908 году отца Петра рукоположили в сан священника и с марта 1908 года направили служить в Рождество-Богородицкую церковь села Краснопольского Верхотурского уезда. Отец Петр преподавал также Закон Божий в Краснопольском двухклассном училище.
Кроме служения в Краснопольском, отец Петр исполнял обязанности по духовному окормлению жителей деревни Сербишина2 (второе название — Малехоны), приписанной к Краснопольскому приходу. Она располагалась в пятнадцати километрах от Краснополья, в красивой местности при реке Нейве у подножия Уральских гор. Некоторое время отец Петр был заштатным священником села Краснополья и одновременно занимал должность председателя Кредитного товарищества в селе Юшковском Екатеринбургского уезда и председателя Каслинского районного союза. Священник много трудился над благоустройством села Юшковского, которое, благодаря его усердию, обогатилось прекрасной паровой мельницей, в некоторых домах появилось электричество, была оборудована ремонтная мастерская. Поэтому село Юшковское среди земледельческого района было наиболее промышленно развитым.
Февральскую революцию 1917 года жители Юшковского встретили без особого восторга. По словам членов местного Совета, «крестьянство… не понимало значения революции»3 . После свержения монархии крестьяне села Юшковского собрались на сельский сход, чтобы определить свое отношение к будущему государственному устройству России. Председателем на этом сходе крестьяне избрали священника Петра Смородинцева, пользовавшегося у них большим авторитетом. Вскоре в селе Юшковском был организован местный орган власти — Комитет общественной безопасности, председателем которого стал отец Петр. Когда Временное правительство организовало свою систему местного управления, отец Петр передал властные полномочия Комитета общественной безопасности волостному земству. При этом он сказал: «Я передаю власть честным мирянам, а не голодранцам и лентяям»4 .
Об Октябрьской революции в селе узнали только к январю 1918 года. На сельских сходах представители левых партий стали ставить вопрос о передаче власти от Земских управ Советам. Большинство крестьян, духовенство и сельская интеллигенция выступили против советской власти, в районе даже были случаи расправ с организаторами Советов. Так, в селе Багаряк был арестован недавно вернувшийся с фронта и выступавший за большевиков в будущем известный на Урале комбриг Онуфриев, чье имя до сих пор носит одна из улиц Екатеринбурга. Известно, что даже отец Онуфриева одобрительно отнесся к его аресту; он не делал попыток освободить сына, и, проходя мимо места его заключения, говорил: «Я тебя выкормил, а ты пошел против родного отца»5 . В селе Юшковском представителей советской власти хотели повесить на перекладинах базарных весов, но это не удалось, так как они, угрожая револьверами, убежали от разъяренной толпы.
Весной 1918 г. отец Петр был назначен священником в Иоанно-Предтеченскую церковь села Кочневского, расположенного в том же районе, что и село Юшковское, но успел отслужить здесь всего две литургии: в день Святой Троицы и в день Святого Духа.
С началом гражданской войны ситуация в районе обострилась. Жители сел Кочневского, Юшковского и других с радостью встретили известие о выступлении Чехословацкого корпуса, собирались принять чехов хлебом-солью, вступать же в красные отряды, чтобы защищать советскую власть, они отказывались и постоянно сопротивлялись мероприятиям советской власти. Большевики считали виновниками таких выступлений кулаков и священников. Особенно враждебно были настроены красные к отцу Петру Смородинцеву, с мнением которого крестьяне считались.
В июне 1918 года отец Петр выехал в Юшковское, где жил его сын Валентин, чтобы сдать дела по должности председателя Кредитного товарищества в селе Юшковском и председателя Каслинского районного союза. Но почти сразу же после приезда он был арестован. Прощаясь с семьей, отец Петр благословил всех и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами»6 . Присутствовавшая здесь сестра хотела возразить ему, но батюшка повторил свои слова и отправился с красноармейцами в Каслинский завод. Там отца Петра продержали несколько дней. Члены правления Каслинского союза пытались выяснить причину ареста священника, но определенного ответа не получили.
В ночь на 23 июня/6 июля 1918 года отца Петра вместе с отцом Александром Миропольским увезли из Каслей и в нескольких километрах от завода, близ речки Горькая, расстреляли. Домашним отца Петра красноармейцы сообщили, что его отправили на общественные работы на станцию Черемшанка. Когда было обнаружено тело священника, его смогли опознать только по подряснику: голова была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Люди, участвовавшие в поиске убиенных, не могли поверить, «что человек может дойти до такого зверства и будет так убивать…»7 . Как писали в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «почивший отец Петр Смородинцев обладал хорошим здоровьем, и если бы не нынешнее время, то он бы прожил еще немало и принес много добра. Это был истинный народолюбец. Он почти все свое время отдавал людям. В церкви — он пастырь, учитель, утешитель; в жизни — помощник бедному люду»8 .
После отпевания 7/20 июля 1918 года отца Петра Смородинцева вместе с другими убиенными иереями похоронили около правой стороны главного алтаря Успенского храма Каслинского завода.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года отец Петр Смородинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
1 Возможно, в 1865 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.
2 Встречается также другое название этой деревни — Сирбишна (см.: Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915).
3 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 24.
4 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 26.
5 См.: ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 27.
6 Известия Екатеринбургской Церкви. 1918, № 15. С. 292.
7 Там же.
8 Там же.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В преддверии праздника Тихвинской иконы Божией Матери наша газета публикует стихи, посвященные Пресвятой Богородице. Подборку специально для нашей газеты подготовил екатеринбургский православный приют во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, воспитанницы которого желают поделиться с читателями своей радостью о принесении в Екатеринбург списка с древнего Тихвинского образа.
Священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров — память 27 июня/10 июля. Священномученик Василий Ситников — память 28 июня/11 июля (последнее место служения — Николаевская церковь села Далматовского Шадринского уезда).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.