Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.
– Бог благословит. Помоги всем нам Господь.
– Владыка, спасибо. А начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с событий исторических – с 9 мая, со дня победы. Расскажите, пожалуйста, каково значение этого дня в судьбе России и судьбе Православия?
– День Победы – это великий день для нашей страны. Когда на нашу землю напали фашистские войска, чтобы уничтожить Россию как страну православную, весь народ православный восстал против врага, и церковь с первых же дней этой кровопролитной войны благословила народ на победу, на борьбу, милостью Божией и слезами и молитвами наших отцов. Хотя в то время еще бушевал атеизм и была очень сложная ситуация с церковью, враг мог нанести еще больший удар по Церкви, поэтому трудами наших солдат и офицеров была одержана Великая победа. Конечно, для нас это и урок в какой-то степени, потому что на войне многие обратились к Богу, к Церкви. Мы знаем, что после окончания войны тысячи и тысячи людей стояли в очереди и крестились в храмах Божиих, потому что они обещали перед Богом: если Господь даст жизнь, избавит от смерти, они обязательно крестятся и станут ходить в Церковь Божию. Это был новый подъем духовной, церковной жизни в нашей стране. Можно сказать, это было и покаянием за соделанные грехи – убийства и кровопролития, уничтожение храмов. Страданиями в годы войны Господь омыл, очистил народ от скверны греховной и возвратил многих к Церкви, к церковной жизни. Поэтому для нас имеет большое значение эта победа, и дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этой войне и понимали, что мы должны жить так, чтобы гнев Божий не допускал бедствий, подобных Великой Отечественной войне.
Отступление от Бога, от Церкви, от Христа приносит великие страдания и трудности. Чем ближе мы будем к Христу, тем больше Господь сохранит нас и поможет нам утвердиться в мире, благополучии, в жизни по заповедям Божиим и стремлении к вечному блаженству.
– Владыка, мы празднуем 63-ю годовщину Победы; после войны прошло много лет. А как Вы считаете, современное поколение смогло бы одержать такую победу?
– Я думаю, что смогло бы. Конечно, есть определенные трудности: люди мало воспитаны в патриотизме. Но Россия – особая страна, она может найти в себе силы в любое время сплотиться и дать отпор любому врагу. Поэтому не советуем никому покушаться на Русскую землю: Господь поможет нашему народу отразить любые нападения.
– Владыка, спасибо за ответ. Перейдем к вопросам, которые поступили нам в перерывах между передачами. Вопрос от Фотинии из Екатеринбурга: «10 лет назад мой отец покончил жизнь самоубийством. Можно ли его поминать один раз в год в Церкви? Какую молитву читать дома? Его грех может перейти на меня и на моих детей?»
– Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Я знаю, в народе бытует убеждение, будто в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц, но это неправильно – никогда не позволяется в Церкви поминать самоубийц. Нужно молиться домашней молитвой, совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
– Владыка, в одной из предыдущих передач Вы говорили, как нужно молиться об убиенных во чреве детях. Телезрительница просит: повторите, пожалуйста.
– Да, этот грех очень тяжел – грех детоубийства, убийства невинного беззащитного существа. Подумайте: на какие страшные муки обрекают младенца – вырывают руки и ноги; хотя они маленькие, но это руки и ноги уже сформировавшегося человека! И душа убиенного находится в неопределенном месте, поэтому отцу и матери, которые совершили такой грех, нужно молиться, чтобы Господь помиловал, простил и их, и душу, загубленную таким страшным грехом.
Необходимо молиться дома за своих детей, погубленных в чреве, ходить регулярно в церковь в праздничные и воскресные дни, исполнять обязанности православного христианина, поститься в среду и пятницу круглый год, соблюдать многодневные посты. Часто исповедоваться, каяться, причащаться в праздничные и воскресные дни, когда есть благословение духовника. Очень важно, конечно, совершать поступки, противоположные соделанному греху – добрые дела. Например, взять на воспитание брошеных детей. Их очень много в роддомах, в домах ребенка. И они нуждаются в помощи, нуждаются в домашнем семейном уюте, хотят обрести маму и папу. Если человек будет воспитывать это дитя и доводить его до духовного, нравственного совершенства и сподобит его небесных обителей таким воспитанием, это послужит прощению соделанных грехов и тому, что ребенок, который был загублен абортом, тоже получит от Бога милость.
Это очень важное дело, как и обращение человека, находящегося далеко от Церкви, от Бога, который глубоко заблуждается, погряз в каких-то страстях, пороках. У нас есть возможность его отвратить от ложного пути, привести к Богу. Тогда есть надежда, что Господь помилует, простит, покроет множество грехов наших, если мы отвратим от ложного пути людей, которые нас окружают, заблуждающихся, пораженных грехом. Вот путь и труд, за который Господь дает милость и избавляет нас от наказаний за совершение тяжких грехов – от вечных мучений за соделанные грехи.
– Владыка, телезритель задает такой вопрос: «Кто такие кочетковцы и стоит ли с ними общаться?»
– Есть такое движение среди современных верующих, которые придерживаются особого мнения московского священника Георгия Кочеткова. У них либеральное отношение к богослужению, к вере. Хотя они стараются быть в Церкви, но имеют какие-то свои особенности. Отец Георгий утверждал: такой подход – для того, чтобы молодых людей, живущих «свободной» и греховной жизнью, обратить к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Но, к сожалению, обратившись таким образом, они продолжают жить, как и прежде. И живут по своим соображениям, хотя христиане должны жить не по своим воле и желаниям, а по воле Божией. Мы отличаемся от других религиозных конфессий тем, что стараемся отречься от своей греховной воли и стремиться жить по воле Божией. Такой у нас должен быть жизненный подвиг – самоотречение и приближение своей жизни к жизни евангельской, святоотеческой, к жизни церковной, к жизни по воле Божией.
– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
– У меня такой вопрос. Видел, как прихожанка одного из храмов принесла землю с могилы усопшего и высыпала в храме для отпевания родственника. Правильно ли это? И как поступать в таких случаях?
– Обычно так и делается, если не было возможности отпеть усопшего в храме Божием. Лучше обязательно делать отпевание в храме, чем заочно, но если невозможно было отпеть очно, то берется с могилки усопшего земелька, приносится в церковь, и там над ней совершается чин погребения, отпевания. Потом ее вновь сыплют на могилку. Или берут землю в храме и тоже отсыпают на могилки. Если усопший похоронен далеко и невозможно в ближайшее время это сделать, то отсыпают эту земельку на любую могилку и потом перенносят на ту могилку, где похоронен усопший, над которым совершилось отпевание. Такова церковная практика. Но лучше всего отказаться от заочного отпевания. Сейчас у нас храмов много, в большинстве населенных пунктов есть храмы, можно отпеть усопшего в храме – привезти в церковь и дать ему возможность последний раз побывать на службе в храме Божием, попрощаться с прихожанами и с храмом. Поэтому лучше всего, еще раз повторяю, отпевать очно.
– Жительница Каменска-Уральского Кристина задает такой вопрос: «В настоящее время навязчиво говорят о необходимости каяться за убийство Царя и священников. На мой взгляд, человек никого не убивал, да и сама Церковь была виновата – обладая богатством и землями, заставляла ходить людей в храм. Должно ли новое поколение каяться в грехе цареубийства?»
– Церковь, хотя имела земли и какой-то достаток, в этом не согрешала пред народом, а наоборот, имела возможность больше помогать нуждающимся людям. Благодаря Церкви все земли были очень хорошо ухожены и приносили много земных плодов, которые питали множество и множество народа. Поэтому вменять это Церкви в грех или обвинять ее в чем-то – неправильно. Что касается покаяния в грехе цареубийства, то нужно понимать это таким образом: к греху цареубийства наше общество привело отступление от Бога. И это отступление от Бога и ожесточение своего сердца к добродетельной жизни, милосердию, состраданию привело к тому, что нашлись злодеи, убившие невинных людей, притом еще и детей. В настоящее время нам нужно учиться на горьком опыте предков, стараться жить церковно, благочестиво, в покаянии своих грехов, которые мы совершаем ежедневно, может, ежечасно – видеть свои грехи, замечать недостатки, быть внимательным к своей жизни. Если наша жизнь не соответствует евангельской, мы должны её поправить. И тогда это будет путь покаяния, который нам необходим в современной жизни, чтобы не отступать от Бога, а приближаться к Нему – избегать того пути, по которому шли наши отцы и деды и довели Россию до революции, цареубийства, кровопролитной гражданской войны. Нам сейчас нужно знать: отступление от Бога, Церкви, церковной жизни приводит к страшным явлениям! И чтобы не повторить грех наших предков, нам нужно жить благочестиво, богоугодно, приступать часто к таинству Покаяния – это великая милость Божия, что Господь дал нам такое таинство. И мы должны благодарить Бога, что имеем возможность постоянно, может быть, даже ежедневно приступать к этому таинству, очищать свою душу от содеянных грехов, быть в мире с Богом, с людьми. Поэтому, когда мы призываем к покаянию, и Святейший Патриарх нас призывает в рамках наших церковных правил каяться в своих грехах, жить по воле Божией, жить в покаянии за содеянные грехи, исправляться и жить добродетельно, не возвращаясь к тем грехам, которые делали наши отцы – жить более нравственно, духовно, благочестиво и богоугодно. Это будет истинный путь покаяния, который приведет нас к обновлению жизни и возрождению великой славы нашего Отечества.
– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
–Здравствуйте! Раба Божия Надежда из Екатеринбурга. Моему брату было 57 лет. Его сбила машина насмерть. Как мне за него молиться, как его поминать и как свечку ставить? Он был крещен.
– Надо молиться, поминать его и свечку ставить. Молиться дома и в церкви за его упокоение.
– Сын нашел на земле икону. В церковной лавке храма сказали, что с земли ничего поднимать нельзя. Как правильно поступить?
– Можно и нужно поднимать с земли иконочку или крестик – не дай Бог, чтобы было поношение святыни. Надо обязательно поднять, почистить икону или крестик и поставить их на достойное место дома или там, где с особым почтением относятся к святым иконам – это святыня, и к ней надо относиться с благоговением, а не оставлять её на поругание ближних, которые могут по незнанию её топтать… В обязанность православным христианам вменяется, если мы найдем иконочку или крестик, обязательно их взять и с благоговением установить в том месте, где они будут в должном почтении.
– Вопрос от Валентины связан с известными словами: «Один Господь, одна вера, одно Крещение». Она говорит: «Я была крещена четыре раза. В детстве в православном храме, потом у баптистов, затем в православном храме окроплением и четвертый раз – в православном храме через погружение. Нагрешила ли я?»
– В нашей Церкви мы крестимся только раз в жизни. Если случилось, что человек православный перешел, по своему неразумию, в другую веру, то, если он пришел в себя и раскаивается в этом, возвращается в Церковь через покаяние, через особый чин присоединения к Православной Церкви, – но не крестится еще раз. Поэтому если человек четыре раза крестился, три раза в Православии, это неправильно. Один раз он должен креститься, несмотря на то, что попал в какие-то заблуждения. Нужно каяться в этом, отвергать все заблуждения, которые он имел. И нужно хорошо изучить православные истины и их принимать, придерживаться и жить благочестиво, каясь в содеянных грехах, чтобы Господь простил и помиловал. Есть здесь грех, нужно каяться, молиться. В первую очередь надо сходить на Исповедь, обо всем рассказать и постараться исправиться.
– У нас звонок из Мичуринска. Алло!
– Здравствуйте, Владыка. Я хочу задать вам три вопроса. Первый вопрос: почему не захоронили Ленина? В чем проблема? Второй вопрос: почему аборт – грех? Третий вопрос: можно ли умершего от алкогольного отравления отпевать?
– Что касается Ленина, все мы, православные люди, знаем, что лучше было бы захоронить его останки. Но это не дело Церкви, церковных деятелей. Это дело всего народа. Есть власть, к которой мы как полноправные члены общества имеем право обращаться с этими вопросами, и она должна прислушиваться. Видимо, еще не пришло время. Мало таких людей, которые желают, чтобы захоронили Ленина. Пока многие, наверное, больше желают, чтобы он остался в мавзолее. Если люди будут требовать, чтобы было захоронение, то власть прислушается к этому. Главное, чтобы в нашей стране не было разделения, а было единое мнение: пришло время, нужно его хоронить.
Что касается абортов, то, конечно, это большой грех: грех детоубийства. И нужно на государственном уровне принять закон, чтобы исключить из нашей жизни такой страшный грех. Но опять-таки принимаем решение не мы с вами, а все наше общество. Мы должны обращаться к законодательной власти – каждый из нас идет на выборы, мы выбираем того или иного депутата в Государственную Думу и имеем полное право к нему обращаться и требовать, чтобы включили в повестку дня вопрос об абортах и приняли решение, чтобы этот грех не совершался в нашей жизни.
Третий вопрос… По нашим каноническим правилам отпевать таких людей не положено. Но мы идем навстречу родственникам, которые плачут, сокрушаются и просят, убеждают: хотелось бы, чтобы был отпет этот человек, оправдывая его тем, что он был таким больным – уже сам не понимал, что делает, так был захвачен этой страстью, что уже не мог себя сдерживать. Это все правильно, но ведь все с малого начинается… Поэтому сначала нужно было себя ограничивать, заставить не употреблять чрезмерную дозу спиртного. И не случилась бы эта беда! Сейчас есть ситуации, когда таких людей не отпевают, а есть – когда отпевают. Индивидуально этот вопрос решается.
– Владыка, Капитолина просит разъяснить, для кого предназначена церковь – для народа или для церковнослужителей? Если для народа, то почему тогда очень часто меняются облачения у служителей?
– Вопрос немножко непонятен. Во-первых, Церковь – это все мы вместе с вами. Человек, который задает такой вопрос, понимает Церковь как какой-то отдельный институт, а народ – это что-то другое. Все мы, весь народ, который крещен во имя Христа Спасителя в Православной Церкви, в Православии, в Православной вере, – члены нашей Церкви, сама Церковь. И глава нашей Церкви – Христос Спаситель, а мы ее члены. Нельзя отделять народ от Церкви и Церковь от народа.
А что касается облачений священнослужителей в храмах Божиих, то у нас есть такое правило: каждый праздник имеет свой цвет; у нас есть облачения семи цветов, которые мы в течение года меняем по праздникам. Богородичный праздник – голубой цвет; Пасха – красный цвет; воскресные и святительские праздники – желтый цвет; мученические праздники – бордово-красный цвет; Великий пост – черный цвет; дни Преображения – белый цвет; каждый праздник имеет свой цвет. Это делается не по каким-то прихотям священников, а по Уставу Церкви.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В XX веке Россия пережила чреду бурных событий, которые ставили наше Отечество на грань исчезновения. Нам довелось пережить смены государственного устройства, поругание святынь, войны, экономические нестроения. Особенно пострадала семья, лишенная высшего религиозного идеала.
В преддверии праздника Тихвинской иконы Божией Матери наша газета публикует стихи, посвященные Пресвятой Богородице. Подборку специально для нашей газеты подготовил екатеринбургский православный приют во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, воспитанницы которого желают поделиться с читателями своей радостью о принесении в Екатеринбург списка с древнего Тихвинского образа.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.