Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (489) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№24 (489) / 22 июня ‘08

Архипастырь

 – «Владыка, мы вступаем в период церковного календаря, который называется Петров пост. Расскажите, пожалуйста, о причинах его установления и об ограничениях Петрова поста, его особенностях», – такой вопрос нам задает Виктор из Серова, но услышать об этом будет интересно и полезно всем.


 – Я всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с началом Петрова поста, мы его еще называем Апостольский пост, он был установлен в честь великих столпов нашей Церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла со времен апостолов, с древних времен, потому что эти великие угодники Божии совершили великое и славное в деле спасения – они много потрудились и показали нам истинный путь покаяния и исправления. Мы знаем, что апостолы Петр и Павел совершили тяжкое пред Богом, но и показали потом для нас пример истинного покаяния. Святой апостол Петр предал Христа, он смалодушничал, поддался искушениям. Но потом раскаялся, и Господь восстановил его в прежнее достоинство. Апостол Павел гнал Христа, и многие пострадали от его гонения на христиан. Но потом Господь чудесным образом призвал его на апостольское служение, и он много потрудился, чтобы призвать чад Божиих в лоно Церкви, приобрести их для Царствия Божия. И мы знаем, что в течение всей своей жизни апостолы Павел и Петр, хотя имели большое дарование от Бога, каялись: они глубоко сознавали свой грех. И всегда считали себя недостойными называться апостолами. И говорили о себе: я – изверг, я – пепел, я недостоин этого высокого звания.
 Для нас, дорогие братья и сестры, этот образ покаяния очень важен, потому что мы совершаем различные грехи и не осознаем их, не считаем за грехи. Есть такие люди, которые приходят к осознанию своей греховности, но впадают в отчаяние, в уныние: «я недостоин вообще ничего, я вообще никогда не буду помилован…». У святых равноапостольных Петра и Павла мы видим равновесие между сознанием своей греховности, немощи, слабости перед тем, чтобы восстать от греха, и осознанием, что впавший в уныние никогда не будет оправдан за свои тяжкие грехи. Как говорили святые отцы: нужно сознавать глубину своего падения и не впадать в отчаяние, в уныние. Это состояние бодрствования ради спасения Христова и надежду на милосердие Божие мы видим у святых апостолов Петра и Павла. И нам предстоит потрудиться над собою, чтобы действительно углубиться в свою душу, увидеть ее, осознать свое падение, греховные наклонности, немощи и слабости наши, но не приходить в состояние уныния и отчаяния. Апостолы Петр и Павел, хотя и говорили: «Я не достоин, я – изверг», но верили в милосердие Божие, надеялись, что Господь покроет нас Своей любовью и даст вечное спасение и блаженство. И мы тоже будем проходить этот Апостольский пост, и тоже должны найти в себе силы дойти до сознания своей греховности, своего недостоинства – и в то же время не опускаться, не впадать в отчаяние и уныние, но надеяться. Это осознание своего падения и греховности должно нас подвигать делать как можно больше добра, совершать как можно больше добрых поступков. Чтобы наша жизнь была примером для других, приводила к вере многих людей, как это делали апостолы Петр и Павел, и осознание греховности побуждало нас на подвиг, противоположный грехам, которые мы совершали в своей жизни; чтобы появлялись добродетели, противоположные грехам. И этот подвиг, труд будет подражанием святым апостолам в деле нашего спасения.
 – Владыка, Вы очень подробно и доходчиво рассказали о духовной стороне Петрова поста, но люди, которые только приходят в Церковь, больше делают акцент на внешней стороне поста: что можно кушать, что нельзя… Какие особенности телесной стороны именно у этого поста? Что в Петров пост можно, а что нельзя?
 – Сам пост – это воздержание от мясной и молочной пищи. Он имеет послабление в том, что можно кушать рыбу, кроме среды и пятницы, – ну и если строже, то понедельника. Если же посмотреть Типикон, то рыбу есть разрешается в дни, когда в Церкви совершается служба славословная и выше (славословная, полиелейная…).
 – Это то, что в календаре выделено жирным шрифтом…
 – Да, я хотел про это сказать. У нас много новомучеников и исповедников Российских. Слава Богу, Господь дал нам возможность к ним обращаться с молитвой. И мы совершаем русским святым славословие и выше. Вот у нас и получается, что почти каждый день – понедельник, вторник и четверг – разрешается рыба. А в среду и пятницу рыба не разрешается. Разрешается в среду и пятницу только когда есть престольный праздник: если день престольного праздника у прихода выпадает на среду, то рыба разрешается.
 – Прихожанам этого храма?
 – Да, прихожанам этого храма. Ну, а в субботу и воскресенье разрешается всегда.
 – Этот пост, можно сказать, достаточно легкий и радостный, потому что есть и рыба, и фрукты, и овощи…
 – Да, фруктов и овощей очень много. Все есть, слава Богу. К сожалению, есть у нас и проблема: этот пост, может быть, самый легкий из всех постов, почему-то не берется людьми во внимание. И мало кто его придерживается, хотя он самый легкий. Конечно, мы должны возвращаться к традиции и Петров пост соблюдать, потому что он важен: мы молимся, постимся и подвизаемся, подражаем святым апостолам Петру и Павлу. И, конечно, эти святые угодники имеют большое дерзновение к Богу – видя наше старание, усердие, они помогут нам в нашей жизни. Помогут освоить Писание, которое они нам дали. Они оставили много посланий, глубокие мысли которых мы до сих пор, может быть, не понимаем до конца. А мы во время поста будем подвизаться, разумом познавать учение, Божие учение, данное нам апостолами, будем узнавать глубже, как лучше исполнять заповеди Божии. И, конечно, это будет благо для нашего духовного развития.
 – Владыка, возвращаясь к Петрову посту… Святые апостолы Петр и Павел – это действительно реально существовавшие исторические личности или это мифические герои? Есть ли документальные свидетельства их реального существования, исторические документы? Неужели они были настолько великими, что даже спустя две тысячи лет люди их прославляют, помнят и совершают им память?
 – Их помнят и будут помнить тысячелетия, потому что самое большое письменное свидетельство о их реальном существовании – это Священное Писание Нового Завета и их творения. Учеными было признано, что они действительно были написаны апостолами Павлом и Петром. Мы знаем города и селения, где проповедовали апостолы Петр и Павел. И если мы поедем туда – а сейчас мы имеем такую возможность, мы бываем в этих святых местах, – то убедимся: здесь все знают от мала до велика, что в этом городе был апостол Павел или апостол Петр. Есть даже памятники – обычные или необычные – в тех местах, где особенно много проповедовал апостол Павел. Мы знаем такое место в Афинах.
 – И в Греции, и в Турции, и в Сирии…
 – Да. Все это знают и туда едут.
 – Люди в Турцию, в Грецию больше ездят на курорты, на пляжи – и не знают, что это действительно святые места, где ходили и жили святые проповедники…
 – И еще одно важное свидетельство, что они являются реальными историческими личностями – святые мощи апостолов Петра и Павла. Это самое большое вещественное доказательство, что они не были никакими выдуманными мифами, а жили и проповедовали, принесли людям огромную пользу, большое богатство духовное, которым мы пользуемся до сих пор, читая их послания.
 Просто светская пресса, рассказывая о каких-то церковных праздниках, часто использует такое слово «по легенде». Но ведь легенда – это вымысел. А здесь надо понимать, что это реальные люди, которые жили…
 – Владыка, спасибо. Семья Голевых из Воронежской области прислала такой вопрос: «Как правильно поститься детям? У нас их трое: 16, 12 и 10 лет».
 – Дети совершают пост не совсем так, как это по Уставу положено. Но соблюдать его желательно и им. Детям можно употреблять ту же постную пищу, но чаще, как это нужно для детей: и утром, и в обед, и вечером. Сейчас, слава Богу, мы живем в такое время, когда постная пища очень обильная, калорийная даже, много разных видов постной пищи. Так что я думаю, детям это даже и полезно – провести пост (конечно, кушать столько, сколько нужно, чтобы укрепить свои силы телесные), и это будет только на пользу.
 – Если 30-летняя молодая женщина замкнулась в себе, из дома выходить не хочет, можно ли в церкви это снять?
 – Если она будет приходить в церковь и стараться раскрыть свое состояние душевное пред священнослужителем, то, конечно, она раскроется, благодать Божия коснется ее души в таинстве Исповеди, и она изменит свое отношение к жизни.
 – Нина Михайловна из Асбеста спрашивает: «Я подарила внучке свой золотой нательный крестик, а потом мне сказали, что я передала ей с крестиком и все свои грехи. Правда это или нет? Грех ли отдавать свой нательный крестик?»
 – Конечно, это неправда. Крест – это сила Божия, это великое оружие Божие. Поэтому когда дарят крестик, дарят крест Господень, а не свой личный. Есть жизненный крест, который несет каждый человек, а это – крест Господень, который имеет предназначение ограждать и защищать человека от всего злого.
  Фотиния из Екатеринбурга спрашивает: «Есть такое молитвенное песнопение «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Что означают эти слова?»
 – Эти слова мы во время поста слышим часто. Когда совершается Литургия Преждеосвященных даров, мы слышим песнопение «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». То есть мы просим Бога, чтобы Он принял нашу молитву, чтобы она была принята у Бога: чтобы как кадильный дым поднимается вверх, так и наша молитва поднималась к Богу и достигала цели – чтобы Господь услышал нашу молитву и помиловал нас, простил, омыл, очистил и даровал нам помощь в нашей жизни.
 – Владыка, спасибо, звонок из Ярославской области. Алло, говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте, Владыка. Скажите мне, пожалуйста, в Деяниях написано: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Это как коммунизм получается, а вы выступаете против этой идеологии? Спасибо большое.

 – Да, в своей первоначальной жизни христианская Церковь имела предназначение, чтобы все было общее. Но, к сожалению, хотя у этого общества верующих во единого Христа Бога была святая жизнь, они не смогли долго находиться в таком общежитии; все равно проникли в это общество некоторые человеческие немощи, слабости, и община распалась, пошла по другому пути. Организовались приходы, общины, где люди жили одной семьей и помогали друг другу. Это, конечно, должно быть сегодня и в наших приходах, где люди знают друг друга, знают проблемы друг друга, кому и в чем нужно помочь, поддержать и так далее – чтобы все прихожане той или иной церкви жили одной семьей и помогали друг другу. Кто богаче, чтоб помогали какими-то средствами, кто слабее – чем-то другим может помочь. Оказать помощь можно по-разному, не только средствами или пищей, можно добрым словом или вниманием. В первые годы Церкви нашей была тенденция к этому, но она недолго просуществовала. Есть вопрос: если Церковь посредством благодати Божией не могла устоять долго из-за немощей наших, как могла устоять коммунистическая власть без Бога, со своими человеческими слабостями, немощами? Конечно, она не могла долго существовать, что мы и видим, – она рухнула. Нужно создавать нравственный идеал христианина: по мере сил искоренять свои страсти и немощи. И чем больше мы это сделаем, тем ближе друг к другу будем, тем больше будем в единстве. Это должны быть цель и идеал нашего государства, нашего общества – через такое приближение к Богу приближаться и помогать друг другу, и избавить друг друга от многих трудностей и немощей, которые у нас есть.
 – Владыка, Михаил из Ленинградской области интересуется: как не потерять веру?
 – Веру можно не потерять, когда мы работаем над собой, стараемся нашу веру усовершенствовать и увеличить. И одна из таких возможностей – постоянно молиться Богу. Через молитву мы приобретаем веру – мы просим в утренних и вечерних молитвах, чтобы Господь умножил в нас веру. И, конечно, как мы говорим, вера без дел мертва. Если мы свою веру показываем чрез добрые дела, мы ее умножаем и упражняемся в укреплении нашей веры. Если мы не проявляем ее через добрые дела, то она мертва, как Священное Писание говорит. Поэтому если мы верим в Бога, Который нам советует совершать добрые дела и проявлять любовь к Богу и ближним, проявление этой любви через добрые дела и есть проявление нашей веры. Для того нам Господь и даровал заповеди, чтобы исполнять их. Еще раз скажу: молитва – это очень важно; просите, и Господь дает.
 – Владыка, у нас вновь звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте. Это раба Божия Елена. Владыка, благословите.

 – Бог благословит.
 – У меня такой вопрос. У нас венчаный брак с мужем, мы живем уже три года в браке. И по его инициативе мы живем в разных городах. Он живет с мамой, а мы с ребенком живем в области. Он приезжает раз в неделю. И ребенок мается, и мама во все вмешивается. Как мама там скажет, так семья на этом и держится. Я не знаю, что делать. Я живу только потому, что венчаный брак, но жизни-то никакой нет. Мама решает все, он один сын у нее. У нас все на нервах. Может быть, мне развестись с ним? Он и сам-то мучается, как между двух огней. Я не знаю, как быть. Спасибо большое.
 – Да, сложная ситуация. Конечно, нужно потерпеть, смириться. Я думаю, что за ваше терпение и смирение Господь вознаградит вас очень крепким брачным союзом. Рано или поздно эта ситуация разрешится, и вы обретете единство в семейной жизни. Он будет постоянно с вами жить. Я думаю, что все наладится, просто нужно еще потерпеть. Потерпеть ради ребенка. Много есть случаев, когда ребенок воспитывается только одной мамой. И это, конечно, сказывается на будущем ребенка… В данном случае мы видим следствие такого воспитания одной мамой… Очень хорошо, что мама воспитывала сына в послушании своей воле, но здесь уже нужно по-другому поступить. Видно, она не находит в себе сил, чтобы исполнить волю Божию: «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единой»; это установление Божие – когда, может, и хотелось бы, чтобы ребенок остался при тебе, хотя он уже и женат, но есть такое Божие установление: приходит время брака, и Господь говорит, что оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единой. В таинстве Венчания это единство плоти и совершается. Надо молиться, чтобы Господь вразумил и вашего мужа, и его мать, чтоб они прислушались к голосу Божию.
 – Владыка, следующий вопрос: «Можно ли и нужно ли православному христианину изучать свою родословную?»
 – Нужно знать свою родословную, свои корни; нужно молиться за своих предков: если мы знаем свою родословную, мы знаем имена наших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Конечно, мы должны составить синодик и каждый раз, когда мы идем в церковь, за них молиться, поминать их на службах. Это очень важно, чтобы сохранилась связь времен, поколений и связь между этим миром, земной жизнью и жизнью небесной, в которой сейчас находятся наши предки. Они нуждаются в нашей молитве, в нашей помощи. И мы должны оказать им эту помощь: сколько нам Господь дает времени жить на этой земле, молиться за них. И нашей молитвой, молитвой нашей Церкви, мы надеемся, Господь сподобит и их Царства небесного, если они по каким-либо грехам не сподобились этого счастья, радости, блаженства.
 – Вопрос от Фаины из Вологодской области: «Грешно ли играть на гармони?»
 – Есть время, когда можно играть на гармони, чтобы выразить радость того или иного праздника. Но все должно быть в меру: знать меру в радости и не забыть о своей душе, о молитве, о церковной и духовной жизни. Когда все имеет свое место, свою меру и свои рамки, то, конечно, это приветствуется.
 – «У меня малокровие, но батюшка запрещает есть гематоген; почему?»
 – Есть другие средства, которыми можно восстановить кровь, есть продукты питания, которыми это можно сделать в пост. Нужно обратиться к врачам, и они скажут, какие можно продукты – не обязательно такие препараты, которые могут повлиять на что-то другое в организме человека. Есть продукты естественные, которые действительно укрепляют весь организм, в том числе и кровь умножают.
 – Владыка, еще телефонный звонок. Здравствуйте!
 – Владыка, благословите.

 – Бог благословит.
 – Я спрашивала, можно ли стричь волосы. Монах мне сказал, что ни в коем случае нельзя, даже ножницы в руки не брать, чтобы женщине подстригать волосы. А другие батюшки говорят: как это нельзя – можно подстригать волосы женщине. Как быть?
 – Если строго по Священному писанию, то, конечно, женщине нельзя стричь волосы. Там сказано, что если женщина стрижет свои волосы, то пускай она будет лысой. Конечно, лысой ходить неприлично, неприятно, хотя сейчас уже и так ходят и считают это приличным для женщины. Но в свое время это было славой и честью – чтобы женщина имела длинные волосы. Но сейчас, к сожалению, другое отношение к этому, и стригутся, и очень коротко, что, конечно, не совсем правильно.
 – Любовь Ивановна из Екатеринбурга: «У нас в храме Иоанна Предтечи очень дорогие проскомидии: одно имя – два рубля. Для пенсионеров это дорого, можно ли сделать дешевле?»
 – Я думаю, что у пенсионеров могут и бесплатно взять, это для нас не принципиально. Мы так и говорим всем, кто принимает эти требы: у человека, который не может, принимать бесплатно, а если он хочет что-то пожертвовать от души, то пускай жертвует, сколько пожелает. Не обязательно 2 рубля, можно и 50 копеек, 20 копеек – сколько может, сколько его пенсия позволяет пожертвовать. Человек верующий понимает, что заказывать бесплатно не совсем для него прилично, поэтому он хотел бы пожертвовать, но нет у него столько, сколько указано. Это примерный ориентир пожертвования, сумма не является обязательной. Поэтому надо просто подойти и попросить.
 – Владыка, вопрос от Анны, ей 22 года, живет она в Смоленске: «Как правильно понимать слова из Евангелия: «Кто душу свою потеряет, тот ее найдет, а кто душу свою сбережет, тот ее потеряет»? Объясните, пожалуйста, мне это очень важно».
 – В этом месте говорится о том, кто свою душу, то есть жизнь, потеряет ради Христа. Он полностью жертвует собой ради Царства Божия, ради правды Божией – и вновь обретет свою душу в Царстве Божием. Если он полностью все отдает только на земные утешения, чтобы иметь какие-то земные блага, то он, конечно, потеряет свою душу, жизнь для Царства Божия.
 – Вопрос от Валентины из Ноябрьска Тюменской области: «Можно ли после освящения квартиры держать дома собачку?»
 – Сейчас, к сожалению, многие имеют собак дома. Это стало нормой жизни. Когда-то это встречалось редко… Сложно сказать. Люди обижаются, когда говоришь, что это не совсем правильно. Собачка лезет и к иконам, и к святой воде, и к антидору, и к другим святыням. Конечно, нужно оберегать святые места от животных, чтобы они не глумились в какой-то степени над святынями. Это очень важно. Поэтому если так уж человек сильно хочет, то надо иметь в виду, что в доме есть святыня и к ней надо относиться с благоговением.
 – Владыка, Ольга Ивановна из Екатеринбурга: «Как правильно распоряжаться десятиной?»
 – Десятину надо отдать Богу. Так принято было в Церкви. То есть имеется в виду жертва на Церковь, на содержание Церкви, на бедных, неимущих. Поскольку Церковь занималась и занимается сейчас все более активно помощью бедным, то можно вверять эту десятину Церкви, чтобы она распределяла эти средства для помощи бедным, нуждающимся в чем-то.
 – Юрий из Самары: «Как бороться с самомнением? У меня эта страсть есть. Умом понимаю, а на практике самомнение все равно вылезает. Как с ним бороться?»
 – Конечно, нужно не доверять самомнению. В книге аввы Дорофея очень хорошо описано, как можно бороться со своим мнением. Досифей, ученик аввы Дорофея, не доверял своим мыслям. Доходило до того, что мысль о том, что солнце светит и греет, он сверял со старцем и спрашивал: истинна ли эта мысль? И только получив утвердительный ответ, он ее воспринимал – до такой степени послушание было у ученика. Каждый, конечно, должен иметь свое мнение, но нужно его проверять, и это очень важно. Ведь бывает, что человек, читая Священное Писание, складывает свое мнение о том или ином месте Священного Писания, но это очень опасно – принимать свое мнение, понимание того или иного места Священного Писания. Нужно проверить себя, свое мнение мыслями святых отцов, которые толковали это место Священного Писания. Когда оно совпадает с нашим, это хорошо. Не совпадает – значит, мы должны отказываться от своего мнения, потому что оно ошибочно и может нас ввести в заблуждение. Должна быть боязнь попасть в заблуждение – это и есть борьба с самомнением.
 – Владыка, вопрос из Тольятти: «Как на жизни человека сказывается родовой грех?»
 – Он сказывается, когда человек ведет греховную жизнь. Когда он старается жить благочестиво и церковно, грех меньше воздействует на человека. Все, конечно, зависит от нас во многом и от Божьего благоволения. Если мы сможем в своей добродетельной жизни умолить Бога о прощении своих грехов, грехов, которые сделали когда-то наши предки (родовой грех передается, к сожалению, до третьего поколения), наша благочестивая жизнь может избавить нас от такого влияния.
 – Владыка, спасибо. Время сегодняшней передачи подходит к концу. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
 – Дорогие телезрители, я благодарю вас за ваше участие в нашей программе, за ваши вопросы.
 – Спаси Господи, Владыка. Уважаемые телезрители, радиослушатели, спасибо вам за ваши вопросы и до свидания.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

  Его Святейшеству сослужили члены Священного Синода, правящие архиереи Русской, Белорусской и Украинской Православных Церквей, представители Поместных Православных Церквей при Патриаршем престоле, викарные архиереи Московской епархии. После богослужения с поздравительным словом от членов Священного Синода Русской Православной Церкви к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир:  Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш отец!  Ныне, когда вся Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 18-летие Вашего восшествия на престол Первосвятителей Московских и всея Руси, и мы имели духовную радость вместе с Вами совершить Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, позвольте мне от лица архипастырей, пастырей, монашествующих и всей Вашей многомиллионной паствы, в Отечестве нашем и за его пределами пребывающей, сердечно поздравить Вас, Ваше Святейшество, с этой знаменательной датой.

 
Духовные поучения

Пути любящих Господа

«Любящим Бога, призванным по Его изволению,все содействует ко благу» (Римл. 8, 28)  Люди постоянно забывают, что для Бога не существует различия между малым и великим, это определение отвечает лишь человеческим понятиям. Они готовы признать волю Божию в каком-нибудь потрясающем событии, в поразительном проявлении правосудия Божия, они не сомневаются в том, что Он управляет в общем человеческою жизнью, но в так называемых мелочах они отказываются видеть исполнение воли Божией, забывая, что ни один волос не падает с головы нашей без Его воли и что забота Его простирается и на каждого воробья.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс