Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 22)
За проявленную доблесть и самоотверженность многие из порт-артурских священников были награждены боевыми орденами. Так, «За отличия при отбитии штурмов с 7 по 13 ноября» священник Александр Холмогоров получил орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; священник Алексий Симов – орден Святой Анны II степени с мечами, а священник Феодор Скальский «за отличие в делах против японцев» был награжден орденом Святой Анны III степени с мечами.
«Отец Назарий, монах не только по платью, но и по духу, – вспоминал очевидец событий Владимир Семенов, – находился на перевязочном пункте в епитрахили, с крестом и запасными Святыми Дарами. Когда к нему, сраженному целым градом осколков, бросились доктор и санитары, чтобы уложить на носилки и отправить вниз, в операционную, находившуюся под броневой палубой, отец Назарий отстранил их, приподнялся и твердым голосом произнес: «Силою и властию…», – но захлебнулся подступившей к горлу кровью. Однако, пересилив себя, торопливо закончил: «…отпускаются прегрешения… во брани убиенным…», благословил окружающих святым крестом, который не выпускал из рук, и упал без сознания»…
Первая мировая война, 1914 год. Полковые священники всегда на передовой и в окопе вместе с солдатами. Перед атакой проводился общий молебен, и каждый солдат получал благословение от батюшки. В этот момент от священника требовалась большая смелость – он на виду у неприятеля шёл во весь рост вдоль окопа в то время, как солдаты находились внизу, под прикрытием бруствера. Только в ходе первой мировой войны более 400 священников было контужено или ранено, а более 30 погибло.
В октябре 1914 года в Черном море немецкий крейсер атаковал минный заградитель «Прут», который не мог противостоять ему в открытом бою. Командир российского корабля принял решение – затопить корабль. Видя, что «Прут», не спуская Андреевского флага, начал погружаться, а личный состав садится в шлюпки, капитан крейсера приказал открыть артиллерийский огонь. С отходящих от гибнущего корабля шлюпок матросы видели, что на верхней палубе среди огня и дыма стоит в полном облачении с поднятым крестом корабельный священник. Восьмидесятилетний иеромонах отец Антоний не покинул родной корабль, а предпочел с ним погибнуть, до последней минуты жизни благословляя свою паству.
Даже в 1917 году, как об этом свидетельствует протопресвитер военного духовенства Георгий Шавельский, дух армии оставался «бодрым, сильным, могучим». Только революционный разлад и хаос, царивший внутри страны, привёл к постепенному разложению армии. «В последних боях, – сообщал журнал «Русский паломник» от 12 октября 1914 года, – под неприятельскими выстрелами пали священники Янов, Кульчицкий, иеромонах Антоний, иеромонах Стефан, а число раненых священнослужителей насчитывается десятками – они направлены, по преимуществу, в лазареты Москвы и Киева». Сотни священников за самоотверженность и мужество, проявленные в сражениях первой мировой войны, были награждены боевыми орденами и медалями.
Еще при жизни преподобный Иоанн Кронштадтский (†1908), говоря о христолюбивом воинстве и ратных подвигах, обращался к «полям бранным»: «Не назову вас полями смерти или могилами мёртвых, но полями жизни, сокровищницами бессмертия, ибо все тела убиенных воинов восстанут нетленными и процветут бессмертием». «Блаженны все, – говорил святой пастырь, – скончавшиеся смертию мученическою, воины наши, – они теперь почивают от трудов своих и вкушают блаженный, всерадостный покой в Боге и видят то, чего наши очи не видят и видеть не могут до времени: видят Господа, святых ангелов и всех святых, и с ними торжествуют и ликуют. Ведь умирать всем надобно в своё время, и никто смерти избегать не может, так стократ лучше умереть смертию за веру, Царя и Отечество!»
По неполным данным в годы первой мировой войны военные священники были удостоены 14 орденов Святого Георгия IV степени, 85 орденов Святого Владимира III степени с мечами, 203 орденов Святого Владимира IV степени с мечами, 304 орденов Святой Анны II степени с мечами и 239 орденов Святой Анны III степени с мечами, а также 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте.
По некоторым сведениям, полковые священники еще в 1918 г. были в отдельных частях Красной армии. В Добровольческой армии и в других белых армиях был сохранен институт полковых священников, так как эти воинские соединения были построены по образцу старой царской армии. Мировой опыт говорит: влияние сохраняет та Церковь, которая утешает народ, а не власть.
…В 1941 году гитлеровская Германия напала на Советский Союз. 22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старгородский) выступил с проповедью перед собравшимися верующими. Он призвал народ забыть все обиды и горести, нанесённые властью, и встать на защиту Родины; он объявил войну 1941 года войной Отечественной. Верующие и священнослужители пошли в армию, вступали в народное ополчение, воевали в партизанских отрядах. На деньги православных были построены танковая колонна и авиационная эскадрилья. Священники помогали партизанам, простыми солдатами сражались за Родину, получали военные награды (рис. 1). Священник Успенской церкви Ивановского района на Пинщине отец Василий Копычко с первых дней оккупации установил тесные связи с партизанами и стал их связным. Патриотическая деятельность священника, который призывал прихожан к сопротивлению, доводил до них сводки Совинформбюро, не осталась незамеченной оккупантами. Фашисты сожгли церковь и дом священника, но отца Василия захватить не смогли – прихожане его спрятали, а затем переправили в партизанский отряд. За свою подвижническую деятельность отец Василий был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Отец Александр Романушко участвовал с партизанами в боевых операциях, ходил в разведку.
Спасавшего в Киеве многие еврейские семьи от расстрела в Бабьем Яру архимандрита Александра (Вишнякова) фашисты предали особо жестокой мученической смерти. Привязанного колючей проволокой к кресту архимандрита Александра облили бензином, подожгли и сбросили в обрыв Бабьего Яра…
11 октября 1943 г. впервые за годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям были вручены медали «За оборону Ленинграда». Более 50 священнослужителей были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), доктор медицины, профессор, главный хирург красноярского эвакогоспиталя, переживший 4 ареста, 20 лет тюрем и ссылок, своими хирургическими операциями спас от неминуемой смерти сотни раненых бойцов. В 1946 г. за «Очерки гнойной хирургии» и другие научные труды его наградили Сталинской премией I степени, большую часть которой он передал детям-сиротам.
Сотни священнослужителей, освободившихся из лагерей, тюрем, ссылок, были призваны в ряды армии. Иеромонах Пимен (Извеков) – будущий патриарх, возвращенный из ссылки в Средней Азии, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора. Легендарный герой битвы в Сталинграде сержант Павлов до армии был монахом.
Всё же вклад Церкви был бы больше, если бы не гонения первых десятилетий советской власти. Может быть, не было бы сотен тысяч пленных в первые месяцы войны, если бы дух армии поддерживался на должном уровне. Только когда положение стало критическим, это осознало даже высшее руководство страны: повсеместно стали открываться храмы, священников отзывали из армии и лагерей для проведения служб, было позволено открыто отмечать Пасху. Миллионы православных людей отдали жизнь за Родину, миллионы православных жен и матерей молились ежедневно и ежечасно за своих родных и близких, неимоверным ратным подвигом вырвавших победу в этой великой войне. И среди них было немало воинов-священников (рис. 2).
Не иначе как духовным подвигом можно назвать празднование Православной Пасхи 6 мая 1945 года в концлагере Дахау, который был освобождён за несколько дней до этого. Греческие и сербские священники из заключенных в самодельных «ризах», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды, по памяти служили на греческом и церковно-славянском языках для бывших заключенных, среди которых было много русских. Не в силах стоять, люди сидели или лежали на земле.
Прошли годы, но войны не оставили нашу землю. В «горячих точках» продолжали погибать воины, продолжался подвиг военных священников. Не всегда они находились на передовой, но служба их проходила на переднем крае войны. Особенно ярко это проявилось в Чечне, где боевики устроили настоящую охоту за православными священниками.
С приходом к власти в Чечне Дудаева православные священники подверглись едва ли не большим преследованиям, чем русскоязычное население, проживавшее в этом регионе. К 2000 году в республике были частично или полностью разрушены фактически все православные храмы. Трагичная судьба постигла и многих священнослужителей. Вот лишь несколько примеров, получивших широкую огласку.
29 января 1996 года в районе населенного пункта Урус-Мартан боевики похитили настоятеля Михайло-Архангельского православного храма в Грозном Анатолия Чистоусова и сотрудника Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии отца Сергия (Жигулина). Эти священники вели переговоры с полевым командиром Ахмедом Закаевым об освобождении пленного военнослужащего и были захвачены группой вооруженных лиц под командованием полевого командира Доку Махаева, ранее присутствовавшего на переговорах в Урус-Мартане. Анатолий Чистоусов содержался затем в лагере департамента госбезопасности Чечни в районе села Старый Ачхой и спустя полмесяца был расстрелян.
19 июля 1998 года боевики похитили настоятеля грозненского храма Архангела Михаила иеромонаха Захария (Ямпольского), распределявшего гуманитарную помощь среди населения. Вместе с ним были избиты и похищены церковный староста Яков Рящин и прихожанин Павел Кадышев. Через несколько дней храм подвергся грабежу. Иеромонах Захария был последним священником, остававшимся к тому времени в Чечне.
Летом 1998 года чеченские боевики устроили настоящую охоту за монахами Сретенского монастыря, которые прибыли в Чечню с акцией по раздаче гуманитарной помощи. Только вмешательство подразделений федеральных сил помогло священникам остаться невредимыми.
28 марта 1999 года в ингушской станице Орджоникидзевская был похищен православный священник протоиерей Петр Сухоносов. Причем, захватывая его, преступники вторглись в святой алтарь. Следы похитителей вели в Чечню. Тогда же в ингушской станице Ассиновская пропал и священник Петр Макаров. Спустя несколько месяцев, при содействии правоохранительных органов Чечни и Ингушетии, оба священника и еще шесть российских военнослужащих были освобождены из плена. Выяснилось, что пленники содержались на территории Урус-Мартановского района Чечни.
В апреле 1999 года на территории Чечни боевики захватили священника Сергия Потапова. «Новое кощунственное преступление… стало очередным вызовом межнациональному и межрелигиозному миру на Северном Кавказе и во всей России… Оно явно свидетельствует о намеренном выдавливании русскоязычного населения из региона. Русскую Православную Церковь крайне заботит то, что вакханалия беззакония происходит на фоне бессилия государственного руководства…» – это выдержка из письма митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в адрес российского руководства, руководителей Ингушетии, Дагестана, Татарстана, Башкортостана и Северной Осетии-Алании.
Что изменилось за последние годы? В армии уже служат внештатно около 2 тысяч священников. И результаты их работы заметны. Многие солдаты крестились в армии, впервые узнали о вере своих предков. В подразделениях, где служат православные воины, нет дедовщины, поддерживается высокий боевой дух. Недаром говорят, что на войне атеистов нет. Участники боевых действий свидетельствуют о том, что как только появляется реальная опасность, как только начинают свистеть пули, так тут же солдаты и офицеры вспоминают о своей Православной вере и при первой возможности проходят таинство Крещения и постигают азы Православия. Мужество и стойкость проявляют священники, служащие и приезжающие с духовной миссией в не остывающие «горячие точки» России (рис. 3).
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» записано: «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам… для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству».
Бессмертная слава и вечная память пастырям-героям !
Протоиерей Сергий
Вогулкин, профессор,
доктор медицинских наук
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук, в прошлом – профессор Магнитогорского государственного университета, ведет большую воспитательную, просветительскую и миссионерскую работу. Она выступает перед разными аудиториями с разными темами бесед, но всегда неизменными остаются живой интерес слушателей к словам и мнению матушки Нины, ее умение «дойти» до каждого своего собеседника, разбудить в нем самые добрые мысли и чувства.
Как настоящее злодеяние большевизма расценил спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов расстрел Царской Семьи, который произошел в 1918 году в Екатеринбурге. «Это было злодеяние.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.