Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, первый вопрос сегодня такой: Вы не так давно вернулись из Верхотурья – с празднования памяти святого праведного Симеона Верхотурского, покровителя уральской земли. Расскажите, пожалуйста, о прошедших торжествах: много ли было паломников, увеличивается ли их количество год от года, возрастают ли они духовно?
– Сегодня мы праздновали день памяти святого праведного Симеона Верхотурского.
Для нас это великое торжество, на которое прибыли паломники из разных концов нашей области, страны. Люди притекают к этому великому угоднику Божию за помощью, благословением и с благодарностью за помощь, которую он оказывает в различных ситуациях жизни. Если читать акафист этому святому, он помогает в избавлении от пьянства, алкоголизма, разных зависимостей, от болезней глаз, других болезней; праведный Симеон помогает в деторождении бесплодным семьям – по его молитвам в семье рождается несколько детей. И во многих других вопросах и трудностях, которые испытывает человек в своей жизни, он получает по молитвам праведного Симеона помощь и поддержку. И поэтому люди исполнены благодарностью и желанием получить исцеление от своих недугов.
Приезжает очень много людей. Мы всегда благодарны нашей железной дороге, которая пускает бесплатную электричку из Екатеринбурга в Верхотурье и обратно, так что у людей есть возможность воспользоваться этим транспортом. Поэтому в Верхотурье на праздник прибывает очень много паломников; центральный собор монастыря – в честь Воздвижения Креста Господня – наполняется паломниками, люди могут во множестве присутствовать за богослужением во время этого великого торжества. К тому же традиционно мы совершаем богослужение в Меркушине, где были обретены и долгое время находились святые мощи праведного Симеона, в возрожденном храме Архистратига Михаила, и людей приезжает очень много: паломники из Екатеринбурга и других мест.
В этом году исполнилось 16 лет со дня перенесения святых мощей из Екатеринбурга в Верхотурье, после второго обретения их, длительного перерыва (их изъяли, и мощи находились в различных музеях. И вот 16 лет назад они вновь возвратились на свое место, где пребывали несколько сотен лет).
В этом году мы отмечаем и другое радостное для нас событие – 8 лет назад к нам прибыл его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий. И мы сначала служили на Ганиной яме, где Святейший Патриарх положил основу рождения монастыря Царственных Страстотерпцев: он благословил создать здесь мужской монастырь. А потом Святейших Патриарх посетил Меркушино, Верхотурье. И мы помним его благословение, его назидание и надеемся, что Святейший Патриарх вновь нас осчастливит и еще порадует своим приездом.
Народ действительно с каждым годом прибывает. Увеличивается количество паломников, потому что узнают о святом все больше и больше – совершается много чудес, много помощи оказывает праведный Симеон. И о том, что его Святейшество был на этом месте, узнал весь мир, поэтому в Верхотурье притекает очень много паломников.
– А с духовным ростом как, Владыка?
– Чтобы духовно возрастать, нужно много потрудиться, приобрести опыт духовной жизни. Многие люди находятся на этом пути. Об этом говорит то, что почти все, кто был в церкви, причащались в этот день. Мы причащали довольно долго из пяти чаш – это тоже показатель, что люди тянутся к таинствам церковным, чтобы духовную жизнь укрепить и получить в таинстве Причащения силы для укрепления в добродетелях христианских и в борьбе против зла, греха. Духовное возрастание – это подвиг целой жизни.
– Владыка, у нас первый телефонный звонок. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте! Это раба Божия Елена. Благословите, Владыка.
– Бог благословит.
– У меня такой вопрос: можно ли заказывать в храмах об упокоении младенца, который был погружен, но в церкви крещен не был – жили в деревне, церкви не было?
– Можно его поминать в Церкви. Ведь мы знаем, что в тяжелых и экстренных случаях любой православный мирянин имеет право крестить ребенка, только важно правильно произносить формулу. Взять водичку, желательно освященную (если нет, то можно и неосвященную), перекрестить и сказать: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Эту формулу Крещения должен знать каждый православный христианин, чтобы в любое время дня и ночи все сделать правильно (вдруг случится какая-то беда с нашим ближним, который нуждается в помощи, вдруг он умирает, а не крещен). Мы могли бы таким образом крестить, и после этого его можно поминать за богослужениями и отпевать об упокоении, если он скончается.
– Нина задает вопрос: «Есть у меня маленькая икона моей святой, а я хочу приобрести большую, но на киоте они обе не поместятся. Куда девать маленькую?»
– Маленькую можно отдельно поместить – например, в другую комнату, или в этой же комнате рядом. Но надо сохранить эту иконку.
– А как быть с бумажной иконой, если она выцвела и лика уже не видно?
– Тоже нужно ее сохранить. Сейчас часто совершаются удивительные чудеса. Вот икона потеряла лик – и вдруг через некоторое время смотрим, а она обновляется. Можно ее оставить; ведь мы же знаем, кто был изображен на этой иконе. Не то что мы ждем чуда, а просто из уважения, из благоговения к святыне.
– Владыка, вопрос из Екатеринбурга: «Продаются ладанки, а описания нет, как их носить? Снимать ли на ночь, и кому можно носить их?»
– Их можно носить всем, потому что ладанка – это кусочек материала, который взят из того или иного святого места, освящен на святом месте: на мощах, на иконе… И у нас есть вера, что ладанка пропитана благодатью Божией по молитвам тех святых, к кому она была приложена, и она будет воздействовать, помогать нам в нашей жизни… Поэтому мы их носим с собой всегда, не обязательно их снимать, даже можно ночью их носить.
– Следующий вопрос: можно ли в пост есть магазинный хлеб, ведь в нем, наверное, есть яйцо?
– Не каждый завод добавляет в хлеб яйцо. Иногда бывает, что сыворотку добавляют в каких-то случаях, если не получается с качеством муки. Но мы же не знаем, верим, что это хлеб чисто пшеничный. По вере нашей будет нам. Мы верим, что это чистый хлеб, а без хлеба, конечно, сложно человеку перенести пост. Если есть смущение, что в магазинном хлебе что-то скоромное вложено, можно испечь хлеб дома (я знаю, многие православные так делают).
– Владыка, спасибо, еще телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте! У меня вопрос: в Екатеринбурге на Вознесенской горке собираются строить офисное здание. Что Вы можете сказать по этому поводу? И как Вы на это смотрите?
– Конечно, плохо, что строится здание – в некоторой степени разрушается памятник архитектуры, я имею в виду церковь, потому что постройка эта будет вблизи церкви; это может повлиять на здание. К тому же там есть бывшая церковная школа, которая принадлежала Вознесенскому приходу; это здание тоже будет полуразрушено. Очень плохо, что из-за высотного здания будут разрушены два памятника, два здания, которые принадлежали когда-то Церкви. Мы, конечно, просили и просим сейчас, чтобы возвратили нам это здание, чтобы мы там могли поместить нашу церковно-приходскую школу или Духовный центр для прихода Вознесения Господня. Пока, к сожалению, не получается. Надо, чтобы люди обращались – может, их послушают.
– Людмила Николаевна из Перми: «Если на Исповеди покаялся в грехе, то нужно ли на следующей Исповеди снова называть этот грех? И почему перед Причастием нельзя есть и пить?»
– Если исповеданный грех мы больше не совершали, то на следующей Исповеди его не нужно называть, а если мы его опять совершили, хотя и исповедали на прошлой Исповеди, то должны опять сказать, что впали в этот грех.
А то, что мы не вкушаем пищи перед Причастием, очень важно для нас, потому что, вкушая великое таинство – Тело и Кровь Христову, мы принимаем Самого Господа Иисуса Христа. Конечно, мы должны это делать натощак: показать свою любовь ко Христу – что мы готовы хоть немножко пожертвовать собой ради великой Жертвы, которую совершил Христос Спаситель на кресте ради нашего спасения. Это малая жертва – воздержаться от пищи несколько часов (после двенадцати ночи накануне Причастия мы больше не вкушаем пищу – это около 7–8 часов), это маленькая, несравнимая жертва.
– Владыка, а зачем с семилетнего возраста нужна Исповедь, ведь особых грехов в этом возрасте нет?
– Особых грехов нет, но уже начинают проявляться некоторые грехи, и их нужно с самого раннего детства искоренять: гордость, лукавство, обман, лицемерие, двоедушие – эти страсти надо уже с самого раннего возраста отсекать, чтобы они не укоренялись в ребенке и, когда он станет старше, мог с ними бороться и искоренять их. Это тоже страшные грехи, нужно серьезно подумать о них. Поэтому Церковь и предлагает, советует, чтобы с семи лет человек приступал к Исповеди.
– Владыка, а следующий вопрос нам прислал Владимир из города Орла. Звучит вопрос так: «Кругом такая нищета в России, как Вы можете сейчас в студии сидеть в таком царском кресле?»
– Это очень интересный и важный вопрос, и в то же время – трагический. Важен он тем, что, по-моему, от такой мнимой борьбы с нищетою и произошла страшная катастрофа в России – революция. Борьба против богатых, против власть имущих, чтобы все были равны и так далее… Если рассуждать так, стоит взять сейчас и сесть в студии на какое-нибудь бревно. И мне будут тысячи звонков: «Владыка, что Вы? С ума сошли, что ли? Что Вы позорите Церковь, позорите нас всех, неужели Вы не достойны иметь приличное кресло или скамейку какую-то, чтобы сидеть? Чего Вы там чудите?». Другой скажет: «Владыка, если у Вас нет средств, так мы купим Вам достойное Вашего сана кресло, чтобы Вы представляли Церковь достойно».
Есть одна часть людей, которая понимает достоинство человека, сана, Церкви… И они готовы жертвовать самые ценные, самые красивые, самые необходимые для человека предметы, чтобы он выглядел достойно своего положения.
Другая часть почему-то исполнена такой, я бы сказал, зависти: «Почему он такой, а я не могу быть таким?» Это болезнь души. Я бы сказал, таким образом бороться с нищетой невозможно: мы уже такой урок прошли, когда в советское время боролись с нищетой и все самое ценное, самое красивое уничтожили: шедевры труда человека, его талант разрушили. Было время, когда нормальную, хорошую мебель люди не могли делать, нормальные и красивые здания тоже не могли строить, потому что было указание советской власти: ничего не надо делать красивого, как это было в буржуазное время, а все делать просто, серо, в одном стиле.
И что мы получили? Мы дали возможность людям талантливым обнищать – человек может делать, а ему не дают. И вот он где-то исподтишка что-то сделает красивое и боится показать, потому что посчитают, что он враг народа, враг советской власти. Такая беда получилась.
Я бы сказал, это ненормальное явление, когда люди смотрят так на окружающее. Церковь, конечно, помогает людям бедным, всегда идет навстречу, помогает в решении многих проблем людям, попавшим в беду. И сколько существует Церковь, она всегда занималась бедными людьми. Например, Царь Николай тоже слышал укоры в свой адрес, что красиво одет, а в России много людей нищенствует. А мы знаем много документов, подтверждающих, что он огромные средства направлял на поддержку людей, находившихся в каких-то бедах, скорбях, болезнях, трудностях. Он даже ходил в заплатках, и что это дало? Люди его не поняли. Не в том достоинство, чтобы ходить нищим, потому что «у нас много нищих». Да, их много, и мы это не приветствуем, пытаемся как-то помочь людям выйти из кризисных ситуаций. У нас до революции было огромное количество домов милосердия, богаделен, ночлежек, которые помогали бедным, нуждающимся. Огромное количество средств, которые имела Церковь – от своих земельных угодий, от доходных домов, которые были раньше, – уходило на поддержку бедных. И в то же время Церковь всегда осуждали, что она богатеет, а люди нищают! В годы советской власти борьба с духовенством, с «богатством» духовенства, привела к тому, что ссылали всех архиереев в тюрьмы. И они там сидели в тяжелейших условиях по 15–20 лет. И ничего, они считали, что там как в царских палатах находились. Потому что положение, в которое их ставила жизнь, они рассматривали только с точки зрения вечности, вечного наследия, достижения вечного блаженства. И они благодарили Бога, радовались, что Господь дает им возможность потерпеть какие-то скорби и унижения. Потом их отпускали, и они снова становились на архиерейские кафедры, и опять им народ жертвовал красивую мебель, красивые священнические одежды. Они одевались так не потому, что так хотели – люди оценивали, что они достойны такой чести, уважения, и поэтому отдавали с себя последнее, чтобы только священник или архиерей выглядел на богослужении достойно в священнических одеждах, красиво, опрятно. Потому что благолепие богослужения – показатель возвышения от благолепия богослужения земного к благолепию небесному. И смысл нашего подвига – не прилепляться к этому благолепию. Мы понимаем: каким бы красивым ни было облачение, какой бы красивой ни была мебель или обстановка в храме, в доме, эта красота – только тень красоты, которая ждет нас в Царстве Божием. Поэтому нам нужно просто от этой красоты возвышаться к небесной красоте и говорить, что эта красота меркнет перед той красотой, которую Господь Бог нам уготовал – любящим Его и служащим Ему.
Если человек не прилепляется к земным утешениям, то для него это во благо; посмотрите на святого праведного Иоанна Кронштадтского – он одновременно имел богадельню, которая содержала огромное количество неимущих, и в то же время у него были хорошие одежды, дорогие кресты, митры, рясы уникальные. Мы до сих пор смотрим, какие они красивые, из такого ценного материала. Он достиг высокого духовного совершенства, его весь мир почитает, его вся Россия любит – до сих пор молимся, чтобы Господь по его молитвам даровал нам помощь и милость. Но все богатство, которое он имел, было временное, все, чем он пользовался – для него это не было препятствием, чтобы возвышаться к небесным благам, к небесной красоте.
Поэтому осуждать человека, что он сидит, ходит или ездит на какой-то машине дорогой – это свидетельство нашей духовной болезни, мягко говоря. И эта духовная болезнь, к сожалению, была очень развита в годы революции, и на этой болезни некоторые создали революцию, эту катастрофу. Ведь на основе бедности можно в любой стране построить революцию, даже в Америке сейчас можно найти огромное количество бедных, нищих, бомжей, которые ходят по улицам, и сказать: «Видите, вот там президент ходит в дорогих одеждах, а мы нищие. Значит, надо его свергнуть». И в любой стране – Франции, Англии, в самых развитых государствах, если пройти по центральной улице, то увидишь огромное количество бомжей.
Но наши бедные – особые. Сколько раз хотелось дать все необходимое бедному человеку, который около церкви сидит и каждый день просит копеечки. Готов одеть его, дать возможность заработать деньги, устроиться на работу. Даешь все необходимое: одежду, питание, работу – все дается человеку, чтобы он только не был бедным.
Проходит некоторое время – и он оставляет работу, нормальную одежду, опять одевается в нищенское платье и стоит, просит… Спрашиваешь: «Почему так делаешь, ведь тебе все дано?» – «Я не могу по-другому жить, я так привык и все».
А нас осуждают, что вот стоят нищие, а вы ездите на машинах, в красивых одеждах… А если глубже посмотреть, то совсем другая ситуация: эти нищие не хотят быть богатыми, не хотят быть такими, как все, а хотят быть такими, какие они есть, и их ничем не переубедишь, никак не заставишь – привыкли к такой жизни, и все. Поэтому вопрос борьбы с нищетой – это вопрос очень непростой. Конечно, им надо помогать, поддерживать, создавать условия, и Церковь всегда это делала. И мы сейчас готовы это делать – нашей епархии дали землю, будем строить богадельни. Людей без крова будем туда селить, чтобы им помочь, чтоб они имели какой-то кров, особенно в зимнее время, когда они замерзают.
Вот пример: пришел ко мне зимой человек, не имеющий крова, на костылях, весь обмороженный, больной, ноги у него гниют. Я говорю: «Что тебе нужно?» – «Дайте мне место где-нибудь». Отправил его в монастырь. Там создали все условия, за ним ухаживали, назначили человека, который его полностью обеспечивал, перевязывал, кушать приносил, только чтоб он там нормально жил. Нет, он через месяц опять пришел сюда и стоит в приемной.
Говорю: «В чем дело?» Он: «Там хорошо, но я хотел бы поехать в Челябинск». – «А что там в Челябинске?» – «Там мои родственники, мне лучше будет».
Вот сколько ни старайся, сколько ни пытайся…
Получается, все должны быть нищими, и тогда все будет нормально. Мы уже прошли такой путь – в советской России все были нищими. И что это дало? Все равно большие начальники, коммунисты жили обычной жизнью с хорошей мебелью, с хорошим достатком, с хорошей обстановкой. А остальных держали в равном положении. Не дай Бог, кто-нибудь станет чуть-чуть богаче другого. И что это дало? Пожили так немножко, и все кончилось. Поэтому еще раз говорю: мы всячески должны стараться людям помочь, но в то же время не нужно завидовать тому, кто имеет больше. Ведь вся история человечества подтверждает, что были и богатые, и бедные. Нет такого исторического промежутка, когда все были в достатке и не было нищих. Даже при жизни Христа так было – сколько Господь помогал бедным! Даже был такой момент, когда ученики вознегодовали на Христа, когда одна женщина возлила на Его голову миро, масло драгоценное: они сказали, что лучше б продали, и эти деньги отдали бы нищим. А Господь говорит: «Вы нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете». Она благое дело сделала. Это почтение, уважение достоинства Богочеловека.
– И следующий вопрос из Екатеринбурга: «Почему так мало книг издается на церковно-славянском языке?»
– Это хорошо, что есть потребность в книгах на церковно-славянском языке. К сожалению, есть и такие люди, которые просят перевести все на русский язык и покончить с церковно-славянским языком. У нас на церковно-славянском языке почти все наши богослужебные книги, Евангелие, есть у нас на церковно-славянском языке Евангелие с параллельным русским текстом (человек может читать на русском и параллельно на церковно-славянском и наоборот, чтобы знать некоторые слова, которые непонятны, можно посмотреть сразу и перевод). Может быть, немного, но самые основные книги есть на церковно-славянском языке: Евангелие, Минеи – хотя, если взять Минеи, то там слова на славянском языке, а буквы на русском в основном, но все равно там славянский текст.
– Владыка, звонок из Екатеринбурга. Алло, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Здравствуйте! Я бы хотела задать вопрос: ведь главное дело не в пище, когда идет пост, а в душе – чтоб не делать людям плохо? Так или нет?
– И то, и другое важное и главное. Конечно, воздержание от пищи – средство воздержания от греховных поступков, пост помогает укротить страсти, которые в нашей душе коренятся, чтобы можно было легче бороться со своими мыслями, чувствами, желаниями, с греховными наклонностями нашей воли, которая нас тянет ко греху.
Если не ослабло наше воздержание в пище, тогда и со страстями легче бороться, особенно если мы еще и молимся, то получаем еще большую помощь от Бога в искоренении своих страстей. Поэтому важно и нужно воздерживаться в пище, и очень важно воздерживаться от греховных дел. Конечно, если мы только воздерживаемся от пищи, но дальше не идем, то наш пост очень слаб, маловажен, нет ему большой цены. А если пост, чтобы воздерживаться от греха, от греховных наклонностей, немощей, слабостей – тогда этот пост имеет большое значение.
– Владыка, спасибо, у нас звонок из Калужской области. Алло, здравствуйте! Говорите, пожалуйста, вы в эфире.
– Здравствуйте. Моя мама много лет практикует лечение, к ней даже отправляют врачи – мол, найдите бабушку, и она вылечит рожу или прочие болезни. При лечении я присутствую и чувствую, что на меня немножечко воздействует. Я много раз говорил маме, что чувствую это, и мы ссоримся.
Нужно этим заниматься или нет? Как мне объяснить, чтобы она не занималась таким лечением? Отчего это? Она лечит в основном молитвами. У нее книжка какая-то, от руки написанная, с молитвами. Что мне делать?
– Мы должны помогать родным в их бедах и трудностях, в скорбях, но мы должны смотреть, чтобы помощь, которую мы оказываем, не послужила к нашей погибели. Я уже говорил, как наши подвижники помогали, советовали, исцеляли. Но они боялись, чтобы народ не почитал и не восхвалял их, не вводил в искушение, в соблазн, в гордыню. Боясь потерять Царство Божие, спасение свое, они были очень осторожными в оказании помощи – явной, чтобы все видели и знали. Поэтому если человек думает о своем спасении и о спасении ближних, то он должен, конечно, быть более осмотрительным, чтобы не повредить себе и ближнему своему. Главная цель нашей жизни на земле – самому спасаться и других спасти. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И этим духом мирным он исцелял тысячи и тысячи людей от разных болезней без каких-то особых действий. Он стяжал такую благодать Божию, что она благотворно влияла на окружающих людей. И он спасался, и других спасал. Если мы погибаем и другим помогаем погибать – это не на пользу, хотя может какое-то облегчение в телесных недугах мы и оказываем; но это временно и потом приносит большие страдания и здесь, на земле, и в будущей жизни. Поэтому вам нужно объяснять матери, что мы должны готовиться ко спасению, спасать самих себя и ближнего своими добрыми делами и поступками.
– И вновь дозвонилась телезрительница. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте, у меня такой вопрос. Мы с мужем в браке 19 лет, у нас есть дочь 18 лет. Я его уговариваю обвенчаться. Он как бы не готов к этому, но я спокойно жду, время от времени ему напоминаю. Я в церковь хожу, сама исповедуюсь и причащаюсь. И ребенка тоже к этому приобщаю. Он увидел и очень нехорошо на это отреагировал, говорит: «Сама ходишь – ходи, а ребенку там делать нечего». Для меня это было очень удивительно, потому что я знаю, что он сам помогает и монастырям, и приходам нашей области. Что мне делать?
– Да, конечно, печально, что он не готов. Я не знаю, когда он будет готов, ведь если он был готов создать семью 19 лет назад – это очень ответственный и важный шаг в жизни, – то он должен был сразу быть готов принять таинство Венчания, которое дано нам Богом, чтобы брак был честен, чтобы дети, которые будут рождаться в этом браке, были законнорожденными. Поэтому люди, которые понимают это, даже живя в браке несколько десятилетий, даже на старости лет все-таки хотят узаконить свой брак в таинстве Венчания, чтобы дети, которые уже родились и имеют уже внуков, были действительно законнорожденными, чтобы на них не тяготел грех, который ложится на семью, потому что она не имеет благословения Божия на совместное жительство.
Я считаю, необходимо в ближайшее время, по окончании поста, вступить в законный церковный брак, получить благословение, чтобы ваша дальнейшая жизнь в браке была благословлена Богом и чтобы ребенок обрел благословение Божие и родительское. Поэтому, конечно, нужно потерпеть, помолиться, чтобы Господь посетил вашего мужа Своей благодатью, чтобы тот осознал необходимость совершить это важное дело для благополучия в семье.
– Владыка, следующий вопрос оставил мужчина, который не назвался: «Есть ли среди священнослужителей люди от лукавого?»
– Все, кто совершают грех или делают беззаконие, конечно, от лукавого. Но есть люди, которые осознают свой грех, каются и исправляются. Это присуще каждому человеку, даже священнослужителю. И Господь принимает это, потому что нет на земле человека, не имеющего греха. Но тот, кто сознает свой грех и грешит сознательно – конечно, это неприемлемо и очень печально тем более, если это священнослужитель.
– Ирина из Екатеринбурга задает вопрос, можно ли православному человеку жениться на жене своего умершего двоюродного брата, если она осталась с двумя детьми? Какую роль играет родственная связь в таких браках?
– Это слишком близкое родство – Церковью не благословляется вступать в брак в таком близком родстве.
– Галина Николаевна спрашивает: «Раньше в храме батюшка лечил мне головную боль, а теперь я хожу в храм, но не помогает. Лечите ли Вы головные боли, уважаемый Владыка, или Ваши заместители?»
– Не мы лечим головы или другие части нашего организма, а лечит Господь по вере верующих людей. Человек получает исцеление от благословения, потому что через благословение дается благодать, от таинства церковного, от молитв, которые совершаются в Церкви, от акафистов или молитвословий, заказных молитв, канонов. Самая важная – это проскомидия, или поминовение о здравии за богослужением. Потом Покаяние, Причастие Тела и Крови Христовой… Все это – великая благодать, которая приносит человеку исцеление от его недугов. Поэтому нельзя говорить, что я или кто-то из священников исцеляем – исцеляет Господь по вере людей, если они приходят в Церковь, молятся, каются и очищают свою душу от грехов, причины многих наших болезней. Если мы душу освободим от тяжести греховной – получим облегчение в своих страданиях.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
2 июня, в день обретения мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе. Во время Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил хиротонию архимандрита Иеронима (Чернышова) во епископа Орловского и Ливенского.
«Он идет перед ними» (Ин. 10, 4) Взирая на доброго Пастыря, идущего впереди, будем помнить, что Он видит и знает прежде нас все то, что ожидает нас в жизни.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.