Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, 2008 год в России объявлен Годом семьи. Но сегодня сложилась такая ситуация, что семья есть не у каждого ребенка.
И самая важная помощь, какую можно оказать этим детям – усыновить их. Владыка, расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к институту усыновления?
– Да, есть у нас сейчас такая большая беда – много есть детей, можно сказать, сирот при живых родителях – дети, брошеные сразу после рождения в роддомах. Потом их переводят в детский дом, где они пребывают, не имея ни отца, ни матери, ни материнской ласки. Конечно, очень важно пойти навстречу этим детям, чтобы они обрели маму, отца, семейный уют, покой и, конечно, семейное воспитание. Это хорошо, что государство имеет попечение о таких детях: кормит их, одевает. Но, к сожалению, оно не имеет возможности их правильно воспитывать. Мы видим, что большинство детей, прошедших детские дома, потом попадает в криминал, приходят в тюрьмы. По подсчетам только около 5–10 % детишек, которые жили в детских домах, находят место в жизни, остальные имеют какие-то очень тяжелые проблемы. По России – целая армия таких бездомных, бессемейных детей, и, конечно, они не имеют воспитания. Это скажется на будущем России, нашего Отечества. Что мы можем ждать в будущем от этой молодежи? Конечно, только разбоев, грабежей и всяких безобразий. Поэтому на нас ложится большая ответственность за этих детей: надо взять их в свои дома, в свои семьи, дать им хорошее, должное воспитание, чтобы они обрели отца, мать, семейный покой, уют и воспитание.
Я призываю вас, дорогие братья и сестры, обратить внимание на эту проблему и подумать в своем семейном кругу, как помочь этим детям и усыновить их, чтобы они обрели счастье жизни в семье. И, конечно, для всех, кто берет на себя такую ответственность, это великое благо – благословение Божие будет на вас, Господь вас наградит за это великими благами еще здесь, на земле, а тем более в будущем. Есть такие слова в Священном Писании: «обратившие душу от ложного пути спасут душу свою от смерти и покроют множество грехов». Смысл этого изречения священного Писания – мы отвращаем от ложного пути детей, которые не имеют никакого воспитания. Дадим воспитание – и Господь покроет множество грехов наших, очистит душу нашу и избавит нас от смерти; это очень важно знать. Если мы глубоко прониклись чувством покаяния и сознания, что в своей жизни много нагрешили, то есть возможность искупить свои грехи.
– Усыновление в нашем государстве связано с оформлением различных документов, которое может длиться порой очень долго – несколько месяцев и даже лет. Владыка, что Вы посоветуете людям, которые решили усыновить ребенка, но столкнулись с административными трудностями? И как Церковь относится к альтернативным формам воспитания – семейным детским домам, опеке, патронату, которые проще оформить?
– Да, есть проблема с оформлением документов по усыновлению. Проще оформить патронат или опеку, или семейные детские дома. При Учебном отделе епархии есть люди, которые могут помочь желающим усыновить детей оформить документы – они уже знают все законодательство, коридоры, по которым надо идти, чтобы оформить. Поэтому обращайтесь в наш Учебный отдел – получите необходимую информацию, консультацию и даже помощь в оформлении любых форм помощи детям.
Я слышал, новый Президент Дмитрий Анатольевич Медведев в одном из выступлений дал очень жесткую оценку деятельности в этом направлении и поручил в ближайшее время упростить процесс оформления. Если так будет, то, я думаю, легче будет усыновлять детей и помогать им находить родительский уют.
– Мало усыновить ребенка – его еще нужно воспитать, вырастить. И когда ребенок растет, то и дело возникают какие-то трудности. Первые шалости… Ребенок пошел в школу, он проказничает. Своему родному ребенку можно простить какие-то его детские шалости, которые, наверное, бывают у каждого ребенка, а как простить ребенку неродному, усыновленному? Как научиться любить этого ребенка как родного?
– Конечно, это зависит от человека. Если он намерен взять на себя ответственность и усыновить ребенка, он сразу должен поставить перед собой цель: этот ребенок, которого Господь ему даст, – его родной ребенок. Он уже не чужой, а родной. С самого начала, с первой секунды пребывания этого ребенка в доме он должен быть родным, и не думать о том, что он когда-то был неродным: он всегда был своим, родным, потому что он Богом вручен приемным родителям. И Господь за него спросит, поэтому очень ценно, чтобы воспитывал ребенка именно православный, верующий человек, который будет нести ответственность, отчет перед Богом, а не перед контролирующими органами. Он имеет отчет пред Богом, он понимает, что если он серьезно возьмется и даст нужное воспитание ребенку, то за это получит от Бога очищение души от греха, получит Царство Божие. Если не будет делать, как надо, то многое потеряет и наберет дополнительно грехов. Поэтому человек верующий должен очень серьезно относиться к этому делу. Если браться, то браться серьезно, чтобы действительно воспитать ребенка достойным гражданином нашей страны, патриотом и достойным гражданином Небесного Царства.
– Владыка, еще такая проблема – семья усыновляет ребенка, но в ней уже есть свои, кровные, родные дети. Как Вы считаете, есть какие-то особенности воспитания приемного ребенка? И как будут строиться его взаимоотношения с родными детьми?
– Насколько я знаю, особых проблем во взаимоотношениях нет. Если родные дети воспитаны правильно, то они воспринимают усыновленных братика или сестренку с особой любовью и помогают родителям в воспитании приемного ребенка. Потому что они живут семейной жизнью, а другой ребенок не привык еще к такой жизни, и он потихоньку привыкает к духовной, нравственной, церковной атмосфере, царящей в семье. И рано или поздно он становится таким, как все в семье. Наоборот, еще легче воспитывать, когда есть свои дети – они очень близкие помощники, они понимают, что нужно любить, уважать, ценить своих брата или сестру.
– В нашей стране помимо 700 000 детей-сирот огромное количество нерожденных детей, которые убиты во чреве матери. Насколько тяжел грех аборта? И как с ним жить дальше?
– Грех это, конечно, тяжелый. Грех аборта – убийство живого и разумного существа, безвинного, беззащитного человека, который еще не родился, но имеет все, что присуще человеку. И душа у него есть, и разум, и чувства – все. Он полноценный человек, хотя и в раннем своем развитии; но некоторые врачи говорят, что в ранней стадии развития можно делать аборт – если 2–3 недели, то «ничего страшного».
Даже в первый день он уже полностью сформировался как человек, начинает развиваться и расти. Он сразу получил все, что нужно, хотя он сам – крохотное существо. Зачатый младенец – уже живое существо и имеет право на жизнь. И никто не имеет права эту жизнь отнимать по каким-то своим соображениям! Нельзя допустить такой грех, потому что он влечет за собой много страданий и мучений, терзаний души, сердца, совести!
Сейчас молодые девочки думают, что в этом нет ничего страшного, а пройдет некоторое время – и их начинает мучить совесть, и так сильно, что женщины места себе не находят. К сожалению, многие кончают самоубийством из-за такого терзания сердца, души и совести. Они не знают, что делать, как искупить грех, – находятся в очень тяжелом стрессовом состоянии, не знают, что их ждет дальше, терзаются и мучаются.
Конечно, есть у Бога милость, а у людей есть возможность спастись – подвигом искупить грехи. Младенец, который был умерщвлен, остался живым. Он был умерщвлен, а душа осталась, она находится в таком промежуточном, как некоторые святые отцы говорят, состоянии – не в аду и не в раю, ни хорошо и ни плохо. Это как у нас температура иногда бывает 36 или 35, 8 – это температура более-менее нормальная, но при этом мы себя чувствуем очень плохо, потому что нет гармонии в нашей жизни. Так приблизительно и с этой душой: она мучается, страдает, и это рано или поздно переносится на маму. И доходят до нее крики, скорби и страдания младенца. И она будет мучаться, не зная, как искупить свой грех.
Не нужно быть легкомысленными в молодости, как сейчас это принято – считается даже доблестью в молодом возрасте познать сближение друг с другом и даже иметь аборты. Это не доблесть, а позор нашей современной цивилизации: важное и божественное действо – деторождение – использовать как бесцельное наслаждение. Ведь совместное жительство мужа и жены, мужчины и женщины дано нам только для деторождения. И если нет цели деторождения, даже живущие в законном браке муж и жена уже грешат. А если это внебрачный контакт, то это страшный грех, тяжелейший! А если еще и зачнется ребенок, а его умертвят, то тройной грех.
Какие грехи тяжкие совершает человек! Почему у нас в России было такое правило: молодой человек и молодая девушка до брака не знали друг друга, сохраняли девственную чистоту, потому что они не получили еще благословения Божия на совместное жительство. Пришел возраст, пришло время вступить в брак – вступают в брак, венчаются, получают в таинстве благословение Божие на совместное жительство для деторождения, и начинают жить по Божьему установлению. Тогда совместная жизнь – не грех, а благословение Божие, тогда рождаются здоровые, крепкие дети. И когда мы вернемся к этой ценности, то избежим многих проблем, у нас не будет венерических заболеваний, СПИДа, ВИЧ-инфекции, не будет брошеных детей. Конечно, если человек с самого раннего возраста настраивается на нормальную семью, хочет иметь детей, то он ребенка никогда не бросит. А если он родил ребенка «случайно», не желая этого, имея только намерение наслаждения, то, конечно, ребенок не нужен ему, и его бросают. Такое настроение у нашего общества, у молодежи – почти стопроцентное. Когда мы прекратим это безобразие – будем жить нормальной жизнью и не будем сводить божественное установление к наслаждению, – у нас совсем другая будет нация, атмосфера в обществе, совсем другая жизнь! Когда люди будут воздерживаться от жизни греховной – мы вернем ценности, которыми жила Россия в течение многих столетий.
– Владыка, спасибо за ответ. Будем надеяться, что такое время не за горами, будем все молиться и трудиться для этого. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей и радиослушателей, кто решился усыновить ребенка, чтобы это все прошло легко и гладко.
– Бог благословит! Помоги, Господи, всем, кто решается, думают и намерены усыновить ребенка!
Великое благо, великую радость вы принесете младенцу, и, конечно, обретете от Бога великую благодарность и великое благословение. И, как я уже сказал, это большой труд – воспитать ребенка, который, может быть, уже имеет свои нехорошие навыки, плохие привычки. Их надо ему помочь потихонечку искоренять. Это не легко, это труд, но за это Господь и награждает. Не просто дает Свое очищение от греха: чтобы омыть сердце от греха и избавиться от вечной смерти – нужны труд, подвиг. Особенно тем, кто совершил аборт или какие-то тяжелые грехи в своей жизни – они имеют возможность искупить их подвигом усыновления и воспитания детей. Конечно, не только эти люди, все имеют возможность спастись, и те, кто не имеет тяжких грехов, но хочет сделать доброе дело для спасения своей души, чтобы иметь в своей жизни благо, добро, добродетель воспитания человека для Христа, во Христе, для Царства Божия.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В среду 28 мая после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении викариев Московской епархии, состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара.Мощи святой были заблаговременно перенесены из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора, и во время Божественной литургии пребывали с левой стороны иконостаса.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Перевод: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.