Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (486) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№21 (486) / 1 июня ‘08

Архипастырь

 – Владыка, Нина из Каменска-Уральского спрашивает: «Что означает каждение всего храма? Зачем мы отходим от стен во время каждения храма? Почему утром на Литургии каждение храма совершается один раз, а вечером – четыре раза?»
 – Отходим от стен храма, чтобы дать возможность диакону или священнику совершать каждение. Каждение имеет несколько символических значений во время богослужения, но, в общем, надо понимать, что оно символизирует благодать Божию, которая подается молящимся во время службы. Это символ молитвы, которая возносится к Богу: как кадильный дым поднимается вверх, так и наша молитва поднимается вверх, к Богу. И Господь через Свое милосердие посылает нам благодать Божию, которая благоухает, укрепляет нас, радует и дает нам утешение в жизни. Поэтому кадильный дым – это видимый образ молитвы к Богу и веры, что действительно наша молитва достигает Бога, Господь ее принимает и посылает Свою благодать, Свою силу всем молящимся.

 Есть разные понимания в разных ситуациях: на вечерне – это символ сотворения мира. Когда святой псалом поется и совершается каждение – это символизирует сотворение мира (мы знаем, что Господь сотворил мир, и дух Божий носился над бездной), акт творения Божия. И многое, что совершается в храме, символизирует духовное, невидимое для нас, что совершается втайне ангелами Божиими, угодниками Божиими, Спасителем.
 – Владыка, при каждении запах дыма бывает разный. От чего это зависит?
 – От ладана. Есть ладан, который имеет запах розы, например, или других благоуханных цветов; от этого зависит.
 – Любовь Ивановна из Пензенской области: «Я жила в Казахстане и ходила в баптистскую церковь; теперь живу в Пензенской области; баптистской церкви рядом нет, но есть православная. А я без общения с Богом не могу – решила ходить в православную церковь. Скажите, грех ли то, что я посещала баптистскую церковь? Что мне нужно сделать, чтобы я стала членом Православной Церкви?»
 – Чтобы стать членом Православной Церкви, нужно креститься, если не были крещены до того, как стали ходить в баптистскую церковь. Если до этого были крещены в Православии, то сейчас нужно пройти через Покаяние и стать членом нашей Церкви. А если была крещена только в баптистской Церкви, то нужно прийти к священнику, получить благословение, подготовиться, узнать разницу между Православной и баптистской верами, удостовериться в истинности Православной веры. И когда это состоится в душе, в уме, в сердце человека, – принять таинство Крещения и жить церковной жизнью, жить в Церкви Христовой, совершать все правила христианской жизни, которым учит наша Православная Церковь.
 – Владыка, очень многие телезрители просят еще раз рассказать о таинстве Причастия, о Исповеди. Что это такое? Как готовиться? Зачем это нужно?
 – В нашей Церкви есть такое правило: мы готовимся к таинству Причащения Тела и Крови Христовых через таинство Покаяния. Почему мы так делаем? Потому что знаем слова из Священного Писания: кто ест и пьет от Тела и Крови Христовых недостойно, тот в суд себе и в осуждение ест. Потому многие из вас болеют и умирают. Поэтому мы, имея такое понимание, приступаем к таинству Причастия, ибо в Священном Писании сказано: кто не будет есть Тела Христова и пить Крови Христовой, тот не наследует вечную жизнь, не получит Царствия Небесного. Мы живем на земле, чтобы получить Царствие Небесное, Царствие Божие, сподобиться вечных благ. Поэтому к таинству Причасти мы должны приступить достойно, чтобы не было в суд и осуждение, потом не быть наказанными какими-то болезнями или даже смертью, было достойное Причащение Тела и Крови Христовых, чтобы таинство было во исцеление души и тела и в помощь нам, для искоренения наших грехов, – мы готовимся очень серьезно: Покаянием, очищением своей души. Некоторое время внимательно смотрим за собой, видим свои греховные наклонности, мысли, желания, чувства, даже совершенные грехи вспоминаем, в этом каемся, сожалеем, приходим в состояние раскаяния, желания больше не грешить, не возвращаться к этим грехам. И тогда мы уже идем на Исповедь к священнику, и там об этих грехах говорим, исповедуемся, рассказываем. Конечно, не просто рассказываем, а с чувством покаяния, сожаления, с желанием больше не возвращаться к содеянным грехам. И в этом таинстве невидимо для нас, втайне, Христос Спаситель через разрешительную молитву духовника, священнослужителя очищает, омывает грех с души, освобождает человека от греха. И он получает силу больше не возвращаться к содеянным грехам. И уже в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых мы соединяемся со Христом, становимся одним телом с Ним и получаем полноту благодати Божией, которая нас укрепляет, помогает, дает нам силы. Чтобы мы, во-первых, были ограждены от наветов вражьих, во-вторых, могли противостоять всем козням вражьим, и, конечно, бороться со своими страстями, которые нас мучают. Потому что грехи-то мы очистили, но страсти еще остались – их надо искоренять трудом, подвигом, воздержанием, вниманием к себе. Это особенно важно в дни поста. Пост – это упражнение в послушании воле Божией, то, чем мы жертвуем ради Бога, показывая свою любовь к Богу, послушание воле Божией. Воздержанием мы ослабляем свои страсти, даем возможность духовным силам противостоять нашим страстям и одолевать их благодатью Христовой. Но нужно обязательно закреплять этот молитвенный подвиг таинствами Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, если мы только постимся, но не молимся, то мы уподобляемся земледельцу, который возделывает землю и очищает ее от сорняков – и не садит там никаких культур. Через некоторое время это поле очень быстро и обильно наполняется сорняками. Так же и душа человеческая: если мы очищаем ее постом, воздержанием, но не молимся, то мы делаем себе вред. А если мы возделываем свою душу и молитвой, и постом, но не причащаемся, не исповедуемся, то мы еще больше можем повредить себе, если не совершим подвиг Причастия Тела и Крови Христовых. Этим мы как бы укрепляем свою душу в благодати Божией, чтобы наши слабости, страсти не проявлялись так активно. Мы уже можем управлять нашими страстями, с ними бороться, не выполнять их волю, их желания, когда у нас появляется сила от благодати Божией через таинства Покаяния и Причастия Тела и Крови Христовых. Очень важно, чтобы мы в этом подвиге поста и молитвы не только постились, воздерживались от пищи мясной и молочной, но еще и молились, исповедовались и причащались – это и будет полнота подвига поста и молитвы.
 – Владыка, а как человеку, собирающемуся пойти на Исповедь, потом подойти к Чаше с Причастием, причаститься, как ему понять, насколько он действительно готов к этому? Чтобы не попасть под слова «кто ядет и пиет недостойно…»
 – Мы должны понимать, что мы люди грешные, слабые, немощные, испорченные грехом. Если мы это все понимаем и подходим к Чаше с чувством покаяния и желанием получить эту святыню, исцелить свою душу от страстей, чтобы их меньше было, чтобы меньше грешить, не возвращаться к прежде содеянным грехам, – тогда это не будет в суд и в осуждение. Если мы идем с чувством самоудовлетворения, как будто я достоин, уже все сделал: почитал правило, исповедался, все сделал – я готов. Да, я готов внешне, но внутренне у меня еще много, много есть недостатков. Как преподобный Серафим Саровский говорит: когда мы подходим к Чаше, мы должны подходить с сокрушением своего сердца о содеянных грехах. И когда есть чувство покаяния, тогда мы приступаем к Чаше не в суд и осуждение, но во исцеление наших немощей и слабостей.
 – Владыка, Тамара из Краснодарского края спрашивает: «Можно ли в гроб к умершему мужу класть икону, которую нам подарили на венчание? А если нельзя, то что делать, если мы уже положили?»
 – Если уже положили, то ничего страшного нет, хорошо, что положили. Так положено, чтобы во гробе на груди или в руках у усопшего была икона и крестик на груди, так нужно.
 – Владыка, и вопрос от Алевтины из Екатеринбурга: «У меня большое горе – полтора года назад умер мой 30-летний сын. Я в церкви заказываю сорокоуст и ставлю свечи. Знаю, что реветь нельзя, но горе за полтора года не уменьшилось. Как мне узнать, где он теперь оказался и как ему там?»
 – Нужно немного поменять акценты: не думать о том, где он находится и какое у него состояние, а предаться полностью воле Божией, милосердию Божию. И с надеждой на милосердие Божие молиться Богу, чтобы Господь помиловал усопшего и простил ему все согрешения, дал ему вечную и блаженную жизнь.
 Материнская молитва дома и в Церкви очень сильна, чтобы умилостивить Бога и даровать усопшему радость и утешение в Царстве Божием. Очень важно в праздничные и воскресные дни приходить в Церковь, подавать записки о упокоении души усопшего раба Божия. И эта церковная молитва очень сильно помогает: мы знаем, что Кровью Христовой, когда священник вынимает частицы за усопшего, Господь омывает, очищает души людей молитвами святых угодников Божиих. И в Кровь Честную окунаются эти частицы. Это величайшая возможность, которая у нас есть, она дана нам Господом – молиться за усопших и твердо верить, что церковная, домашняя молитва, молитва родительская, молитва матери – это очень сильно, очень приятно Богу и приносит добрые результаты. И вера, что Господь дает утешение, уже есть утешение за эти молитвы – этим мать и утешит свою душу. И, конечно, дела милосердия, исправление своей личной жизни, чтобы помочь своему сыну и Господь помиловал его в Царстве Божием.
 – Владыка, и вот похожий вопрос поступил от Анастасии. Она пишет: «У меня сын попал под машину и сразу умер. Он был крещеный, но вел неблагочестивый образ жизни: пил, сквернословил, несколько раз женился, в церковь не ходил. Я верующая, исповедуюсь, причащаюсь, заказываю панихиды о нем и молюсь дома, как положено. А дойдут ли мои молитвы до Бога? Помилует ли его Бог?»
 – «По вере вашей дано будет вам…». Если будем крепко верить в милосердие Божие и молиться с усердием и надеждой на милосердие Божие, то Господь помилует, эти молитвы дойдут и принесут желаемые плоды.
 – «Здравствуйте, Владыка! Можно ли погребать супругов вместе на мусульманском кладбище, если муж – мусульманин, а супруга – православная?», – вопрос из города Тольятти.
 – Если нет возможности погребать на православном кладбище, то, конечно, только такой выход из положения. Но лучше хоронить православных на православном кладбище. Сейчас уже есть такие секторы на кладбищах, где погребают православных, и есть такие участки, где люди других вероисповеданий погребают по своему обычаю, по своей традиции.
 – Владыка, у нас был телефонный звонок, но он сорвался. Дочка спрашивала, у нее мама умерла и перед этим не исповедовалась, не причащалась, но дочка знает все грехи мамы, можно ли ей исповедоваться за маму? То есть исповедать мамины грехи?
 – Конечно, это не практикуется; но, зная грехи своей матери, она должна сделать как можно больше добрых дел, чтобы Господь простил эти грехи. В то же время нужно поминать мать за богослужениями, ходить в воскресные и праздничные дни в храм Божий, записывать маму об упокоении на Божественной литургии. И это будет в помощь и во благо. И, конечно, нужно своими словами просить у Бога прощения в тех или иных грехах, которые мать совершила, но не успела в них раскаяться.
 – Здравствуйте, благословите, пожалуйста! Вопрос у меня такой: почему сейчас в современной Церкви дозволено третье Венчание? Почему у первых христиан был только один брак? Почему сейчас так?
 – Да, по Евангельскому учению должен быть у каждого только один брак. И в Евангелии написано – кто женится на разведеной, тот прелюбодействует, и кто отпустит свою жену и возьмет другую, тот прелюбодействует. Этим Господь показывает, что человек должен воспитывать в себе чувство ответственности за супружескую жизнь, чтобы не думать о разводе и не изменять друг другу. Но, к сожалению, и в древние времена, и сейчас, как в самом Евангелии, Господь говорит: «по жестокосердию вашему» дозволяется жениться второй раз. Но третий и четвертый – это уже не Венчание, а просто благословение на совместное жительство, что тоже нежелательно. Нежелателен и второй брак, а третий или четвертый тем более. Поэтому нужно всему нашему обществу постараться воспитывать в людях качества семейной жизни, которые необходимы, чтобы семья была крепкой и никогда не разваливалась. Мы сейчас видим большой процент разводов, большое количество супружеских измен – этого не должно быть. Сейчас мы имеем возможность сказать многим людям, которые смотрят и слышат наш телеканал, и об этом мы часто говорим, что мы должны сохранить свою девственную чистоту до брака, чистоту в браке и не допускать прелюбодеяния, которое сейчас стало нормой жизни. Мы должны возвратиться к добродетели целомудрия, чтобы молодые люди, мальчики и девочки, до брака жили целомудренно, воздержанно. И только после таинства Венчания супружеская пара имеет благословение Божие на совместное жительство для деторождения. И, конечно, в браке должны сохраняться честность, добросовестность, порядочность, чтобы женщина знала свои обязанности как мать, как воспитательница, как хранительница семейного очага, и мужчина – как отец, как глава семейства: чтобы обеспечивал семью всем необходимым, укреплял ее и материально, и духовно. И когда так будет, то, я думаю, будет меньше разводов, вторых, третьих браков. Тогда не поставят нас, священнослужителей, в такое неловкое положение, когда приходят уже третий раз и просятся, чтобы их благословили на совместное жительство. Это недопустимо, нежелательно, но, к сожалению, такова действительность. И если мы всем миром создадим условия, чтобы сохранить целомудрие и в школах проповедовать, и родителей учить воспитывать детей, чтобы они жили целомудренно, не допускали преждевременных союзов, то, конечно, это будет очень важно.
К сожалению, родители сами позволяют и даже настраивают своего сына или дочь на беспорядочную, греховную, блудную жизнь, отправляют на какие-то вечеринки и дают им противозачаточные средства, чтобы человек мог жить греховно, но только не заразился какой-то болезнью. Но если мы постараемся научить своих детей воздержанию, то никаких зараз не будет, никаких венерических заболеваний не будет, от скольких проблем мы избавимся и всяких трудностей – и преждевременных родов, и брошеных детей… Одно важное, что нам необходимо сделать, – это воспитать в нашей молодежи, в нас самих чувство воздержания, целомудрие, подвиг чистоты души и тела. Как по заповеди евангельской: «Если кто воззрит на жену с вожделением, то уже прелюбодействовал в сердце своем»… Вот как Господь нас научает жить в обществе – не допускать даже мысли о каких-то вожделениях к противоположному полу. И когда мы к этому будем тянуться и слушаться голоса Божия, голоса Христа Спасителя, голоса Евангелия, евангельского учения и постараемся исполнять, то мы лишимся многих проблем, которые сейчас есть и в семье, и в обществе, и создадим атмосферу целомудрия и нравственного духовного возрастания в школах, в детских учреждениях, в обществе, и на работе и дома. Конечно, это важно особенно сейчас – возвратиться к ценностям семейной жизни. Этот год объявлен нашим Президентом Годом семьи, и мы должны возвращаться к ценностям, которые мы потеряли совсем недавно.
 – Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Владыка, а то все по-разному говорят. Как правильно готовиться к святому Причастию? Когда начинать читать правило ко святому Причастию? Нам сказали, что надо в 12 часов начинать читать, ночью. Это правильно или нет?
 – Готовиться к Причастию надо, во-первых, покаянием. Подготовка к таинству Покаяния, к Исповеди в том, чтобы за несколько дней перед Исповедью уже заглянуть в свое сердце, в свои душу, мысли, чувства, увидеть пройденный жизненный путь. И заметить в жизни те или иные нарушения Закона Божия, грехи, которые мы совершаем, прогневляем Бога и приносим себе и ближним много огорчений. Если нужно, то можно их даже записывать. Если мы наметили, что в следующее воскресенье мы хотели бы причаститься, то в течение всей недели можно подумать о своих грехах более серьезно, более внимательно. И уже накануне Причастия, то есть в субботу вечером, мы приходим в церковь, и обычно вечером совершается таинство Исповеди. Или до службы, или в течение службы, или после службы вечерней – в это время нужно будет подойти на Исповедь. А после Исповеди мы приходим домой и готовимся к Причастию молитвенным правилом. Нужно читать каноны: Покаянный, Божией Матери и Ангелу-хранителю. Желательно почитать акафист, может быть даже кафизмы или одну «славу» из кафизм. Важно почитать канон ко Причастию и потом вечерние молитвы. А утром – утренние молитвы и молитвы к Причащению. Часто бывает так на практике: люди читают вечером канон ко Причащению и молитвы ко Причащению, потому что утром можно вдруг проспать, или чтобы не спешить, успеть прочитать эти молитвы, поэтому некоторые читают их вечером. А утром – только утренние молитвы читают и идут в храм на Божественную литургию, а в конце службы принимают святое Причастие Тела и Крови Христовых.
 – Владыка, следующий вопрос от рабы Божией Александры из Тульской области: «Когда лучше исповедоваться: до или после Соборования?»
 – Я думаю, что лучше всего исповедоваться до Соборования, ведь в таинстве Соборования мы получаем прощение тех грехов, которые мы забыли, не взяли во внимание или упустили из виду. А о тех, которые мы знаем, помним, мы рассказываем, каемся в них в таинстве Покаяния до Соборования. Получается, что мы принимаем одно таинство – Исповеди, потом Соборование – оно тоже имеет смысл очищения от грехов, и потом уже таинство Причастия, которое следует после Соборования.
 – Владыка, и Елена из Ивановской области тоже задает вопрос: «Мой духовник говорит, что люди, которые не исповедуются и не причащаются, не спасутся. Скажите, почему? Ведь они не виноваты, что было 70 лет советской власти?».
 – Господь наш Иисус Христос в святом Евангелии говорил: «Кто не будет есть Тела Христова и Крови Христовой, тот Царствия Божия не наследует». Это слова Христа Спасителя. Поэтому оправдания в этом нет. Да, были времена тяжелые, годы советской власти, но кто этого желал, тот находил и тогда возможность хоть один раз в году прийти на Исповедь и Причастие, преодолевая очень большие дистанции. Приходили в храм, и хотя там было очень многолюдно, стояли почти с утра и до вечера, но все равно принимали таинство святого Причастия.
 Сейчас таких проблем нет. Слава Богу, мы сейчас имеем больше, чем в советское время, храмов, больше священнослужителей, сейчас мы можем прийти на Исповедь и причащаться. Тем более сейчас нет преследования людей, которые приходят в Церковь. Сейчас проповедь о церковной жизни, о Христе, о Причастии говорится везде и всюду. Мы читаем в газетах даже, что наступил Великий пост и православные люди не вкушают мясную и молочную пищу, даже рецепты блюд есть. Во всех средствах массовой информации об этом говорится. Поэтому никто не может сказать, что он не слышал, не знал, не понимал. Если есть такие разговоры, сообщения, то человек, у которого душа способна это воспринимать, должен прийти и спросить, как нужно поступить. И получить ответ на свои недоуменные вопросы, которые, в частности, нужно знать. И приступить к этому таинству. Поэтому извинения сейчас нет. Весь мир, вся Россия слышит, по телевидению и по радио говорят, газеты пишут о том, что нужно причащаться и исповедоваться. На нашем телеканале постоянно идет бегущая строка, которая призывает людей Великим постом обязательно прийти в церковь, исповедаться и причаститься. А как это сделать, можно прийти и спросить, даже спросить в прямом эфире, или в церкви спросить у священников или мирян, которые постоянно ходят в церковь – они могут дать исчерпывающий ответ на ваши вопросы.
 – Владыка, спасибо, вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Владыка, Вы недавно были у нас, в Кушве. У меня такой вопрос: Вы были на месте нашего погибшего собора, который был очень большой и похож на Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Что с ним будет? Будут его возрождать или нет? Вы поможете нам? Вы же друг нашего мэра – Галины Дмитриевны Никитиной.

 – Этот вопрос, конечно, вы должны решать сами с Галиной Дмитриевной – спросить, какие есть возможности восстановить этот собор. Я, конечно, слышал о том, что есть место, где был когда-то собор, на этом месте, по-моему, было даже кладбище. На этом месте есть намерение поставить часовню. А что касается восстановления собора, то я не знаю, какие к этому есть возможности, поэтому вы с отцом Димитрием и с Галиной Дмитриевной встречайтесь – это ваша прямая обязанность. И если будет возможность – восстановите.
 – Надежда из города Чехлома Костромской области: «Появилось много целителей, которые говорят, что их способности – дар Божий. Как к этим целителям относится Церковь?»
 – Мы знаем, что в нашей Церкви есть много подвижников, которые получили дар исцеления благодаря большому подвигу поста и молитвы, самоотречения, подвигу борьбы со своей гордыней, со своими грехами и пороками. Конечно, цель такого подвижника – не получить дар исцеления; это Господь решает, дать ему или не дать. Иногда бывали случаи, что подвижник получает этот дар и боится его взять и даже просит у Бога, чтобы Он дар отнял. Потому что боялись возгордиться этим даром и потерять благодать, которую получили вследствие больших трудов в течение многих-многих лет. И если мы видим, что наши подвижники получают дар исцеления как следствие больших трудов очищения своей души от греха, от гордыни – тогда только мы считаем, что это от Бога. А люди, которые не понесли никакого подвига, не ходят в Церковь, не причащаются, не исповедуются, не несут подвиг церковной жизни, – как мы можем сказать, что их дар от Бога? «В злохудожную душу благодать Божия не входит». Нет благодати Божией в таком человеке; тем более благодати исцеления, прозорливости, когда он далек от Церкви и от Бога. И мы знаем, что Господь сказал такие слова: «Будут говорить: «Господи, не твоим ли именем мы исцеляли, воскрешали мертвых?», а Господь скажет им: «Отойдите от Меня, не знаю вас».
 – Владыка, а вообще насколько можно верить, если человек публикует объявление в газете: «Совершаю чудеса силой Божьей»?
 – Человек все что угодно может говорить. Поймите еще раз: Сам Христос, когда совершал чудеса, просил: «Не говорите никому, что Я вас исцелил или воскресил». Господь Сам не желал, чтоб Его прославляли, тем более не желали славы преподобные отцы. Никогда они не хотели, чтобы кто-то знал, что они святы; не было никакой публичной рекламы, как сейчас: «Я исцеляю, приходите и я всех исцелю…».
 К преподобному Серафиму Саровскому сколько людей приходило? Тысячи и тысячи приходили. И он уклонялся от какого-то целения. Только когда сама Божия Матерь явилась ему и сказала: «Принимай народ и помогай народу», – он начал принимать. А так в затворе всегда был. Сколько лет он был в затворе – никого не принимал, только изредка кого-то увидит…
 Преподобный Сергий Радонежский исцелил и воскресил ребенка и сказал: «Пока я жив, никому не говори, что я воскресил этого человека». Преподобный Сергий Радонежский, во время Божественной литургии, когда причащался из Чаши, – причащался огнем. И некоторые из монахов видели это – Господь открывал, а некоторые не видели. Преподобный знал, что Господь открыл некоторым монахам. И приглашал их к себе и говорил: «Ты увидел сегодня что-то за Божественной литургией?». – «Да, видел». – «Больше никому не говори».
 Они боялись потерять благодать Божию, потому что через прославление человека вкрадывается в душу подвижника гордость, а гордость – яд, который изгоняет вон из человека благодать Божию. И преподобные отцы боялись даже тени, даже малейшего движения гордости. Не дай Бог, появится гордость – и потеряется благодать Божия, которая стяжается трудом ради исцеления людей: «Лучше я помолюсь за него, чтоб Господь невидимым образом для этого человека исцелил, неявно и непоказательно».
 Не было у нас такого в подвижничестве. И не будет истинного подвижничества, когда такое по телевидению, по рекламе: «Приходите ко мне, и я всех исцелю, потому что я от Бога». Это ложь, это явная ложь! А отец лжи кто? Диавол. Вот и все.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

14 июня (в 2008 году) — Троицкая родительская суббота

В 2008 году совершается 14 июня  Эта поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.

 
Архипастырь

«Вновь и вновь надо нам вспоминать предупреждения духоносных старцев, что Россия лишь тогда возродится, если вступит на путь чистой и нравственной жизни»

Слово к посетителям выставки «Царский Крест» в Государственном музее-заповеднике

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс