Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (484) → Есть в процессе творчества начало, нет в процессе творчества конца…

Есть в процессе творчества начало, нет в процессе творчества конца…

№19 (484) / 15 мая ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Казак без песни – не казак
Духовные поучения
У Гроба Господня

  Икона – главная христианская святыня. Перед ней молятся в храмах, она есть в каждом доме верующих людей.

К ней прибегают, ища Божией помощи и заступничества. Но всякое ли изображение святого лика можно назвать иконой, тем более если оно выполнено «обычными» людьми без благословения священника.
 Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь Мучеников Флора и Лавра села Косулина Белоярского района отцом Александром Дубасовым, который состоялся на выставке вышитых картин, проходящей в Екатеринбурге. И это не удивительно, потому что здесь было представлено немало выполненных в технике счетного креста работ с изображением Пресвятой Богородицы и святых Божиих угодников.

  – Прежде всего нужно определить, что есть икона. «Икона» в переводе с греческого – «образ». А что такое «образ»? Это – образец чего-то такого, к чему мы хотели бы стремиться, на что мы хотели бы ориентироваться. Поэтому, когда мы говорим об иконе или даже изображении чего-то для нас возвышенного, мы должны правильно понимать: сама икона не должна стать для нас препятствием между духовным миром, который как бы скрывается за ней, и нашим вещественным миром.
  Что касается икон, то в их изготовлении существует такое понятие, как обратная перспектива. То есть икона – особое «окно» в мир невидимый, в мир духовный, и является изображением этого мира. Поэтому мы нередко видим на иконе как бы ломаные линии, поэтому икона представляется в несколько непонятном и необычном для нас виде: чтобы тот мир был для нас ближе. И это очень важный момент в иконописи. Казалось бы, для нас не совсем понятные с точки зрения эстетики, линии помогают нам, дают возможность соприкоснуться с тем миром.
  Было время, когда против икон началось гонение, когда люди вдруг вспомнили ветхозаветные предписания и стали применять их к иконам: «Не сотвори себе кумира», «Не поклоняйся никому кроме Бога». Но это было время нападок на Церковь, и это было неправильно. Почему? Потому что и в ветхозаветные времена изображали, например, ангелов. То есть мир духовный изображался, но всегда подчеркивалось, что к духовному миру нужно относиться правильно, то есть поклоняться во всей полноте можно только Богу, а всему остальному воздавать должную честь.
  И это надо правильно понимать: когда мы молимся перед иконой, прикасаемся к ней, целуем ее, мы прикасаемся к тому, кто на ней изображен. Икона нам помогает, потому что мы, люди, имеем тело. Если бы мы имели только душу, то, может быть, нам это и не нужно было. Мы могли бы общаться просто так, душой к душе. Но поскольку мы телесны, то чтобы глубже, лучше почувствовать, нам нужно вещественное приложение.
  Точно так же мы приходим в храм за святой водой, нас ею окропляют, мы ее вкушаем. Хотя, казалось бы, пришли в храм, помолились – этого уже и достаточно. Но наши вещественные тела, наша телесность помогает нашей душе достичь большего понимания и большей глубины, когда мы к этому вещественному прикасаемся.
  Тут уместно употребить для сравнения пищу. По идее, для нашего тела достаточно каких-то ингредиентов, которые будут расписаны по составу витаминов и калорий. Но тем не менее мы украшаем стол, чтобы радовался наш глаз, мы добавляем что-то специальное в блюдо, чтобы наш вкус получал удовольствие, хотя для нашего тела все это не очень и нужно.
  Так происходит и с видимым изображением на иконе. Нам так легче: или просто стоять и куда-то смотреть, либо стоять и молиться перед иконой, обращаться к невидимому духовному миру с помощью видимого предмета. Но при этом правило «поклоняться только Богу» остается. Мы, поклоняясь иконе, воздаем честь тому, кто на ней изображен, мы как бы прикасаемся к этому святому. И при этом мы поклоняемся не изображению как таковому, не вещественным предметам, не самой вышивке, не ниточкам в ней, не рамочке, а именно тому, кто на ней изображен.
  Так, бывает, происходит и с фотографиями. Мы смотрим на отображенных на них людей, вспоминаем все самое хорошее и яркое, связанное с ними. Понятно, что когда человек даже целует эту фотографию, он ведь не только прикасается к бумаге и эмульсии – он как бы приближает к себе изображенного на ней человека. То же самое можно говорить и об иконе, потому что икона – образ того, кто на ней изображен, и она дает нам возможность приблизиться к духовному миру, к святости этого изображения.
  – Как правильно начать работу над вышивкой на духовную тему?
  – Хорошо, если человек понимает, что он не просто хочет изготовить какое-то духовное изображение, будь то храм или облик святого. Но если мы приступаем к изображению мира невидимого, то, конечно, с этим миром хорошо было бы соприкоснуться. То есть постараться войти в его гармонию, погрузиться в его энергию. Конечно, любое дело надо начинать с молитвы, а уж такое важное, как изготовление иконы тем более. Одно из условий написания или вышивания иконы – когда человек делает свое дело с молитвой.
  Очень хорошо это получалось в монастырях, потому что монахи и монахини ограждены от мира, они специально готовились к этому деянию, обычно приступали к работе постом, когда все остальное отходило на дальние планы и оставалась только духовная жизнь человека. И они, уже будучи близок к духовному миру, как бы погружаясь в этот мир, писали иконы. Я разговаривал с некоторыми иконописцами, которые признавались, что когда они заканчивали работу над иконой, иногда им хотелось ее переделать. Это говорит о том, что в процессе работы над святым ликом сам человек растет, совершенствуется и развивается. И, видимо, это нормальное чувство у человека, который старается совершенствоваться.
  – Есть в процессе творчества начало, нет в процессе творчества конца…
  – Поэтому я и говорю о молитвенном начале работы, духовном понимании того, что предстоит человеку сделать. А может быть какая-то определенная задача, которую он ставит перед собой: в процессе работы обрести какие-то добрые плоды, ни с кем не ссориться, никого не обижать… И постараться во время этого доброго дела укрепиться в своих чувствах и впоследствии этим пользоваться, этим жить. Но, конечно, тут надо помнить и о том, что как только Господь видит нас способными к этому, Он торопится нас укрепить.
  Не всегда получается так, что мы начали чем-то заниматься и у нас все сразу получилось. Чаще всего получается только когда нам приходится преодолевать для этого какие-то испытания. И когда мы их преодолеваем, сохраняем наши духовные силы и помыслы, тогда это уже наше. Может быть, раньше человек раздражался, а сейчас раздражаться не стал; грешил завистью или гордыней, а сейчас это преодолел. И спустя некоторое время с помощью этих испытаний и искушений стал лучше, выше, чище. И такое деяние, как художественное творчество, может как-то этому способствовать.
  – Отец Александр, но ведь при вышивке иконы нужно вкалывать иголку, скажем в глаз, в руки, в лицо изображения… Что делать в таких случаях?
  – Это чисто технологический вопрос. Но при этом нужно говорить: «Господи, помилуй». На этом этапе вы же делаете только изображение, самой иконы как таковой еще нет. Другое дело, когда икона уже вышита, а кто-то ткнул иголкой в ее глаз – это будет неверное деяние, это будет грех.
  – Некоторые вышивальщицы называют свои работы иконами – правильно ли это?
  – Даже готовый иконографический образ это еще не икона до его освящения в храме. Конечно, желательно освящать уже полностью готовую работу, обрамленную рамкой, под стеклом, чтобы потом уже больше ее не «тревожить».
  – Можно ли вышивать святой лик бисером или нужно вышивать только гладью или крестом?
  – Определиться в своем выборе должен сам человек, когда он будет молиться перед иконой, и тогда эта духовная связь ему подскажет: перед какой иконой ему молиться будет удобно, какое изображение не мешает ему, о чем я говорил выше, приблизиться к духовному миру. Если он на определенном этапе почувствовал, что изображение в бисере ему препятствует и икона ему «не открывается», то, возможно именно для этого человека такая техника не подходит. А для другого может стать ближе всего именно бисерное исполнение иконы. Каждый человек своеобразен, и подход у каждого индивидуальный.
  Сейчас имеется немало икон, изготовленных типографским способом, в которых значительно меньше «участия» человека, нежели в рисунке или вышивке. Поэтому нужно просто смотреть, с какими мыслями, с какими чувствами человек делает свою работу. Можно все сделать канонически правильно, но при этом быть грешником, грешить и не избавляться от своих страстей. Но можно в силу разных обстоятельств что-то нарушить в канонах иконографии, и при этом бороться со своим грехом, преодолевать искушения. И это принесет определенные духовные плоды.
  – Отец Александр, на выставке Вы освятили несколько икон. Разве их освящение может происходить вне храма?
  – Конечно. Только здесь нужно хорошо понимать, что освящение чего-либо – не только некая данность. Оно должно нас как-то подвигать для какого-то нашего совершенства. Да, икона освящена, но чтобы эта святость передалась и тому человеку, кому она принадлежит, ему надо немало потрудиться. Нельзя просто-напросто освятить икону и считать ее святой. Надо бояться магического приложения к этому предмету.
  Что такое магия? Это – стремление заставить мир духовный «работать в моем направлении»… Именно так работают колдуны, знахари, гадалки, экстрасенсы, целители, всевозможные маги. А христианский мир говорит по-другому: испроси, «а нужно ли это, а полезно ли, а правильно это для меня будет?». Мы испрашиваем Господа, чтобы он направил нас: «мне кажется, что это вот так нужно сделать, а как на самом-то деле мне поступить?». И это общение с Господом и есть осторожное шествие человека к истине. Среди магов всяких мастей в настоящее время есть уже метод воздействия на мир духовный, которым они могут управлять. Конечно, мир зла может как-то «подыграть» людям, но только затем, чтобы увлечь нас еще дальше в эту игру. Но когда мы запутаемся, тогда нас затянут, чтобы полностью нами овладеть, а может быть, даже погубить окончательно. И, конечно, нам всегда надо опасаться и бояться.
  А с точки зрения освящения и святости, которые нам даны как приближение к духовному миру, нужно приложить еще и наш духовный труд. Конечно, с помощью Церкви и священнослужителей.
  – Отец Александр, но мы знаем из истории, что, например, домашней иконой детей на брак могли благословлять матери жениха и невесты. Это не считалось нарушением церковных канонов?
  – Благословить-то они могли, но освящение – это совсем другое действо. Возьмем для примера нашу выставку: если человек никогда раньше не занимался вышиванием, у него ничего не получится. Он, скорее всего, перепутает все нитки. Обрядовая часть освящения предметов имеет свои законы. То есть нельзя, во-первых, освящать без внутренней веры, во-вторых, обряд должен проводиться по определенным правилам. Нарушение этих канонов может привести к негативным последствиям.
Конечно, каждому мастеру его работа кажется уникальной. Да, он приложил немало трудов к ее изготовлению, да, она получилась очень красивой. Но это уже третье, четвертое, пятое. Первым же должно стать именно освящение работы и принятие ее в новом качестве. Освятить уже законченный образ – это значит придать ему элемент святости, чтобы он из простого изображения превратился в образ, который должен рождать в нас душевную теплоту, чувство близости к духовному миру. Общаясь с иконой, человек должен стараться меньше грешить.
  …В завершение беседы отец Александр особенно подчеркнул самую главную мысль. Пусть даже вышивка получилась не очень искусной и красивой – это не так важно: если человек чувствует, что в процессе работы и дальнейшего общения с ней он стал лучше и чище, значит, он достиг цели, и все предпринято им правильно. А если он, взявшись за такое дело, остался прежним, то тогда, может, лучше и не браться – а зачем? Цель-то какая?

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Хроника двух сердец

Два голубя вспорхнули в небеса –Один из пепла вырвался костра,

 
Духовные поучения

Казак без песни – не казак

  С большим успехом прошел на Среднем Урале III Межрегиональный фестиваль традиционной казачьей культуры «Сторона моя, сторонушка». Концерты, прошедшие в различных городах Свердловской области, еще раз подтвердила расхожую поговорку: казак без песни – не казак.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс