Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (484) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№19 (484) / 15 мая ‘08

Архипастырь

 – 16 и 17 июля в жизни Екатеринбурга особые дни, они получили название «Царские» и за последние 5 лет приобрели общероссийское звучание. Даже открытие дней памяти святых Царственных Страстотерпцев последние два года происходит уже не в Екатеринбурге, а в Москве и Петербурге.

Большие поминальные богослужения проходят в Тобольске, Перми и в других городах. Но тем не менее до сих пор, хотя с момента канонизации прошло уже 7 лет, есть люди, которые совершенно не понимают значения подвига Святых Царственных Страстотерпцев, Царской Семьи, хулят, поносят Царскую Семью. В чем, Владыка, значение подвига Святых Царственных Страстотерпцев? И почему Церковь канонизировала Царскую Семью?
 – Действительно, мы уже открывали две выставки: в Москве – в бывшем музее революции (сейчас – музей современной истории), и в Петербурге – в Царском Cеле, в Александровском дворце, где Царственные Страстотерпцы жили большую часть своей жизни, где они пребывали в заточении в своем же доме и откуда были увезены в Тобольск. Цель этих выставок и празднования Царских дней – показать величайший подвиг, который совершила Царская Семья. И с каждым годом мы все больше углубляемся в их подвиг, потому что, к сожалению, Царская Семья была оклеветана. Об этом сейчас уже все говорят. Когда я открывал выставку в Петербурге, там были ученые, которые считают, что советские «историки» оболгали, оклеветали, облили грязью Царскую Семью.
 Сейчас, когда соприкасаешься с теми документами, – а эти выставки основаны именно на достоверных документах, которые действительно подписаны самим Царем или Царицей, или какими-то государственными деятелями, – мы видим, что это совсем не то, о чем до сих пор говорят ненавистники. И есть даже покаянные послереволюционные документы с признаниями, что «мы очень много сплетничали и наслаждались этим. Для нас это было удовольствие – сплетничать о Царской Семье». Досплетничали до того, что довели Россию до катастрофы.
 – Это дворянство, наверное, говорило?
 – И простые люди, и дворянство. Конечно, в основном это среди дворян, а потом уже пошло в простой среде. Им казалось: ну что там – поговорят, напишут. Еще есть такое свидетельство, что когда Семья уже была в заточении, некоторые люди захотели быть рядом с Царем – многие, почитая их и сочувствуя их страданиям, хотели быть рядом. И некоторые были какое-то время. И удивлялись они жизни Государя и его Семьи! А Царь Николай говорил: «Вы только сейчас соприкоснулись с нашей жизнью. Поэтому можете сейчас сказать, что писали о нас газеты и что на самом деле есть наша жизнь». Вот такая кротость, доброта и благородство Царя: говорили много плохого, но он терпел, смирялся.
 – Владыка, а может, не надо было смиряться? Этот вопрос часто задают. Может, Царю просто надо было быть жестче, и тогда не было бы революции, не было бы этих бед?
 – Царь был глубоко верующим человеком, и он понимал, что все делается по воле Божией. И он полностью предавал себя воле Божией; также и Царица. Они оба были глубоко верующими. Конечно, они пытались это все предотвратить, остановить клевету, но люди не успокаивались. И тогда Царь перестал их вразумлять, запрещать, потому что люди не хотели слышать даже и понимать, что это плохо. И дошло вот до такой степени. Но с другой стороны, я думаю, Царь понимал, что народ должен был защитить своего Царя. Даже так робко подписывая документ об отречении (сейчас уже понятно, что он был подписан насильно, не хотел он писать), подписал – карандашом. Там ниже есть подпись одного из канцелярских работников, удостоверяющая, что этот документ подлинный.
 – Это сложно назвать манифестом об отречении…
 – Да. Со всех сторон шли письма от самых известных и влиятельных людей – из правительства, из Думы, от генералитета: нужно отречься, и тогда все будет хорошо. И так все шло хорошо – к победе, но они хотели идти к победе без Царя. И со всех сторон было такое давление сильное… Они нажали на самую больную точку Царя – сказали, что это необходимо ради России: «Отрекись ради блага России». А он любил Россию: «Если России требуется моя жертва, я отрекусь. Но только ради России». Это показатель любви к России.
 – То есть многие документы еще нуждаются в изучении. В Москве в прошлом году выставку открывал главный, так сказать, по архивам страны. И в изучении этих документов, и в публикациях действительно масса мифов вокруг Царской Семьи…
 – Да, много мифов. И я общаюсь с архивистами, и знаю, что у нас есть архивные данные, переписка – около 20 тысяч подлинных документов, их надо изучать. Архивисты, читавшие эти документы говорят, что многое, что внушали людям о Царской Семье, сфальсифицировано.
 – Вся история о жизни Царской Семьи?
 – Да, вся история Царской Семьи полностью. Оболгали их полностью – так сильно, что прямо жалко.
 – Владыка, возвращаясь к царской теме… Тема действительно очень сложная, но, к сожалению, ведь и духовенство отвернулось от Царя, не защитило Царя? И Святейший Синод практически сразу издал постановление о поминовении Временного правительства…
 – Свершилась очень простая, но горькая правда: нарушили очень важную заповедь, которая была написана у апостолов: «не верьте слухам». А духовенство и большинство людей России поверило слухам о Царской Семье, что «они – такие-сякие». Небылицы всякие о них рассказывали. Ослабла у них вера в Царя. У нас был лозунг: «За веру, Царя и Отечество!» Эта вера ослабла всякими слухами, прибаутками, разговорами, шутками о Царе и Царской Семье, о Царице.
 – Статьями в либеральной прессе…
 – Да, статьями в газетах. Этому всему верили, все мусолили, обсуждали и потеряли веру в Царя как помазанника Божия. Если сейчас почитать присягу, которую давал каждый на верность Царю, то там страшные слова есть: человек, подданный Царю и государству, если услышит что-то против, должен сообщить, предотвратить, он должен не общаться с этим человеком как врагом Отечества. А тут вся страна нарушала присягу верности Царю. Говорили всякие небылицы. А когда случилось отречение, то люди все были как расслабленные: ну и ладно. Наговорились, наслушались: все плохо, и надо кончить с этим. А потом началось наказание Божие за это дело.
 – За клятвопреступление…
 – Да, за клятвопреступление. Тогда поняли, что плохо сделали. Куда мы пошли? Что мы делали, когда все тюрьмы заполнили священнослужителями и архиереями? Тогда поняли, что мы натворили. А в день отречения даже радовались, служили молебны благодарственные.
 – Это горькие уроки истории…
 – Сейчас есть тоже такое. Вот говорят что-то плохое о нашем Святейшем Патриархе, а мы сидим и молчим. Мы должны сразу отреагировать: нет, нашего Святейшего не трогайте; он святой жизни человек – его слушать надо, а не клевету на него наводить. Надо слышать каждое его слово, впитывать и выполнять, потому что он говорит слова Божии. Продолжаются еще в какой-то степени те времена… Горький был опыт, горькое наказание, но мы еще до сих пор не вразумились.
 – Еще не дошло…
 – Да, еще не дошло. Для нас кто-нибудь что-то шепнет, а человек это за правду, за истину сразу принимает и еще развивает больше, больше – и оклеветанный выглядит таким плохим в глазах общества, что не знаешь, как его земля носит; вот так и о Царе – а он святой человек был и есть.
 – Владыка, а вот существуют разночтения: «Царственные Страстотерпцы» и «Царственные Мученики» – это ведь как бы разные чины святых? Почему Царскую Семью называют по-разному? И как правильно: страстотерпцы или мученики?
 – Ну вот, сейчас ты сам сказал, что это все – чины святых. А святой и есть святой. Если он святой, то он хоть страстотерпец, хоть мученик. Он святой – что еще выше? Вот взять, например, нашу обыденную жизнь. Есть архиереи: они или архиепископы, или епископы, или митрополиты – но они все равно архиереи: та же самая благодать, та же самая слава и честь даны Богом человеку. Так же и здесь: он святой, он свят пред Богом, получил от Бога особое дарование, особые радости и утешения. А мы тут делим: или он мученик, или он страстотерпец? Что лучше? Для нас не это важнее: как лучше его назвать – мучеником или даже великомучеником; главное, что он святой и имеет дерзновение пред Богом за нас.
 Конечно, есть какой-то порядок. У нас есть Комиссия по канонизации святых, которая по своему усмотрению может корректировать те или иные слова. Потому что нужно посмотреть развитие этой темы, как мы сейчас говорим, потому что эта тема очень непростая, еще долго нужно ее разбирать: нанесли такой большой слой грязи на Царскую Семью, ее надо так много омыть, очистить, и потом уже сказать конкретно, как называть правильно: страстотерпцы, мученики или великомученики. Поэтому еще все впереди. Тем более что сейчас у нас произошло объединение с Русской Зарубежной Православной Церковью. Они канонизировали Семью даже раньше, чем мы.
 – Там они как мученики канонизированы?
 – Да, как мученики, и притом всех канонизировали. У нас только одну Царскую Семью, а там всех – и слуг тоже. Поэтому вопрос еще решать нашей Церкви, нашему Синоду и, может быть, даже Поместному Собору. Не нужно загадывать раньше времени. Все наладится и встанет на свои места. Самое главное – мы знаем, что они святые, святой жизни люди, имеют дерзновение пред Богом, нам помогают: от них совершается огромное число чудес, исцелений по их молитвам. Это очень важно для нас.
 – Владыка, Ольга из Екатеринбурга накануне передачи задала этот вопрос, но, конечно, это будет интересно зрителям не только Урала, но и всей России, потому что на Царские дни в Екатеринбург паломники приезжают буквально со всей России от восточных рубежей до западных – вопрос о программе Царских дней в Екатеринбурге. Владыка, хотя бы вкратце – какие планируются мероприятия?
 – Я говорил, что мы уже начали праздновать Царские дни. У нас благословение Святейшего Патриарха на открытие выставки в Петербурге, в Царском Селе. И у нас будет пресс-конференция, мы расскажем всем о программе празднования Царских дней именно в Екатеринбурге. Будут выставки, фестиваль православной культуры, кинофестиваль, разные концерты. Конечно, кульминацией будет богослужение в Храме-на-Крови, Всенощная в 17 часов. Потом повтор Всенощной в половине двенадцатого ночи. И после этой Всенощной будет Божественная литургия. После Божественной литургии, которая обычно кончается около пяти часов утра, мы пойдем Крестным ходом. Это покаянный Крестный ход по пути, которым везли останки Царской Семьи до Ганиной ямы, где сейчас находится мужской монастырь Царственных Страстотерпцев. Там тоже будет большая программа, будет хор петь, богослужения будут в монастыре на Ганиной яме совершаться в течение всей ночи – семь Божественных литургий там будет.
 – Во всех храмах?
 – Во всех храмах, да. Поэтому вся ночь только в Божественных службах. А потом в течение дня и в Храме-на-Крови, и на Ганиной яме будут постоянно совершаться молебны с акафистом Царственным Страстотерпцам. На следующий день у нас будет память преподобномученицы Елисаветы, мы поедем в Алапаевск и там отслужим Божественную службу. Там тоже будет своя программа.
 Вот такие святые дни для нас будут в память о трагедии, об убиении Царской Семьи.
 – Что касается культурной части программы, то в ближайших номерах «Православной газеты» план всех мероприятий с указанием времени и места будет напечатан, потому что очень большой список – просто десятки различных мероприятий, сейчас их не перечислить…
 Владыка, возвращаясь к теме Царских дней, снова и снова сталкиваешься с тем, что люди до сих пор не понимают, что произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге? Как относиться к этому событию? Поэтому два следующих вопроса будут как бы противоречащими друг другу. Первый из них такой: «В ночь на 17 июля, и Вы об этом говорили, после ночного богослужения (человек выстаивает всю ночь в храме) ближе к утру совершается 20-километровый пеший Крестный ход, который почти 4–5 часов идет от Храма-на-Крови до Ганиной ямы. Зачем это нужно? Неужели нельзя цивилизованно сесть в комфортабельные автобусы, от Храма-на-Крови доехать до Ганиной ямы в комфортных условиях? Зачем нужно пешком, страдая и мучаясь, изнурять себя, когда есть комфортабельные автобусы – можно прекрасно доехать?»
 – Мы это делаем с чувством покаяния, сознания вины, с желанием искупления, чтобы Господь за наш труд, за наш подвиг простил, помиловал и не вменял в грех отступление и от Бога, и от помазанника Божия, и клевету, которую нанесли на Царя, грязь, которую пролили на чистоту жизни Царской Семьи. И, конечно, совершая этот Крестный ход, мы молимся, чтобы Господь нам простил наши грехи, которые мы совершаем ежедневно и ежечасно. Просим, чтобы в этом труде, подвиге нашем Господь видел нашу твердость и желание пройти этот путь, чтобы этим трудом очистить свою душу. Мы добровольно жертвуем собой.
 Мы видим в вопросе нежелание трудиться, добровольно брать на себя какой-то подвиг, сознавая свои грехи, грехи своих отцов, предков. Ну, сказали на исповеди, и на этом все; а плодов покаяния не показываем. Вот это и есть один из плодов покаяния: мы осознаем, что грех лежит на нас. Мы идем и берем на себя добровольный подвиг. Это труд, конечно: тяжело идти, много искушений. Действительно, хочется сесть в автобус. Но идешь, сдерживаешь себя, заставляешь пройти этот путь, чтобы Господь принял этот подвиг для искупления, для очищения души, чтобы Господь простил и не наказывал нас праведно. Мы видим, что наказания Божии: раковые или какие-то другие заболевания – они даются тоже для искупления, для очищения. Но мы этого не понимаем, к сожалению. А тут добровольно, из глубины души сознавая свое решение, мы идем и каемся и призываем к покаянию людей. И слава Богу, что сейчас становится все больше и больше людей, сознающих, что нужно каяться.
 – Что это было страшное злодеяние…
 – Да, это было страшное злодеяние, нужно об этом помнить – и знать, что наши сегодняшние грехи тоже являются причиной гибели нашего Отечества, его разрушения. И если мы это понимаем, то мы каемся, совершаем подвиг с надеждой, что Господь нам поможет исправить свою жизнь.
 Чем больше будет людей, которые придут на Крестный ход и будут молиться, тем лучше для России. А мы идем не просто как на параде – мы в это время молимся, Иисусову молитву совершаем, кто поет какие-то песнопения церковные, кто «Богородице Дево, радуйся», кто акафист читает. Это мощная и сильная многотысячная молитва. Это многотысячная армия людей, которые возносят свою молитву, превозмогая немощи телесные, потому что идти тяжело, все болит. А мы, превозмогая немощи свои, еще и молимся, каемся, просим прощения у Бога. Вот это и есть подвиг; я думаю, это есть и истинное покаяние.
 Сейчас многие говорят о покаянии: «Давайте покаемся!». Давайте покаемся не только словом, но и делом, чтобы исправить, изменить свою жизнь, преобразить ее. Если курил – значит не курить, если пил – не пить, если блудил – не блудить, если жил или живешь в гражданском браке – венчайся и живи по-христиански; если еще какие-то были грехи тяжкие – оставь их. С жизнью блудной и развратной надо закончить, это развращает человека, возбуждает страсти блуда. И человек является возбудителем страсти греховной – это тоже соблазн тяжелый, это тоже грех. Много грехов совершается сейчас. Нужно решить: «Прошел я этот подвиг Крестного хода, помолился Богу о помощи, и больше я к этим грехам не возвращаюсь. Я одежду христианскую надеваю, скромно, смиренно, кротко и со страхом Божиим буду проводить дни своей жизни на земле – в добродетели и угождении Богу».
 – И вот вопрос противоположного плана; он поступил на интернет-форум «Православной газеты». Человек очень хорошо осознает, что это за дни, что это за преступление, что необходимо покаяние. И человек пишет, что Царские дни нужно проводить в строжайшем посте, в молитве, в покаянии, в исправлении своей жизни. И дальше укоряет, в частности, и нас всех: какие могут быть в эти дни «фестивали православной культуры», какие концерты, какие выставки, какие могут быть еще культурные мероприятия, тем более возле Храма-на-Крови?
 То есть некоторые люди не понимают, почему в дни убийства Царской Семьи устраивается какая-то культурная программа…

 – Дело в том, что с убиением Царской Семьи было порушено много доброго, хорошего, что у нас было в стране приобретено опытом наших предков на протяжении многих столетий. И вот этими фестивалями и выставками мы хотим возродить потерянное и восстановить связь времен. Мы сегодня имеем такую культуру, такие страшные песни, которые можно назвать издевательством над душой (которая опустошается такими криками, ритмами, звуками) и над культурой. А тут будет культурная программа, которая действительно обогащает душу человека.
 – Православная культура…
 – И потом, ведь есть разные степени совершенства человека. Кто идет только первые ступени, первые шаги на пути к Православию – ему нужно пищу более простую, более приемлемую для него. А есть люди, которым уже не нужно концерта: они уже выше этого. Они приобщаются особой благодати Божией. Для них есть богослужение, где они удовольствие получают и радость общения с Богом непосредственно. А для другого это пока непонятно.
 – Хотя бы выставка на эту тему…
 – Да, что-нибудь такое, что его заставит задуматься о душе своей, о жизни, о жизни наших отцов – как они жили, как они праздновали, и так далее. Да, совершилась трагедия – убиение Царской Семьи, всю Семью убили страшным образом. Но мы, православные люди, на протяжении уже двух тысяч лет празднуем и радуемся, духовно радуемся событию усекновения главы Иоанна Предтечи. Это трагедия, а мы празднуем. Еще много таких праздников.
 – Все дни памяти святых – это дни кончины…
 – Да, это те дни, когда они отошли от жизни разными путями: и мученической кончиной, и страдальческой кончиной, по-всякому. Почему? Потому что они через эти страдания получили Царство Божие – для нас это радость. Да, через страдания, тяжело, но и Христос Спаситель через страдания искупил нас. Мы, подражая Христу, через страдания получаем Царство Христово, которое Он нам уготовал своими спасительными действиями. И, казалось бы, это страдание, это трагедия, и мы в трауре должны быть… если бы не было Царства Божия. Если есть земля и больше ничего нет, тогда, конечно, уже все. А когда мы знаем, что они живы, что через этот путь страдальческий они сейчас радуются, и мы радуемся с ними и торжествуем. На Небе они торжествуют, они ликуют в эти дни. И наша земная Церковь тоже вместе с ними радуется, что они через страдания достигли Царства Небесного. И мы тоже здесь, на земле, должны достигать своим трудом, подвигом Царства Божия. Это сложный путь, трудный, и мы радуемся за тех, кто достиг. Мы торжествуем и празднуем это торжество, победу добра над злом: мы победили зло, не впадали в уныние, в отчаяние, в ужас, в страх, а донесли свой крест до конца. И, по слову Христову: «Претерпевый до конца, спасен будет…» – они претерпели до конца и спаслись. И мы радуемся, что они спаслись, и торжествуем, вот почему мы празднуем эту, казалось бы, для земного человека трагедию. Мы, верующие, понимаем смысл этих страданий, мы знаем, что через эти страдания они получили великую славу, спасение и честь. И мы празднуем вместе с ними.
 – Дорогие братья и сестры, наша передача на сегодня завершена. Владыка, благословите, пожалуйста, наших телезрителей и радиослушателей.
 – Бог благословит, помоги всем нам Господь. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!
 – Всего доброго, до свидания!

Беседовал игумен
Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Предстоятель Русской Церкви накануне Дня Победы возложил венок к могиле Неизвестного Солдата

 8 мая, накануне Дня Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по традиции возложил венок от Русской Православной Церкви к памятнику Неизвестному Солдату у Кремлевской стены.   В церемонии приняли участие архиереи Русской Православной Церкви, настоятели и клирики московских храмов, участники Великой Отечественной войны.

 
Духовные поучения

Семь вопросов Патриарху Феофилу: о чуде и вере в него

Интервью с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом  26 апреля, в канун православной Пасхи, весь христианский мир, как и две тысячи лет назад, будет молиться о свершении величайшего чуда – схождении Благодатного огня. Более десяти тысяч человек, которым посчастливится находиться в этот момент в храме Гроба Господня в Иерусалиме, станут непосредственными свидетелями чуда. Кстати, по легенде, в год, когда огонь не сойдет, наступит конец света и храм будет разрушен.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс