Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (479) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№14 (479) / 8 апреля ‘08

Архипастырь

 – Владыка, у нас первый звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.

 – Здравствуйте. Владыка, будет ли реконструироваться церковь в районе ВИЗа, в которой был хлебозавод, а сейчас заброшена и стоит в запустении?
 – Она была заброшена и в запустении до недавнего времени, в течение нескольких десятилетий, когда употреблялась не по назначению. А сейчас идет процедура передачи этого здания епархии, и надеемся, что в скором будущем мы сможем приступить к реставрационным работам по этому храму. Ну, и не нужно надеяться, что кто-то там сверху все делать будет, а мы только будем смотреть, как делается. Нужно всем миром – как эта церковь строилась в свое время, на пожертвования всех рабочих ВИЗа, заводчанами, всеми людьми, которые живут около завода; все они вкладывали свои средства, чтобы создать, построить этот великолепный и прекрасный собор, храм в честь Успения Божией Матери – как тогда строилась всем миром, так и сейчас нужно восстанавливать всем миром. Поэтому нужно приступить к очень активной работе, призвать людей к пожертвованию на реставрацию этого храма. Сейчас, еще раз повторяю, мы пока полностью не получили это здание, идут некоторые согласования; надеемся, что когда все закончится, мы начнем работы. С некоторыми организациями, которые должны проектировать восстановление этого храма, мы уже обсуждали; надеемся, что они уже начнут делать какие-то замеры, исследовать здание, его фундамент. И когда будет готов проект (это все не так быстро и скоро), пока мы все это делаем, надо уже сейчас начинать собирать пожертвования. Я призываю всех людей нашего города подключиться к этому великому делу – восстановить этот прекрасный, красивый собор, который украсит наш город, храм Успения Божией Матери.
 – У нас следующий звонок. Говорите, пожалуйста, мы слушаем.
 – Скажите, пожалуйста, что делать, если на молитве возникает чувство страха и боязни, и отчего такое состояние может возникать у человека? Спаси Господи.

 – Это искушение вражие: нас устрашить, чтобы мы не молились, потому что врагу, диаволу, наша молитва не нравится, неприятна. Поэтому это временное искушение диавольское, которое мы должны преодолеть – понуждать себя не оставлять молитву и не устрашаться этими вражьими наваждениями. Это бывает у многих, даже у святых угодников Божиих, диавол является в разных страшилищах и всяких звуках страшных, тяжелых, чтобы устранить человека от молитвы, чтобы человек не молился. Но мы должны понимать: молитва – это беседа с Богом, это связь с Богом, через молитву мы получаем от Бога милость, помощь, благодать, силу, поэтому мы не должны лишать себя благодати Божией через молитву. А враг, зная, что это полезно человеку, нас периодически устрашает; но мы не должны поддаваться этим искушениям.
 – Пришел вопрос от Виктора из Пскова. Такой …межконфессиональный, так скажем. Не считает ли Владыка, что настало время единения Библии и Корана, время сближения русского православия и истинного ислама через покаяние православия в назывании Иисуса Христа Богом?
 – Православная Церковь всегда считала, что Иисус Христос является Богочеловеком, Который пришел на землю, чтобы спасти род человеческий, всех людей, не только православных. Поэтому если любой народ любой конфессии принимает Христа как своего Спасителя, как Бога, то это очень важно, очень хорошо. Поэтому мы надеемся и молимся, вся Церковь наша молится, чтобы все едины были, как Сам Спаситель молился, чтобы все были едины и все пришли в разум истины и спаслись в Царство Божие, которое Господь уготовал всем, кто желает спастись. Надеемся, что молитва Церкви и все усилия православных христиан донести до каждого человека веру Христову, учение Христово, Бога, Сына Божия, наша миссия донести веру и знание о Боге – они принесут это единство.
 – Спасибо. И вновь у нас в студии звонок. Он, к сожалению, сорвался. Владыка, вопрос телезритель хотел задать следующего содержания: что делать, если настолько сильно уныние, что даже исповедь и причастие не приносят облегчения?
 – Надо глубже поисповедоваться, посмотреть глубже на свою душу: какие грехи отягощают человека и приносят ему такое состояние уныния – какая-то неудовлетворенность, какое-то желание, но неполучение желаемого; человек приходит в состояние уныния. Или какие-то тяжкие грехи, и через это состояние Господь хочет, чтобы человек больше углубился в себя, увидел их, раскаялся, стал их искоренять и почувствовал утешение и радость. Это призыв к покаянию, к изменению, призыв углубиться и увидеть грех, который человек, может быть, не замечает, не считает грехом, а Господь хочет, чтобы мы от него очистились. Поэтому нужно продолжить подвиг христианской жизни: пост, молитву, покаяние, исповедь, причащение… И терпеливо переносить это состояние. И Господь даст радость и утешение спустя некоторое время.
 Есть у нас примеры подвижников благочестия. Например, преподобный Силуан Афонский тоже 15 лет чувствовал на душе тяжелое состояние и не понимал, в чем суть. И Господь после 15-летнего труда, подвига (он причащался и молился, трудился очень сильно) ему сказал: «Я просто испытывал твою веру, испытывал твое терпение». И за терпение Господь дал ему великую радость, великое утешение. Поэтому надо заручиться молитвой угодников Божиих, читать духовную литературу, святых отцов, которые дают нам на своем личном опыте совет, как вести себя в таком состоянии. Человек, казалось бы, все делает, а не утешается. А у святых отцов, из их личного опыта человек может черпать какие-то тонкие маленькие струны, что даст утешение в решении тяжелого вопроса.
 – Нам звонят из города Мичуринска Тамбовской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – Здравствуйте. Владыка, благословите.

 – Здравствуйте. Бог благословит.
 – Меня зовут Светлана. Я хотела бы узнать, как определить: Господь не допускает до Венчания или нечистый? А второй вопрос такой хотела Вам задать: может, Вы знаете архиепископа Лонгина, который проживает в Дюссельдорфе? Он мне четыре раза помогал. У нас прервалась переписка с ним – как бы узнать, где он сейчас?
 – Архиепископ Лонгин по-прежнему в Дюссельдорфе, он представитель Русской Православной Церкви в Германии. Он действительно очень многим помогает в излечении различных телесных недугов, когда мы обращаемся за лечением в Германию.
 А что касается Венчания… Я думаю, Господь никогда не препятствует Венчанию, это наоборот – благословение Божие всем людям, которые хотят связать свой путь супружеством. Господь благословил, чтобы все приступали к таинству Венчания: это благословение Божие на совместное жительство для деторождения. Очень важно, чтобы мы сделали все возможное, чтобы, вступая в брак, сначала зарегистрировать его в ЗАГСе, а потом сразу же в ближайшее время приступить к таинству Венчания. Это очень важно. К сожалению, у нас сейчас относятся к этому по-своему, оставляют «на потом», считают, что еще рано. Но нужно прислушаться к голосу Божию, который призывает нас положить в основу этого великого и ответственного дела в нашей жизни благословение Божие на совместное жительство, на подвиг супружеской жизни, чтобы семья была крепкой, сильной, благословенной и действительно дети рождались в законном браке. В прошлые времена дети, рожденные в браке невенчанном, назывались «незаконорожденными». Конечно, мы должны от этого избавиться, чтобы всегда рождались дети законорожденные, благословленные Богом. Надеемся, что в церковном браке с благословения Божия и дети будут здоровыми, крепкими, сильными, послушными и полезными для нас, будут приносить нам радость и утешение. Поэтому очень важно, чтобы мы относились к этому серьезно и не оставляли «на потом».
 – Владыка, вопрос из села Красноармеец Нижне-Сергинского района: «Возможно ли строительство церкви в нашем районе? Что для этого нужно?»
 – Конечно, возможно. Нужно собраться всем коллективом этого села, собирать средства и приступить к работе, к строительству. Так у нас делалось всегда – всем селом, всем миром находили средства, кто чем может: кто-то своим личным трудом, приходя на строительство храма, кто-то – средствами, финансами, материалами. Нужно собрать коллектив, постараться всех объединить в одно целое, и с общим добрым решением, мнением, желанием приступить к практическим действиям и начинать строительство.
 – Владыка, вопрос от Михаила из Екатеринбурга: «Мне не дает покоя, что в архитектурном облике Екатеринбурга здания храмов теряются среди многоэтажных бетонированных, зеркальных, сияющих роскошью отелей и бизнес-центров, и нет перед храмами зеленых уголков, где прихожане могли бы отдохнуть от городской суеты. Зеленую Рощу тоже намечают снести. Как Церковь на это смотрит? И как мне к этому относиться?»
 – Конечно, хотелось бы, чтобы церковь была в месте, окруженном зеленью и свободном от высоких зданий, но в настоящее время это почти невозможно. А как к этому относиться? У нас есть возможность обратиться к администрации города и высказать свое мнение. Мы будем обсуждать этот вопрос; не от одной Церкви зависит строительство храмов или домов около храмов. Все зависит от тех структур, которые занимаются строительством города – они должны знать и учитывать мнение людей, которые живут в нашем городе.
 – Владыка, вопрос от Галины из Нижегородской области: «У нас часто меняются священники на приходах, каждый год. Есть ли в вашей области такое? И с чем это связано?»
 – Я не знаю, не могу судить точно, с чем это связано у вас в епархии, это надо спрашивать у местного Правящего Архиерея. А вот у нас бывает, правда, не так часто, что мы меняем священников из-за недостойного поведения или наоборот – может, священник нуждается, чтобы его для пользы Церкви перевели на более крупный приход, где он может принести больше пользы. Разные есть решения, соображения по этому поводу. Это все решает Архиерей, его судить нельзя – он знает, как правильно вести свою паству для пользы дела.
 – Ирина Мухова из Екатеринбурга: «Почему в Храме-на-Крови нельзя исповедовать детей перед Причастием утром?»
 – Детей до 7 лет мы вообще не исповедуем. Если после семи лет, то, конечно, нужно исповедовать, но мы больше практикуем детей и взрослых исповедовать вечером, потому что человек, который хочет причащаться, должен обязательно быть на вечернем богослужении. А если он не был на вечернем богослужении, а пришел только утром и хочет исповедаться и причаститься, – он неправильно или неполностью подготовился к Причастию. И мы, не желая, чтобы это Причастие было во суд или в осуждение, предлагаем и советуем более ответственно относиться к этому таинству, чтобы оно было во исцеление души и тела, в пользу человека. Поэтому предлагаем делать так, как это лучше для человека: чтобы он обязательно пришел на вечернее богослужение. Мы должны уже привыкнуть, понимать должны, что обязанность православного христианина – независимо от того, причащается он или нет – обязательно приходить в воскресные и праздничные дни на службы, обязательно ходить на вечерние службы, которые предваряют тот или иной праздник или воскресный день. Полное богослужение бывает только когда человек приходит на вечернюю службу, а потом на утреннюю. А когда приходит только на Литургию, то, значит, не на полной службе он побыл. Тем более, когда он хочет причащаться, это не полезно для его души.
 – У нас следующий звонок в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 – У меня очень сложный вопрос. Вторая заповедь говорит, что нельзя делать изображение ничего – ни того, что на земле, ни того, что на небе. Значит, нельзя рисовать, нельзя дома держать цветы живые? Я эту заповедь не понимаю. У нас очень большой спор идет с дочерью. Я не знаю, к кому обратиться: обращалась к священникам, но они ничего толком не могут ответить на этот вопрос.

 – Да нет, никакой не сложный вопрос. Это просто решается. Есть такая заповедь Божия: не сотвори себе кумира. То есть мы не должны быть привязанными к твари этого мира. Хотя мы можем и иметь цветы, и ухаживать за животными, это даже наша обязанность, потому что это творения Божии. Но мы не должны быть привязаны к ним, чтобы вещи, творения Божии, не стали нашими богами, кумирами. Все имеет свое предназначение, определенное почитание и уважение – и занятие этими предметами. Но если мы будем привязаны к ним и будем почитать больше, чем Бога, то, конечно, в этом мы согрешаем против заповеди.
 – Ну, и то, что дома висят какие-то картины, есть цветы и животные – в этом тоже никакого греха нет…
 Валерий из Екатеринбурга: «Правительство Чехии передает Церкви свыше восьмидесяти миллиардов крон на восстановление чешских храмов, которые были разрушены во время богоборчества. Скажите, Владыка, предпринимались ли в нашей стране такие масштабные шаги по восстановлению храмов?»

 – Сейчас, слава Богу, есть такое направление Правительства Российской Федерации, которое выделяет довольно большие суммы для восстановления памятников истории и культуры – наших старинных церквей и храмов. Но у нас так много храмов разрушенных, что этих больших средств не хватает, чтобы охватить все храмы, которые сейчас, к сожалению, разрушаются. Надеемся, с каждым годом будут принимать бюджет с увеличением средств для наших старинных храмов и они дойдут до всех храмов, которые сейчас нуждаются в реставрации и восстановлении или хотя бы спасении от дальнейшего разрушения.
 – Роман из Чебоксар: «Как Церковь относится к тренингам личностного роста, которые сейчас очень популярны?»
 – Нам необходимо, дорогие братья и сестры, расти духовно и нравственно. Совершенствоваться, как нам заповедовал Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Эту заповедь о совершенстве мы должны исполнять. Это важно для нас, потому что она дает нам радостную и блаженную вечность. А рост, о котором вопрос – это рост в материальном благополучии, земных радостях; это не приносит нам радость и утешение, которые должны вести нас в вечность. Поэтому лучше прислушаться к голосу Христа Спасителя, к голосу Божиему, который вещает уже две тысячи лет: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Вот к этому совершенству мы должны стремиться – к духовному росту, который ведет нас в Царство Божие.
 – Работник культуры спрашивает: чем ближе она становится к Богу, тем неприятнее ей становится ее работа. Сказано, что кто в каком достоинстве призван, тот в том достоинстве должен оставаться. Что ей делать?
 – Нужно прислушаться к голосу своего сердца. Если она нашла утешение в более возвышенных занятиях духовных, чем до сих пор занималась, то нужно идти по этому пути. Мы сейчас говорили о росте, совершенствовании духовном. Господь нас призывает к совершенствованию, и если вы чувствуете, что нынешнее занятие мешает росту духовному, нужно избрать тот путь и то занятие, которые вам будут помогать в дальнейшем духовном совершенствовании.
 – Телезритель позвонил с таким вопросом: «Владыка все время говорит: «Вот это грех, вот это грех…». Получается, что все в этой жизни грех, а что не грех?»
 – Не грех – когда человек делает все по воле Божией и заповедям Христовым. А что этому противоположно – то и есть грех. Это нарушение правил, которые Господь дал нам для руководства нашей жизни. Эти правила даны нам Богом не потому, что Он так жесток к нам и определил нам правила невыносимые и непреодолимые. Он дал нам правила, которые полезны и нужны нам; они приносят человеку добро, радость и утешение. Противоположные этим правилам дела приносят человеку зло и неприятность. Такой пример: Господь есть Творец неба и земли, Творец человека по образу и подобию Своему. Он дал человеку заповеди и правила, чтобы человек знал, как ему жить, чтобы не причинить себе зло. Например, если шофер не исполняет правила дорожного движения, то может причинить много зла себе и ближнему своему – он может на кого-то наехать или в другую машину въехать. И доходит до лишения своей жизни и жизни других людей. Это нарушение правил. Если мы говорим: «Зачем эти правила? Они жестокие, нехорошие, кто их придумал?», – то можно сказать, что человек неправильно относится к этим правилам. Потому что без них невозможно человеку жить на земле. Так же и правила, которые нам дал Христос, нужны для руководства в нашей жизни. Если мы их не исполняем, значит, мы себе вредим.
 Известно: конструктор сделал какое-то оборудование; чтобы им пользоваться, нужна инструкция. Если человек неправильно изучил инструкцию, он может повредить как себя, так и оборудование. Так же в нашей духовной жизни, в жизни человека даны правила духовные и нравственные, которые необходимы для исполнения. Если человек не исполняет, то сам себе вредит. Не Бог виноват и жесток, когда мы наказываемся за нарушение той или иной заповеди – мы сами виноваты. Бог, Господь дал правила не для того, чтобы человеку причинить зло, нет – чтобы принести добро. Но мы, к сожалению, считаем, что не нужно исполнять, потому у нас есть свои какие-то правила, которые мы считаем более близкими для нашей жизни. Но это заблуждение, и невыполнение заповедей не значит, что их нет. Они есть и рано или поздно будут требовать от нас исполнения, а если мы их не исполняем, то сами себе вредим.
 – Владыка, у нас звонок из Самары: «Я занимался строительством храмов, помогал и брал сына на стройку. У меня сын маленький, ему пять лет, и он несколько раз задавал вопрос: почему на стройке работают таджики – не православные, а иностранцы? Правильно ли это? Он мне задавал этот вопрос; мне было сложно ответить. Скажите, пожалуйста, как к этому нужно относиться и к чему это приведет? Или, может, это правильно?»
 – Дорогие мои, к сожалению, такая у нас сейчас проблема: нет рабочих рук. Некого приглашать на святую стройку. Нам большая честь выпала – строить храмы Божии. Очень сложно найти порядочных, православных людей, крещеных; многие в церковь не ходят. Понятия о христианстве никакого, пьянство и другие пороки… Очень сложно найти рабочие руки, специалистов, которые могли бы честно и добросовестно трудиться, совершать подвиг храмостроительства. Нам необходимо очень серьезно подумать о нравственной жизни нашего общества и нашего народа. У нас много людей, которые себя считают православными, но жизни православной нет. И потому устроиться на работу при храме проблема. Даже нормального сторожа найти, уборщицу в храм – тоже сложности. У нас сейчас много социальных работ, нужно иметь серьезных, ответственных людей, но очень сложно найти их. А таджики очень трудолюбивы, работают с утра до ночи, никаких особых требований не предъявляют. Их покормишь, дашь место для ночлега – и все. У наших же людей, даже православных, столько требований: это надо и это надо, мало денег, трудно, пять минут поработают и целый час курят – вот вся наша арифметика. А таджики как взялись за работу, так с утра до ночи; их не надо заставлять, за ними не надо смотреть.
Не знаю, что случилось с нашим народом: он потерял трудолюбие, уважение к труду, ответственность. Нужно постоянно за рабочими следить, делать замечания, почему так сделали; потом приходится переделывать – огромные проблемы. Мы потеряли эту ценность в нашем народе: нет ответственности и любви к труду – это проблема № 1. И мы видим сейчас, что многие предприниматели, директора заводов, фабрик приглашают людей из Китая. Потому что это очень дешевая рабочая сила и надежная. Они как возьмутся – сделают как надо. У наших же полно брака и недочетов! Это бич нашего времени. Мы должны подумать об этом, чтобы воспитать в нашем народе трудолюбие, любовь к труду, ответственность за свои дела.
 Если бы все наше население взялось за работу так же, как люди других национальностей, нам не нужно было бы ни китайцев, ни таджиков. Было бы достаточно своих людей. Есть еще проблема демографическая – русских становится все меньше и меньше. Рабочих рук не хватает, и к нам приходят люди из бывших республик Советского Союза и других стран мира. Приезжают и предлагают свои рабочие руки, чтобы трудиться.
 Проблема в том, что наши рожать не хотят, трудиться не хотят…
 Можно ли церковь строить неправославному человеку? Вынуждены. Конечно, было бы лучше, как раньше – с молитвой, с постом, с благоговением, со страхом Божиим. Прийти каждый день на строительство храма, перекреститься, помолиться, окропить себя святой водой. Окропить водой все стройматериалы и потихоньку, с молитвой, без курева и мата – трудиться. Это было бы идеально, но, к сожалению, у нас нет такого.
 Раньше не нужно было платить особо больших денег за строительство храма, потому что люди приходили, приносили стройматериалы, работали. Трудились без особых денег и приглашений – это же святое дело. А сейчас какие проблемы! Сколько нужно искать средств, чтобы проект сделать, потом начать стройку! Огромные средства нужны на храм, а мы их не имеем. Просим у спонсоров, которые тоже не совсем охотно идут на это. В общем, очень большие проблемы у нас со строительством храмов. Снова повторяю: было бы идеально строить храмы с православными христианами, но их нет. Были бы – мы бы это сделали.
 – Евгений из Калужской области, спрашивает: «Почему наш Патриарх молился в Париже в католическом соборе перед терновым венцом? Не начало ли это объединения с католиками?»
 – Это не объединение с католиками. У нас есть общие христианские святыни. Терновый венец, так случилось исторически, оказался у католиков. Мы не должны лишиться возможности приложиться к святыне, даже если она находится в католическом храме. Мы пришли не к католикам и их храму. Мы пришли к святыне, ко Христу, пришли воздать честь величайшей святыне. Она пропитана Кровью Христовой, которая омывает наш грех через таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Это самое главное, а не то, в каком месте святыня находится. Мы же не можем запретить людям Католической Церкви приходить на молебен, который совершается в присутствии Патриарха. Это добрая воля каждого человека – прийти, послушать молитву, увидеть Патриарха, который с великим благоговением приложился к величайшей святыне христианства.
 – Алексей из Москвы: «Объединение каких религиозных конфессий возможно в ближайшее время?»
 – Люди любых конфессий могут в любое время присоединиться к Православной Церкви. Мы всегда открыты для каждого. Будет присоединение, когда люди из своих конфессий обратятся к нашей Православной Апостольской Церкви.
 – Мария из Москвы: «Почему Ельцина отпевали как «Президента», а не как «раба Божьего Бориса?»
 – Он был отпет по тому чину, по которому когда-то отпевали царей нашей страны. И потому, когда его поминают, говорят не «раб Божий», а «Борис Николаевич». По такому принципу, по такой традиции, которая была закреплена с дореволюционных времен – как главу государства.
 – Вадим из Москвы: «Как Церковь относится к телу Ленина?»
 – Прах человека является прахом, взятым из земли; туда и должен возвращаться.
 – Когда нужно говорить «Христос воскресе!»: на Пасху, в воскресные дни, или всегда?
 – Традиционно мы христосуемся или приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» в пасхальные дни – со дня Христова Воскресения до Вознесения. В этот период вместо «здравствуйте» или «до свидания» мы говорим «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!». Такое приветствие всегда должно быть. Но ничего греховного нет, если в течение всего года мы будем произносить «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!». Некоторые от радости так и говорят. Мы знаем, что преподобный Серафим Саровский каждый день встречал людей радостно: «Христос Воскресе!». И когда были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, люди испытывали огромную радость. Это было в летний период, но мы говорили «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!» и пели пасхальное песнопение.
 Мы празднуем Царские дни в нашей Церкви в память убиения Святых Царственных Страстотерпцев. В Екатеринбурге в эту, казалось, очень трагическую ночь мы испытываем особую духовную радость, особое духовное утешение. Как многие выражаются, «пасхальную радость». Когда идем Крестным ходом, многие поют «Христос Воскресе!» и пасхальные песнопения. Можно сказать, сбывается пророчество преподобного Серафима Саровского, что летом «воспоют Пасху».

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий: «Нужно выработать иммунитет против тех соблазнов, с которыми встречается молодое поколение»

Речь на общем собрании Российской академии образования    Многоуважаемый Николай Дмитриевич, многоуважаемый Андрей Александрович, уважаемые члены президиума Академии, уважаемые ученые – члены Академии!Российская академия образования, объединяющая ученых-педагогов, многие из которых стяжали заслуженную известность не только у нас в стране, но и за ее пределами, является сегодня авторитетным сообществом, чье влияние распростирается на все российское общество и не ограничивается лишь сферой образования. Именно поэтому нынешнее годовое собрание – выборы президента, выборы руководства академии образования – имеет весьма важное значение для жизни всей нашей страны.

 
Духовные поучения

Христианин должен быть подвижником

  Прежде, нежели человек стал грешником против законов, предписываемых Божественным откровением, он был грешником против природы или против законов, вложенных в природу Творцом. Так, все в живой природе имеет нужду в пище для продления жизни, но только человек способен обращать питание в наслаждение, доходящее до страсти, и утучнять себя пищей до потери здоровья.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс