Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (477) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№12 (477) / 22 марта ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Владыка, благословите наших зрителей и начало беседы.
 – Бог благословит всех вас, дорогие братья и сестры.
 – Владыка, для наших новых зрителей и радиослушателей давайте напомним смысл и значение Великого поста. Есть точка зрения на пост как на хорошую оздоровительную диету, есть – как на пережиток крестьянского прошлого: заканчивались мясные запасы, и люди переключались на растительную пищу; а есть мнение, что пост придуман церковниками специально, чтобы «держать людей в узде»… Что же такое Великий пост? Кто и когда его установил?
 – Пост установлен Богом еще в раю, когда первым людям, Адаму и Еве, Господь сказал: «Пользуйтесь всем, что есть в раю, только от одного древа познания добра и зла не вкушайте плодов», – это и было указанием к воздержанию: «не вкушать». Почему Господь дал эту заповедь? Чтобы человек упражнялся в послушании воле Божией, жертвовал собой ради Бога, показывал свою любовь к Богу через малое лишение.
 Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос, Который пришел на землю искупить весь род человеческий, тоже перед началом Своего общественного служения в миру соблюдал сорокадневный пост. Он ушел в пустыню и в течение 40 дней не вкушал ничего. И мы знаем – по окончании поста были даже искушения от диавола, который предлагал многие утешения мирские, но Христос победил все, и Своим примером Господь показал: постом и молитвой можно преодолеть самые большие искушения, которые на нас диавол наводит, чтоб увести «в страну далече». Поэтому, приступая к посту, во-первых, мы выполняем волю Божию, послушание Божие, упражняемся в послушании воле Божией. Ослабевая в своих силах телесных, мы даем возможность духовным, душевным силам превалировать над нашими страстями, можем их укротить и даже искоренить, если будем молиться Богу, чтобы Господь нам помог. Наше дело – подвизаться, а дело искоренения, врачевания наших страстей, этой испорченности нашей природы совершается благодатью Христовой, искупительным подвигом Христа Спасителя.
 И когда мы приступаем к посту именно с таким пониманием, мы жертвуем собой ради Бога, Который дал нам такое повеление. В то же время этот подвиг нам помогает исцелить свою душу, очистить ее постом и молитвой и исправить нашу испорченность. Параллельно с этим, казалось бы, самым важным, что есть в подвиге Великого поста, человек, который воздерживается от пищи, немного худеет – это для здоровья очень полезно. Полезно, потому что такой обмен веществ очищает организм от всяких шлаков. Мы говорили о значимости духовной, что самое важное, – а попутно пост дает пользу и для тела. Но мы не должны акцентировать внимание на телесном, поститься только чтобы похудеть, выглядеть более изящным. Нужно больше обращать внимания на внутреннее, духовное, чтобы исцелить свою душу: пост – это возможность обратить внимание на свою душу (к сожалению, мы больше думаем о своем теле, его выгодах). А сейчас Господь нас призывает к такому подвигу, – чтобы мы больше подумали о душе.
 – Владыка, первый вопрос из поступивших от наших зрителей: почему Русская Православная Церковь не хочет объединиться с другими христианами? «Вот даже ваш канал, – спрашивает наш телезритель, – называется «Союз». Вот и показывали бы, как все живут союзно, а вы, например, в «Часе Православия» рассказываете, что католики делают не все верно…».
 – Мы, конечно, никому не препятствуем, чтобы присоединились к Православной Церкви; поэтому и есть такой канал, где мы говорим о Православии, истинах Православной Церкви, ее жизни. Поэтому, видя все богатство Православия – и веры, и жизни, и благочестия нашей Церкви не только сегодняшнего времени, но и в прошлом, в историческом плане, – люди могут обратиться к нашим пастырям, священнослужителям в храмах и более подробно расспросить, уточнить те или иные вопросы, которые есть в душе каждого человека, и присоединиться к нашей Церкви, получить таинство Крещения и остальные таинства, которые у нас есть в Церкви. Никто не запрещает быть в союзе с нашей Православной Церковью и быть членом нашей Церкви!
 А что касается Католической Церкви, то, конечно, у нас есть разногласия, есть разные мнения с точки зрения богословской, нравоучительной, святоотеческой… Поэтому мы и говорим точку зрения Православия на нашем канале и точку зрения Католической Церкви. Чтобы человек понимал различие между православными и католиками в понимании веры, догматов Церкви; человек должен знать об этом.
 – Светлана из Екатеринбурга тоже задает вопрос про объединение, вернее, воссоединение Церквей Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Она спрашивает: «Почему этого не произошло раньше? В чем были разногласия?»
 – Видите, все в свое время. Плоды не созревают сразу; идет определенный процесс вызревания. К сожалению, было время тяжелой, страшной, неприятной вражды между Церковью Русской Православной и представителями Церкви Зарубежной, но, слава Богу, потихонечку это недоумение сглаживалось. Сами люди, простые верующие люди ездили, участвовали в церковной жизни Зарубежной Церкви, от них приходили к нам, участвовали в нашей жизни. И люди понимали: тут нет повода для вражды, разделения. Простой народ уже давно был в лоне нашей Церкви, и не было у них разделений особых. И вот пришло благоприятное и радостное время, когда Святейший Патриарх и Первоиерарх Зарубежной Церкви в прошлом году, в мае совершили Акт соединения. Конечно, не все сразу было возможно: были разные вопросы, недоумения. И вот, слава Богу, все они были исчерпаны, и сейчас мы, вместе приступая к таинствам церковным, надеемся, что Господь поможет нам укрепить это единство, чтобы никогда уже не случилось разделения. Почувствовали все мы, как это плохо – быть во вражде или в разъединении.
 – Наверное, можно Светлане ответить, что все эти разногласия носили политический характер, связанный с революцией, с советской властью, и никогда ни догматических, ни вероучительных, ни нравственных разногласий у нас не было…
 – Да.
 – Юрьев Митрофан Иванович из Краснодарского края спрашивает: «Как вести себя во время вечернего и утреннего правила, передаваемого по телеканалу «Союз»? Мне 77 лет, бабушке – 75. Не будет ли грехом, если мы не можем сходить в храм, молиться на иконы, слушая эти молитвы?»
 – Да, действительно у нас есть возможность транслировать вечернее и утреннее правило и саму Литургию. И это мы делаем в основном для тех людей, которые по серьезным причинам не могут прийти в Церковь: люди в возрасте, прикованные к постели, – для них мы и показываем, чтобы люди не были лишены великой радости общения в богослужениях. Но тем, кто имеет возможность, вменяется в обязанность оставить все свои житейские попечения и приходить в Церковь в праздничные и воскресные дни. А что касается молитвенного правила, то можно и даже нужно стоять перед образами в святом уголке и, внимательно прислушиваясь к словам молитвы, молиться Богу этими словами.
 – Надежда из города Тюмени задает такой вопрос: «Услышала по телевизору: батюшка говорил, что гулящие женщины и наркоманы тоже попадут в рай, потому что они не ведают, что творят. Правильно ли я поняла это высказывание?»
 – Действительно, эти люди – гулящие женщины, блудницы и развратницы – не ведают, что творят; но это не значит, что они не подвергнутся наказанию Божию или Суду Божию. Потому что Господь стучится в наши сердца – и если мы не внимаем Его голосу, а заглушаем его новыми какими-то развращенностями – человек не хочет оставить свой грех и жить по призыву Божию, конечно, он виноват. А Господь стучится в наше сердце, в наше сознание и устраивает такие ситуации, что человек должен задуматься о своей жизни. Но если человек не желает, то, конечно, за такое отношение к своему спасению он будет осужден – как Господь говорил: или Суд для вечной блаженной жизни, или Суд Божий для вечных мучений. Из другого места Священного Писания мы знаем, что кто знает много, с того и спрос больше будет, тот и бит будет больше, а кто мало знает, тот и бит будет меньше, но все равно будет наказан. Поэтому сказать, что они не подвергнутся наказанию, Суду Божию, будет неправильно.
 – Это про кошечек и собачек можно сказать, что они не будут наказаны. А люди – разумные существа…
 – Да.
 – Раиса из Пензы: «Когда моему сыну был один год, его окрестили в Церкви с именем Станислав, а сейчас, когда я подаю в церкви записки о его здравии, у меня их не принимают – говорят, что такого имени в православных святцах нет. Тогда я стала записывать сына как Илью, потому что до рождения мечтала его так назвать.  Правильно ли я делаю, что записываю его как Илью? И что делать с именем Станислав?»
 – Нет, надо записывать тем именем, которым он был крещен, потому что в таинстве Крещения это имя было освящено, и им нужно его поминать за богослужением.  Конечно, плохо делают люди, которые стоят у треб и разбирают эти вопросы. Это не их дело разбирать – есть священники, которые могут объяснить, как поступить в таком случае. Да, действительно, к сожалению, есть многие люди, которые крестились и имеют имя неправославное, христианское, а имена, которые не включены в святцы: таких имен нет в житиях святых. Конечно, это плохо, но раз так случилось, что он был крещен именно так (а там священник крестил, – не где-то он на улице крестился, значит священник уже в какой-то степени в ответе за то, что он во время Крещения не убедил родителей дать христианское имя), то женщина, которая принимает требы, не имеет права не принимать эту записку.
 Если вы записываете другим именем – Ильей, это неправильно: он не был крещен именем Илья. Есть возможность обратиться к священнику, чтобы переименовал сына в православное имя. Для этого есть возможность, и это делается, поэтому нужно обратиться к священнику, и он это сделает. И тогда все встанет на свои места.
 – Владыка, у нас звонок в прямом эфире, поэтому очень кратко: «Как бороться с требницами, которые не хотят принимать? Женщине-то что сказать?»
 – Надо обратиться к священнику; он скажет требнице, чтобы она в этом деле не так строго судила – с ее стороны в этом ошибка.
 – То есть стараться решать этот вопрос не с требницей или уборщицей, а со священником…
 – Конечно.
 – У нас звонок в прямом эфире из Екатеринбурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, мне очень интересно узнать Ваше мнение по поводу деятельности схииеромонаха Сергия (Романова), монахини Нины (Крыгиной), а также общества «Колыбель». Последнее время ходит очень много кривотолков вокруг этого общества – очень хочется, чтобы Вы внесли ясность.

 – У нас есть женский монастырь под руководством настоятельницы монахини Варвары. Ее сестра – монахиня Нина, в этом же монастыре подвизается. Это монастырь такого социального направления, где мы желаем помочь престарелым людям, женщинам и брошеным детям, которых там стараются в какой-то степени воспитывать в христианской жизни. Что касается «Колыбели», то в нашем Социальном отделе есть направление, которое помогает женщинам в решении каких-то проблем деторождения и воспитания детей. И эту работу проводит Наталия Петрова. Она ведет ее, я думаю, на довольно высоком, хорошем уровне. Очень старается помочь людям в решении этих проблем.
 – «Есть ли в Православии, – спрашивает Любовь из Североуральска, – такое понятие как «проклятие рода по мужской линии»? И если есть, как с ним бороться?»
 – Мы знаем, что Господь за грехи предков наказывает до третьего рода, а за добродетели поощряет род до десятого колена. Это нас это подвигает сохранить свой род, чтобы в нем были люди честные, добросовестные, верующие, церковные, не было грехов, за которые Господь наказывал бы будущие поколения: те, кто старается воспитывать своих детей правильно, в добродетельной жизни, стремятся, чтобы благодать Божия и благословение Божие на будущих поколениях было до десятого колена. Это нас заставляет очень серьезно думать о нашей жизни. Не просто «мы проживем, а вы дальше как хотите». Мы знаем, что в дореволюционное время к роду относились очень серьезно – каждый род старался, чтобы в нем были люди культурные, честные, образованные, стремились не допускать нарушений нравственного закона, жизни церковной, чтобы потом Господь не посылал Свой гнев на будущие поколения. К этому относились очень серьезно и старались воспитывать, чтобы не было никакого черного пятна на роду, а чтобы, наоборот, было только благословение. Это подвигало людей к благочестивой, серьезной жизни, жизни со Христом, ради Бога и ради своего спасения, зная, что этим спасается не только сам человек в настоящее время, но он помогает спастись и будущим поколениям.
 – Если человек чувствует, что какое-то такое проклятие имеет место быть, наверное, этот вопрос снимается Исповедью и Причастием…
 – Если посмотреть на нашу историю советского периода, когда наши отцы, матери, бабушки, к сожалению, в своем неразумии гнали Церковь, уничтожали святыни, совершали тяжкие грехи против Церкви, – это тоже отдается на всех нас. Поэтому нам всем сейчас нужно каяться – конечно, не в тех грехах, которые совершили наши предки; просто молиться за них, чтобы Господь их простил. А мы должны совершенствоваться по своим силам, достичь высоких нравственных идеалов. Этим мы и себе поможем, отвратив от себя гнев Божий, и Господь помилует наших предков, которые совершили тяжкие грехи. Путь исправления ведет ко благу и своему, и прошлых, и будущих поколений; мы знаем слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Если мы хотим, чтобы Господь нас миловал, не распространял на нас гнев за наших предков, то мы должны стяжать дух мирен, чтобы вокруг нас спасались тысячи. А за это Господь помилует и предков наших, и наши будущие поколения. В другом месте Священного Писания есть такие слова: «Отвративший человека от ложного пути спасет душу свою от смерти, покроет множество грехов». Наш путь – путь покаяния, чтобы мы спасались, жили добродетельно, созидали высокую нравственную атмосферу в нашем обществе, а Господь по Своей милости пошлет благословение и помощь.
 – Татьяна из Орска Оренбургской области пишет: «По мере того как я втягиваюсь в церковную жизнь, круг общения у меня сужается. И сейчас мне вполне хватает общения в семье и в храме. Но иногда возникает какая-то тоска по прежнему общению. Может быть, я малодушна и слаба в вере? Или такое сужение круга общения по мере воцерковления нормально?»
 – Сужение круга общения происходит, может быть, оттого, что мы не можем найти сразу своих единоверцев, чтобы с ними проводить время и это было бы полезно для нашей души. Ведь почему сужается круг общения? Потому что люди, которые нас окружали до нашего обращения к вере, нас не понимают или не хотят понимать, трудно с ними общаться, потому что они нас как бы сбивают с пути, к которому душа тянется. А мы хотим устоять против соблазнов этого мира, поэтому себя ограничиваем, в том числе и в общении. Но я не думаю, что круг общения должен сужаться, если мы будем общаться с верующими, – у нас их много. Нужно создавать такой круг общения, чтобы друг другу помогать в стяжании добродетельной жизни, поддерживать друг друга, общаться, говорить, объяснять, толковать. Общение тоже не должно забываться; апостол Павел призывает нас к общению. Но если оно нам бывает не на пользу, то, конечно, нужно себя ограничивать. А если мы видим, что нас окружает большое количество верующих, добродетельных людей, от которых можно много приятного, хорошего, доброго приобрести для своей духовной жизни, то это хорошо.
 – У нас звонок в прямом эфире. Говорите, пожалуйста, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Владыка, объясните, пожалуйста, что такое «кошерная продукция»? Какой она в себе несет смысл с духовной точки зрения? И можно ли православным людям употреблять ее?

 – Ну, вы сами и ответили: понятно, что это пища не для православных приготовлена, а для исповедующих иудейскую веру, для иудеев. У них есть такое специальное правило приготовления пищи, чтобы было все чисто, «кошерно» приготовлено. У них уже есть и свои столовые, кафе, куда они могут пойти, чтобы принять пищу по своему иудейскому уставу.
 – А у нас есть своя православная пища…
 – Да, мы сейчас тоже вкушаем постную пищу. У нас есть свои правила ее приготовления, правила принятия пищи. И, конечно, мы должны знать их и исполнять.
 – Валентин из города Соликамска Пермской области спрашивает: «Начиная с 1917 года, когда вошли в употребление новые слова «пролетарий», «экспроприация» и другие, и до нынешнего времени, когда говорят «байкер», «мэр», засоряется наш родной русский язык – душа болит; почему даже священнослужители употребляют иностранные слова, в то время как им бы следовало подавать пример правильного русского языка?»
 – Действительно, мы много в разговорном языке употребляем иностранных слов. Нужно говорить на родном языке и не употреблять эти слова, потому что они противоречат духу русского человека. Поэтому я думаю, что даже наш сегодняшний разговор на эту тему призовет всех батюшек и мирян доброй воли говоритьли на русском языке, без иностранных слов, смысл которых мы даже не всегда понимаем, а просто употребляем, потому что все говорят: какая-то бессмыслица получается. Я думаю, мы должны сохранить культуру своего языка. Прошлый год был Годом русского языка, и это решение было принято не случайно. Эта проблема заставляла и нашего Президента об этом говорить, призывать людей, чтобы наш язык оставался чистым, красивым, какой он есть, и был легким в употреблении для всех говорящих на русском языке.
 – Владыка, я, с Вашего благословения, хочу обратить внимание наших телезрителей на лекции профессора Алексея Ильича Осипова. Он, говоря о серьезнейших, сложнейших вещах, совершенно не употребляет иностранных слов. Послушайте внимательно лекции профессора Осипова – насколько правилен и чист его русский язык, не загрязнен иностранными словами, которые совершенно не обязательны для употребления, когда есть слова русского языка; Обратите внимание!
 Есть звонок, Владыка, из Курской области. Говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Добрый вечер. Дорогой Владыка и уважаемый отец Димитрий, у вас такие хорошие и насыщенные программы! Мы с их помощью утверждаемся в нашем русском национальном сознании. Вы возвращаете нас к прежней России. Спаси Господи вас за это! И поздравляем вас всех с Рождеством. Отец Димитрий, Вас с днем рождения, и в Вашем лице весь канал. Многая Вам лета, спаси Вас Господи! У меня нет вопроса, а просто чувство благодарности, душа радостью преисполнена. Спаси Вас Господи!

 – Спасибо большое вам за поздравление. И мы тоже еще раз поздравляем отца Димитрия с днем рождения, с сорокалетием!
 – Спаси Господи, Владыка. Я хочу поблагодарить всех наших зрителей из города Курска. Я знаю, что там очень внимательно смотрят наш телеканал. И мы будем стараться и впредь быть интересными и полезными вам…
 Не представился телезритель, но, Владыка, мы до вас доводим все вопросы, которые поступают: «Почему бывших комсомольских и партийных лидеров называют теперь господами, а не «бывшим коммунистом» или «бывшим комсомольцем»? Почему им позволяют в храме стоять рядом с Царскими вратами и Владыкой, ведь их поведение фальшиво?» Вот такой вопрос.

 – Ну, не совсем верно, что их поведение фальшиво. Мы не можем так говорить, судить, что у человека в душе. Если сейчас бывшие коммунисты или партийные работники ходят в церковь и ставят свечи, поздравляют с нашими церковными праздниками, – я считаю, это очень хорошо. Почему? Такова психика нашего народа. В годы советской власти народ услышал слово власти: не надо ходить в церковь, молиться, в Бога верить и так далее – и послушался. Сейчас, когда эта преграда разрушена, исчезла – к сожалению, в сердцах и умах многих наших соотечественников остался барьер, и что-то их не пускает прийти в церковь. Есть даже люди, которые не могут зайти в ограду церковную: бывают случаи, что жена с мужем приезжают в одной машине, муж остается перед вратами храма, а жена заходит в церковь. И наоборот. Когда спрашиваешь: «Почему? Что не пускает?» Отвечают: «Не могу еще!».
 А когда бывшие коммунисты, партийные работники себя переломили, смогли в себе победить эту преграду – это хорошо. И хорошо еще то, что они своим примером помогают преодолеть эту преграду в душах тысяч и миллионов людей, которые когда-то их слушали, что не надо ходить в церковь, а сейчас они своим поведением, своим хождением в церковь призывают: «Ходите! Да, это была ошибка, совершилась такая беда: людей отвращали от Бога, от Церкви, от христианских ценностей. И сейчас мы видим, что это плохо – результаты, плоды плохие». И люди, понимая эту ситуацию, ходят в церковь и своим хождением показывают покаяние пред всем народом: «Да, я когда-то не ходил и не пускал людей, уговаривал не ходить в церковь, а сейчас я сам хожу и другим говорю безмолвно, бессловесно, своим примером: придите в церковь, в храмы Божии, молитесь, здесь ничего плохого нет!». Это хорошо, это нас удерживает от зла, помогает укрепиться в добре. Вот смысл, который я вижу в том, что люди, когда-то облеченные властью, были коммунистами, а сейчас ходят в церковь и свечки ставят. Это очень хорошо; мы Бога благодарим за это, это помогает нам в нашей проповеди, чтоб люди оставили безверие, беззаконие, развращенность и стали ходить в церковь. Потому что хождение в церковь – это возможность приобщиться к силе божественной, которая помогает человеку жить благочестиво, удержаться от зла, греха, всяких зависимостей. Ведь сила Божия велика и делает очень большие чудеса с нами, если мы идем в церковь и приобретаем эту силу в церковных службах. Я думаю, эти люди сейчас очень важны для Церкви.
 – Владыка, наверное, надо сказать, что не все так просто… Вы прекрасно знаете, что в свое время были коммунисты, которые в душе хранили веру в Бога, да и не только в душе были верующими, но и тайком ходили в храм – может, даже куда-то в другой город, и батюшек приглашали под покровом ночи. И были люди, которые были всегда верующими. Поэтому всех осуждать, что «он был коммунист, значит, он фальшивит», это неправильно…
 – Да. В нашем обществе сложилось мнение, что эти люди, бывшие коммунисты, ходят в церковь для какой-то показухи. Пускай даже и так; пускай ходят для показухи, но на людей это психологически воздействует очень хорошо, во благо. Поэтому я даже хотел просить всех больше не говорить, не смущать людей этими разговорами, что «он на показ ходит в храм» или «фальшивит». Ничего это не фальшиво; это очень даже хорошо!
 К сожалению, люди знают, что так о них говорят, поэтому многие бывшие коммунисты сейчас не могут зайти в церковь не потому, что боятся идти: не хотят, чтоб о них говорили, что они фальшивят… Этим вы тормозите дело спасения человека, который нес свою веру еще в годы богоборческой власти, а сейчас не может прийти, потому что народ так его «окрестил» и он смущается. Вот чтобы не смущаться, они и не ходят в церковь. Поэтому вашими высказываниями не мешайте людям спасаться. Не наше дело осуждать, фальшивит или нет – это дело Божие. Господь будет осуждать – Он знает, что действительно делается в душе каждого человека, и за это Господь даст благословение или осуждение. Но это дело Суда Божия, а не нашего суда. Мы не имеем права никого судить – так Господь нас учит: «Не судите, да не судимы будете!»
 – Владыка, Нина из Екатеринбурга выражает благодарность за открытие хосписной службы, за ее работу от всех онкобольных и их родственников. У нее вопроса нет, она просто благодарит за хосписную службу…
 – Спасибо.
 – А группа пенсионеров из Екатеринбурга спрашивает, можно ли сделать так, чтобы пенсионерам в храмах свечи продавали по цене производителя?
 – Можно не только по цене производителя, но можно и бесплатно. Мы так и говорим людям, которые у нас стоят за свечным ящиком, чтобы тем, которые не имеют денег, а хотят поставить свечку, давали бесплатно. Тем более можно за какую-то минимальную сумму, которую человек может пожертвовать за свечку.
 – Сейчас во все большем количестве храмов, не только в Москве, но и в Екатеринбурге, свечи лежат в храме на специальных подставочках, а рядом стоит кружка, и каждый бросает или не бросает, в меру своих возможностей. Здесь немножко такой советско-хозяйственный подход: «себестоимость», «цена производителя» и так далее. Речь-то идет о жертве Богу…
 – Сколько человек может, столько и жертвует.
 – Кроме того, совершенно необязательно, приходя в храм, прямо-таки бросаться ставить свечу. В конце концов, даже если у тебя одной копейки нет символически в кружку бросить, как та вдовица лепту, просто постой и помолись. А люди всегда из этого делают какую-то проблему. Наверное, мы еще плохо просвещаем людей…
 – Наверное…
 – Будем стараться просвещать, объяснять, что свеча – это жертва Богу, а не «цена производителя»…
 – Конечно.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 
Духовные поучения

Смысл Великого поста

  Самое светлое, красивое, поучительное и трогательное время в православном календаре – период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?  Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс