Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение». В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших зрителей, радиослушателей и начало программы.
– Бог благословит. Бог в помощь всем нам.
– Владыка, в воскресенье 10 февраля Церковь отмечала память новомучеников Российских. Что этот день значит для всех нас? И для чего он был установлен?
– Для нашего Отечества, для нашей Церкви Православной он имеет большое значение, потому что мы вспоминаем наших отцов, предков, которые трудились, подвизались, отстаивали веру Православную в самые тяжелые годы истории Отечества. Они в годы лихолетья, гонения на Церковь, когда тысячи и тысячи людей были гонимы, уничтожены, сосланы в концлагеря и там претерпевали невыносимые, нечеловеческие муки, твердо стояли за веру, за Христа: не предавали свою веру, а до конца исповедовали веру Христову, защищали нашу православную веру.
К сожалению, так сильно была гонима Церковь, что 80–90% храмов, монастырей, священнослужителей, архиереев были уничтожены. И Церковь, можно сказать, находилась на волоске, но молитвами угодников Божиих, всех святых, в земле Российской просиявших, всех новомучеников и исповедников Российских сохранилась Церковь, созданная на крови, – кровью новомучеников, их молитвами сохранилась наша Церковь от уничтожения. Благодаря новомученикам и исповедникам Российским, их помощью, молитвами мы сейчас возрождаем и традиции, и церковную жизнь, и храмы, и монастыри, и школы – все возрождается обильно, и мы сейчас чувствуем особую радость этого возрождения. Мы рады, что Господь сподобил нас жить именно в это время, когда все возрождается и есть большие возможности делать как можно больше добра, сделать все, чтобы возродить церковную жизнь и веру Христову в сердцах многих людей, которые видят добрые дела и поступки верующих православных христиан, живущих по заповедям Христовым. Этим, конечно, у многих прививается любовь ко Христу, к Богу, к Церкви, к жизни церковной.
Это великий праздник нашей Церкви, когда мы вспоминаем всех новомучеников и исповедников Российских; а их было очень много. Многих из них мы уже знаем – мы их поминаем поименно. Других еще не знаем, еще идет процесс канонизации и причисления к лику святых новомучеников и исповедников Российских по всей стране, по всем епархиям. И, надеемся, в скором времени мы будем иметь большой сонм новомучеников и исповедников Российских, которые дерзновенно молятся у Престола Божия о даровании нам веры, благочестия, сил преодолеть все искушения и соблазны этого мира и достигнуть вечного спасения вместе с ними в Царстве Божием.
– Владыка, праздник новомучеников Российских – это новый праздник, установленный относительно недавно. Но почему праздник – ведь мучеников убили? Почему мы этот день называем праздником?
– Да, мы празднуем (кстати, и день Усекновения главы Иоанна Предтечи – тоже трагедия, день, когда совершилось злодеяние). Мы отмечаем праздник Святых Царственных Страстотерпцев, которые были убиты жесточайшим образом в ипатьевском доме. Мы отмечаем и праздник новомучеников, которые погибали в страшных мучениях (даже не верится, что это могли сделать люди – какой-то бес, диавол воплотился и совершал такие страшные злодеяния над людьми, которые исповедовали Христа). Такая была озлобленность, что нас до сих пор удивляет, как это так можно? Человек, имевший христианские корни, вдруг так изменился и стал озлобленным противником воле Божией, противником тех, кто жил по заповедям Христовым…
Новомученики претерпели жесточайшие мучения, невыразимые, неимоверные, но мы празднуем – мы радуемся: этими подвигами они достигли вечной радости в Царстве Божием, и для них это праздник.
Когда мы в этот день отмечаем праздник новомучеников и исповедников Российских, они в Царстве Божием празднуют свою победу над злом, страданиями, мучениями – они преодолели все трудности и за эти мучения получили великую радость, неизреченную и вечную. И мы вместе с ними тоже празднуем. Небесная Церковь радуется, празднует, и мы сорадуемся этой радости здесь, на земле, в Церкви воинствующей, где мы еще находимся на пути спасения, достижения вечной радости, вечного праздника со Христом. А они уже имеют эту радость, уже празднуют, поэтому мы тоже празднуем вместе с ними, но в то же время как люди содрогаемся от мысли о страшных мучениях, которые они перенесли в своей жизни.
– Владыка, звонок из Нижегородской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Здравствуйте, Владыка! У меня есть медальон с Божией Матерью и Спасителем и крестик – нужно ли носить их вместе? На медальоне есть изображение Креста и надпись «По вере вашей да будет вам!». Можно ли носить иконку и крестик вместе? Спасибо.
– Конечно, можно. Очень хорошо носить крестик на цепочке или шнурке и икону Божией Матери или своего небесного покровителя.
– Но крестик обязательно должен быть…
– Да, крестик обязательно должен быть.
– Владыка, возвращаясь к теме новомучеников… Почему не все убиенные в годы революции, гражданской, Великой Отечественной войн причислены к лику святых? Например, Зою Космодемьянскую фашисты тоже мучили, генерала Карбышева…
– Очень интересный вопрос. Действительно, не всех замученных Церковь причисляет к лику святых, но мы знаем, что есть такая Заповедь Божия: «Нет больше той любви, нежели кто душу отдал за други своя». Господь принимает подвиг каждого, в особенности все жертвенные труды за людей, за Отечество. Есть люди спасающиеся, а есть уже достигшие святости. И подвиг тех, кто жертвовал собою в годы гражданской или Великой Отечественной войны ради ближнего своего, борясь за Родину, за Отечество, Господь тоже принимает. Поэтому множество людей, которых мы не знаем, Господь принимает в Свои обители – Господь говорил Своим ученикам и всем нам, что «…у Отца Моего Небесного обители многи суть…». Поэтому есть разные степени совершенства, святости, степени спасения, которые Господь дает по трудам и подвигам каждого человека.
– То есть они не причислены к лику святых земной Церковью, но это не значит, что они не у Бога в Небесных обителях? Может быть, Господь их и принял?
– Да, конечно. Мы можем предполагать, что каких-то людей, живущих на земле, мы почитаем, но есть и большая часть людей, которых мы не знаем. И, возможно, подвиг их даже больше, чем тех, кого мы знаем. Взять первые века христианства, гонений на христиан, монашеское возрождение в Египте… Сколько было подвижников? Сколько в Греции подвизалось в пропастях земных, в расщелинах? Многих мы не знаем.
– Безымянные!…
– Да, безымянные. Бог их всех знает, всех принял. Например, в Греции очень много подвизалось монахов, которые были затворниками, молились, трудились до кончины своей, как, например, Метеор. Никто не знал, что в горах подвизался тот или иной монах, но Господь знает и прославил их в Царстве Божием.
– Следующий звонок из города Орска Оренбургской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Владыка, я хочу Вам выразить благодарность за то, что Вы создали очень важный и нужный канал. Я его постоянно смотрю…
– Спаси Господи вас.
– А вопрос такой. Все молитвы написаны от мужского лица. А поскольку я женщина, следует ли мне произносить их от женского лица? Например, самое начало: «Божией милостью буди мне, грешному…». Мне стоит говорить: «Божией милостью буди мне, грешной…» – или так, как написано?
– Можно, конечно, говорить от женского лица: «Божией милостью буди мне, грешной…». Когда человек молится, то может переделывать слова в молитве на женский род, но это не всегда удобно и может отвлекать от молитвы, поэтому лучше произносить так, как написано. Господь знает, кто произносит молитвы. Главное, чтобы было от души, от всего сердца, со вниманием. В Священном Писании написано, что у Бога в Царстве Божием нет ни мужеского, ни женского пола, а все во Христе едины. Поэтому, если прислушаться к голосу Божию, здесь особого противоречия нет. Главное – произносить молитвы со вниманием.
– Владыка, теперь у нас небольшой блок политических вопросов. Они возникают у людей в связи с тем, что Россия вступила в пору выборов – и федеральных, и региональных. И Татьяна из поселка Нижнего Ивкина Кировской области спрашивает: «Может ли духовное лицо выдвинуть себя кандидатом в Президенты?»
– Как гражданин Российской Федерации он может себя выдвинуть, но как духовное лицо – не может, потому что нет такого благословения у нас от священноначалия, чтобы духовное лицо участвовало в политических делах. Церковь вне политики: мы молимся за всех людей, не разделяя их на политические партии. Всех, кто приходит в Церковь, мы принимаем, исповедуем и причащаем, направляем на путь истины, добра и святости, на путь исполнения заповедей Божиих – вот наша миссия. Что касается такого высокого положения в государстве – это не присуще священнослужителю.
– Хотя в принципе, если взять, допустим, Кипр…
– Да, были такие случаи в жизни Вселенской Православной Церкви – архиепископ Кипрский был президентом Кипра долгое время, очень уважаемым и почитаемым. Но все равно, политические дебаты дают о себе знать, и в какой-то степени дискредитируют Церковь как святую, непорочную и апостольскую и на пользу не идут.
– В Русской Церкви это не принято…
– Да.
– Раба Божия Евгения из Ростовской области тоже спрашивает про грядущие выборы Президента. Прошла информация, что один из кандидатов – масон. Как к этому относиться православному христианину?
– Мы этого не знаем доподлинно. Один Господь знает, что в душе каждого человека. Поэтому так просто дать определение человеку очень сложно. Но для того и выборы, чтобы человек, особенно православный, шел выбрать того, кого считает достойным кандидатом в президенты, который, надеемся, и Православную Церковь не оставит, поможет ей и даст возможность дальше развиваться. Нужен стабильный порядок, когда бы Церковь не была гонимой, а стала институтом, который помогает государству в решении многих задач и проблем. А самые важные проблемы – это проблемы нравственности, духовности, воспитания. И, я думаю, мудрый Президент должен взять на вооружение государствообразующую религию, Православную веру, которая играла большую роль в государстве нашем Российском в течение всей истории, и сейчас может сделать много хорошего и доброго. Поэтому наша цель – молиться, чтобы Господь послал нам такого руководителя, который бы содействовал развитию Церкви и нашего государства.
– Нина из Липецкой области спрашивает: «Почему нужно каяться, а к этому призывает наш батюшка, в том, что мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами? Что в этом плохого?»
– Конечно, возможно, не все так ревностно предавались идеологии комсомольской и пионерской организаций. Одной из главных целей этой идеологии было с юности прививать человеку идеологию атеизма, богоборчества. Если человек к этому особо не был привязан, то, конечно, он может сказать, что у него не было к этому особого прилежания. А если был активистом – против Бога, храмов Божиих, Церкви, священников (тогда было модно осмеивать, унижать, оскорблять достоинство священника или церковной жизни), то, конечно, в этом надо каяться – это грех богоборчества.
– Наверное, надо понимать, что у нас претензия к коммунистической идеологии в ее богоборческой части, а не к тому, что она призывала к светлым идеалам, к добру, к любви и так далее…
– Да.
– Есть звонок; не сказали, из какого города. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Это раб Божий Дмитрий. У меня вопрос по Старопышминску. Там святой источник есть…
– Да, есть такой.
– А есть ли благословение, обязательно ли платить деньги, чтобы там купаться?
– Насчет этого я не знаю, я скоро там буду служить и узнаю.
– Раньше по 100 рублей брали, а сейчас по 200 рублей сделали.
– Я предполагаю, что может быть, выше источника есть намерение построить часовню, храм довольно большой. Возможно, собираются средства на строительство храма и просто не проинформировали о смысле этого деяния. Я знаю, что уже есть проект и в ближайшее время начнется строительство храма; будет очень красивый храм. Поэтому очень важно, чтобы все люди могли вкладывать свою лепту в строительство дома Божия. Там будет очень красивый комплекс: внизу – источник, вверху – часовня, храм на месте, как мне говорили, убиения одного из наших новомучеников и исповедников Российских, который похоронен на кладбище в Старопышминске.
– Галина из Качканара спрашивает: «У меня дома замироточило сразу пять икон. Что это значит и как к этому относиться?»
– Это большая ответственность человека, которому Господь являет такую милость, – чудо, через которое мы должны больше укрепиться в вере, и ответственность, чтобы мы были более внимательны к себе, к своей жизни, оправдали великое доверие Божие к нам. Ведь были времена, взять даже советские, когда все говорили: «Живем, как будто нас Господь оставил: нет никаких чудес, никаких явлений. Непонятно, как дальше будет…». Хотя и тогда, в советское время, было много чудес, просто мы не замечали, а если и замечали, то не могли об этом сказать: это было опасно – можно было попасть под жестокую руку тогдашней власти, которая преследовала всякие религиозные явления.
Сейчас Господь все открыто показывает. Но это и очень ответственно – требуется, чтобы жизнь наша была более чистой, светлой, благодатной, евангельской, церковной, православной; этого требует от нас Господь: Он проявляет милость, показывает, что есть чудеса, почему же мы не живем по правде Божией?
Мой совет: не возгордиться этим явлением, мол, в моей комнате, в моем доме такие явления… Не надо думать, что кто-то из людей, причастных к чудесам, достиг какой-то святости. Не о святости тут речь идет, а о милости Божией, чтобы привести нас к святости. Такие явления стимулируют нас к дальнейшему совершению подвига самоотречения, самоосуждения, видения грехов своих, своей испорченности, греховного падения. Вот к чему призывает нас Господь такими явлениями, а не гордиться и радоваться, «какой я святой» – это не правда, это очень опасно. Поэтому будьте внимательны к себе, чтобы не дать повода для соблазна и прелести бесовской, чтобы через такое доброе Божие произволение не оказаться в тяжелом греховном падении.
– Владыка, нам позвонили из Воронежа, давайте послушаем вопрос. Здравствуйте!
– Раба Божия Наталия. Во-первых, хочется поблагодарить за прекрасный православный телеканал. Спасибо Вам, Владыка, игумену Димитрию и всей его команде! У меня такой вопрос – Феофан Затворник говорит о молитве: прежде чем приступить к ней, надо сначала заняться богомыслием, а потом во славу Божию делать все дела. А что значит «заняться богомыслием»?
– Святые отцы учат нас: прежде чем приступить к вечерней или утренней молитве, «поставить себя пред Богом», то есть помыслить о Боге, о Его Страшном Суде, милосердии к роду человеческому, о жертве, которую Он принес ради нас, ради нашего спасения: пришел в мир и освободил от греха и от смерти. Подумать о своей греховности и о милости, которую Господь посылает нам ежеминутно, ежечасно. Когда мы размышляем о Боге, наша молитва становится более внимательной, от сердца и души, с покаянием, с осознанием своей греховности, слабости, немощи и желанием, чтоб Господь через нашу молитву даровал нам исцеление от страстей, наших греховных наклонностей, испорченности природы нашей первородным грехом. Это понимание должно быть всегда с нами: не только перед утренней или вечерней молитвой заниматься богомыслием, но и в течение дня тоже надлежит быть пред очами Божиими. Как нас поучают святые отцы: всегда быть под невидимым оком Божиим, чтобы чувствовать присутствие Божие в нашей жизни. Все дела, какие мы делаем, надо делать «пред очами Божиими». Знать, что Господь все видит, слышит, и даже мысли наши знает, поэтому мы не можем скрыться от Бога нигде и никогда. И когда мы постоянно с таким сознанием живем, то меньше грешим, делаем ошибок, зла, меньше причиняем неприятностей себе и ближним нашим.
– Владыка, последние годы действительно очень много проходит сообщений даже в светской прессе о различных явлениях, чудесах, в том числе о мироточении. Мы уже говорили на эту тему, но Валентина из Самарской области спрашивает: «Мироточение икон – это к счастью или к несчастью?»
– Я сейчас уже говорил: это может быть к счастью, если мы воспринимаем это как милость Божию, призывающую нас к покаянию. А если человек вопримет такое явление с гордостью, оно может быть и к несчастью. Если мы будем гордиться и превозноситься: «Вот я какая у Бога хорошая!», это к плохому приведет. А если наоборот – считать, что Господь так призывает к покаянию, к жизни более церковной, православной, тогда это будет к счастью.
– И о мироточении же вопрос у Антонины из Чебоксар: «Правда ли, что если дома замироточили иконы, то их не надо никому показывать, даже родственникам?»
– Если есть такая слабость, что мы можем возгордиться, то лучше не показывать.
– А если есть радость о Господе…
– А если радость о Господе, то можно поделиться с ближним своим этой радостью и не поддаваться искушению гордыни, самолюбия и превозношения. У нас другая цель – приобщить людей к Богу, чтобы, увидев это чудо, они оставили грех, беззаконие и начали новую жизнь, стали жить по-евангельски. Тогда хорошо будет.
– Звонок из Екатеринбурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Скажите, как понимается «тайна Исповеди»? Как это все выглядит в реальности? И что такое свобода веры и исповедания?
– Когда кающийся приходит на Исповедь и исповедуется пред духовником, священником, это совершается только между двумя людьми, между кающимся и принимающим Исповедь священнослужителем. И никто об этом не знает, кроме Бога. Господь все слышит, видит, с какими чувствами мы каемся, с каким расположением подходим к таинству, чего мы желаем от этого таинства. Очень важно, чтобы мы, исповедуясь в тех или иных грехах, приняли решение оставить прежде содеянные грехи и больше не возвращаться к ним, особенно к большим грехам, которые мы совершаем. Исповедь называется таинством, потому что во время чтения священником разрешительной молитвы невидимо для нас, но ощутимо для нашей души Господь прощает наши грехи – если мы от всего сердца в них раскаялись, Господь их прощает. Священник только свидетель, а Сам Господь принимает Исповедь и через молитву священника прощает грехи. Это и есть самое важное, в таинстве Покаяния: Господь тайным образом очищает нашу душу от наших раскаянных грехов.
С другой стороны, священник не имеет права рассказывать о том, что исповедовал кающийся на Исповеди. Это его обязанность – ни при каких обстоятельствах не разглашать тайну Исповеди. Мы знаем, что в советские годы богоборческая власть заставляла священников раскрывать тайну Исповеди. Многие священники и были уничтожены, умерщвлены в страшных мучениях, потому что не соглашались раскрыть тайну Исповеди властям. За это они расплачивались страшными мучениями.
А что касается свободы вероисповедания, то по государственному закону, по нашей Конституции каждый человек имеет право исповедовать ту или иную религию или совсем не исповедовать, то есть быть верующим или неверующим. Это и есть свобода вероисповедания.
– А сейчас у нас в прямом эфире вопрос из Кировграда. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Хочу сказать большое спасибо православному каналу за ваши добрые дела. Но по православному каналу показывают священнослужителей, которые стоят в храме спиной к алтарю, поют церковные и нецерковные песни в концертах, имя Божие употребляется всуе. Что происходит с нашей Церковью, если запели уже и монахи? Когда подрясник стал концертным платьем? В церковных правилах есть такое положение: мужчина не может быть рукоположен в сан, если имеет жену «позорищную», то есть выступающую публично. И у меня вопрос: когда на сцене может выступать игумен, давать концерты, все равно с какими песнями, нарушая все основы монашества, – можно ли уговорить мирянина соблюдать церковные установления? Спасибо.
– Вы говорите об одном из клириков нашей епархии – отце Гермогене, который имеет особый дар Божий, дар пения. Поет он и церковные, и патриотические песни. Я думаю, не должны мы, люди глубоко верующие, соблазняться этим явлением в нашей Церкви. Не так уж много у нас талантливых людей, которые бы пели такие песнопения – на сцене или в храмах Божиих. Поэтому выступления отца Гермогена перед публикой – большое благо. Ведь собираются тысячи и тысячи людей, невоцерковленных, далеких от Церкви, от Бога, слышат и видят священнослужителя, имеющего дар Божий и употребляющего этот дар, чтобы призвать людей к Богу. После его концертов люди приходят в Церковь, оставляют грех, греховную жизнь, становятся верующими, искренне верующими. Это сегодня одна из форм проповеди и призыва людей к Богу. Я еще раз говорю вам, людям, которые не нуждаются, может быть, в таких песнопениях, которые уже обрели Христа, покой в душе своей, – не мешайте так обретать Христа людям, еще далеким от Бога! Получается, что человек пришел на концерт неверующим, с отрицательным отношением к Церкви, но посмотрел, услышал слово о Боге, о Церкви, о церковной жизни в этих песнопениях – и они затронули душу. Люди даже плачут и рыдают от таких песнопений. После концерта они уходят совсем другими людьми, хотят жить именно церковной жизнью, к которой призывает отец Гермоген на концертах: призывает жить церковной жизнью; люди слушают его и идут ко Христу.
Разными путями мы должны в настоящее время призывать людей к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Благо, что вы в Церкви, благо, что вы обрели Христа другими путями, но есть люди, которые сегодня все еще нуждаются в обращении к Богу. Поэтому не осуждайте строго эти действия, но имейте в виду, что это делается только с одной целью – с целью обретения в лоне нашей Церкви людей, пока далеких от Бога, от Церкви, которые даже не помышляют быть в Церкви. Слушая эти концерты, пребывая в этих местах, человек обретает Бога, веру, жизнь христианскую.
– Владыка, и был вопрос по поводу того, что священники иногда встают спиной к алтарю…
– Священники часто стоят спиной к алтарю. Например, когда батюшка выходит причащать, он стоит спиной к алтарю.
– Когда благословляет…
– Когда благословляет народ, проповедует – тоже стоит лицом к народу.
– Тут ничего нет зазорного…
– Да, это его прямая обязанность. В определенные моменты богослужения он находится лицом к Святому Престолу, а есть моменты, когда он обращается лицом к народу – произносит возгласы, проповеди и так далее. Так что это – право священнослужителя, хотя он должен делать это с благоговением, понимая, что за спиной – большая святыня.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округеП.М.
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себямрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.