Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (473) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№8 (473) / 22 февраля ‘08

Архипастырь

 – «Владыка, многих мучеников, расстрелянных в годы богоборчества, причислили к лику святых списком, без особых исследований. Я смущаюсь, а правильно ли это? Сейчас многие храмы и монастыри ищут своих мучеников, которых еще тысячи и тысячи.

В связи с этим создаются человеческие легенды. Но все ли достойны венца святости только в связи с насильственной смертью?»
 – Да, нашей Комиссией по канонизации святых принято решение, и это решение было утверждено на Архиерейском Соборе: причислить к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских. Установлен специальный праздник, в который мы празднуем память всех пострадавших за Христа в годы лихолетья. Общим списком было принято, потому что о многих мы не знаем, и, может быть, никогда не узнаем их житие: многое делалось втайне. Людей без суда и следствия очень сильно мучили, они страдали за веру – их бросали в болотах, в лесах, в разных местах, так что о них мы, может, никогда и не узнаем… Поэтому наша Церковь приняла решение: всех таких людей причислить к лику святых, и они входят в число новомучеников. А тех, у которых возможно найти житие: их жизнь, их подвиги, их труды для блага нашего, для назидания нам – канонизировать поименно; чтобы мы, читая их труды, подвиги и страдания, которые они претерпели за Христа, за веру Христову в годы лихолетья, – укреплялись в вере. Это назидание нам, чтобы мы укреплялись в вере и знали, что отпадение от веры приносит такие испытания для нашей страны, для нашей Церкви. Поэтому искание сведений о подвигах и трудах наших отцов в годы лихолетья – это для нас благо, укрепление, утешение и радость, подкрепление наших духовных сил в вере – чтобы мы, подражая им, были крепкими и твердыми. Это наставление и назидание в добродетельной и христианской жизни. Для нас это хорошо. А кого мы не сможем найти, это уж как будет воля Божия.
 Комиссия по канонизации святых очень серьезно относится к канонизации каждого святого, и многие подвижники, которых, мы считали, можно причислить к лику святых, Комиссией по канонизации были отклонены по причине отсутствия достаточных сведений для причисления к лику святых. Нельзя говорить, что мы огульно всех причисляем к лику святых: это очень тщательно исследуется.
 – Ольга из Екатеринбурга спрашивает: «Я исповедалась, хотела причаститься на следующий день в праздник, но у меня раньше срока начались женские дни; я могу пойти к Причастию по их окончании, или еще раз нужно идти на Исповедь? Какой может быть перерыв между Исповедью и Причастием?»
 – Желательно к Исповеди приступить накануне Причастия. Длительного перерыва – в течение недели, месяца или 2–3 дней – не должно быть. Положено накануне Причастия прийти на Исповедь. Тогда будет нормальная подготовка к этому великому таинству. Мы прислушиваемся к голосу Священного Писания, которое говорит: кто причащается недостойно, тот причащается в осуждение себе. И многие из вас болеют и умирают, потому что приступаете к таинству не подготовившись, то есть недостойно. Поэтому мы и предостерегаем наших верующих, чтобы не было в осуждение и не было причин для болезней и осложнений духовных и телесных. Мы и советуем: лучше исповедоваться накануне Причастия и не говорить: «Я исповедовался недельку назад, и ничего»… в течение этой недели мы много чего греховного могли совершить – осуждением, и мыслью, и желанием, и чувствами, и взглядом. Поэтому лучше всего подойти к Исповеди, очиститься и потом с чистой душой приступить к великому таинству Причастия.
 – Вопрос от Ирины: «У меня ребенок с небольшой задержкой психического развития. Я не знаю, как объяснить ему, что такое Исповедь. Сам он за собой грехов не видит, но указывать ему то, что вижу я, я не хочу. Я пыталась ему читать детские книги на эту тему, но когда мы подошли к священнику, сын начал говорить о себе только хорошее. Как быть?»
 – Навязывать не надо, но надо показать, что есть грех, что добродетель. Рассказать о грехах и о добродетелях. Человек все равно поймет, хотя у него и нарушено сознание. Надо показать; он просто не знает, что такое добродетель, а есть противоположность добродетели – грех, и в нем нужно каяться и очищаться. Это нужно рассказать, объяснить, cделать сравнение. Даже на своей личной жизни он должен почувствовать, что совершение того или иного греха отдается тяжестью или горечью в душе, а совершая добро, чувствуешь радость и утешение, мир в душе. Поэтому он и чувством своим, и мыслью поймет, что есть грех и добродетель, и что в грехе нужно исповедоваться, чтобы не чувствовать эту тяжесть. Конечно, еще важно помолиться, чтобы Господь ему открыл глаза, чтобы он сам увидел грех и в нем раскаялся.
 – У нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
 – Это раба Божия Галина из Омска. С праздником Вас, Владыка.

 – И вас с праздником.
 – Спасибо Вам огромное! Хочу поблагодарить за Вашу программу. Слава Богу, что она есть, что Вы много даете людям…
 – Из Омска уже третий звонок срывается. А телезрительница вопрос хотела задать: дочка ушла и живет «гражданским браком» – что ей нужно предпринять в этой ситуации?

 – Очень неприятная ситуация в нашей стране сейчас – люди пошли по ложному пути, вступают в «гражданский брак» и думают, что это что-то предупредит, изменит. На самом деле просто погрязают в грехах и лишаются благодати Божией, которая способствует крепкой семье, единодушию в семейной жизни. Но что можно сделать? Нужно только молиться, чтобы Господь вразумил их и они скорее оставили эту порочную, греховную жизнь. И если они увидели, что могут жить вместе в крепкой семье, то нужно исповедаться, раскаяться в тяжком грехе прелюбодеяния, повенчаться и жить законно. Конечно, нужно предварительно зарегистрировать брак, потом повенчаться и жить законным браком. И это будет хорошо. Но очень плохо, что современная молодежь не идет по этому пути. Нужно от этого избавиться, и, конечно, нужно, чтобы родители заранее воспитывали, говорили, объясняли, чтобы ни в коем случае не допустить добрачные союзы, потому что это большой грех, который накладывается на всю жизнь человека. И это пятно, которое, к сожалению, не смоется никогда, только настоящим сильным покаянием в этом.
 Кроме того, «гражданский брак» скажется и на будущем потомстве – к сожалению, очень негативно. В таких незаконных браках, к сожалению, рождаются больные дети. Сейчас у нас огромный процент больных детей, психически ненормальных, с разными отклонениями телесными и духовными… Это и показатель: так жить нельзя. Нужно урегулировать и привести в порядок нашу жизнь. И Церковь громогласно об этом говорит: нужно не через грех блуда вступать в брак, не через путь «познавания» друг друга, а через путь духовного узнавания. Главное – посмотри на душу, на состояние души, а не через плоть. Смог ли бы я с такой душой жить вместе? Плоть – это разграничение чувств, и все. Человек потерял зрение духовное, ничего не видит, не слышит, не понимает, а потом в ослеплении вступает в брак. И когда приходит в себя, видит много недостатков во второй половине, начинаются ссоры, недовольства, и в конечном итоге – разводы, которые приносят очень много страданий и мучений каждому из членов семьи. Нужно положить конец этому! Нельзя так! Нужно воспитывать детей с самого раннего возраста в целомудрии, в правильном отношении к браку, к супругу и так далее. И я думаю, этим путем мы сможем побороть греховную жизнь, которая приносит нам слабую семью. Нужна крепкая семья, а крепкая семья только в целомудрии созидается.
 В данном случае, конечно, нужен разговор, собеседование, объяснение, если есть возможность, то со священником поговорить, рассказать, разъяснить, растолковать, чтобы человек понял: это неправильный путь создания семьи. И пошел по правильному пути. И, конечно, мать должна молиться, чтобы Господь посетил детей своей благодатью, вразумил их Своими путями Божиими и отвратил от греха, дал правильный путь в жизни.
 – Звонит телезритель из Вологды. Алло, здравствуйте!
 – У меня такой вопрос: сейчас идет активное развитие науки, технологий, интернета. Согласны ли Вы с тем, что люди становятся более рациональными? Как, по-Вашему, наука воздействует на детей и современную молодежь? И как предостеречь молодое поколение от более чем достаточного научного прогресса?

 – Действительно, компьютеры и новая техника нередко негативно сказываюется на психике человека. Много, конечно, мы теряем от этого: способность самостоятельно мыслить, решать вопросы, быть решительнее – все за нас делает компьютер. Это, казалось бы, с одной стороны хорошо, а с другой стороны – мы очень многое теряем. Но каждый предмет в нашей жизни может быть и полезным, и неполезным. Все зависит от человека: как человек к этому относится, как он к нему привязан. Если человек сознательно, разумно относится к этому как к вспомоществованию для его дальнейшего развития, то это, конечно, может быть ему на пользу. А если он просто окунулся, привязан и не может оторваться, то это, конечно, пристрастие, которое не приносит ему пользы – только развращение и деградацию личности.
 Все зависит от человека; если человек разумно к этому относится, то и будет пользоваться, чтобы получить пользу… Опять-таки здесь нужно воспитание. Мы хотим в школах такого воспитания духовного и культурного, чтобы ребенок благоразумно относился ко всему окружающему и знал, что полезно, что неполезно и в какой степени… Это все в наших силах. Для того нам Господь и дал разум, чтобы мы им работали и разбирали, что полезно и неполезно, что хорошо и плохо, что греховно и негреховно. И когда у нас грани такие будут, тогда нам никакие научные достижения не будут во вред, а будут во благо.
 – Спасибо, Владыка. Мария Леонтьевна из Екатеринбурга спрашивает, будет ли что-то делать Русская Православная Церковь для борьбы с сектами? «У меня сосед кришнаит, он делает много зла, секта затягивает очень много народа. Я ходила специально на их службы, чтобы понять, о чем они проповедуют. И обнаружила, что они учат ненависти, а не любви и единению. Сколько еще Русская Православная Церковь будет это терпеть? И сможет ли победить когда-нибудь?»
 – Русская Православная Церковь активно говорит всем о ценностях Православия. И у каждого человека есть возможность прислушаться к голосу Церкви и избрать то доброе и хорошее, о чем говорит Церковь всем жителям нашей страны. Это и есть борьба с сектами, с религиозными верованиями, направлениями, которые деструктивно действуют на психику человека, на его разум, интеллект, ведут, может быть, не к добру и любви, а к злу и ненависти – в этом весь труд наш заключается; мы открыты для всех, и каждый человек может притекать к совету, к голосу Церкви. И прислушиваясь к этому голосу, знать о Боге, об истине, о Православии, стремиться к Православию. И уметь уже так защищать себя от натиска сект, которые дерзко вторгаются в душу человека, чтобы его оторвать от правильного пути.
 Есть у нас при храмах воскресные школы для взрослых, есть катехизаторские, миссионерские, библейские курсы, где каждый человек, верующий или неверующий, может приобрести знание о Боге, о Православии, оградить себя от влияний различных сект. Таким образом мы сможем общими усилиями, трудами избавиться от этого влияния.
 – Владыка, Вероника из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Я слышала в передаче «Беседы с батюшкой», что если ангел является не святому, а простому человеку, то этот человек болен психически. Мне 11 лет, и мне являлся ангел, я что – больная?»
 – Ангел Господень может являться к любому человеку в нужное время для укрепления его души, укрепления в вере. Это не значит, что ангел является только больным людям или после появления ангела человек становится больным. Наоборот, явление ангела приносит радость и утешение, это добрая, хорошая весть. Ведь Господь промышляет о каждом и желает, чтобы люди спаслись и в разум истины пришли. Это и есть вразумление Божие, когда человеку является ангел или силы Божии, чтобы возвестить ту или иную радость для человека. Но это, конечно, очень редкие случаи. Опыт нашей Церкви глубок и велик, и мы имеем очень много свидетельств о явлениях ангелов, святых угодников Божиих. Мы верим, что есть явления ангелов, но не стремимся к этому: есть опасность, что под видом ангела явится дьявол. Вот тогда может быть и повреждение ума, болезнь какая-то. Вот почему опытные подвижники не желали видеть что-то; они желали лучше быть в состоянии веры, чем увидеть, потому что хотели быть такими, о которых Господь сказал: «Блаженны невидевшие, но верующие». Вот как апостол Фома – он не верил, что Господь воскрес и говорил: пока я не пощупаю, пальцами своими не дотронусь до ран Христовых, я не поверю. И когда Господь показал ему, Фома воскликнул: «Ты Господь мой и Бог мой!». А Господь сказал: «Ты поверил, потому что увидел, а блаженны те, которые не видели, но веруют». Вот мы по свидетельству апостола Фомы верим в Воскресение Христа, верим в явление Христа, верим, что ангелы есть, Небесное Царство, ангельский мир, мир святых угодников Божиих, где живут они, прославляя Бога. И мы в это верим, потому что хотим быть блаженными в Царстве Божием, поэтому не стремимся «видеть». Стремление к «видению» может быть нам не на пользу. Ибо если в виде ангелов явится дьявол, он может ввести нас в заблуждение, и мы потеряем все: рай, райские обители, блаженство, вечное общение с Богом. Это очень страшно, тяжело. Лучше лишиться на время этой жизни нашей всяких явлений, наслаждений от явлений ангельского мира, чтобы не лишиться блаженства Царства Божия. Мы ведь можем возгордиться и потерять благодать Божию, а может случиться, что под видом ангела мы будем кланяться дьяволу. Поэтому лучше не видеть, но веровать, и это принесет нам блаженство.
 – Ираида спрашивает: «Я православная, а муж башкир. Мой сын поэтому вырос вне Православия. Ему 40 лет. Я считаю, что все его беды оттого, что не верит. Сама я не могу ходить в церковь, я инвалид, поэтому молиться в церкви за него не могу. Как помочь сыну?»
 – Помочь сыну можно и в домашней обстановке, даже будучи инвалидом и не имея возможности прийти в церковь и помолиться. Домашняя молитва в таком случае сильна и крепка и важна пред Богом, потому что человек не ходит в церковь не потому, что он не хочет или ленится, или считает, что нет возможности. Он хочет, но здоровье не позволяет, поэтому Господь, видя немощь человека, принимает молитву домашнюю как церковную. И эта молитва имеет очень большую силу воздействовать на сына, чтобы он вразумился и оставил грех беззакония, стал верующим человеком, избавился от многих бед и скорбей, которые его окружают. А скорби – это призывы Божии, наверное, за молитвы матери, чтобы человек вразумился, пришел в себя, посмотрел на себя, увидел, что так нельзя: нужно жить по-другому. А по-другому – это с Богом жить, потому что без Бога одни скорби, страдания и неудачи. Если возвратится к вере, к церковной жизни, то, мы надеемся, Господь даст ему все к благопоспешению и удачу во всем. Главное, конечно, возвратиться к церковной жизни, чтобы достигнуть вечных радостей в Царстве Божием.
 – Ольга из Нижнего Тагила задает вопрос: «Где можно совершить обряд изгнания бесов из человека?»
 – Обряд изгнания бесов из человека может совершить сам человек. Каким образом? Покаянием, очищением души от греха, потому что причина беснования – грех. И я, по-моему, говорил, что есть место в Священном Писании, где апостол Павел за грех кровосмешения позволил войти в душу кровосмешенника дьяволу, чтобы во измождении плоти спаслась душа. И когда он раскаялся, исправился, Господь исцелил его от этого беснования – бес вышел из него, и он стал нормальным человеком. Почему я и сказал, что очищение от беснования находится в руках каждого бесноватого человека. Покаяние, исправление своей жизни, гармония жизни в себе жизнью по заповедям Христовым принесут человеку освобождение от бесовской силы. Если человек действительно исправился, живет нормальной христианской жизнью, в помощь ему даются Церковью люди, которые могут отчитать молитву от беснования. Есть у нас благословленные чиноначалием нашей Церкви люди, которые это делают. В Троице-Сергиевой Лавре отец Герман это делает по благословению, туда можно съездить, в других местах есть такие люди. В нашей епархии мы не имеем таких священников, поэтому нужно поехать в Троице-Сергиеву Лавру и помолиться преподобному Сергию, покаяться, исповедаться хорошо, дать обет исправления своей жизни, не возвращаться к грехам. И Господь даст исцеление.
 – Мария из Белгорода спрашивает: «Когда объединятся Русская Православная и старообрядческая Церкви?»
 – Это процесс очень непростой. Но надеемся, что с Божией помощью, может быть, дойдем до такого времени, когда найдутся компромиссы для объединения, уйдут причины разделения и в некоторых случаях даже вражды друг к другу. Мы православные христиане одной Церкви Христовой. И, конечно, должны жить мирно и дружно, но есть некоторые особенности, которые нас разделяют и приносят такие неприятности. Нужно молиться. Вот несколько лет назад мы не думали, что возможно соединиться Матери-Церкви и Зарубежной Русской Православной Церкви. И это случилось, и это милость Божия, радость. Поэтому нужно молиться, и с Божией помощью наши пожелания услышит и увидит Господь, и будет так, чтобы мы это совершили в своей жизни.
 – Мария Ивановна из города Заречного спрашивает: «Я православная, но у меня есть нелицеприятный вопрос о православной школе в Заречном. Мы с недоверием относимся к руководителю школы. Помогите разобраться в ситуации».
 – Мы разбираемся в этой ситуации. Но если мы православные, то не нужно иметь таких подозрений, потому что именно подозрение перешло в неприятности, связанные с этой школой. Эта школа одной из первых стала православной. И директор школы подняла ее до довольно хорошего уровня. Но начались раздоры и несогласия, и из-за них теперь школа находится в сложном положении. Я так думаю: если директор смогла положить основу и довести до высокой степени развития, она смогла бы и дальше вывести из этого положения. Только нужно, чтобы люди, которые окружают, не мешали, а помогали. И тогда все встанет на место. Если мы говорим, что мы православные, то нужно по-православному и относиться: с любовью, с кротостью, с терпеливостью и с желанием – даже не просто желанием, а делами помогать, чтобы школа дальше жила и вышла из этих трудностей.
 – «Почему Церковь уделяет мало внимания пожилым людям? Я хотела передать лекарства для заключенных, в епархии мне подсказали телефон Ново-Тихвинского монастыря. Я им дозвонилась, но там бросили трубку. Хотелось бы, чтобы молодые пенсионерки помогали более старым; почему их не организуют для этого? Неужели так трудно священнику бросить клич? Многие бы откликнулись».
 – Мы помогаем людям, находящимся в местах лишения свободы. Во многом помогаем. И есть у нас священники, назначенные, в каждой тюрьме они посещают заключенных регулярно. Через этих священников можно отправить те или иные приношения, в которых, может быть, люди нуждаются. Они нам пишут письма, в чем они нуждаются, мы удовлетворяем их просьбы, посылаем, направляем и так далее. Поэтому нельзя сказать, что совсем ничего не делается.
 Что касается еще одного вопроса – помощи старшим… считаю, важно возвратиться к тому, чтобы каждый приход, как мы неоднократно говорили, имел группу мирян – прихожанок или прихожан, которые бы взяли на себя обязанность помогать престарелым, нуждающимся в помощи. Есть люди старенькие, прикованные к постели, нуждающиеся в помощи, хотя бы в посещении, внимании, которого лишен старый человек, находящийся один в комнате. Это нужно сделать, и я неоднократно обращался к нашим прихожанам с призывом организовать такие группы в каждом приходе. Нуждающихся много, и надо, чтобы за ними ухаживали и помогали.
 – Ирина спрашивает: «Как пережить измену мужа? Брак венчаный».
 – Этот тяжелый грех в наше время становится каким-то бичом для общества. Измены не должно быть. Мы должны бороться с этим общими усилиями, приоритетом в нашем обществе должно быть целомудрие и отвращение от греха прелюбодеяния. Это должно культивироваться в нашем обществе: целомудрие – на первом месте. Но, к сожалению, сейчас это стало нормой жизни – измены, и живут с любовниками. Это очень неприятно, скорбно, трагично для России, для нашего Отечества. Вот вы видите, это венчаный брак, значит, люди православные. А если православные, значит должна быть православная семья, крепкие корни, крепкие узы и крепкие взаимоотношения, чтобы не допускать внебрачных союзов; такого не должно быть. Но, видно, вера очень слабая, поэтому и допускаются падения. В данном случае можно посоветовать, если есть силы, – простить и привлечь к покаянию, к осознанию великого греха, чтобы больше к этому не возвратиться. И тем самым приобретет эта женщина человека в лоне нашей Церкви. Укрепленная вера укрепит и взаимоотношения, и брачные узы. Спасет человека от греха, от падения, от разгула и сохранит семью. А если еще и ребенок есть, то, конечно, очень важно, чтобы он имел и отца, и мать. А необдуманные похождения ведут к горю семьи, к горю детей и, конечно, к их недосточному воспитанию.
 – Вопрос из города Саранска от Михаила: «Хочу поступать в духовную семинарию, но при этом вижу, что некоторые священники разводятся, их жены выходят замуж за других, а священник второй раз потом жениться не может. Что делать? Как избежать таких печальных случаев?»
 – Да, есть такие искушения, но это не значит, что не нужно идти по пути, к которому Господь нас призывает. Если у человека есть желание поступать в семинарию, – это зов Божий в сердце человека идти по пути к Богу.
 Искушения встречаются в жизни любого человека. Будущий священник должен быть очень внимательным, когда избирает себе спутницу жизни. Нужно не просто легкомысленно относиться, как это делается у сегодняшней молодежи: посмотрел, понравилась, влюбился, воспламенился и забыл все… И потом не знает, как из этого выйти. А человек должен быть очень степенным, держать дистанцию и не воспламеняться плотской любовью, а воспламеняться любовью духовной, любовью самоотверженной и жертвенной. Когда мы увидим друг в друге жертвенную любовь, когда человек может жертвовать собой ради своего ближнего, тогда мы узнаем, что это начало той любви, которая положена в основу. И после благословения Церкви в таинстве Брака уже скрепляется и любовь плотская, которая дана нам для деторождения, для воспитания детей. Поэтому будущий пастырь, будущий священнослужитель должен избирать себе спутницу жизни на основе веры, целомудрия, добродетельной жизни. И Господь пошлет целомудренную девицу, которая вместе с ним будет разделять труды пастырского служения.
 – Владыка, из Ижевска от Алексея такой вопрос: «Папа Римский Бенедикт XVI недавно заявил: «Мы самая правильная вера в Господа!» Как Вы относитесь к этому заявлению?»
 – Каждая конфессия говорит о том, что вера их истинна, но Православная вера потому так и называется, что правильно славит Бога; само название нашей веры говорит о правильности пути, которым она идет – прямой путь к Царствию Божию. Сам Христос-Спаситель сказал: «По плодам их узнаете их». Вот мы видим плоды Православной нашей веры: огромное количество святых угодников Божиих, чудес, которые совершаются молитвами этих святых, икон Божией Матери, через которые Пресвятая Богородица направляет Свою милость. И мы видим, что Православная Русь сподобилась особого благодатного Покрова Божией Матери и особым проявлением милости через эти иконы. У нас проявилось около 400 икон, и даже больше. Это показатель, что Божия Матерь особо чтит, особо проявляет милость и любовь к православному русскому народу, который стремится жить по заповедям Христовым. А это самое главное, ради чего нас Божия Матерь и любит, и покрывает своей милостью. Когда мы стремимся ко Христу и желаем жить по Его воле, учению, по заповедям Христовым – это и есть основание получить от Пресвятой Богородицы милость и заступление, чтобы Она имела дерзновение приступить к Сыну Своему Возлюбленному – получить от Бога для нас милость.
 – Вопрос от Григория: «Как добиться смирения? Какую литературу почитать? Какую молитву читать?»
 – Смирение человек приобретает через терпение скорбей, отречение от своей воли, понуждение своей воле выполнять волю Божию. И опыт такой жизни в смирении мы можем найти у святых отцов нашей Церкви. Есть много творений святых отцов, которые научают нас этой добродетели. Книга Аввы Дорофея, можно сказать, должна быть настольной книгой для нас в упражнении добродетели смирения. И у других святых отцов можно почитать много полезных и интересных для нас наставлений и назиданий в добродетели смирения. Конечно, смирение имеет очень большое значение для нас. Смирение – основа духовной жизни, твердыня, крепость, которая нас укрепляет, чтобы мы не сошли с правильного пути, не попали в какие-то соблазны дьявольские. Диавол, как рыкающий лев, ищет, чтобы нас поглотить: он уловляет нас, когда мы в гордости находимся. А когда мы в смирении, он, конечно, не имеет к нам доступа. Поэтому очень важно идти по пути смирения в великой для нас борьбе со злом, когда диавол увлекает нас в нашей гордыне.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

9 марта — Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

В 2008 году – 9 марта  Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.  В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

 
Духовные поучения

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Совсем недавно люди думали, что дальнейшее развитие науки окончательно докажет, что человек – это биологическое существо. Напротив, сегодня наука позволяет делать достоверные выводы о более сложной и т

Выступление на XVI Рождественских чтениях 29 января 2008 года Священства и Преосвященства!Уважаемые участники Рождественских чтений!  Уже в шестнадцатый раз мы собираемся на Рождественских чтениях для откровенного разговора об образовании в России. Несмотря на то, что многие темы остаются прежними, каждый раз это новый разговор, потому что мы ведем его с учетом нового опыта и новых размышлений. Кроме того, это всегда откровенный разговор – как для самой Русской Православной Церкви, так и для внешнего мира. Готовясь к выступлению, я задавал себе вопрос, который сегодня задают многие заинтересованные наблюдатели как у нас, так и за рубежом, и который звучит следующим образом: почему на протяжении стольких лет Русская Церковь неотступно поднимает одни и те же вопросы в области образования и, вероятно, будет продолжать это делать? Кто-то пытается видеть за этими настойчивыми действиями желание Церкви добиться некой власти над обществом и ограничить свободу граждан. В связи с этим некоторые заговорили даже о клерикализации российского общества.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс