Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (472) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№7 (472) / 15 февраля ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также на вопросы посетителей интернет-форума «Православной газеты» отвечает Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Высокопреосвященнейший Владыка Викентий.

Владыка, благословите начало нашей беседы, наших телезрителей и радиослушателей.
 – Бог благословит всех нас.
 – Владыка, летом было объявлено об обнаружении недалеко от Ганиной ямы, в Поросенковом Логу, останков Царевича Алексия и Великой княжны Марии. Как Церковь относится к этой находке? Церковь признает эти останки как мощи, или будет та же ситуация, что и с первыми екатеринбургскими останками?
 – Прежде всего нужно сказать, что я как Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии не знал об этих раскопках, которые проводились в течение некоторого времени. Я узнал об этом только из газет, из писем после сучившегося. Не странно ли: делается, казалось бы, великое и очень важное дело, но почему-то все подспудно и в секрете. Но не в этом дело. Дело в том, что наша Церковь и останки, найденные ранее, тоже не признала. И Церковь остается при своем мнении: останки Царской Семьи после их убиения в Ипатьевском доме были уничтожены огнем и серной кислотой на Ганиной яме, и от них ничего не осталось. У нас сложилось такое мнение. Хотя, конечно, мы ждем, что скажет наука: как их исследуют, какие будут научные данные… Я думаю, Святейший Патриарх, наш Синод это будут обсуждать и принимать какое-то решение, будет сформулировано мнение по этому поводу.
 – Владыка, а епархия, священнослужители как-то принимали участие в обретении останков? По крайней мере, были ли отслужены заупокойные службы или молебны?
 – Я сказал: никто из наших священнослужителей не знал, что совершаются раскопки. И никакие молитвословия не совершались на этом месте. Нас об этом не оповестили, не предупреждали, что совершится такое дело.
 – А если эксперты установят подлинность этих останков, их принадлежность Царской Семье? Признает ли их тогда Церковь святыми мощами? Или это невозможная ситуация?
 – Сейчас преждевременно обсуждать, подлинные ли это останки. Должна быть специальная экспертиза, которая даст заключение, что за останки найдены. И когда будет такая экспертиза, – я думаю, священноначалие нашей Церкви будет это обсуждать и примет свое решение по этому вопросу.
 – У нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, вопрос такой: скажите, пожалуйста, как правильно строить отношения в семье, где пьющий муж или кто-то пьющий? Это сейчас во многих семьях. Как правильно себя вести?

 – Конечно, это очень сложная ситуация – семья, где есть пьющий муж или пьющая супруга (к сожалению, и такое есть). И необходимо в основу семейной жизни полагать христианские ценности: смирение, терпение, послушание воле Божией, веру в Бога, в то, что Господь может исцелить от этого недуга. Только молиться, чтобы Господь посетил Своей благодатью и помог человеку исцелиться от этого недуга. Есть, конечно, много средств, много примеров, когда по молитвам Церкви, по молитвам супруги или мужа «вторая половина» оставляет привязанность к винопитию и становился нормальным человеком. Но для этого надо трудиться: алкоголизм – тяжелая болезнь, и ее надо лечить духовными, церковными средствами.
 Конечно, еще важно, чтобы человек, который в семье не пьет, вел еще более трезвую жизнь со вниманием к себе, чтобы не видел пьющий наших слабостей и немощей. Можно взять на себя, например, подвиг трезвости, то есть не пить ничего спиртного, вести трезвый образ жизни. И при виде такой воздержанной жизни ради недужного ближнего Господь за наши труды, подвиг самоотречения, самопожертвования поможет находящемуся в недуге, и он сможет оставить грех свой, слабость, немощь и потихонечку выйти из этого состояния. Молитва и личный пример трезвости во всех сферах жизни дают очень большую пользу и возможность избавиться от этого недуга с помощью и благодатью Христовой.
 – Владыка, многие спрашивают относительно святых мощей: с какой целью Церковь возит по городам останки умерших людей? Не является ли это кощунством и вообще какой-то некроманией?
 – Мощи святых угодников Божиих пропитаны благодатью Христовой; соприкасаясь с этими святынями, мы соприкасаемся с благодатью Божией. Молитвами угодников Божиих мы воодушевляемся, углубляясь в житие святых угодников Божиих, пробуждаем в себе ревность ко спасению, исцелению своих недугов телесных и душевных, чтобы оставить грех и беззаконие и жить по заповедям Христовым, видя перед собой пример христианской, добродетельной жизни, которая принесла святому человеку славу и честь, ибо он сподобился великих благ в Царстве Божием. Останки святых с благодатью Христовой даны нам, чтобы мы, укрепляясь благодатью, исходящей от этих останков, могли оторваться от всего земного, греховного, развратного и беззаконного и возвыситься над собою, над своими страстями, жить добродетельной жизнью.
 Поклонение святыням – это не кощунство; оно побуждает нас к доброму, славному и великому. Это очень важная для нас возможность духовного роста.
 Мы живем в такое время, когда нам возвращаются святыни; они доступны, и не только мы можем к ним поехать, они к нам приезжают – это тоже очень важно: к нам святыни едут. Это сделано, чтобы нам было удобнее, чтобы мы не преодолевали большие пространства… или в силу материальных причин не имеем возможности соприкасаться со святынями, с благодатью, которая исходит от них. К нам приходят эти святыни, и мы должны быть благодарны Богу и нашему Святейшему Патриарху, что он благословляет нам такое благо. Они приходят к нам, чтоб мы могли здесь, на месте соприкасаться с ними и получить Божию помощь, Божие благословление, исцеление от недугов и крепость сил душевных, исцелиться от греховных недугов.
 – Еще один телезритель хочет задать вопрос. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Вас беспокоит раба Божия Валентина из города Приморска Краснодарского края. У меня такой вопрос: моей внучке 17 лет, и когда мы посещаем храм, ей часто бывает плохо. Завтра хочу ее на Причастие повести, не знаю, как получится…

 – Может быть, причину нужно искать не только в девочке 17-ти лет; может, причина в родителях. Нужно, чтобы у них были глубокое покаяние, глубокая духовная жизнь, изменение своей жизни к лучшему, к добродетельной жизни, к заповедям Христовым. Может быть, в этом причина…
 Нужно принимать со смирением все испытания, не впадать в уныние, в отчаяние, не ослабевать в вере и надежде на милость Божию. И Господь, видя наше постоянство в духовной жизни, подаст излечение от этого недуга, и ваш ребенок сможет спокойно идти в церковь, получать радость и утешение от богослужения, от благодати Божией, которая посылается каждому христианину, приходящему в церковь общаться с Богом и получить от Него радость и благословение. Тем более радость праздника, которую мы ощущаем и надеемся, что Божия Матерь посетит всех нас своей благодатью в праздник Ее Успения, даст нам утешение и благословение.
 – Владыка, сорвался звонок. А вопрос был такой: «Будучи младенцем, я тяжело заболела. Когда не оставалось надежды, мама обратилась к знахарю. Он заговорил воду. Мама окропила и дала отпить заговоренной воды. После этого я пошла на поправку. Я знаю, что это с духовной точки зрения очень вредно, но как мне сейчас себя вести? Не помешает ли это моему спасению? Я воцерковлена, хожу в церковь».
 – Если человек воцерковлен и ходит в церковь, конечно, уже ничего не грозит. Нужно сохранить себя в чистоте и в правде Божией, и Господь даст и милость, и утешение. Мы не приветствуем такие хождения по знахарям с разной отчиткой и так далее, потому что в Церкви есть все необходимое для человека – полезное и нужное для исцеления от всех душевных и телесных недугов. Нужны вера, отречение от греха, от своей греховной воли, и укоренение себя в добре. И тогда Господь исцелит и даст радость в церковной жизни. Поэтому слава Богу, что этот человек встал на путь церковный, это радует. Надеемся, что это послужит ко спасению.
 – Спасибо. Есть звонок из Ирбита. Здравствуйте; говорите, вы в эфире!
 – Владыка, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: нужно ли человеку креститься в Православной Церкви, если он уже был крещен в церкви протестантской?

 – Нужно; обязательно нужно креститься в Православной Церкви, потому что мы не признаем крещение протестантской церкви. Нужно обязательно перекреститься.
 – Если Венчание с супругом было в Успенский пост в 1981 году, то является ли это грехом? И как на сегодняшний момент праздновать эту дату венчания? Как быть супругам? Венчание было по разрешению батюшки. В те времена было все запрещено, что связано с Православием, поэтому делалось тайно…
 – Конечно, это нарушение, что венчались Успенским постом. В многодневные посты – Успенский, Рождественский, Великий и Петров – не венчаются. Видно, какая-то была ситуация необычная, что батюшка решил совершить это таинство, видно, предупреждая о том, чтобы продолжили сохранять пост, а пост имеет в виду еще и воздержание от супружеской жизни, от пищи мясной и молочной, от греха и от всяких греховных привязанностей. Ввиду таких условий, в силу каких-то событий в другое время, наверное, было невозможно совершить, а это был момент благоприятный – может быть, не скоро повторилась бы такая возможность, и поэтому решили идти на этот шаг.
 Как можно праздновать день своего венчания? Праздновать добродетелью, радостью совместного общения, совместной духовной жизни, что супруги живут мирно, дружно, в любви и уважении друг к другу. Это и есть радость, торжество, праздник. Поэтому праздновать годовщину Венчания нужно именно как праздник – Господь хранит, и супруги стараются сохранить верность тому единству, которое дал нам Господь в таинстве Брака. Ибо что Бог сочетал в таинстве Венчания, того человек да не разлучает. Человек обязан сохранять единство, которое дал Господь в таинстве Брака, и хранение этой ценности – таинства Брака, единение супругов – и есть радость и утешение. В эти дни нужно молиться, чтоб Господь укрепил в дальнейшем супругов в этом единстве, чтобы оно никогда не было прервано.
 – Елена из Каменска-Уральского спрашивает: мы с мужем прожили в браке 40 лет, но венчаны не были, и вот в юбилейный год решили обвенчаться. Хотели мы это сделать в субботу, чтобы больше родных могли разделить с нами эту радость, но батюшка в церкви сказал, что в субботу не венчают. Почему? И по каким дням можно венчаться?
 – Действительно, наша Церковь не венчает в субботу. Венчание совершается в среду, пятницу, воскресенье и можно в понедельник. Поэтому священник правильно поступил, что не совершил таинство Венчания. Мы должны прислушаться к голосу Церкви и не совершать торжества бракосочетания в субботу, а совершать тогда, когда Церковь это благословляет. Мы должны прийти к послушанию воле Божией, воле Церкви и жить по заповедям Божиим, а не по своим пожеланиям и как нам удобнее – нам должно быть удобно так, как нас учит Бог, Святая Церковь. И когда мы будем с этой точки зрения совершать те или иные дела, тем более важное дело бракосочетания – будем поступать правильно. Люди сочетаются друг с другом, соединяются «во едино тело», чтобы жить вместе всю жизнь на этой земле и потом перейти в иную жизнь, в вечную радость со Христом. А мы порой в основание этой серьезной жизни ставим грех непослушания Церкви, Богу. Поэтому нужно отречься от этой мысли. Мы хотим, чтобы у нас было счастье и крепкая семья? Поэтому должны жить именно по тем правилам, которые установила Церковь для блага людей, радости духовной, укрепления веры, добрых взаимоотношений. Почему у нас сейчас очень слабы семьи и часты разводы? Потому что все делается не по Божиему благословению, а по-своему, а все, что по-своему – греховно. Вот и получается, что у нас нет крепкой семьи. Причиной тому и так называемый «гражданский брак», чего на Руси никогда не было. Это великое преступление: люди живут вместе, не получая на совместное жительство благословения Божия. Потом некоторые венчаются, созидают брак, а некоторые не созидают, и получается порой тяжелая ситуация: от совместной жизни рождаются дети, которые никому не нужны, потому что мнимые супруги не хотят жить вместе, ребенок является ненужным, нежеланным и он презрен даже этими людьми. Вот такая беда.
 Церковь говорит, что человек должен искать себе супругу или супруга не через грех блуда, не через совместное жительство в блуде, а внимательно глядя на себя, на свои немощи, на немощи ближних, видя свои недостатки, недостатки своего будущего супруга и супруги – и постараться все эти недостатки покрыть своей любовью к этому человеку. Если это возможно сделать, жизнь будет счастливой, радостной. Если это невозможно, тогда, конечно, нужно как-то найти время, найти силы сказать: нет, мы не сможем жить вместе, поэтому будем только друзьями, но никаких отношений близких не должно быть. Поэтому целомудрие очень важно для будущей семьи, для ее счастья. Когда мы строим семью не на целомудрии, а на разврате, на блуде, мы строим дом не на добром фундаменте, а на песке. Конечно, дом этот при малейших бурях житейского моря ломается, разбивается о волны, и семья разрушается. А когда он строится на добродетели, на целомудрии, на благословении Божием, на благословении Церкви – такой брак силен, крепок. Потом сами люди ценят этот брак и желают его сохранить, преумножить радость, укрепить его своим добрым отношением друг к другу, в добродетельной жизни.
 Необходимо возвратиться к нашим ценностям, и что Церковь говорит, мы должны исполнить, а не напористо требовать «дать и сделать», как мы хотим, когда мы хотим. Надо делать так, как это Церковь благословляет, потому что Церковь хочет блага, добра людям и хочет, чтобы семья была крепкой и никогда не разрушалась. И если мы будем стараться делать все точно, как Церковь веками благословляет, мы опять возвратимся к крепкой семье.
 – Любовь из Артемовского спрашивает, нужно ли креститься в 80 лет, и куда отходит душа некрещеного человека после смерти?
 – Нужно креститься и в 80 лет. Это даже будет большая радость для крещаемого, это будет великое дело: Господь в таинстве Крещения простит все грехи, которые совершил человек в течение жизни.
 Мы знаем, что некрещеный человек Царствия Божия не наследует, поэтому очень печально будет, что человек прожил 80 лет, прошел огромный путь жизненный и не крещен. Много потрудился, много претерпел в своей жизни, но нет продолжения жизни в вечности… Есть продолжение жизни в вечности, но – в страданиях и мучениях.  Человек рождается и живет на земле для радости вечной, а некрещеный родился и жил на земле для вечных мучений. Это очень печально. Поэтому душа некрещеного человека будет испытывать большие скорби, страдания и мучения в потустороннем мире.
 – Такой вопрос: я священник, служу в глубинке, на одну из моих прихожанок наложил епитимию за серьезный грех. Прихожанка – человек в городе известный и богатый; благочинный вызвал меня и сказал снять епитимию. Прав ли он?
 – Этот вопрос, конечно, решается не в прямом эфире. Надо прийти к Правящему Архиерею и этот вопрос решить, потому что неизвестно, по какому поводу и с какой целью посоветовал благочинный снять или ослабить епитимию. Надо изучить ситуацию, но одно бесспорно: благочинный имеет право дать совет, священник должен его принять и вместе решить, как это лучше сделать. А если священнослужители не могут договориться, решить – нужно подойти к Правящему Архиерею и это все урегулировать.
 – Следующий вопрос от Вячеслава из Екатеринбурга: «Могу ли я теперь заказать иконописцам икону в честь мучеников, разделивших мученический венец с Царской Семьей – их слуг и сопровождавших их? Ведь Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь Заграницей объединились, а за рубежом они так же прославлены…»
 – Я думаю, нам нужно еще потерпеть, пока идет процесс урегулирования всех вопросов взаимотношений двух Церквей, и этот вопрос тоже должен быть урегулирован на высоком уровне нашего чиноначалия. Тогда мы сможем все это сделать. Спешить в этом нет необходимости, я думаю.
 – Следующий вопрос от раба Божия Василия из Екатеринбурга: «Как Владыка относится к тому, что женщины забыли свое место, даже в храме идут вперед мужчин к Причастию, стоят во время службы на одной стороне вместе с мужчинами?»
 – Действительно, у нас в Церкви был определенный порядок: мужчины стояли с правой стороны, а женщины – с левой, и первенство было за мужчинами, потому что мужчина – глава семьи. И первыми на Причастие, на Исповедь проходили сначала мужчины, потом женщины. Был и должен быть этот порядок в нашей Церкви Православной. Я думаю, со временем этот порядок восстановится. Дай Бог, чтобы у нас в наших церквах было побольше мужчин! К сожалению, мужчин мало, поэтому женщины занимают полностью все пространство церкви, а редкие мужчины находятся в разных уголках церкви. Если бы было так – полный храм: одна половина женщин, другая – мужчин, множество людей, разделенных только серединой храма – было бы интересно. В детстве это я видел в храмах, где действительно были две половины: женская и мужская, женщины и мужчины – во множестве. Дай Бог, чтобы Господь посетил наших мужчин Своей благодатью, просветил и дал любовь к церковной жизни, чтобы они приходили, оставив все попечения мирские, в воскресный, праздничный день вместе со своими супругами, всей семьей своей, с детьми, с внуками в храм получить радость общения с Богом, встречи с Богом в церковных богослужениях. Это будет, конечно, для нас радость. Тогда не будет таких вопросов: все встанет на свои места. Но такой порядок был; я думаю, должен и сейчас быть: мужчина – глава семьи, поэтому он с правой стороны. Это не дискриминация женщин, это порядок, а порядок – когда каждому есть свое место.
 – Анатолий из Екатеринбурга: уважаемый Владыка, подскажите, у кого из старцев лучше поисповедоваться, чтобы получить советы и духовные наставления?
 – Сейчас в наших храмах, слава Богу, есть много священников, которые серьезно могут принять исповедь. Я бы сказал, что почти все это делают. И мы совершаем таинство Исповеди вечером, частично перед вечерним богослужением, перед Всенощной и частично во время Всенощной до конца службы. Так что каждый может прийти и исповедаться, как он желает. Если есть правило записывать свои грехи, их множество, и человек очень внимательно следит за каждым движением своего сердца, мыслями, чувствами, и все записывает, – их много, и он не хочет задерживать других, – возможно исповедаться и в будние дни. В храмах Екатеринбурга ежедневно совершаются богослужения, и есть духовник-священник, который вечером принимает Исповедь. Если нет большого количества народа, то можно больше времени занять на Исповедь, чтобы исповедаться полностью, как человек этого хочет. У нас есть монастыри, куда тоже можно пойти и исповедаться. Я думаю, ошибаются те люди, которые говорят: я хочу найти себе духовника и никак не могу, обращаются к священнику и просят, чтобы он был духовником, а священник говорит: я не могу, ибо молод… или что-то еще. Мне хотелось бы посоветовать этим верующим с таким вопросом не подходить к священнику; нужно просто прийти к нему на Исповедь. И чем чаще вы будете приходить на Исповедь к этому священнику, тем скорее незаметно для себя и для священника станете его духовным чадом, будете часто исповедоваться, часто встречаться, получать те или иные советы для духовной жизни.
 – Телезритель из города Омска дозвонился. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Можно ли собороваться здоровым людям? Как часто можно причащаться? Можно ли причащаться раз в неделю?

 – Есть такая теория – нет абсолютно здорового человека на земле: каждый имеет те или иные недуги душевные и телесные, особенно душевные. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год пройти таинство Соборования. В этом таинстве мы получаем очищение от тех грехов, которые забыли или, может быть, не приняли во внимание. И нам необходимо пройти такое таинство, чтобы получить исцеление от душевных недугов. Что касается частого Причастия, то нужно, конечно, с местным священником об этом посоветоваться. И если человек ходит в церковь, внимателен к своей жизни, в течение недели ходит утром и вечером в церковь и имеет необходимость в Причастии, то нужно взять благословение. Если духовник видит, что это будет на пользу человеку, то, конечно, может причастить. Об этом нужно в частном порядке посоветоваться.
 – Владыка, следующий вопрос: «Многие из моих знакомых ездят по стране и ищут старцев. Потом долго рассказывают, как тот или иной старец заглянул в их будущее и что-то им сказал. А чем это отличается от гаданий?»
 – Сам человек ищет что-то особое в словах и поступках того или иного священнослужителя, будучи в поездках по святым местам. И делает выводы: раз старец выразился иносказательно, это что-то значит, и – человек начинает сам о себе быть прозорливым. Священник сказал просто, а человек начинает немножко измышлять или гадать, что может значить то или иное слово, что можно предположить, и так далее. Нам, конечно, быть такими любопытными о своем будущем не нужно; это излишне.  Мы знаем, что нас ждет – ждет вечность. К вечности нужно готовиться. И нужно искоренять грех, потому что грех будет препятствием к наследованию вечной жизни. Вот и все, что нужно знать. А узнавать, что, как и почему – это не на пользу нам. Если бы это было на пользу, то Господь давно бы все нам открыл. Как на ладони открыл бы нам все, что с нами случится, что будет, какие будут искушения и испытания, какие радости и удовольствия или удачи. А поскольку это не на пользу, то Господь и не дает, а мы хотим этого, и начинаем испытывать того или иного человека или духовника, спрашивать: а что, как будет? Я думаю, не нужно испытывать. Нужно советоваться с человеком, как выйти из состояния греха, как бороться с грехом, как его победить, как укорениться в добре, как приобрести ту или иную добродетель.  Это нужно, важно, это и есть залог счастья и радости в нашем будущем, в земной жизни, и в вечности особенно.
 – Во многих храмах Екатеринбурга, даже в центре, на задворках храма такая грязь, что страшно. Неужели трудно убрать территорию?
 – Я бы не сказал, что прямо в каждом храме. Может, есть храмы, которые только начинают свою деятельность; там, может, есть такая проблема, потому что некому убирать. Но действующие храмы, в которых службы каждый день – у них довольно хороший порядок, красиво, хороший уход за территорией. Только радует глаз, что Церковь может принять так людей и прихожан: все красиво, уютно и привлекательно!
 – Вопрос от Андрея из Екатеринбурга: «Почему священники, даже монахи стригут головы, бреют бороды? Разве это не является каноническим нарушением?»
 – Да, конечно, в нашей Церкви есть традиция, что священники (и белое духовенство, и черное) должны носить бороды и не стричь волосы. Это наша древняя русская традиция, мы это восприняли еще от греков, как знак высокого служения Церкви. Священники делают это в знак отречения от всего мирского и в знак жертвенного служения Богу – «единое на потребу».
 Но есть и такие люди, к сожалению, о которых вы упомянули – по разным причинам. Не все стригут, потому что так хочется –есть такие болезни, когда нельзя иметь бороду или нельзя не стричь волосы, поэтому есть необходимость стричь, иметь короткую стрижку, чтобы не раздражать кожу. Есть такие случаи; поэтому нам не нужно осуждать, потому что мы не знаем точно, в чем причина. Хотя мы всегда обращаемся к таким священником со словами назидания, чтобы они эту традицию русскую не нарушали и соблюдали общий облик священнослужителя. Конечно, если люди не имеют никаких недугов, то они прислушиваются к этому и выполняют благословение.
 – Владыка, такой вопрос: смотрите ли Вы сами телеканал «Союз»? И какого мнения Вы о их передачах?
 – Да, я смотрю канал, но, конечно, не все. Смотрю больше с критической точки зрения, чтобы увидеть какие-то недостатки, дать правильный совет, чтобы телеканал наш совершенствовался к лучшему. В общем, по моему мнению, канал нормально ведет свои программы. Беседуем с организаторами, что лучше сделать, как, чтобы программа выглядела правильно, чтобы она была для пользы и так далее. Это процесс самосовершенствования, самоукрепления, критического отношения к своим действиям, чтобы канал совершенствовался и был действительно на пользу многим телезрителям.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам XVI Рождественских образовательных чтений

  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!  Выбор главной темы шестнадцатых Международных Рождественских чтений – «Православные ценности и современное образование» – призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в светской школе, формирующей будущего гражданина.

 
Духовные поучения

Церковные заупокойные службы

 Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще – не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс