Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (471) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№6 (471) / 8 февраля ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». В нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Владыка, благословите начало нашей беседы и наших зрителей.
 – Бог благословит. Помоги нам Господь.
 – Алло, здравствуйте. Владыка, благословите.
 – Бог благословит.
 – У меня такой вопрос: я не могу стоять на молитве. Мне физически тяжело и как-то меня отталкивает от молитвы. Мне не хочется на ней стоять, хочется уйти со службы…
 – У тебя так получается, потому что ты, наверное, не имеешь правильного понятия о Боге. В церкви, мы знаем, особое присутствие Божие. И мы приходим в храм, чтобы беседовать с Богом, встретиться с Ним. А Бог – это любовь, радость и утешение, мир и благополучие…
 Конечно, и в храме идет борьба с нашей немощью, и враг нас еще мучает: «не надо молиться, не надо стоять: тяжело, болят ноги». Но в этом как раз и есть смысл нашего подвига: мы как воины Христовы боремся со своими немощами, слабостями и боремся со своим врагом диаволом, который хочет, чтобы мы не приблизились к Богу, к Источнику всякого добра. Идти по правильному пути – значит приблизиться к Источнику живой воды, к Источнику благодати Божией, к самому Богу, к святым угодникам. И на этом пути, конечно, есть трудности; мы должны их преодолеть, с ними бороться и побеждать. И когда мы победим, нам будет легко стоять на молитве – мы будем желать стоять на молитве, молитва будет сладкой для нас. Особенно нужно это сделать в молодом возрасте – если применить маленькое усилие и преодолеть эту свою немощь, в течение всей жизни будет легко стоять в храме, идти в церковь. И приобретешь тогда особый дар Божий. А какой дар Божий? Любовь к Церкви, к церковной жизни, к молитве. А молитва – это благо для нас, ибо мы через молитву получаем от Бога и исцеление, и избавление от бед, трудностей, испытаний, неудобств в жизни… Это великое благо – научиться молиться, постоянно с молитвой жить, потому что без нее мы не можем ничего делать. Поэтому если перебороть и победить свои немощи и слабости еще в юности, мы приобретем сокровище, которое нам будет помогать в течение всей жизни. И нам легко будет жить на земле, легко все преодолевать. Потому что, как случится что – сразу: «Господи, помоги!», «Божия Матерь, спаси!»… И Она будет помогать, потому что мы преодолели свою немощь, свой недуг. И мы будем иметь такое благо.
 Поэтому надо побороться, постараться, и все очень хорошо будет.
 – Ведь молитва – это собственно что? Это упражнение для души. Когда начинаешь делать физические упражнения, то вроде мышцы болят. Как-то тяжело. А потом поделаешь-поделаешь – и эти физические упражнения начинают доставлять радость, удовольствие: ты себя хорошо чувствуешь, ты бодр, хорошее настроение и так далее. Точно так же в духовных упражнениях – надо немножко потрудиться, превозмочь себя, и потом это будет доставлять уже не тягость, а действительно радость и удовольствие. Кажется, еще один звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте. Вас беспокоят из Йошкар-Олы. Меня зовут Надежда. У меня случилось в этом году горе – застрелился отец. Ему было 70 лет, он болел раком третьей степени, у него уже начались сильные боли, и он застрелился. 9 июля будет полгода. Мы все в очень большом шоке. Дело в том, что он, будучи больным, жил в селе, ходил и строил церковь. У него руки золотые были, он был краснодеревщиком. Он сделал эту церковь практически сам за два года: там и рамы делал, и для свечей, много чего. И когда это случилось, нам в церкви даже не продали свечи, нам не продали ни покрывала, ничего; но потом мы нашли. Сейчас нам очень тяжело, и мне бы хотелось, чтобы его разрешили отпеть. Куда мне обратиться? Какие-то церкви, может, отпевают?

 – Конечно, это великий, тяжелый грех… Вы должны это сознавать. Господь не принимает нашу молитву без благословения, особенно архиерея. У вас есть правящий архиерей. К нему нужно обратиться. Если он не благословляет, значит, нужно смиряться и так принимать. И не нужно себя высоко возносить – надо уповать на Бога и верить, что Господь все знает: что отец трудился, что он делал во благо Церкви. Все это учтется. Поэтому не нужно себя так удручать и причинять себе еще большую боль: «он делал, а его не отпевают». Действительно, в таких случаях не отпевают, никто не нарушает канонические правила – нужно смиряться. Дело в том, что болезнь, которую потерпел ваш отец, дана Богом для очищения души. Это милость Божия. Конечно, тяжело перенести страшные боли, ужасные, неприятные. Но если человек вооружается верой в Бога, что эта болезнь дана для очищения души, тем более в таком возрасте, – человек должен принимать ее со смирением, с послушанием воле Божией, и тогда болезнь становится выносимой. Она невыносима, когда мы сопротивляемся, недовольствуем: как же так – я работаю, я церковь строю, я столько добра делаю, и вдруг меня так наказали – за что, почему? Это недовольство причиняет человеку двойную боль, страдание: психическое, духовное, да еще и телесное. Это страшно, это ужасно. Часто в таких случаях человек не выдерживает и делает глупости. Но нужно всегда себя настраивать и понимать: надо всегда быть под волей Божией, смиряться перед ней и принимать все, что дается нам в жизни, как от руки Господней. И тогда придет понимание: раз воля Божия такая, значит, какие-то грехи есть, надо это нести до конца. Надо молиться, чтобы Господь дал силы перенести боль, вот о чем надо молиться. В таких случаях надо только просить Господа: «Дай мне терпения донести крест до конца». Как в Священном Писании: «Претерпевый до конца спасен будет…» Дал Господь крест – надо его донести до конца. А если не смог, совершил тяжелый грех – его не надо оправдывать: этим вы продолжаете дело недовольства и ропот на Бога вашего родителя. Поэтому смиряйтесь перед волей Божией и перед вашим Архипастырем. Ведь он тоже понимает, знает и ответственен за каждую душу.
 Есть выход из положения: что не сделал ваш отец, надлежит сделать вам – если он не имел упования на Бога, то вы имейте упование на Бога. Он не хотел понимать, что это дается Богом для очищения души: Господь хотел через это страдание дать ему еще большую славу в Царстве Божием – он этого не понял, не захотел принимать эту милость Божию. Вы это сделайте: старайтесь жить по-христиански, церковно, ходить в храм Божий каждый воскресный и праздничный день, соблюдать посты, соблюдать правила христианской жизни. Этим вы принесете радость и облегчение страданий вашему родителю. И сами получите Божию помощь, благословение Божие, благодать. Конечно, нужно совершать добрые дела милосердия, молитву в домашних условиях.
 Возможно, со временем, когда Господь увидит, что все ваши родные, близкие и весь род ради своего отца, погибшего такой страшной смертью, будет жить благочестиво и богоугодно, – помилует душу, а может и благословит его отпеть. Это нужно заслужить, чтобы его отпели. А не просто так требовать, «потому что он делал много хорошего». Слава Богу, что делал, мы благодарны таким людям, но им тоже нужно подчиняться, смиряться пред Богом.
 – Владыка, у нас звонок из Прибалтики. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Владыка, благословите.

 – Бог благословит вас.
 – Это раба Божия инокиня София из Латвии.
 – Очень приятно вас слышать.
 – Владыка, я инокиня, больная сейчас, все время служила в Даугавпилсе, в самом главном нашем соборе, служила как псаломщица. А рядом у нас маленьких много церквей. В Никольской служила как псаломщица, как регент. А теперь у меня больные ноги. Мало того, что артроз, так еще тромбофлебит. И вот теперь я не могу служить, я живу одна, у меня дети отдельно. Вот одно у меня счастье, что я вас слушаю ежедневно, все ваши передачи. Вот и живу молитвами, и вашими молитвами. Так что, Владыка, помяните меня у Святой Чаши, грешную инокиню Софию, чтобы мне Господь дал хоть немножко ходить.
 – Помоги вам Господь.
 – Я благодарю вас, благодарю всех, кто организовал этот канал, низко кланяюсь, целую ваши руки – грешная раба Божия инокиня София.
 – Спаси Господи, матушка.
 – Здравствуйте!
 – Здравствуйте!
 – Я хотел бы задать такой вопрос. Владыка, отвечая как-то в ноябре на вопрос, как поминать родителей-старообрядцев, вы ответили, что это вопрос очень непростой, так как старообрядцы были всегда против Православной веры. Пожалуйста, прокомментируйте. Это ошибка или Вы действительно так думаете?
 – Это не совсем так, что они были против Православной веры: была вражда между Православной Церковью и старообрядчеством, такое напряжение, если выражаться правильно, что мы не общались друг с другом. В те времена они не хотели, чтобы их поминали – и речи не было, чтобы их поминать в Православной Церкви, что это даже неправильно и некорректно – их поминать в Православной Церкви. А сейчас многие современные люди пекутся о своих родных и близких, о своих бабушках и дедушках и хотят поминать их в нашей Церкви. Родители выказывали недовольство православными, а мы сейчас будем их поминать? В нашей епархии так говорят: мы можем их поминать, будем стараться их поминать в наших молитвах – только когда все родные и близкие усопшего будут ходить регулярно в наши православные храмы. Тогда можно будет это сделать. А то они не ходят ни в наши церкви, ни в старообрядческие, а от нас требуют поминать. Я думаю, в виде поощрения за то, что они являются постоянными прихожанами нашей Церкви, они будут иметь право записывать своих предков, отцов, матерей за богослужением и поминать их об упокоении.
 – То есть не мы к ним плохо относимся, а они к нам плохо относились, считая нас «обновленцами», «новообрядцами», «никонианами» и так далее.
 – Да, – безблагодатными, антихристами…
 – Да, это же было, этого из истории не вычеркнешь. Хотя действительно, может, когда-то Бог даст и произойдет соединение, так же, как произошло оно с Православной Церковью Заграницей. Но надо молиться, чтобы это было…
 – Владыка, благословите! Раба Божия Надежда из Екатеринбурга.

 – Бог благословит вас, Надежда.
 – У меня такой вопрос, в дополнение к предыдущему вопросу о староверах. Я уже спрашивала Вас о своих родителях. Вроде бы я поняла, что можно мне за них молиться в храме. Знаете, Владыка, я их отпела, и мне легче стало. Могу ли я теперь заказывать проскомидию, чтобы в алтаре молились?
 – Я говорил сейчас, что если вы постоянно ходите в храм в праздничные и воскресные дни, молитесь, ваши родные и близкие так же делают, то есть обращаются к Богу, изменяют свою жизнь, – Господь, видя такое изменение вашей жизни, помилует и вас, и ваших предков, примет нашу церковную молитву.
 – И еще такой вопрос. Владыка, разъясните мне, пожалуйста. Мы память празднуем всем святым, в земле Российской просиявшим, и еще есть у нас такой праздник – новомучеников и исповедников Российских. Я никак не могу понять…
 – Разницу, да?
 – Это разные праздники?
 – Я хотел вам объяснить, что, по благословению Священного Cинода, утверждено на Поместном Соборе празднование всем святым, в земле Российской просиявшим. Но в годы лихолетия у нас было очень много мучеников, новомучеников…
 – После революции?
 – Да, после революции. Поэтому наша Церковь приняла решение почтить память всех новомучеников и установила отдельный праздник – новомученикам и исповедникам Российским, пострадавшим за Христа в годы безбожной советской власти. И когда мы отмечаем праздник всех святых, в земле Российской просиявших, в их число входят и все новомученики, потому что они тоже в России потрудились, подвизались и пострадали. Вот ко всем святым и мученикам, которые в земле Российской просияли, добавляется еще лик святых, которые в годину лихолетья пострадали за Христа.
 Наши святые угодники – это не какое-то повторение. И потом, есть еще один повод для празднования памяти новомучеников и исповедников Российских: многие пострадали тайным образом, мы их не знаем. И поэтому Святая Церковь всех прославила, всех новомучеников, а сейчас идет прославление частное. В разных епархиях стремятся узнать о страданиях и мучениях священнослужителей и мирян. Собирается материал их деяний, их страданий и мучений. И отдается в Комиссию по канонизации святых при Московской Патриархии. Комиссия разбирает эти документы и свидетельства и принимает решение – причислить ли к лику святых новомученика или надо дополнить еще материалами, чтобы полнее было. Такая работа сейчас идет по нашей стране.
 – Звонок из Магнитогорска Челябинской области.
 – 11 лет назад, будучи в браке с мужем, зарегистрированном в ЗАГСе, мы стали восприемниками при Крещении внука двоюродной сестры моего мужа. Мы в то время не были воцерковлены. Теперь мы сознательно воцерковились. Мы с мужем живем уже 30-й год и сознательно решили обвенчаться. Будет ли это являться препятствием к таинству Венчания? И если будет, что нам делать? Спасибо Вам за ответ. Здоровья Вам и долгие лета.
 – Спасибо большое. Конечно, если вы уже 30 лет прожили вместе и есть дети, вы их уже крестите и венчаете. В дальнейшем могут быть два направления: или вы в дальнейшем живете как брат и сестра в осознании своего греха, что совершилось такое нарушение каноническое, или вы венчаетесь и живете вместе, как это положено супругам. Но лучше бы вы этот вопрос решили со своим Владыкой местным или с духовником, со священником. Есть некоторые нюансы, которые нужно уточнить, чтобы правильно дать ответ на этот вопрос.
 – Владыка, откуда столько различных икон Богородицы? Этот вопрос задают многие люди, только начинающие ходить в церковь. Разве Божия Матерь не одна? Почему столько разных икон Божией Матери?
 – Действительно, Божия Матерь одна, но Она проявляет Свою милость в разных обстоятельствах жизни народа Божия, поэтому и являлась по-разному, в разных образах, в разных ситуациях, помогая людям в болезнях, скорбях, трудностях, испытаниях. Поэтому люди как видели Ее в видении, так и запечатлевали на иконах, давая образам соответствующие названия: «Утоли моя печали» или «Всех скорбящих радость», «Тихвинская» и так далее. Например, «Тихвинская», «Владимирская» или «Казанская» – это по названиям городов, где икона явилась или чудодействовала. Надо четко понимать, что Божия Матерь одна, но Она многомилостивая, много чудес совершает. И каждое чудо, которое Она совершила, запечатлено на иконах. Поэтому икон много, а Матерь Божия одна. И когда мы говорим: помолись «Казанской» иконе Божией Матери, или «Владимирской», или «Тихвинской», – мы говорим о том, что мы молимся Божией Матери одной, но именно пред той иконой, через которую Она совершила чудо. Она может совершить любое чудо, можно пред любой иконой помолиться, просто перед Божией Матерью помолиться, и Она может дать нам помощь и избавление.
 Мы знаем, какие особые чудеса совершаются через каждую икону, но это не значит, что совершает их другая Божия Матерь, или другая личность – Она одна. У нас в России более 400 наименований икон Божией Матери. Это показатель того, что Богородица – наша заступница, и Россия – действительно удел Богородицы, Она любит Россию и проявляет особую милость через разные иконы. И поэтому мы должны любить Божию Матерь и к ней обращаться, стараться жить соответственно учению Христову, чтобы не причинить Ей скорби неправильной жизнью, неправильными поступками, не оскорбить этим Ее и возлюбленного Ее Сына. Когда мы не слушаем учения, которое принес на землю Христос, мы причиняем зло и себе, и людям, и, конечно, неприятно и Самой Божией Матери, – ведь Она Ходатаица, Молитвенница пред Сыном Своим о помощи нам всем, а мы живем беспечно, не по заповедям Божиим, не по воле Божией, не по учению Христову, а по своим похотям, прихотям и грехам.  Нам нужно отречься от себя и жить по воле Божией.
 – Вопрос: «Не является ли ношение платка вне церкви, на улице, в повседневной жизни проявлением гордости? Ведь при этом отличаешься от других. Так говорит моя дочь…»
 – Это не гордость, это отступление от воли Божией. Ведь ношение платка – это установление Божие. Это не я придумал, это Господь дал повеление всем женщинам ходить в платках. И если женщина не хочет ходить или стесняется, говорит о том, что большинство не ходит, а она будет выделяться, она очень сильно ошибается, потому что нужно не смотреть на других, а смотреть на себя. Мы будем отвечать пред Богом за себя. И Господь на Страшном Суде с нас с каждого спросит. Если все нарушают волю Божию, то это не значит, что за массовость нарушения закона Божия люди не будут наказаны: будут наказаны все. Поэтому если мы боимся Бога, боимся Суда Божия, наказания, то мы должны смотреть за собой и выполнять волю Божию. Я не понимаю, почему мусульманки не боятся и не стесняются, даже маленькие и молодые. Вот они стали пред Богом, перед Аллахом, как они выражаются, и боятся, что Аллах их накажет. А почему мы не боимся Бога, чтобы Господь нас не наказал?  И смотрим на других: вот те не ходят, значит, и я не буду, зачем выделяться. А если каждый проникнется страхом Божиим и желанием выполнять волю Божию, то потихонечку и все начнут ходить, в этом ничего зазорного нет.
 – Хотелось, чтобы Владыка прояснил вопрос насчет мужского монастыря Всемилостивого Спаса. Как говорят монахини, он теперь подворье Ново-Тихвинского монастыря, чем он раньше являлся. Но где они были последние 11 лет? Монахи буквально из руин подняли этот монастырь, когда он фактически не существовал – неужели Тихвинскому монастырю мало своих территорий? Какая теперь участь спасских монахов? И где теперь искать, например, отца Петра, которому мы исповедовались? Мы очень расстроены…
 – Монахи мужского Спасского монастыря возжелали жить в новом месте, в новом монастыре. Уже утвержден Святейшим Патриархом новый, Свято-Косминский монастырь в селе Костылева, недалеко от Меркушина и Верхотурья. Этот монастырь, пустынь, называется Свято-Косминский, во имя святого Космы. И почти все монахи мужского Спасского монастыря перешли туда, там живут и принимают людей, там исповедуют – есть специальная комната, где совершается исповедь для желающих. И этот монастырь имеет довольно строгий устав, наиболее приближенный к афонскому уставу. Они совершают службы в ночное время. Где-то в 3 часа начинается полуночница, потом утреня, потом Литургия, которая кончается где-то в 8–9 часов утра. Потом трапеза, немного отдых – и послушания. Потом в 4 часа начинается вечерня, после вечерни небольшой перерыв, и в 6 часов начинается повечерие, и правило келейное, пятисотница. После этого отдых. Таким образом продолжается круг богослужений. Вот такой устав приняли на себя братия этого монастыря, приняли и живут. И, слава Богу, они довольны, рады и благодарят Бога, что сподобились жить в таком прекрасном монастыре.
 Отмечу: устав обители строгий. Женщин в монастырь не пускают. Женщин пускают только в определенную комнату для исповеди, для собеседования, для какого-то совета. Есть планы построить недалеко от монастыря храм специально для верующих, чтобы там можно было совершать богослужения и для местных жителей, жителей окружающих селений. А поскольку здание Спасского монастыря освободилось, на этом месте поселились сестры Ново-Тихвинского монастыря. Таким образом восстановилась историческая правда: действительно, в этом месте, в этом храме когда-то было подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Там была хозяйственная часть монастыря, они там трудились. И вот сейчас так случилось интересно, промыслительно, что вновь этот монастырь стал подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря. Что касается того, не мало ли сестрам помещений, то я бы хотел сказать: действительно мало, не хватает мест. Они живут на Шарташе в очень стесненных условиях, в каждой келье по несколько сестер. Там двухъярусные кроватки… Конечно, очень тесно жить им там, поэтому есть острая необходимость, чтобы они поселились в этом монастыре. И даже с этим монастырем у них проблема с жильем не решается; есть необходимость построить еще один монастырь, потому что сейчас сестер свыше 150 – это один из самых больших монастырей нашей области, епархии и нашей Церкви. Он активно развивается, поэтому есть необходимость в новых помещениях для его дальнейшей деятельности. Поэтому ничего крамольного и преступного нет, все – слава Богу. Одни люди пожелали жить в более строгих условиях, взяли на себя больший подвиг, другие приобрели помещение, где можно вести свое служение Церкви и людям, неся свой монашеский подвиг.
 – Здравствуйте! Раба Божия Татьяна из Краснотурьинска. У меня такой вопрос: у нас три года служил иерей Владимир, но он перестал быть священником. И такая же ситуация с отцом Сергием. Скажите, как правильно за них молиться и подавать записки?
 – Да, действительно, это два запрещенных иерея, но молиться за них нужно. Подавайте записки как «иерей Сергий» и «иерей Владимир»: они остаются священниками, только не имеют права служить и совершать требы, не имеют такого благословения. Поэтому молиться за них надо, конечно, им нужна наша помощь молитвенная, потому что они попали в очень тяжелую ситуацию, искушение большое. Поэтому мы, верующие люди, должны помочь нашими посильными молитвами, чтобы Господь их вразумил, укрепил и отвратил от всякого греховного, что и привело их в такое состояние, вызвавшее необходимость запретить их в священнослужении.
 – Вячеслав из Нижнего Тагила в своем звонке очень резкий задает вопрос: «Почему Владыка Викентий учит противоположному Священному Писанию и развращает народ? Вы все время говорите, что не надо никого осуждать… Как это не надо осуждать? Что ж, не осуждать блудника, пусть он дальше грешит и соблазняет других? Апостол Павел вообще призывает таких изгонять из христианских сообществ, и одобряет и хвалит такие меры по отношению к гнилым членам общества. А вы учите, что не надо никого осуждать. И не только вы, но и многие епископы, выступающие на телеканале «Союз»…
 – Есть Заповедь Божия: не судите, да не судимы будете. И каким судом судите, таким и будете осуждены. Это слово Божие говорит о том, что мы не должны никого осуждать. Вот как толкуют эту заповедь о неосуждении ближних наши святые отцы: действительно, мы должны бороться с грехом, осуждать грех, и мы осуждаем грех, но не человека, который совершает этот грех. Мы должны понимать: человек совершает тот или иной грех по своей слабости и немощи, ему нужно помочь, а грех – осудить.  Грех – язва, яд, который поражает человека и делает его рабом греха, чтобы он не имел силы противостать греху. И мы должны помочь человеку выйти из этого состояния. Мы осуждаем грех и говорим о тяжести греха, чтобы человек понял: этот грех очень тяжел для души человеческой, и возненавидел грех, оставил его, бросил и больше не возвращался к этому греху, остался чистым от греха и вселял в себя противоположные греху добродетели (противоположность греху блуда – целомудрие, в нем должно упражняться, укрепляться), – но не осуждать, чтобы не впасть самому в этот грех; как Священное Писание говорит: каким судом судите, таким и будете осуждены. Мы можем впасть сами в этот грех, поэтому и предостерегаем людей от осуждения человека, впадшего в тот или иной грех. Но грех мы должны осуждать и ненавидеть.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года

  В заседании приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, викарные епископы — архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дми-тровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Бронницкий Амвросий, Троицкий Панкратий, а также епископы Аркадий (Афонин), Никон (Миронов) и Серафим (Зализницкий). Кроме того, на собрании присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

 
Духовные поучения

Подготовительные недели к Великому посту

  Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы.   Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс