Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (469) → Проповеди на Евангельские темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Тщеславие – тонкий и опасный порок»

Проповеди на Евангельские темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Тщеславие – тонкий и опасный порок»

№4 (469) / 22 января ‘08

Духовные поучения

Слово на Евангелие от Иоанна, 5, 44 

 Ушел Господь от фарисеев и книжников, искушавших Его, и шло за ним множество народа. И все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: «Ты Христос, Сьт Божий». А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос (Лк. 4, 40–41). Запрет Иисуса объявлять о исцелениях бесноватых и других больных встречается в Евангелии неоднократно.
 Почему Христос запрещал разглашать о Его благодеяниях и чудесах? У святого евангелиста Матфея находим объяснение этому: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Это значит, что Господь был чужд тщеславия и не хотел, чтобы Его прославляли люди.
 А таковы ли мы? Кто из нас, подобно Иисусу Христу, стремится скрыть все доброе свое, кто презирает славу человеческую и ищет только славы Божией? Почти никто, ибо тщеславие — одна из опаснейших и сильнейших страстей, свойственных людям, избавиться от него весьма трудно и под силу было только святым.
 Люди страдают и от других страстей — чревоугодия, блуда и гнева, сребролюбия; но природа их такова, что, если победить эти страсти, то можно избавиться от них навсегда. А тщеславие и гордость — эти самые тонкие и сильные страсти — не похожи на остальные. Даже когда мы прилагаем все силы, чтобы избавиться от них, они не оставляют нас
 Тщеславятся все: и миряне, и монахи-отшельники. Вы, миряне, тщеславитесь тем, чему не следует придавать никакого значения: своим голосом, лучшим, чем у других, или своей телесной красотой, своим богатством, высоким и благородным происхождением, умом, успехами на поприще мирской деятельности и многим другим.
 Монахам, оставившим мир и посвятившим себя всецело служению Богу, казалось бы, нечем тщеславиться. Однако у них эта страсть проявляется в более утонченной форме. Усиливая свой подвиг, монах начинает тщеславиться тем, что в посте и молитве стал превосходить других братьев. Иного монаха поставят игуменом, и он тщеславится своим возвышением. Хотя он и молится неустанно, но эта окаянная страсть не уходит, пока он не сумеет победить ее и не станет поистине совершенным монахом.
 Бойтесь этой злой страсти! Ко всем нам применимы слова Христовы: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5, 44)? Видите, что причастниками глубокой, истинной и чистой веры могут быть только те, кто свободен от тщеславия, кто все доброе, что имеет, приписывает не себе, а Богу, ибо все воистину доброе — совсем не наше, а дар Божий.
 В Святом Писании есть два разительных примера того, как тяжко карал Господь тщеславие. Царь Езекия был самым добродетельным и праведным из всех царей Израильских. Когда царь был смертельно болен и горячо молился, то Бог за его добродетели отсрочил его смерть на пятнадцать лет. Царь Вавилонский, узнав о его болезни, для выражения соболезнования прислал к нему своих приближенных с богатыми дарами. Выздоровевший Езекия в тщеславном желании показать посланникам царя свое могущество и богатство, открыл им все сокровища свои. Когда ушли послы, пророк Исайя спросил Езекию: «Что это за люди приходили? О чем ты говорил с ними? Что показывал им?» Езекия должен был признаться, что показал им все свои сокровища. Тогда святой пророк объявил ему Суд Божий за его тщеславие: «Все твои богатства будут увезены в Вавилон, а народ твой будет уведен в вавилонский плен!» (Ис. 38, 39).
 И другой пример, не менее яркий. Царь Озия, дед Езекии, до крайности превозносился своим могуществом и блистательными победами над соседними враждебными народами. В своей гордости и тщеславии он дошел до того, что вошел в Иерусалимский храм с намерением кадить во святилище. Сбежались первосвященник и множество священников и с ужасом уговаривали царя не совершать такого святотатства. Но он лишь разгневался на них и не оставил своего намерения. В тот момент, когда уже поднял руку для каждения, он вдруг весь покрылся проказой и до конца дней своих жил в заточении в отдельном доме, передав правление своему сыну.
 Да устрашимся мы этих примеров грозного Суда Божия над тщеславными. И да последуем смиренным, как велит нам Христос, Спаситель наш, Ему же слава во веки веков! Аминь.

10 января
1948 года

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

 Жил-был один парикмахер. Как-то, подстригая клиента, парикмахер разговорился с ним о Боге.

 
Духовные поучения

Проповеди на Евангельские темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Спасительна лишь действенная вера»

Слово на Послание святого апостола Иакова, 2, 14–26  В сердца свои вложите важные слова, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), ибо и лютеране, и отделившиеся от них сектанты не понимают должным образом того, что говорит апостол Иаков.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс