Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (469) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№4 (469) / 22 января ‘08

Архипастырь

 – Владыка, Светлана из Воронежа спрашивает, как относится Церковь к передаче по телеканалу ТНТ «Битва экстрасенсов»? Там они, демонстрируя свои способности, соревнуются, кто сильнее.
 – Очень плохо относится.

Это демонстрация бесовской силы. Все очень просто сказано и доходчиво, я думаю. И не нужно как-то особо относиться к этой программе и смотреть, потому что это очень опасно для душевного и телесного здоровья, психики человека. Нам необходимо как можно больше приблизиться к Богу, чтобы с помощью Божией устоять перед всеми искушениями, испытаниями, соблазнами этого мира – вот это наша задача. А приобретать какие-то сверхъестественные силы никому не надо, это даже вредно. Вот поиграются, побьются, а потом будут мучиться, и мучиться очень тяжело. Человеку, который служит Богу, Господь дает здоровье, счастье, радость, мир, всякое благо – уже на земле дает. А у человека, который служит дьяволу, – и боль, и страдание, а главное – такое страдание души, которое нельзя сравнить ни с какими страданиями тела. Вроде здоровый, сильный, крепкий, а душа у него страдает, мучается. Поэтому лучше потрудиться, чтобы приобрести здоровье души через исполнение воли Божией и приближение к Богу, Который дает нам благо, а не идти по пути служения дьяволу, который приносит болезни, трудности, испытания, боль. Бьет нас дьявол немилостиво.
 – То есть лучше сразу выключать телевизор, когда такие передачи…
 – Лучше выключать.
 – Сергей из Екатеринбурга интересуется: по какому принципу награждаются священнослужители? Например, один служит как все, ничего особенного не делает, и его награждают, а другой очень много лет приводит много людей к Богу, в храм, а у него нет никаких особых наград. Почему так?
 – Не совсем так. Я думаю, человек, который так говорит, считает, что он правильно замечает. Но на самом деле Правящий Архиерей лучше знает ситуацию, особенности, и не дает награду, которой, казалось бы, священник достоин. Не случайно Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете». Потому что мы многого не знаем, а Господь все знает. А мы судим по тому, что мы видим. На самом же деле все просто. Есть причина, которая не разглашается. Священник служит, и это уже ему награда. Потому что каждый имеет грех, и не должен служить, так как есть этот грех. Вот служение и есть награда, и чтобы ее иметь – надо потрудиться. Поэтому Архиерей лучше знает. Отдавайте все на волю Архиерея, он лучше знает и пред Богом за это отвечает – он знает, кому что давать, как давать и когда давать.
 – Еще один вопрос про духовенство. Владыка, скажите, почему священник вдруг стал служить без наперсного креста? Он что, наказан? Многих прихожан это смущает.
 – Да, есть такая мера наказания для священника за какие-то канонические нарушения; она дается для исправления.
 – Крест снимается?
 – Да.
 – То есть он служит, но до исправления без наперстного креста?
 – До исправления, да.
 – Владыка, несколько богословских вопросов, но очень интересных. Из Оренбурга вопрос – это с интернет-форума «Православной газеты»: «Что такое ад? И будет ли в аду больно? Сказано: «Сыны царства будут извержены во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов». Еще сказано: «И ввергнуты в печь огненную, и там будет плач и скрежет зубов». Если говорится «тьма внешняя» – значит, там темно, но ведь в «печи огненной» должно быть светло. Так темно в аду или светло? Или Евангельские притчи – это просто поэтический образ, а не буквальный?»
 – Есть разные состояния адских мучений. Есть огненная печь, есть тьма кромешная, где ничего не видно, есть места, где очень жарко и очень душно, по нашему представлению. То, что есть в духовном мире, мы знаем отчасти, но знаем, что это больно, страшно. Это страдания, а страдания – это боль, это действительно страшные мучения. Мы знаем из современной нашей жизни, что когда болит душа, это очень тяжело, а там обнажается душа в полноте ее страдания, там такие страдания, которые нельзя передать человеческим языком; очень сильные боли.
 – Душевные или телесные?
 – До Второго Пришествия Христа Спасителя только одна душа страдает, а когда будет Второе Пришествие, то соединится душа с телом, и если она в аду, то вместе с телом будет страдать. Потому что вместе с телом грешила. И наоборот, вместе с телом будет радоваться, потому что вместе с телом делала добро.
 – Лидия из Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа позвонила: «Во время Страшного Суда могут ли быть помилованы люди, которые сейчас в аду, и даст ли им Господь возможность покаяться? Или это уже невозможно?»
 – До Страшного Суда мы имеем возможность каяться, вот почему Церковь молится за усопших, чтобы Господь их помиловал, простил и вывел их даже из глубины ада. А после Страшного Суда Господь определит раз и навсегда, кому вечные мучения, кому вечное блаженство.
 – То есть до Страшного Суда можно за усопших молиться, потому что у них есть надежда на спасение?
 – Да.
 – Александр спрашивает: «Гнев и ропот… Отчего иудеев все раздражало в Господе и Его учениках? Отчего даже ученики Иоанна Крестителя роптали на апостолов?»
 – Потому что Господь говорил: «Я не от мира сего». Если был бы от мира сего, то мир бы Его любил. А Господь говорил больше о Царстве Божием, о Царстве благодати, о Царстве вечном, о вечной жизни. А люди этого не понимали, к сожалению, поэтому ненавидели. Господь и говорил: «Меня ненавидят, и вас будут ненавидеть».
 – Следующий звонок из Петербурга: «Меня зовут Людмила. Мы с мужем живем очень долго, и батюшка нам посоветовал обвенчаться. Мы это сделали, и после этого у нас начались неприятности. С чем это может быть связано? Муж сразу же потерял работу, стал очень болеть. И я в смятении нахожусь сейчас и не понимаю, почему это происходит».
 – Это происходит потому что вы очень долго ждали таинства Венчания. Ведь по нашему церковному правилу необходимо венчаться сразу, как зарегистрирован брак. Прошло столько времени, конечно, это тоже в какой-то степени грех – жить в неблагословленном Церковью браке. Господь посылает вам такое испытание (если вы почувствовали с самого начала, что есть изменения в жизни не по вашей воле), чтобы омыть, очистить этим горем и страданием прежде совершенные грехи. Поэтому вы не должны смущаться, а должны даже радоваться и благодарить Бога, что Господь дал вам возможность очистить свою душу, терпением и смирением, послушанием воле Божией Господь очистите грех. И чем быстрее вы начнете именно так относиться к вашему горю, тем быстрее горе пройдет, быстрее пройдет это испытание. Конечно, человек, получивший такое таинство, хочет, чтобы жизнь стала еще лучше, без бед и скорбей. Но тут воля Божия другая немножко: Господь о другом думает – о нашем вечном спасении, вечном счастье, блаженстве, о вечной радости. Поэтому дает нам некоторые испытания здесь, на земле, чтобы через это получить в вечности. Если мы не будем роптать, недовольствовать, гневаться, раздражаться – мы освободим душу от тяжести, и Господь пошлет освобождение от тех трудностей и испытаний, которые вы сейчас имеете, даст и работу, и все возвратится на свои места, и будет даже еще лучше.
 Посмотрите, например, на житие Иова Многострадального. Сначала Господь дал ему много радостей и утешений, потом забрал все. И когда забрал, Иов не унывал и не отчаивался, не роптал, а говорил: «Господь дал, Господь отнял. Буди Имя Господне благословенно вовеки». Если мы будем так поступать, то, я думаю, возвратится благое еще в этой жизни, что вы сейчас в какой-то степени потеряли, возвратится в сто раз больше. А за ваше терпение, преданность воле Божией Господь даст Царство вечное и блаженное. Поэтому так поступайте и, я думаю, все встанет на свои места, все хорошо будет.
 – Владыка, подскажите, пожалуйста… Я хожу часто в храм. И когда ребенок был еще маленький, годик, тоже ходила. Нас два раза с ним выгнали из храма, пока мы ждали Причастия, из-за того, что он заплакал. Правильно ли это? И второй вопрос: мы дома молились, и у нас упала свечка. Пока мы заметили, что она упала, у нас обгорела маленькая икона Феодоровской Божией Матери, а вторую иконку мы успели спасти. Как это можно растолковать? Спасибо.
 – Надо быть повнимательнее к тому, что вас окружает, и осторожнее с огнем, со свечкой, с лампадкой, чтобы не сделать пожар, не дай Бог, в доме. И слава Богу, что все обошлось хорошо! Когда горит свечка, мы должны далеко не уходить, пока она горит. И если мы куда-то уходим, нужно ее погасить, чтобы она не упала и не случались такие тяжелые ситуации. А то, что выгнали вас из церкви, когда ребенок заплакал… Я думаю, что мы все должны понимать и нести тяготы друг друга. Хотя, конечно, ребенок есть ребенок, он может заплакать или забегать, или куда-то пойти. За ним надо постараться смотреть матерям или отцам, чтобы даже в церкви не оставлять его воспитания. Где-то приструнить, с любовью сказать, чтобы он понимал, что в церкви нужно быть более внимательным, спокойным и степенным. Это тоже труд, и это тоже благо. Господь благословляет таких родителей. Не думайте о том, что они мешают молиться, потому что дети, приходящие в церковь, тоже питаются Духом Божиим, укрепляется их душа. И когда повзрослеют, смогут сопротивляться злу благодатью Божией, которою напитана душа в детстве, во время пребывания в церкви. Это очень важно, чтобы дети приходили в церковь. Но я думаю, что священники тоже должны с пониманием относиться к детям, не обращать внимания на их плач, шалости. С другой стороны, родители должны стараться их придерживать, чтобы дети были приучены находиться в церкви со страхом Божиим и уже с детства стоять пред Богом более внимательно.
 – Владыка, Екатерина из Талицы уточняет: в апреле в программе «Архипастырь» Вы сказали, что православным в старообрядческую Церковь ходить не надо, но не объяснили, почему? И могут ли старообрядцы ходить в православный храм? Возможно ли объединение старообрядцев с Московским Патриархатом, как недавно состоялось объединение с Зарубежной Церковью?
 – Я говорил, что не надо православным идти в старообрядческую церковь, потому что у нас есть свои храмы. Если бы у нас не было храмов, было бы оправдание: раз нет, то хотя бы в старообрядческую зайти – как это было в свое время со старообрядцами, которые не имели своих храмов, поскольку не было такой возможности, и они приходили к нам и молились и даже к таинствам церковным приступали. Сейчас у нас достаточно храмов – если не в одном, то в другом можно помолиться. В городе можно на любом транспорте приехать в храм, на каком бы расстоянии он ни находился. Поэтому нет причины не ходить в православный храм.
 Конечно, у нас есть некоторые особенности, из-за которых старообрядцы к нам не хотят ходить; они считают, что мы не имеем той благодати, которую должна иметь Церковь. Мы считаем, что у них прерывалась преемственность апостольской благодати священства – тоже очень важный момент, который нас волнует. И я думаю, что если мы будем молиться и просить у Бога помощи, то Господь даст такое время, когда найдется возможность объединить усилия и приблизить это единство. Для этого нужно молиться. Слава Богу, что Господь дал нам такое благо, радость – подписан Акт о присоединении Зарубежной Православной Церкви к Матери-Церкви. И это для нас хорошо, очень радостно, приятно. Мы надеемся, что общими усилиями, стараниями уже увеличенной Церкви Господь услышит наши молитвы, чтобы уврачевать и этот недуг.
 – Наталья из Екатеринбурга уточняет по поводу программы «Беседы с батюшкой»: священник сказал, что Христос отменил субботу; и вот она спрашивает: «Как и когда Христос отменил субботу?»
 – Мы говорим, что Господь установил субботу, когда Он совершил великое дело – сотворил мир видимый и невидимый. И в седьмой день Он почил от всех дел Своих. Господь совершил великое дело и радовался о Своем доброделании. И Он установил этот день – день радости, утешения, совершенного дела. Он увидел, что «добро зело», то есть очень хорошо, и радовался этому. Но, к сожалению, человек пал и разрушил это «добро зело», расстроил гармонию мироздания Божия; ее нужно было восстановить. И пришел на землю Христос Спаситель, Который восстановил нашу падшую природу. Восстановил чем? Своим Воскресением. Он воскрес преображенным, обновленным телом, в котором Господь взял на себя все человеческие грехи, пришел уже очищенным и обновленным, омытым Кровью Своей, поднял его одесную Бога Отца. В этом и есть смысл того, что суббота стала как бы второстепенной; важно, что восстановилась падшая наша природа – это великое дело. Поэтому мы сейчас больше празднуем воскресенье: совершилось великое, преславное чудо – Господь восстановил то, что наши прародители расстроили своим падением.
 – Суббота – это больше ветхозаветный праздник…
 – Да, суббота – это как раз творение «добро зело», но оно было утрачено в момент нашего падения. А Воскресение Христово это восстановило, и этот день стал праздничным, первым днем недели, выходным, как мы сейчас говорим.
 – Если дословно отвечать, то Христос отменил субботу Своим Воскресением…
 – Да.
 – Владыка, нас смотрят в Перми, и сейчас звонок в студию из этого города. Здравствуйте, мы слушаем вас.
 – Я хотела бы задать вопрос. Если бы Вы были духовником у прихожанки, благословили бы Вы ее на брак с католиком? И при условии, что католик примет нашу веру? Или все же католик с православной не могут быть в браке?
 – Самое идеальное – если человек любит свою православную жену, то примет Православие и повенчается, это идеальный вариант. Этим предотвращались бы все возможные в будущем трудности и искушения из-за веры. Но не воспрепятствуется, если будут жить вместе католик и православная. Главное, чтобы жили в мире и согласии. Это тоже благословляется, но еще раз скажу, что в идеале нужно, чтобы этот человек принял Православие, венчался, и был бы благословленный Богом брак.
 – Владыка, у нас звонок с Кубани. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
 – У нас к Вам такой вопрос: старший сын окончил 9 классов и желает продолжить обучение в духовной гимназии, а затем в духовном училище или семинарии. Где можно узнать конкретно адреса или телефоны и вообще возможность проживания? Мы иногородние, есть ли вообще возможность проживания для сына?
 – Я не знаю, как в Кубанской епархии, но что касается Екатеринбургской епархии, то я могу сказать: у нас есть и духовное училище, и духовная семинария. Но поскольку ваш сын окончил только 9 классов, ему нужно обязательно окончить 11 классов, потому что в семинарию без среднего образования не принимают. В нашем духовном училище мы принимаем ребят, которые не имеют полного среднего образования. Они в училище заканчивают 11 классов, одновременно учат богословские предметы. И если они хорошо осваивают эти предметы, то могут поступить сразу во второй класс семинарии. Может быть, и в вашей епархии есть – ваша епархия тоже очень большая, там тоже очень много хорошего и интересного, в том числе и училище, может быть, и гимназия там есть. Нужно обратиться в Епархиальное управление, к батюшке местному, он подскажет адреса училищ. По-моему, даже в нашем церковном календаре есть адреса училищ. Выбирайте по вашему вкусу, желанию, как вам удобнее. Но если сын хочет в семинарию, ему нужно обязательно окончить 11 классов.
 – Наверное, Владыка, стоит сказать, что как раз скоро начнутся приемные испытания и в духовные училища, и в духовные семинарии, поэтому надо, наверное, подинамичнее определяться тем молодым людям и их родителям, которые хотят идти по духовной стезе. И если вы хотите это делать в Екатернбургской епархии – в Верхотурском духовном училище, в Екатеринбургской духовной семинарии, то можете позвонить по телефону канцелярии епархии: (343) 269–75–37. Вам там подскажут телефоны Верхотурского духовного училища и Екатеринбургской духовной семинарии. Там есть и проживание, потому что это не только образовательные учреждения, но и воспитательные. Узнаете все правила приема, время приема и все, что необходимо…
 Вопросов поступило очень много, мы не ответили еще даже на четверть из того, что пришло на сегодняшний день. Но у нас есть звонок…
 – У меня такой вопрос к Вам, Владыка. У меня есть желание дарить своим родственникам – детям, внукам – иконки, чтобы их к Богу приблизить. Но можно ли их дарить? И какие иконки?

 – Можно дарить, конечно, и нужно дарить. Вы расскажите им, что значит та или иная икона и как к ней относиться, как ее почитать, чтобы они знали и не бросали ее куда попало, а с благоговением относились к святыне. Тогда, конечно, это будет им во благо и вам, как ваше благословение им. Мы знаем, что многие еще в годы войны получали иконки, даже когда была атеистическая власть, атеизм бушевал. Бабушки, дедушки дарили иконочки и, казалось бы, человек относился к вере поверхностно, но иконочка помогала и даже спасала жизнь в годы войны. Тем более сейчас эта икона может помочь человеку в разных нуждах, скорбях, болезнях и даже в приобретении веры. Имея святыню, человек будет с благоговением относиться к ней в своей жизни, хотя, может, ничего не понимая, ничего не зная. Но если с почтением, уважением относиться к святыне, то Господь пошлет благодать и просветит ум, сердце, и приобретет человек и веру, и благоговение, и молитвенный настрой… Так что это очень важно, нужно и полезно. Конечно, это очень много даст: вы дали икону и будете молиться, чтоб Господь через эту икону дал близким здоровье, счастье, радость, избавление, веру и крепость сил и жизнь по вере.
 – То есть: дарите иконы друг другу!
 – Да.
 – Галина из Челябинска спрашивает: почему в одних случаях престарелые родители уходят в иной мир легко и быстро, а другие мучаются сами и сильно обременяют своих детей. У моих знакомых дочь неверующая, и ей очень тяжело ухаживать за своей матерью. Что делать? Как обрести мир и покой всем?
 – Конечно, очень тяжело, когда близкие тяжело умирают. И, к сожалению, люди, не понимая смысла страданий, отчаиваются, унывают, даже заканчивают жизнь самоубийством. Это очень опасно и тяжело, потому что Господь дает возможность в последние минуты, мгновения жизни человека на земле через страдания исцелить и очистить свою душу от грехов, чтобы уйти в иной мир очищенными, радостными – туда, где не будет болезней, не будет скорбей. И нужно настроиться так: чем больше страдания, тем больше очищение, тем больше омываемся. И если так мы себя настроим, то легко перенесем эти трудности, болезни. Если мы этого не знаем, то невыносимые, тяжелые боли – это плоды нашего неверия, нашего безбожия. Поэтому когда нас постигают страдания, мы не знаем, как перед ними устоять. И боимся, и мучаемся, и страдаем. Поэтому очень важно думать о своей старости, о смерти еще в детстве, юношестве. Когда молодые грешат, развратничают, занимаются всякими безобразиями – нагнетают такую тяжесть греховную, что душа мучается. Не может выйти из тела, потому что грехи не пускают и их нужно очистить… Господь милосерд к нам и хочет, чтобы мы не ушли в таком состоянии из жизни.
 – То есть болезнь – это время для покаяния?
 – Да, это время на покаяние, но человек этого не понимает и думает: «Вот со мной случилось, почему я такой (или такая), что мне послано?». Поэтому я говорю, что нужно постоянно думать о чистоте своей души, чтобы душа через покаяние была очищена, омыта от грехов, и этим Господь бы дал нам мирную, как мы молимся, христианскую кончину жизни нашей.
 – Есть звонок, Владыка, но с сотового телефона, поэтому, может, не очень хорошо будет слышно. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 – Алло, добрый вечер. Владыка, благословите!

 – Бог благословит вас.
 – Скажите, пожалуйста, как отличить дар Божий от того, что дает лукавый?
 – Во-первых, дары Божии Господь дает человеку за большие труды, подвиги, отречение от себя, от всего мирского, за подвиг смирения. Основа этих даров – смирение. Потому что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать – когда есть добродетель смирения и человек перестал гордиться своими заслугами. Когда он считает, что это не его, а Божие, тогда Господь дает какие-то дары: дар исцеления, прозрения, совета, много-много даров. И, конечно, человек, который трудится над собой и возделывает свою душу, искореняет из своей души все сорняки, не думает о том, чтобы получить дары какие-то. Он думает о спасении, а Господь Сам дает ему. И часто бывает, что он сам этого не хочет и не видит, а люди это замечают. И он говорит: «Это не мое – это Господь».
 – Бежит от этой славы…
 – Да, бежит от этой славы. Господь милосерден, Он хочет через этого человека дать какое-то благо тому, кто нуждается в помощи. Сейчас же современные экстрасенсы считают, что они от Бога имеют дары. Это они считают только, а на самом деле все не так. Они руками машут, провидят, видят, слышат, что-то замечают и думают, что это от Бога. У них и свечка горит, и иконочка рядом: «Вот, я с Божией помощью». Таких даров не бывает. Сколько я знаю святых отцов, только трудами достигли они таких даров.
 – Причем невероятными трудами!
 – Да, невероятными трудами. Взять преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Например, пришел к преподобному Сергию человек, принес больного младенца, и тот скончался. И человек в отчаянии и горе бросил его святому: делай что хочешь. Сергий взял и помолился, и Господь услышал его молитвы. И сказал он человеку: «Иди домой, только никому ничего не говори, пока я жив». Он пошел в радости, что оживили его сына и тот выздоровел. Конечно, это великая радость. Вот и сам Христос Спаситель так говорил: «Никому не говори, что Я сделал». Вот как Господь показывает пример нам, как нужно принимать дары и иметь их в сокрушенном, смиренном сердце. А когда человек получает дары так просто…
 – И с гастролями ездит по Дворцам культуры…
 – Да, разукрашенный весь, расфуфыренный. Какой у него подвиг, за какой подвиг он получил эти дары? За гордость свою получил? Да, получил за гордость, только не от Бога, а от дьявола. Нет третьей силы: есть Божественная и бесовская.
 – Либо, либо…
 – Божественную силу можно только через смирение получить, через подвиг большой, а бесовскую – спокойно и легко…

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий благословил установить новое празднование в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, – 18 ноября

 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Календарного отдела Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.  До настоящего времени в официальном церковном календаре были отмечены две даты памяти Святейшего Патриарха Тихона – день преставления (7 апреля) и день прославления в 1989 году (9 октября).

 
Духовные поучения

Дар прозорливости святой Блаженной Ксении

 Вот те случаи обнаружения дара прозорливости рабы Божией Ксении, которые надежно хранит народная память. * * * Однажды приходит в гости к купчихе Крапивиной блаженная Ксения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс