Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– «Владыка, ответьте, пожалуйста, как родственникам помочь человеку, который лишен совершенно чувства покаяния? Не признает никаких авторитетов, ни священника, ни родственников, и своими поступками, образом жизни наносит вред не только своему здоровью, но и своей жизни. Молюсь за этого человека и боюсь, как бы самой не повредиться.
Она так плохо закончит».
– Если вы будете молиться, то Господь так устроит, что все будет хорошо. Поэтому надо молиться с надеждой, что Господь имеет такую возможность, силу подействовать на него, чтобы он изменил свой образ жизни. Вот так, с надеждой на его спасение, нужно молиться, а там как Господь даст. Конечно, Господь не может насиловать его волю, но могут случиться такие обстоятельства, из-за которых он совсем изменится и станет по-другому относиться к жизни и к вере нашей Православной.
– Раба Божия Ольга, поселок Рефтинский: «Муж убирает из квартиры иконы и православные календари, он не верующий. Как мне себя вести и как замолить этот грех?»
– Конечно, это очень тяжелый случай. Терпеливо переносить этот недуг, немощь своего мужа, и молиться за него, чтобы Господь его посетил Своей милостью, Своей благодатью и обратил к вере, к церковной жизни. Это может не сразу случиться, но надо надеяться, что Господь рано или поздно совершит такое изменение в душе и ситуация исправится. Поэтому нужно с надеждой, с упованием на помощь Божию молиться и надеяться, что все встанет на свое место.
– Елена из Ханты-Мансийска: «У меня дедушка был старовером, после его смерти сохранились иконы. Но позже дом сгорел вместе с иконами, остались обгоревшие; что мне с ними делать? Выбросить я их не могу. Можно ли их держать в доме, можно ли их реставрировать?»
– Реставрировать можно, если они поддаются реставрации, это было бы очень хорошо. В Тобольской епархии при Тобольской духовной семинарии есть очень хорошая иконописная мастерская, где есть реставрационный отдел; там реставрируют древние иконы или иконы, нуждающиеся в реставрации. Поэтому нужно обратиться в Тобольскую духовную семинарию, и, я думаю, если специалисты сочтут возможным их отреставрировать, если они поддаются реставрации, то они сделают это с большой радостью.
– Следующий звонок, Владыка, из Самары, сорвался, а вопрос был такой. Насколько я понял, молодой человек дружит с мусульманской девушкой. И что делать? Расставаться или жениться?
– Обычно так у нас бывало в России, когда молодой человек или девушка женились или выходили замуж за человека с другой верой, то они имели такую возможность, силу, знание, умение, чтобы этот человек принял Православие. Это мы видим в лице самого Царя Николая II страстотерпца: он тоже хотел жениться на девушке неправославного вероисповедания, но он так с ней побеседовал, так на нее повлиял, и так много, наверное, молился, что Господь ему помог, чтобы она стала православной. Видите, даже достигла высокой святости, и мы ее прославили как святую Русской Православной Церкви. Поэтому, конечно, это возможно. А если невозможно, то не допускается, чтобы жили вместе, потому что будут возникать религиозные проблемы. Если это случится, то, по нашим правилам, человек имеет право развестись. Но трудности, которые может человек пройти в семейной жизни, он должен хорошо сейчас обдумать: сможет ли он их пройти или нет. Поэтому есть еще пока возможность самому все взвесить – как он сможет, сможет ли он жить с мусульманкой? Если сможет, то слава Богу, а не сможет – значит, надо думать.
– Федор Семенович, Карельский перешеек: «Есть радио, которое транслируется из Америки на русском языке, там есть Евангельские передачи. Как относиться к проповедованию Евангелия с их стороны?»
– Я так понимаю, что это сектанты проповедуют?
– Американское какое-то радио…
– Если сектантское толкование, то, конечно, мы знаем: толкование у них не православное, не соответствует православному учению. И если мы будем слушать, то можем впасть в какое-то заблуждение. Поэтому у нас есть наш канал, на котором можно посмотреть передачи с толкованием на Евангелие.
– Каждый день…
– Да, каждый день, поэтому есть возможность послушать и укрепить в себе знания Евангельского учения.
– Притом что, если Федор Семенович смотрит телеканал «Союз», живя на Карельском перешейке, то он его там смотрит со спутника, и на этом же спутнике, где телеканал «Союз», вещает и радио «Воскресение» Екатеринбургской епархии. Вы можете прекрасно слушать либо радио «Воскресение», либо смотреть программы телеканала «Союз». И там, и там есть Евангельские чтения…
Алла из Саратова спрашивает: «В организации, в которой я работаю, прослеживаются коррупция, злоупотребление, подлоги и просто, с моей точки зрения, преступная деятельность, идет воздействие на сотрудников. Мне как православному человеку, христианину как вести себя в данной ситуации? Какую позицию мне занять? Молча ждать других времен или бороться за правду?»
– Я думаю, нужно быть православной, жить по-православному, делать все по правде Божией и быть примером для других, а остальное, что они там делают, это их проблемы, их трудности. А если увидят в православном человеке пример добродетельной жизни, и что у нее все получается хорошо, то люди поймут, что можно без лукавства, без обмана, без других ухищрений вести свою работу, чтобы это было полезно для предприятия. Поэтому наш пример христианский, православный, может все переменить.
– Город Катав-Ивановск, Зинаида: «Моего сына убили в воинской части, сорвав с него крест. Батюшка говорит, что на нем теперь светлый мученический венец и он молится за нас на небесах. Я хотела бы знать, может ли такое быть? И как мне, матери, молиться за своего сына и за его убийц?»
– Действительно, если он был убит так, то Господь помилует этого человека и простит многие согрешения, которые он совершил. Потому что он умер насильственной смертью, тем более что это было связано с верой, с Животворящим Крестом Господним. Может, была такая борьба, что он не хотел снять крест, а его насильно заставили. Это тоже очень большое дело, это исповедничество Православия. За это Господь, конечно, его помилует. Мы сейчас можем за него молиться, чтобы Господь, если этот человек совершил какие-то еще грехи, простил его. Молитва матери имеет очень большое значение для усопшего; поминать его нужно за богослужением. И мы знаем: если человек угодил Богу, и Господь принял его в Царство Божие, если мы за него молимся, то он за нас молится. Вот такая есть связь, так что мы, молясь за усопшего, поминая его за богослужениями, совершая панихиды и другие молитвословия о его упокоении, приобретаем молитвенника на небе, и он молится за нас. Нужно молиться, конечно, и тем успокаиваться, что действительно Господь взял его в Свою обитель, где он испытывает и радость, и утешение, и благоволение Божие. А для матери это отраднее всего слышать, знать, что ее сын находится в хорошем, благодатном месте, в Божественном месте.
– Вопрос от жителей поселка Исток: «Будет ли – и когда – в поселке храм?»
– Это зависит от жителей поселка… Когда будет храм? Это все от них зависит. Там есть место под строительство храма, нужно как-то объединить усилия, собрать такой Попечительский совет, избрать одного активного человека, который бы мог вести работу по узаконению этого места, по сбору средств, по строительству храма. Так что это все от людей зависит: нужно активизировать свою деятельность, тогда храм будет быстрее строиться.
– У нас звонок из Тавды Екатеринбургской епархии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– У меня вопрос: «Если отец умер некрещеным, будет ли сын спрошен на Страшном Суде за это и будет ли нести ответственность за отца? Если сын крещеный, но неверующий».
– Отец, конечно, будет отвечать за себя, потому что он отец, а сын будет отвечать за свои грехи, за свои дела, которые он совершил в этой жизни. Обычно мы говорим, что родители отвечают за своих детей на Страшном Суде, но не дети. Сын не был причиной смерти своего отца, поэтому он не может отвечать за его грехи; он будет отвечать за свои поступки. Тем более если он еще не верующий – он должен как-то подумать о себе, о своем отце, молиться за него, чтобы помочь ему в его скорбях, если он в своей жизни согрешал и нуждается в молитве. Вот это обязанность сына к своему отцу, за это может отвечать, только за то, что он обязан молиться, обязан помочь своему отцу, а он этого не делает. Это и есть нарушение Заповеди Божией о почитании родителей. А в остальном отец сам будет отвечать за себя.
– Виктор из Екатеринбурга спрашивает, как относиться к стриженым и бритым священникам?
– Относиться как к обычному священнику: хотя он и стриженый и бритый, все равно он священник, на нем есть благодать священства. На это не надо обращать внимания, это дело самого священника. Конечно, у нас есть благочестивая традиция в нашей Церкви, чтобы священники и диаконы носили бороды, носили волосы. Но не все, к сожалению, священнослужители следуют этой традиции; тут насиловать мы не можем. Но относиться надо к нему как к священнику, потому что он имеет благодать священства.
– Владыка, звонок из Алапаевска. Говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Вас беспокоит раба Божия Екатерина. Владыка, я онкологически больная, прошла химию и облучение, работаю, у меня третья группа инвалидности. Третий год уже живу, у меня третья стадия онкологии. Я соблюдала пост, а потом простыла и заболела, и опять пост нарушила. Как мне его соблюдать: строго, нет? Я сколько обращалась, мне никто не может сказать точно. А у врачей я не спрашивала, мне как-то не до этих вопросов. Как Вы считаете? Я понимаю, что хорошо блюсти пост, а если по болезни? Я просто все время чувствую себя грешной, что нарушаю этот пост. И у меня уныние.
– Если вы питаетесь постной пищей, это же не тяжело для вашего здоровья? Если та пища, которую можно употреблять в пост, не может укрепить здоровье, в таком случае, конечно, нужно прислушаться к совету врачей и кушать ту пищу, которая необходима, потому что это довольно серьезная болезнь. И пища, которую предписывают врачи, как раз к тем лекарствам, чтобы поддержать свое здоровье. Это очень серьезно, с этим не нужно шутить. И, конечно, каяться пред Богом, что не совсем есть возможность соблюдать пост, который сейчас предназначен нам, – это хорошо, это нужно; но не надо впадать в отчаяние, в уныние, потому что Господь знает наши намерения, знает, что мы хотим поститься, но не можем по своему состоянию здоровья. Поэтому не надо себя так сильно удручать и приводить в состояние уныния. Покаяние Господь принимает, прощает и покрывает Своей любовью.
– Следующий звонок из Екатеринбурга. Говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Скажите, пожалуйста, в тяжелое время мне пришлось крестик продать. Не сильно ли я согрешила? И что теперь мне делать?
– Конечно, крестик – это наша сила, наше ограждение, наша помощь. Все равно вы должны иметь при себе крестик, носить крестик, потому что он дан нам при Крещении. И мы не имеем права его снимать и лишаться того великого блага, которое у нас есть. А что вы, в силу таких сильных материальных проблем, продали и купили другой…
– Там, скорее всего, речь о золотом шла…
– Может быть, да. Если вы купили другой, попроще, из простого материала, то это нормальное явление, ничего особо предосудительного нет, потому что ситуация так сложилась. Но крест все равно нужно иметь при себе обязательно.
– Николай из Ленинградской области задает вопрос: «У меня день ангела 9 августа, а в этот день появилась память второго Николая, видимо, кого-то из новомучеников, скорее всего. Кто теперь мой святой?»
– Нужно продолжать почитать того святого, в честь которого крестили. И то, что есть другой святой с таким именем, уже не имеет значения. Мы должны почитать того, в честь кого получили имя при Крещении.
– Ольга из Полевского спрашивает: «Я, заплатив большие деньги, прошла в Москве курс обучения по экстрасенсорике и ясновидению. Мне выдали сертификат, но практикой я не занималась и сейчас решила бросить это. Что мне делать с учебниками, по которым я училась, с сертификатом? И вообще, что мне сейчас делать в первую очередь?»
– В первую очередь нужно прийти в Церковь, исповедаться, осознать глубоко свое падение духовное, потому что учение о ясновидении – это учение не Божественное; если прямо сказать, человек учился общаться с бесами, с дьяволом. Это очень опасно, и дай Бог, чтобы Господь хранил, оберегал и чтобы вражья сила не коснулась сердца этого человека и не причиняла ему никаких трудностей и сложностей. Но, к сожалению, бывает так, что дьявол мстит и преследует человека, долго преследует и много мучает, потому что человек отрекается от обещания ему служить и содействовать. Поэтому книги и сертификат (это связь с силой бесовской) нужно уничтожить, чтобы эти предметы не были проводниками вражьей силы на самого человека. А главное – нужно идти в Церковь, исповедоваться, получить нравственные советы, как дальше себя вести, чтобы жить по-христиански, жить по воле Божией, чтоб больше к этому не возвращаться.
– Марина из Ахтубинска Астраханской области спрашивает, как правильно, когда и во сколько, начинать и заканчивать постные дни среды и пятницы? С ноля до 24 часов или как богослужение в Церкви – с вечера до вечера? То есть когда начинается постный день?
– Постный день начинается с двенадцати часов ночи.
– С ноля часов?
– Да, с ноля часов до 24 часов.
– Аня, ей 7 лет, село Пелетаго Ставропольского края: «Когда я не хочу помогать бабушке, большой ли это грех?»
– Большой грех, потому что этим самым нарушается заповедь Божия о почитании старших по возрасту. Это грех, поэтому надо обязательно слушаться. Бабушка опытный человек, прожила уже довольно большую жизнь, и она знает, что хорошо и что плохо для молодого человека, тем более такого еще молодого 7-летнего отрока, который еще только начинает свою жизнь; слушаться обязательно нужно, потому что этим самым мы укрепляемся в опыте наших отцов, бабушек, которые прожили эту жизнь, прожили все эти трудности. И чтобы избегать всяких опасностей, нужно их слушаться. Если не будем слушаться, то это и нарушение Заповеди Божией, и можем причинить себе много вреда.
– Владыка, преподайте Ане свое архипастырское благословение на послушание бабушке.
– Бог благословит ее, Божье благословение на послушание своим родителям и старшим по возрасту.
– У нас звонок, Санкт-Петербургская епархия, город Тихвин. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– У меня проблема с ГИБДД. Я сам фермер. Знаете, транспорт, налоги транспортные, все эти дела… Крестьянин не всегда успевает их делать: регистрацию и прочее, прочее… А у нас ГИБДД наплевательски относится к нашему крестьянскому труду. И как мне себя вести? Или смиряться с таким беспределом на дорогах, или вести борьбу, тем более что я имею и силу, и волю, и средства к этому? Спасибо.
– У нас есть законы, которые регламентируют наши отношения ко всему, что нас окружает, тем более к ГИБДД. Поэтому, если мы выполним все требования, то есть регистрацию, налоги вовремя заплатим, то, конечно, у нас не будет никаких проблем с их стороны. Вот если с их стороны будет нарушение ваших прав и ваших свобод, то тогда вы имеете право как-то апеллировать к высшей инстанции власти, чтобы они вам не докучали и не нарушали закон по отношению к вам, если вы будете это выполнять. Я думаю, что не так уж для вас будет трудно, я так понял, что есть и налог на транспорт, и регистрация этого транспорта, если это все делается, в порядке будут документы, и вас трогать не будут на дорогах.
– То есть Божье – Богу, кесарево – кесарю?
– Конечно.
– Сергей из Каменска-Уральского: «Мы с женой венчались, но потом наш брак распался, жена второй раз вышла замуж, во втором браке уже родила, можно ли и мне в таком случае второй раз венчаться?»
– Конечно, можно, допускается второй брак, второе венчание, поэтому нужно взять благословение у Церкви на второй брак, чтобы жить в союзе, в браке, под благословением Божиим.
– Сергей из Нижегородской области задает такой сложноватый вопрос: «В 85-м Правиле Апостолов и в 30 главе книги Иисуса Сирахова, и в Притчах Соломона говорится о пользе и необходимости физического наказания ребенка для его воспитания. А я был осужден и отбывал наказание по статье 156 Уголовного кодекса за ненадлежащее воспитание и истязание своего ребенка, так как по Уголовному кодексу запрещено всякое насилие над ребенком. Получается, что церковные правила не сочетаются с Уголовным кодексом? И как правильно понимать слова Священного Писания, чтоб не нарушать Уголовный кодекс?»
– Уголовный кодекс, я думаю, запрещает действительно истязание ребенка. Если молодой папа, отец будет применять всю свою физическую силу к своему сыну или дочери, то, конечно, это будет плохо для здоровья ребенка, поэтому от этого и ограждает этот государственный закон. Строгость нужна по отношению к своим детям, но в меру должно быть использование таких воспитательных средств для ребенка. У апостола Павла есть такое место, где говорится: не раздражайте своих детей. То есть нужно тоже иметь благоразумие по отношению к детям, к их воспитанию, потому что мы можем от них требовать то, что они по своей еще неопытности, незнанию, по своему младенчеству не могут выполнить. Иногда требования бывают, как к взрослому; конечно, он не может это выполнить, что мы требуем. Он не может, а мы его бьем. Этого не должно быть! Нужно знать возможности ребенка, что он может делать, и требовать по его возможностям. А если мы требуем как от взрослого, чтобы он понимал и делал, то, конечно, в этом мы жестокость проявляем. Поэтому апостол и призывает: не раздражайте своих детей. Он, может, и хочет сделать, но не может, потому что он младенец еще…
– Любое наказание должно быть с любовью все-таки…
– Да, с целью воспитания, с целью вразумления, а не с целью ожесточения.
– Евгения из Саратова спрашивает: «Священное Писание говорит, что Царствие Небесное наследуют бедные, а многие священники живут очень даже неплохо. Почему так?»
– Здесь есть определенное непонимание, что Царство Небесное наследуют бедные. Царство Небесное наследуют все люди: и бедные, и богатые, Господь не делает различия между бедными и богатыми. Есть у нас святые угодники Божии, которые достигли святости и живут в богатстве, а есть люди, и в бедности не спасшиеся. Есть и люди богатые, которые не спаслись. Не от богатства зависит спасение человека, а от отношения человека к этому богатству. Взять, например, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он величайший святой и молитвенник нашей Церкви, совершал много чудес при жизни, был прозорлив, знал, говорил о многом, предсказывал многое. Но он очень хорошо одевался в священнические одежды, имел хорошие рясы, дорогие серебряные и золотые кресты, имел возможность ездить на красивых пароходах, которые ему предоставляли благотворители и благодетели, духовные чада. На кораблях он мог плавать по рекам нашей страны, посещать те или иные святые места, монастыри и церкви. Ездил он к себе домой по этим рекам, посещал своих родителей. Но он в то же время величайший святой! Пользовался богатством, которое есть в современном мире, но в то же время был величайшим святым. Поэтому богатство не мешает человеку; мешает отношение человека к богатству, это и есть самое главное в отношении его спасения, а не само богатство.
Я понимаю вопрос – у нас бытует мнение, что священник должен в рубище ходить, вот тогда он настоящий священник. А если он чуть получше одет и на более престижной машине ездит, значит, все; он уже не святой. Дело не в святости. Священники не являются святыми, хотя и называют их некоторые «святой отец». В Православной Церкви, кстати, не принято так называть священника. Это в Католической Церкви принято так говорить, обращаясь к священнослужителям. А в Православной Церкви нет традиции называть священника «святым отцом». И не нужно соблазняться его внешностью или благами земными, которыми он пользуется, потому что мы ошибаемся. Я говорю на примере святого праведного Иоанна Кронштадтского – он пользовался этим, но он святой, и святым был еще при жизни. Поэтому нужно относиться к этому более серьезно, трезво: не нужно требовать, чтобы священники были именно такими. Не знаю, почему именно такое представление составилось в психологии, в умах людей, что священник не должен ни на машине ехать, ни на поезде, ни на самолете, не пользоваться никакими средствами, какие есть в современном мире. Я думаю, это ошибочное мнение, это неправильно, потому что все, что сейчас у нас есть – плод дарований, которые дал нам Господь, и этими дарованиями мы пользуемся. Один может изобрести машину, другой – самолет. И это все делается для пользы и блага людей, чтобы они пользовались. Но пользовались, не прилепляясь душой к этим предметам, чтобы они не стали кумиром для человека. Есть – значит, есть, а нет – значит, нет, нет такой привязанности. Ведь Господь нам говорит через апостола Павла, что все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною – вот принцип отношения к современной жизни, к богатству, ко всему, что нас окружает. Все позволительно, если нас это назидает и не обладает нами. А если богатство обладает нами и не назидательно нам, то, конечно, это плохо.
– Владыка, здесь, может, стоит сказать, что если у батюшки есть какие-то земные блага, то ведь это просто выражение любви к этому священнику его прихожан.
– И такое есть, да.
– Ведь если батюшка едет на какой-то машине, то, как правило, это либо прихожане ему собрали денег, либо подарили благотворители – но это лишь выражение отношения людей. Вот мы говорим «Каков поп, такой приход», а есть ведь и обратная связь: каков приход, таков и священник. И если приход любит своего священника, то он просто не позволит батюшке нищенствовать и не иметь средств к существованию, он заботится об этом батюшке, он его любит и выражает свою любовь тем, что содержит его материально.
Последний вопрос на сегодня, Владыка. Валентина из Екатеринбурга: «Компания «Евротел» отключила вещание православного телевидения на весь Кировский район. На установку индивидуальной спутниковой антенны у меня нет денег. Скажите, пожалуйста, что делать нам в этой ситуации?»
– Нужно обратиться к руководству компании «Евротел», чтобы они включили, потому что от них зависит вещание нашего канала по нашему городу. Или, может быть, к руководству района, чтобы они подействовали на хозяев этого предприятия, чтобы они вняли просьбам людей. Это все от них зависит, а не от нас.
– Спаси Господи, Владыка!
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия МЕДВЕДЕВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Слово на Евангелие от Матфея, 11, 27–30 «Все Мне предано Отцем Моим» (Мф. 11, 27) – такие слова мог сказать только Истинный Сын Божий, Бог и Господь наш Иисус Христос.
По сообщениям настоятелей храмов Москвы, с которыми связались сотрудники Пресс-службы Московской Патриархии, в этом году наблюдалось существенное увеличение числа прихожан на рождественских богослужениях. Во многих храмах совершается несколько богослужений в основные церковные праздники.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.