Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (467) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№2 (467) / 8 января ‘08

Архипастырь

 – Владыка, совсем недавно Вы принимали участие в освящении православного храма в Италии. Зачем в католической стране православный храм? И почему именно Вы вместе с митрополитом Кириллом участвовали в его освящении?
 – Этот храм планировался еще более ста лет тому назад: при царской власти планировалась постройка в Риме православного храма, но, к сожалению, не получалось.

Видно, какие-то были препятствия построить храм в центре Католической Церкви. Есть даже свидетельства, что Император Николай II, Царь-Страстотерпец, другие люди, живущие в России, жертвовали на этот храм, чтобы он был построен – но, к сожалению, это случилось только сейчас. Конечно, благодаря нашему Святейшему Патриарху Алексию II, который очень старался построить храм в Риме. Он нужен не только как символ нашей Церкви; он нужен для верующих, которые живут в Италии. Многие православные русские люди по каким-то причинам приехали жить в Рим, в Италию – им необходимо духовное окормление в Православной Церкви. Для них и построен этот храм, чтобы они могли приехать на службы, получить благословение, наставление от священнослужителя. Хотя люди и живут там почти всю жизнь, есть тяга к России, к русской земле, к Православной Церкви; потому и необходим храм.
 Почему именно я был на этом богослужении? Потому что уральские и московские благотворители заказали на нашем Сысертском заводе фарфоровый иконостас; он был установлен в Риме, а Владыка митрополит, совершая вместе со мной богослужение, освятил и храм, и иконостас. И поблагодарил всех благотворителей и нашу епархию, которая содействовала тому, чтобы там был такой уникальный, как сказал Владыка Кирилл, иконостас, какого нет во всей Италии.
 Эта церковь будет православной жемчужиной города; большой ценностью будет и фарфоровый иконостас, созданный на епархиальном Сысертском фарфоровом заводе. Для нас большая честь и радость, что труды уральцев находятся в этом месте.
 – Владыка, Мария, литейщик этого фарфорового завода, спрашивает, каковы перспективы развития предприятия? Что планируется? Сейчас там есть некоторые проблемы с оплатой труда. Когда и как они будут решены?
 – Действительно, этот завод находился в очень тяжелом положении. Почему и предложили, чтобы он был епархиальным – те мирские или светские предметы, которые делались и делаются сейчас, не конкурировали с массой фарфоровой продукции, которая идет из Китая и из других мест. Поэтому завод уже находился на грани закрытия. И чтобы спасти ситуацию, сохранить завод, нам предложили взять его в епархию. Поскольку церковные предметы не конкурируют на рынке, появилась возможность сохранить завод от закрытия.
 Конечно, не сразу все получается на должном уровне, есть проблемы, которые мы решаем. Надеемся, что и иконостас, и фарфоровые киоты, и другие предметы, которые мы сейчас делаем для Церкви, будут все больше и больше востребованы людьми, живущими в нашей стране (и даже за рубежом, как видите). Этим мы спасем наш завод от критического положения, он станет нормально существовать и развиваться.
 Уже три года как завод епархиальный, а первые годы он не имел возможности даже платить зарплату. Приходилось находить спонсоров, благотворителей. Нам помогали закрыть проблему зарплаты. Много было налоговых обременений, оставшихся от прежних владельцев (хотя в этом не надо их укорять – была сложная ситуация), и тоже пришлось это все решать. Сейчас уже выходим на рубеж более благоприятный и надеемся, что вопрос о зарплате у нас стоять не будет. Это ведь еще зависит от наших заказчиков. Есть и такая проблема: заказ готов, а заказчики немного задерживают с оплатой; есть такая проблема, но надеемся, что все наладится.
 – То есть перспективы у завода есть – и неплохие?
 – Да.
 – У нас звонок в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 – Здравствуйте, это раб Божий Александр из Нижегородской области. Владыка, есть такое смущение у меня. Вот говорят, что муки адовы не вечны, так как Господь есть любовь, и Он не может человеку дать родиться, чтобы потом он мучился в аду постоянно. Объясните, пожалуйста.

 – Мы руководствуемся пониманием о вечных адских мучениях или райских наслаждениях по Божественному Откровению, которое дано в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. В Священном Писании мы черпаем знания, что действительно эти мучения являются вечными: и пойдет душа мучиться в вечных муках. Везде мы читаем это в Священном Писании. Поэтому не надо себя смущать мыслями, будут муки вечными или нет. Раз Господь дал нам такое откровение, – это и есть правда; почему мы должны ставить под сомнение слова Божии? Господь нам Сам открыл, Он знает все лучше, чем мы. Поэтому эти сомнения не должны у нас возникать даже.
 – Сейчас эпоха гуманистически-либеральных ценностей, отсюда и такие вопросы. Когда мы говорим, что Бог есть любовь, и все любовь, а любовь понимаем совершенно превратно…
 – Да.
 – Владыка, у нас следующий звонок в прямом эфире из Воронежа. Говорите, пожалуйста! Здравствуйте.
 – Владыка, здравствуйте! Это раба Божия Наталия. Такой вопрос. Все время по вашей православной программе говорят: «Соблюдайте Божии заповеди». Что имеется в виду? Что Господь дал на горе Моисею 10 заповедей? Или это соблюдение того, что мы читаем в Евангелии, в Новом Завете, когда Христос учил учеников, как жить? Вот это меня интересует. И второй вопрос: что значит создать «малую Церковь» в семье? Спасибо, Владыка.

 – Заповеди Божии – это, конечно, то, что мы получили от Бога через Моисея. Эти заповеди актуальны до настоящего времени: Господь их не отменил. Но в Новом Завете более возвышенные, более духовные заповеди о нищете духовной, о милосердии, о кротости, о плаче о своих грехах, о чистоте своего сердца, о любви к ближним и Богу – эта заповедь охватывает все заповеди, на которых зиждутся весь Закон и пророки, как говорится в Священном Писании.
 Конечно, больший акцент на заповедях и учении Христовом. Господь учил, как нам себя вести. И даже на Его примере, как Он жил на земле – это тоже руководство для подражания, чтобы мы руководствовались примерами, которые Господь нам дал и показал Своей личной жизнью.
 - А что касается семьи как малой Церкви?
 - А что касается семьи как малой Церкви – действительно, каждая семья есть малая Церковь. Потому что в семье тоже мы должны быть объединены верой, таинствами церковными, жить в Боге, в исполнении заповедей Христовых, обращаться к Богу в нашей совместной молитве вместе со всей семьей, и совершать богоугодные дела, к которым призывает нас Господь. Как раз в семье и возможно выполнение заповедей Божиих и исполнение тех заветов, которые Господь дал нам в Священном Писании: рождение и воспитание детей, забота о их нормальном материальном благополучии и духовном возрастании. И воспитывать самих себя, чтобы не быть соблазном для своих же детей и не раздваивать их душу: когда говорится одно, а делается другое. Чтобы много хорошего можно было в семье почерпнуть… Традиции укоренять, чтобы традиции семейные были более крепкими, сильными. Эти узы единства помогут нам укреплять друг друга, перенося все трудности, испытания, которые бывают в семейной жизни. Переносить их надо с благодарностью Богу, с любовью и надеждой на милосердие Божие, что Господь поможет перенести все трудности семейной жизни.
 - Владыка, у нас звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 - Я бы хотела такой вопрос задать. Нужно ли исповедовать грехи, которые были совершены до Крещения? Это первый вопрос. И второй: когда мы с мужем только познакомились, он со мной ходил в Церковь часто, исповедовались, причащались. Он даже настоял, чтобы мы повенчались. То есть все вроде бы хорошо было, а потом вообще перестал ходить в храм. А если и заходит, то очень себя плохо там чувствует. Выходит сразу, как будто его кто-то оттуда гонит. Причем он понимает, что ему нужно ходить и исповедоваться, но ему почему-то очень стыдно, страшно, что у него такие грехи… Он понимает, что это ложный стыд. И я ему просто поставила условие: если ты не пойдешь в Церковь на Исповедь, то я то-то не сделаю. Хотела спросить: так ведь нельзя делать? Это, наверное, мой тоже грех, если я на себя больше надеюсь, что я заставлю его туда пойти?

 - Понятно. В таинстве Крещения мы так и говорим, что прощаются все наши грехи. Поэтому когда мы в зрелом возрасте принимаем Крещение, все грехи, которые мы совершили до Крещения, прощаются. Но, к сожалению, грехи, которые мы совершили до Крещения, имеют свои корни, и они проявляются в нас и после Крещения. Поэтому нам необходимо их исповедовать; может быть, напомнить себе, что было до Крещения, чтобы духовник, который вас исповедует, знал лучше ваше духовное состояние, мог более правильно дать советы. Для духовного руководства, я думаю, это полезно. А так как мы знаем, что эти грехи уже прощены, ради духовной пользы, укрепления себя необходимо посоветоваться с духовником.
 Что касается вашего мужа… Конечно, это печально, что он так резко прервал христианскую, церковную, духовную жизнь – это очень печально. И на вас ложится большая ответственность. В то же время большие усилия необходимо применять, чтобы его удержать от пагубного пути, по которому он пошел, – чтобы он вновь почувствовал радость церковного общения, церковной службы и мог бы не порвать отношения с Церковью: Церковь есть источник благодати Божией, которой мы укрепляемся в нашей жизни.
 Ставить какие-то условия, может быть, и можно, но надо все это делать разумно и очень аккуратно, чтобы не перегнуть палку. Надо постараться сделать это с любовью, чтобы не нарушались семейные узы, которые необходимо укреплять, а не разрушать. И Господь, видя ваши надежды и воздыхания, ваши труды, старания и молитвы, коснется благодатью сердца вашего мужа. И рано или поздно он обратится к Богу, ко Христу, к церковной жизни. Но, видно, нужно и вам немножко потерпеть, укреплять себя в вере, в смирении. Надеюсь, что Господь, видя такое ваше доброе расположение к Нему и к церковной жизни, сотворит чудо с вашим мужем – он станет постоянным прихожанином храма Божия и будет радоваться вместе с вами церковному общению.
 - Владыка, звонок в прямом эфире из Москвы. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 - Здравствуйте, Владыка. Меня зовут Вадим. Я Вас очень уважаю и даже, можно сказать, люблю. Мой вопрос – о моем собственном опыте духовной жизни. Бывает, когда мне снятся какие-то кошмары и являются галлюцинации, я читаю Иисусову молитву, от которой как бы трезвею: во сне сразу просыпаюсь. Я хотел спросить, где, у кого, у каких отцов есть учение, где можно прочитать, как правильно молиться в таких состояниях измененного сознания? Может, это бесы нагоняют и сон такой снится, как в преисподней? Но сразу просыпаюсь. Священник мой говорит: надо молиться Иисусовой молитвой. И я сразу просыпаюсь. Но просто хочется побольше информации собрать об этом. Кое-какая информация, которая приходит из снов, сбывается, находит подтверждение. Расскажите об опыте Иисусовой молитвы. Спасибо большое.

 - Я хотел бы вам посоветовать не быть таким любопытным, не стремиться узнавать то, что будет открывать бесовская сила – это очень опасно. Нам не нужно ничего знать от дьявола, потому что дьявол нас всегда обманывает. Он лжец и отец лжи, поэтому доверяться ему особо не стоит. Очень важно, чтобы вы это знали. И, конечно, Иисусова молитва – очень сильная молитва, которой мы защищаем себя от бесовской силы, произнося имя Иисуса Христа. Имя Иисуса Христа источает силу, которая очищает нас от грехов наших, удаляет от нас нечистую, бесовскую, дьявольскую силу, которая не может терпеть имени Христова.
 Мы знаем, что апостолы именем Христа Спасителя исцеляли больных, воскрешали мертвых… Конечно, произнося эту молитву, мы очищаем и освящаем нашу душу, просвещаем наш ум; она очень хорошо действует на нас. Но к ней надо относиться очень серьезно – надо знать, как правильно нужно молиться Иисусовой молитвой, чтобы не впасть в другую крайность, которая называется духовной болезнью: прелесть греховная – состояние лести, обмана, которое тоже от дьявола исходит. Очень хорошо для нас всех об Иисусовой молитве говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорит, что не нужно отключать свое внимание, как бывает у некоторых отцов, и это не ошибка. Это просто совет для нас, для современных людей: если правильно учиться молиться, то нужно включать ум в слова молитвы и не искать каких-то духовных состояний души и тела, каких-то явлений. Надо просто, сознавая свою греховность, молиться, включая ум свой в слова молитвы, а Господь Сам устроит для нас то, что необходимо для нашего спасения.
 – У нас был звонок в прямом эфире из Екатеринбурга, но он сорвался. Спрашивали: считается, что дети до семи лет – как ангелочки: им даже исповедоваться не нужно. Но если так, то можно ли за некрещеных до семи лет молиться?
 – К сожалению, даже некрещеных младенцев мы не поминаем. Есть такая проблема: умирают совсем маленькие, после рождения – и мы не имеем возможности их поминать за богослужением. Поэтому есть у нас такая практика: хотя младенец еще не понимает, не верующий, веры у него еще нет, он крестится по вере восприемников.  Именно с такой целью: не дай Бог, он отойдет ко Господу, и мы не сможем его поминать. Поэтому есть такая традиция у нас, что мы не крестим сразу после рождения, а на 40-й день, после 40-го дня. С таким упованием в себе, что Господь сохранит дитя и все будет хорошо.
 – Любовь из Березовского спрашивает, как преодолеть отчаяние, уныние, чувство безнадежности в нашей жизни, которая полна зла? Как выстоять и уберечь детей?
 – Мы должны понимать, что уныние возникает потому, что мы считаем: жить – это хорошо, это радость и утешение, это наслаждение. А оказывается, в жизни много скорбей, болезней, трудностей и испытаний. Настрой на одно, а получается другое. Это и приводит человека в уныние и отчаяние. Хочется, чтобы все было гладко, не было никаких трудностей, а тут, понимаете ли, есть неприятности, и их много! Мы должны, наоборот, настроиться, что жизнь, которой живем мы здесь, полна скорбей и болезней, и мы должны знать, как преодолеть их. Когда человек так настраивается, ему интересно жить, борясь с невзгодами жизни, полной терний и волчцов. На пути преодоления трудностей человек приобретает опыт, навык, терпение, смирение, кротость, он все крепче становится, сильнее, мудрее. Вот как нужно относиться к нашей земной жизни. А истинное счастье, истинная радость, истинное утешение будут в Царстве Божием: там не будет ни болезней, ни скорбей, ни печалей, ни воздыханий, а будет жизнь бесконечная в радость и утешение. К этой радости нужно прийти через горнило испытаний этого мира. Так Господь милосерд к нам, что в течение тяжелой жизни, в борьбе с трудностями, скорбями и испытаниями, Он дает нам радость, утешение. Радость, что мы победили одно искушение, другое испытание, третье, болезни, скорби. И если мы станем применять советы, опыт наших отцов, о котором мы читаем и в Священном Писании, и в святоотеческой литературе, конечно, мы можем преодолеть все легко, и все будет нормально. А когда у нас этого опыта нет (к сожалению, есть такая проблема – опыт наших отцов и дедов мы потеряли, нет преемственности семейных ценностей, опыта наших отцов), и к старшим нашим поколениям мы не особенно обращаемся за советом, за помощью. Считаем, что мы мудрее их и можем сами все сделать; а они прошли этот путь – может, и в других условиях, но все равно, у них опыт жизни больше, чем у нас, поэтому надо обращаться к ним. Если бы была преемственность опыта от старшего поколения, связь времен, поколений, отношений, связь с нашими предками, тогда мы могли бы многого избежать и легче переносить те или иные сложности, знали бы о них. А когда мы не готовимся к этому, а нас готовят к увеселениям, наслаждениям, получается, что человек и увеселяется, и наслаждается, но при этом страдает и мучается, и не знает, что делать. Душа требует одно, человек дает другое, а для души это неприемлемо, она требует своего. Такая война идет в нашем сердце. Конечно, возникают и уныние, и отчаяние. Просто нужно правильные приоритеты поставить – что по-настоящему представляет собой земная жизнь.
 – Владыка, у нас, как всегда, очень широкая география зрителей. И сейчас звонок из города Мичуринска Тамбовской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 – Здравствуйте, Владыка, благословите.

 – Бог благословит вас.
 – Меня зовут Светлана. Владыка, у меня такой вопрос: есть ли у нас в России монастыри, где воспитываются дети? Потому что у меня так получается: родители не допускают детей до храма, невозможно воспитывать так, чтобы в храм водить детей.
 – Есть, конечно, такие монастыри в нашей стране и в нашей епархии; есть и детские православные приюты, куда можно отправить своих детей для получения православного воспитания, христианского, церковного – туда можно обратиться. Я думаю, в каждой епархии есть такие приюты; надо просто обратиться к священнослужителям Тамбовской епархии. Думаю, они тоже могут посоветовать, куда можно определить дитя, чтобы получить православное воспитание.
 – Владыка Феодосий Тамбовский. Можно к нему…
 – Да, да.
 – «В нашей церкви, – пишет Светлана из Севастополя, – батюшка во время Причастия не дает целовать край Святой Чаши и при благословении не дает целовать руку. Скажите, пожалуйста, как это может отразиться на моем спасении?»
 – Это никак не может отразиться на спасении – это не принципиальные действия, которые могут причинить человеку зло, препятствовать спасению. Некоторые священники не дают возможности верующим прикладываться к Святой Чаше, потому что боятся, чтобы люди не уронили Чашу. Бывают случаи, когда православные верующие неосторожно подходят к Чаше, крестятся перед ней, целуют неаккуратно и сильно давят на Святую Чашу… Тогда священник может уронить или выплеснуть Святую Кровь. Поэтому они, опасаясь подобных случаев, не допускают, чтобы люди прикладывались к Святой Чаше. Это все зависит от самих верующих. Поэтому всегда, когда верующие подходят к Святой Чаше после Причастия, не надо креститься перед Чашей: по неосторожности можно задеть ее и перевернуть. Креститься нужно заранее, а к Чаше подходить, уже благоговейно сложив руки крестом на груди. Когда прикладываются к Святой Чаше, это тоже нужно делать очень аккуратно, чтобы не оттолкнуть сильно Чашу, потому что тоже может выплеснуться Святая Кровь из Чаши…
 – Юрий из города Сарапула, Удмуртия: «Есть сильное желание поступить в монастырь, но как узнать, от Бога ли это желание? И что может служить препятствием для принятия в монашество?»
 – Мы знаем, что Господь всех хочет спасти и в разум истины прийти. Если есть мысль идти в монастырь, это хорошо; значит, это благое дело, и не нужно смущаться, от Бога или не от Бога. Раз есть такое желание, надо идти и попробовать себя. Если Господь сподобит, можно будет и стать монахом. Поэтому нужно пойти в любой монастырь, к которому душа больше лежит, посмотреть, как там несут люди послушание, самому окунуться в монастырскую жизнь. Если все будет хорошо, надо будет принять решение остаться там и попросить благословения на послушание или на жительство в монастыре.
 – А какие-то препятствия могут быть для монашества?
 – Препятствие единственное – если человек не настроен на монашество, если человек не следует уставу монастырскому и не несет послушание. Конечно, тогда человек не может жить в монастыре. Если он полностью предается всему порядку в монастыре, такого человека возьмут: нужны в монастыре такие послушные люди, которые думают о своем спасении, о своем совершенствовании через послушание и отречение от своей воли.
 – Вопрос от Александра из Тамбовской области: «Мой папа 1938 года рождения, он верующий, венчался, но некоторое время назад появились сомнения: крещен он или нет? Можно ли ему принять Крещение в Церкви и вообще как быть?»
 – Конечно, этот вопрос надо решать на месте. В Тамбовской области нужно обратиться или к Владыке, или к благочинному… Действительно, бывают случаи, когда человек не задавался таким вопросом, стал ходить в Церковь, а вопрос о Крещении он как-то не поднимал, не знал. Есть у нас такая традиция или формула, если есть сомнение: «аще не крещен, то крещается» тот или иной в таинстве Крещения. Поэтому нужно там, на месте обратиться.
 – С батюшкой подробно поговорить, обсудить…
 – Да.
 – Ольга из Сергиево-Посадского района: «Муж попал в тюрьму, попал за дело. Я сейчас растеряна, не знаю, как себя вести. У нас двое детей. Что Вы посоветуете, Владыка?»
 – Я думаю, не нужно теряться. Случилась беда, надо поддержать своего мужа молитвой, церковной жизнью. Помолиться, чтобы Господь его укрепил, чтобы за его хорошее поведение могли пораньше отпустить из тюрьмы. Тем более есть двое детей – это тоже учитывается. Если человек будет себя вести правильно, хорошо, примерно, я думаю, пересмотрят дело и его могут досрочно освободить. Вот одна из целей, а там, конечно, будут проблемы с работой, может быть, с содержанием семьи.  Это надо на месте решать, тем более Троице-Сергиева Лавра рядом. Надо подойти к духовникам Троице-Сергиевой Лавры, подробно все это обсудить, посоветоваться, они дадут очень хорошие и взвешенные советы.
 – У нас звонок в прямом эфире из Новгородской области. Здравствуйте; говорите, пожалуйста.
 – Владыка, здравствуйте. Это Вам звонят из Новгородской области. Хотел бы задать Вам такой вопрос: у вас при поступлении в семинарию обязательно нужно благословение Ваше?

 – Да, при поступлении в семинарию нужно иметь благословение Правящего Архиерея или священнослужителя, духовника, к которому вы ходите в церковь. Это же написано в правилах поступления в семинарию – все документы и требования, все написано очень четко.
 – Большое спасибо. А еще, Владыка, второй вопрос, который я хотел задать: есть у нас такой писатель – Миронов, как Вы относитесь к нему?
 – Я не знаю, не читал такого писателя.
 – Спасибо большое. Спаси Вас Господи, Владыка.
 – Когда Владыке задают вопросы о разных писателях, он обычно говорит, что у него любимая книга – Евангелие, Новый Завет, после которой все остальные не очень интересны и второстепенны…

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия МЕДВЕДЕВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

21 января Седмица 35-я по Пятидесятнице. Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Сщмч. Виктора пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия, Владимира пресвитеров, мч. Михаила (1938); св. Михаила исп., пресвитера (1941).

 
Церковь и общество

Митрополит Климент: «Если более 90% детей родители приносят в православный храм крестить, то тем самым они свидетельствуют о своем выборе. И почему школа должна навязывать им другие религиозные убеждения?»

Доклад управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс