Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (463) → «Заботься каждый день твой о тех, кто нуждается…»

«Заботься каждый день твой о тех, кто нуждается…»

№46 (463) / 8 декабря ‘07

Социальное служение

На научно-практической конференции «Социальное служение», посвященной развитию добровольчества в России и на Урале, руководитель Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской епархии священник Александр Сандырев выступил с интересным докладом. Отец Александр рассказал о значении добровольчества в формировании духовно-нравственных и профессиональных качеств у молодежи в историческом аспекте.

Аплодисменты, которыми было встречено выступление докладчика, говорят о том, что поднятая батюшкой тема была небезынтересна слушателям. Сегодня мы продолжим разговор с отцом Александром на тему духовно-нравственного воспитания молодежи: как оно строилось в России в прежние годы, на какой стадии находится в настоящее время.

– Отец Александр, давайте перво-наперво обратимся к историческому аспекту, к истокам возникновения добровольческого движения в обществе.

– Понятие «доброволец» или «волонтер» появилось как социальный феномен в начале XX века, а если еще точнее, то с образования общества «Красный крест». Встает закономерный вопрос: почему его не было раньше? С одной стороны, идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум» – общество, однако в традиционном обществе как особо выделенное движение добровольчество, волонтерство не существовало. Это не случайно, потому что в традиционном обществе существовала целая система попечения о бедных, сирых и убогих, и эта система была глубоко вплетена в социальные роли конкретных носителей традиции.

Например, в исламе мы встречаем такое понятие, как «закят» – установленная милостыня. И поэтому не случайно сегодня в исламских странах и в исламском обществе практически нет нищих и беспризорных. Это их плюс. Потому что исламские верующие смогли сохранить остатки и элементы традиционного общества – на это есть свои исторические причины.

– Но давайте вернемся в Россию.

– К сожалению, у нас в России и во всем западном христианском мире с начала XX века традиционное общество перестало существовать, возникла новая индустриальная культура, оторванная от прежних корней. И в этом наша беда. Давайте вернемся к источникам культуры традиционного христианского общества. В Библии есть целый свод правил, призывающих человека по ним поступать. К примеру, в Ветхом Завете сказано: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть останутся пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть останется пришельцу, сироте и вдове» (Втор. 24).

Так Библия говорит каждому христианину, каждому человеку: каждый день заботься о тех, кто нуждается. Это принципиальный момент.

– На конференции Владыка Викентий цитировал пророка Исайю – о его понимании поста, главное назначение которого напитать голодного, утешить душу страждущего. К сожалению, сегодня многие, даже православные люди сводят пост к одной лишь диете, только к воздержанию от некоторых продуктов – мясных и молочных…

– Как ни трудно, но мы должны признать это. Часто православные люди забывают о главном предназначении поста – делать добрые дела. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: система социальной защиты была вплетена в традиционные устои общества, и не было нужды создавать из этого целое движение в обществе.

– Следовательно, данные проблемы появились только в начале XX века, когда общество стало разрушаться, когда стали работать механизмы самоотчуждения людей друг от друга?

– К слову сказать, был один период в жизни Церкви, который можно сравнить с современным. Это период ранних христиан, когда Церковь была гонима. Первые христианские общины создавались во враждебном к ним государству. И поэтому сознательно и епископами, и священниками создавалось общество попечения людей друг о друге.

– И поэтому опыт ранней Церкви в условиях существования враждебного ей государства можно сравнивать с современной ситуацией, когда человек чувствует себя одиноким и отчужденным в социуме…

– В те времена именно система добрых дел была основным критерием для принятия решения о возможности Крещения человека. Когда человек готовился к Крещению, его спрашивали, готов ли он помочь другому. Я процитирую одного священномученика, Ипполита Римского. Вот что он говорил: «Когда будут определены намеревающиеся принять Крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока готовились ко Крещению, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, кто ходатайствовал за них о Крещении, привели их, засвидетельствуют о каждом: «Он поступил именно так», то пусть слушают Евангелие» (Апостольское Предание Ипполита Римского).

– Молодые прихожане храмов екатеринбургской епархии несут социальное служение в больницах, хосписах, детских домах и приютах – об этом часто пишет «Православная газета», рассказывают программы православной телекомпании «Союз»…

– Все это замечательно. Однако мы глубоко ошибемся, если будем считать, что развитие добровольчества может автоматически решать все проблемы в обществе. Очень важно, чтобы добровольческое движение было не просто лозунгом, не просто декларацией, а было продуманным, выстраданным, прожитым. А значит, человек должен обладать некоторыми профессиональными качествами, адекватными жизни общества, Церкви и государства. Если человек самочинно начнет что-то делать с большим энтузиазмом и напором, скорее всего, он будет вокруг себя не созидать, а разрушать. Это хорошо отражено в нашей русской пословице, которую все слышали неоднократно: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Хороший пример этому мы видим в ставшем уже известном современном фильме «Остров», который стал неким культурным феноменом в православной жизни. Один из героев фильма, отец Иов завидовал главному герою отцу Анатолию – тот мог помогать людям и делать добрые дела, а он не может, не дано это ему. И зависть разрушала в нем саму возможность творить добро. А это происходит потому, что он неадекватен жизненным ситуациям людей и их проблемам. Если какие-то грех, страсть, нечистоплотность примешиваются к нашему доброму желанию, мы можем опорочить его.

– Это очень важный момент. Значит, надо не только стремиться к добровольчеству – деланию добрых дел надо отдельно учиться?

– Да, это не так просто, как кажется со стороны. Обращусь опять же к Библии, в которой сказано: «Если ты начинаешь служить Господу или ближним, приготовь душу твою к искушению». Это не так просто. В связи с этим необходимо высказать следующий тезис: развитие добровольчества не может быть без научения и обучения, то есть без особого образования, которое закладывает в человеке главное качество – социальную и профессиональную грамотность, соответствующую современному устройству общества, в котором живет человек. За этим стоит соответствие талантов, дарований и жизненного опыта человека тем целям и задачам, которые перед ним стоят и которые он должен выполнить.

На языке церковном это называется трезвость – добродетель, которая говорит о духовном возрасте человека, когда он осознает и свои возможности, и свои духовные и душевные немощи и проблемы, а значит, строит планы, трезво оценивая свои силы.

– Какие задачи по развитию добровольческого движения старается решать Церковь на современном этапе?

– В современном обществе необходимо создавать такие группы – общины молодых людей, которые смогут вместе в обществе создавать среду, где основными принципами, как мы видели на примере первых христиан, будут ответственность и неравнодушие друг к другу, а также понимание общего пути в обществе. Если кратко подвести итог нашей беседы, то можно сказать следующее: правильно организованная система добровольчества раскрывает и формирует следующие нравственные качества человека: ответственность, трезвость и умеренность, то есть категории смысла, адекватности и меры.

– Отец Александр, в нашей беседе Вы часто ссылались на опыт работы Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской епархии, – расскажите о его деятельности поподробнее…

– За пять лет моего служения в священном сане и работы с молодежью мы искали и пробовали разные формы работы с молодежью, призванные сформировать среду, о которой было сказано выше. Первое, с чего мы начали, – организация встреч, на которых возможно было создание среды, толерантной и максимально мягкой для каждого человека, желающего познакомиться с Церковью и Православием.

Мы создавали разные направления этой клубной деятельности. Первое – это Евангельские чтения, базовые встречи, которые проходят в Вознесенском храме города Екатеринбурга по четвергам с 19 до 21 часа уже пять лет. На них мы пытались решить мировоззренческие и вероучительные вопросы, которые встают перед каждым неофитом. Эти встречи носили организационный характер, любой, кто побывал на них, знал, что сюда можно прийти и встретиться с друзьями, а также сделать объявление, попросить о помощи. Благодаря регулярности этих встреч у молодежи возникло ощущение причастности к опыту всей Церкви.

Может быть, это произошло не сразу, не быстро, потому что очень долго растет семя человечности, и здесь главная задача – не поспешить, не сломать первые появившиеся ростки.

Несколько ранее был создан киноклуб: мы смотрели фильмы, не обязательно православные и христианские. Но мы старались подобрать такие картины, в которых очень глубоко были поставлены нравственные вопросы современности. Киноклуб имел несколько иные цели. Это, прежде всего, форматная среда общения, в которой можно было общаться на основные нравственные темы, выраженные в современном авторском мировом кинематографе. Фильмы для коллективного просмотра отбирались по темам, при желании можно было более многогранно раскрыть данную тему. Мы принципиально пытались не навязывать православный взгляд при обсуждении проблем, поэтому киноклуб стал миссионерской площадкой, на которой могли произойти встречи церковной и светской молодежи в непринужденной неформальной обстановке.

Еще одно направление работы – проведение творческих и дискуссионных встреч и диспутов. Их, как правило, организовывала и проводила сама молодежь, без особого влияния руководителей. На этих встречах возникало ощущение творческой среды и возможности реализации своих амбиций и способностей.

Большое внимание мы уделяем организации совместных паломничеств, походов, сплавов, на которых кроме образовательной части (каждый поход имел свою тему) происходило более тесное и личное общение друг с другом. Люди начинали дружить, и благодаря этому впоследствии рождались христианские браки и семьи.

– Наверное, это самый главный опыт, которого Вы хотели бы достичь в своем молодежном клубе. Из Вашего рассказа видно, что уже есть какие-то плоды, и каждый может прийти в Вознесенский храм и познакомиться с деятельностью православного клуба. Молодежные клубы есть и в других храмах Екатеринбургской епархии; каждый работает по своим собственным программам. Но какие бы формы ни были использованы в работе с молодежью, важно, чтобы в их деятельности доброделание, неравнодушие людей друг к другу было главным. И только благодаря вере человека возможно все это осуществить. Если мы не будем верить, что душа человеческая по природе христианка, склонная к добру и любви, то мы не сможем ничего сделать.

Беседовала Лидия Ежкова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

Пример благотворительной деятельности одних людей становятся импульсом для действия других

 В рамках VI фестиваля православной культуры «Царские дни», который традиционнопроходит в Екатеринбурге в дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев, в нынешнемгоду был проведен Благотворительный фестиваль парковой скульптуры. Он проходилпо благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия,архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс