Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая Церковьныне в своих песнопениях прославляет святого Луку, память коего совершаетсяныне, как евангелиста и писателя «Деяний апостольских» и как врача. Святой Лукародился в Антиохии и принадлежал к числу 70 апостолов, избранных Самим Господом.
Во время страданий Господа, после поражения Пастыря, рассыпались овцы стада,и святой Лука оставил Господа. Когда весть о воскресении Спасителя дошла до Луки, то он не веровал от радости и удивлялся. Из такого смутного состояниявывел его Сам Господь, явившись ему на пути в Эммаус. Спаситель шел с Лукоюи Клеопой до Эммауса не узнанный и убеждал их в истине Своего воскресения словамиСвященного Писания. Затем Он объявил им Себя во время преломления хлеба и сталневидимым. По сошествии Святого Духа на апостолов святитель Лука в сане епископабыл сотрудником апостолов Петра и Павла в распространении веры Христовой.
Святитель Лукабыл сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаны изображенияБожией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и апостолов Петра и Павла.
Святитель Лукаскончался мученической смертью, быв повешен в Ахаие на оливковом дереве, около95 года по Рождестве Христовом.
Святой апостоли евангелист Лука, бывший врачом и, следовательно, считавший вполне возможнымсоединение обязанностей врача с высоким званием апостола и евангелиста, обличаеттех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди зараженывесьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать.
Есть люди, которыев оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: «врачи не спасут,когда не спасет Бог». Правда, без Божией помощи не действительно пособие самыхопытных врачей. Но из этого следует не то, что не нужно и грешно прибегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам,а вместе и первее всего ко Господу Богу. Поэтому и Сирах, давая советы болящему,говорит ему: «В болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит,отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого греха очисти сердцетвое». Потом Сирах продолжает: «Даждь место врачу: Господь бо его созда, и да не отступит от тебе: благотребен бо ти есть» (Сир. 38, 9, 12).
Иные потому почитаютгрехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуются в своих суждениях об этом слепой верой в судьбу. «Кому суждено от Бога в известноевремя умереть, – говорят они, – тот умрет при всех пособиях врачеб-ного искусстваи при соблюдении всех правил ос-торожности, а кому выздороветь, тому нечегобояться смерти, хотя бы он совсем не лечился». Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обра-щалиськ Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности, требует, чтобы мы в болезняхискали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак. 5, 14), и в лице апостола Павла, заботившегося о здоровье ученика своего Тимофея (1 Тим.5, 25), указывает нам образец для подражания. К чему же все подобные внушенияслова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу,совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нассобственных наших усилий в деле устроения нашей участи?
Те, которые почитаютгрехом лечиться как по слепой вере в судьбу, или безусловное предопределениеБожие о своей судьбе, так и по другим каким-либо причинам, находятся в опасностивпасть, вместо этого мнимого греха, в грех действительный, самый тяжкий: своейбеспечностью о восстановлении здоровья они могут ускорить свою смерть, а черезто сделаться виновниками в грехе самоубийства (о чем страшно подумать).
Пусть такие людиприпомнят следующие слова святителя Григория Богослова: «Если я решусь истомитьсвое тело, – говорит святитель Григорий Богослов, – то некого мне будет употребитьв сотрудники в добрых делах; а я знаю, для чего я приведен в бытие, – знаю,что мне должно восходить к Богу посредством дел… Итак мы обязаны заботитьсяо теле – сем сроднике и сослужителе души; ибо хотя и виню его, как врага, за то, что терплю от него; но я же люблю его, как друга, ради Того, Кто соединилменя с ним».
Некоторые отказываютсяот врачебной помощи на том основании, что будто святые не одобряли лечить болезнии не лечились сами. Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить.Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали ко врачамили домашним врачебным средствам. Так, святой Сампсон Странноприимец был вместеи врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подававшеисцеление».
Преподобные Кири Иоанн, святые Косма и Дамиан были также врачами, святой Феофилакт устрояли больницы.
Святые также прибегалии к врачам. Так, в житии преподобного Зосимы Финикийского пишется, что когдау одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицеюоко, то святой епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и,увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему,лечить больную врачеваниями.
Святые не считалигрехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии святого Афанасия Афонскогосообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в гору Афонскую,то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути.Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в рукесвоей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места святого Антонияплатком – и облегчилась болезнь Антония.
В житии преподобнойЕвпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева,собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила святая Евпраксия,приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когдаЕвпраксия, зацепившись за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту.
Итак, отвергнуввредные предрассудки, будем, братия, в необходимых случаях обращаться к врачебнойпомощи, помня, что главный источник исцелений есть Господь, к Которому преждевсего и нужно обратиться за помощью. Она и будет подана, если мы благодатнымисредствами уврачуем свою душу от грехов, в большинстве случаев главных причинвсех наших болезней; а за сим не возбранно будем искать помощи у врачей, которыхГосподь может, после нашего покаяния, умудрить нам во спасение.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Святейший ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание архиепископуПинскому и Лунинецкому Стефану в связи с освящением храма в честь Святых Жен-Мироносицв г. Барановичах.
Прославляемыйныне святой Церковью, пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизниего известно весьма мало.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.