Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (455) → Человек, изучающий историю родного края, становится не только краеведом, но и просветителем

Человек, изучающий историю родного края, становится не только краеведом, но и просветителем

№38 (455) / 8 октября ‘07

Социальное служение

  Настоятельхрама в честь Преображения Го-сподня села Сербишина Невьянского района иерейМихаил Ваулин всю свою жизнь был сельским человеком. Потому так понятна егодушевная боль за нынешнее состояние некоторых сел и деревень, где развалилиськолхозы, люди остались без работы, процветают пьянство и сквернословие.

В возрождениидуховной жизни – будущее России, уверен священник.
 
Привлечьвнимание нынешних жителей к истории родного края, к топонимии (почему име-ннотак, а не иначе называются населенные пункты, реки, озера, холмы) отец Михаилстремится самым разнообразным образом. Он проводит краеведческие изыскания и нередко выступает с проповедями о любви к Родине и родному краю перед паствойв храме, с беседами по духовно-патриотическому воспитанию – в школьных и трудовыхколлективах, перед жителями села.
 
В настоящее время иерей Михаил Ваулин ведет сбор материала по истории села Сербишина,о становлении православия в этом районе, истории основания и деятельности находившегосяздесь женского Введенского монастыря. Здесь родился, жил и молитвенно служилстарец Симеон Сербишинский, который и основал святую обитель, здесь отца Симеонапочитают как святого, могила старца давно стала местом постоянного паломничества.Уже имеется немало свидетельств людей, чудесным образом излечившихся по молитвамстарца, потому у креста на его могиле нередко горят свечи, поставленные благодарнымибогомольцами.
 
ОтецМихаил уверен, что с помощью неравнодушных людей, православных краеведов, патриотовродного края удастся воссоздать историю села, соединить «преданья старины глубокой»и современную действительность.
 
Приподготовке материала использованы некоторые публикации из «ЕкатеринбургскихЕпархиальных ведомостей» № 7 за 1914 г. и № 20 за 1916 г., принадлежащие перусвященника М.Титова. Вот одна из первых публикаций, датированная 1914 годом(дается в современной орфографии).

  Сербишинскаяженская община
  ДеревняСербишино (иначе Малехоны) принадлежит к Краснопольскому приходу Верхотурскогоуезда. От своего храма она находится в 15 верстах, а от Быньговского в 12 верстах.Раскинулась деревня при речке Нейва у подножия Уральских гор. Несмотря на отдаленностьот храма, жители сохранили любовь к нему, хотя до 20 семей уклонились в раскол,который свил себе прочное гнездо верстах в 4–5 от них, в деревне Тавалгах.
  Летдесять тому назад двое боголюбивых жителей деревни Сербишиной, Онисим МихайловичБородин и жена его Варвара Григорьевна, не имея детей, решили послужить Богуисполнением монашеских обетов. Онисим удалился для подвигов версты за полторы,на близлежащую крутую гору. Варвара же осталась в деревне и собрала вокруг себядевиц, желающих послужить Богу. Для содержания их они с Онисимом отдали своюземлю. Крестьяне деревни Сербишиной поддержали спасающихся сестер – прибавилиим земли и помогали трудами и пожертвованиями. Молодым насельницам пришлосьвыдержать немало подозрений и даже гонений, прежде чем начальство уверилосьв их намерениях. Поддерживаемые добрыми людьми, сестры решили построить для себя храм. Для его начала они собрали до 2 тысяч рублей.
  18июня 1913 года, по благословению Преосвященнейшего Митрофана, храм был заложен.По его же представлению в ноябре этого же года Священным Синодом была утвержденановооткрытая Сербишинская женская община. В ней под начальством Варвары собралось37 насельниц, преимущественно молодых девиц. 1 февраля 1914 года совершено освящениехрама. Особенно крупных жертвователей на его построение не было: поддержалиокружающие влиятельные и состоятельные лица, да потрудились крестьяне деревниСербишино.
  Невольновспоминается из «Власа»: «Из лепты трудовой вырастают храмы Божии по лицу землиродной…»
  Освящениехрама поручено было благочинному монастырей архимандриту Ксенофонту. Для проповедислова Божиего командирован епархиальный миссионер-проповедник. Из окружающихприходов приехало 7 иереев и несколько диаконов. Из Нижнетагильского женскогомонастыря прибыла игумения Мария с хором певчих. Несколько опытных в духовнойжизни и в хозяйстве сестер были командированы сюда еще раньше. Сестры новооткрытойобщины до сих пор жили самостоятельно под управлением Варвары. Не имея храма,они не знали твердо и порядков богослужебных и монастырских. Сестры Нижнетагильскогомонастыря явились их учительницами и руководительницами.
  31января отец архимандрит совершил малый постриг и облек в иноческие одежды насельницобители.
  В ожидании всенощного бдения я посетил место подвигов Онисима. Версты полторымы проехали на лошади. Ее пришлось оставить у подножья крутой горы, на которуюможно только взойти пешком. Тропинка идет немного наискосок горы. Она утоптанаи местами разрыта. Видно, по ней часто ходят. При подъеме два раза пришлосьостановиться и отдохнуть. На верху горы стоит высокий крест, и близ его домик.Входим в сени, представляющие большую комнату. В ней от железной печки страшныйугар. Направо из сеней вход в комнаты – собственно, в кухню, от которой отгороженыдве комнаты, по одному окну в каждой. Здесь живет новопостриженная инокиня с послушницей. По другую сторону сеней пристройка над входом в пещеру. Вход с улицы. Узкая дверь ведет почти в такой же ширины коридорчик, из которого направовыходит в комнату, находящуюся под сенями дома. В ней несколько священных изображений,перед которыми стоит стол с кружкой для подаяний. Направо спуск в пещеру. В каменной горе высечен узкий коридор, длиною в две сажени, заканчивается он двумякомнатами – шириною аршина два. В одной из них каменное ложе, в другой – иконапророка Илии с неугасаемой лампадой и перед ней аналой с книжками акафистов,которые читаются насельницами дома ежедневно. Света снаружи нет никакого, тольколампадка освещает лик пророка. В этом подземелье воздух лучше, чем в комнатах.Подвигами древних пустынников веяло тут. Здесь начал свои подвиги Онисим, но,повинуясь Церкви, перешел в указанную ему обитель Пермской епархии. Его пострижениев монахи назначено на один день с женой.
  С наступлением темноты, накануне освящения, церковь разукрасилась разноцветнымифонарями. К началу богослужения уже с трудом расчищалось место для встречи архимандрита.Чинно, уставно идет богослужение, умилительно поет хор сестер нижнетагильских,просто, но задушевно-скромно, как будто стесняясь, вторят им новые сестры, не видавшие такой обстановки.
  Перед шестопсалмием все богомольцы напряженно слушают проповедь миссионера, объясняющегочин освящения храма. Кафизмы читаются сполна, но никто не выходит из храма.Между кафизмами внимательно слушают проповедь, прочитанную отцом архимандритом.Торжественное пение хором «Хвалите имя Господне» и сонмом священнослужителей– величания радостно настраивает богомольцев. Сокрушенно и с надеждою на Богальется песнь девических голосов: «с самой юности моей во мне борются мои страсти».После чтения Евангелия богомольцы идут приложиться к нему и к иконе праздника.Большинство из них – местных жителей – надо учить, как к какой иконе приложиться,как принять помазание от руки священнослужителя. Архимандрит терпеливо, с любовьюпомазал освященным елеем всех богомольцев. Помазание продолжалось до великогославословия. Богослужение, начатое в половине шестого вечера, окончилось в половинедвенадцатого ночи. До конца богослужения храм был полон.
  Многимиз священнослужителей не нашлось места в поистине «убогой обители». Они пошлина ночлег в церковно-приходскую школу. Хотя в обители и выстроено два небольшихдеревянных корпуса, но в них разместились приехавшие и свои монашествующие или невозможно было лечь на полу вследствие сильного холода: мороз в предыдущуюночь был до 30 градусов.
  1февраля в 8 часов утра начался благовест. Храм быстро наполнялся богомольцами.Торжественно, с пением «Достойно» встречали архимандрита. После облачения священнослужителейсоборно был совершен водосвятный молебен, а потом и чин освящения храма. Народстоял сплошной стеной. Все двери храма были открыты, иначе не хватило бы воздуха.Торжественный Крестный ход вокруг храма не увлек из храма народ. Большинствоосталось там. В конце освящения перед многолетием местный священник отец ПетрСмородинцев сказал речь, в которой рассказал историю постройки храма. Начавшуюсяза освящением храма Божественную литургию многие из жителей деревни Сербишинослышали впервые. В конце Литургии епархиальным миссионером сказано поучениео том, «как человек делается и пребывает храмом Божиим». Как земля засохшаяпьет воду, чтобы принести плоды, так слушатели ловили каждое слово проповедника,чтобы послужить Господу.
  Всенощноебдение в тот же день вечером и Литургия 2 февраля совершались архимандритомКсенофонтом в сослужении епархиального миссионера, верхотурского уездного наблюдателяи верхотурского иеромонаха. За Всенощной после 1-й кафизмы отец архимандритпрочитал поучение на Сретенье Господне. По 6-й песне канона отец наблюдательпрочел Синаксарь. За Литургией после малого входа отцом архимандритом совершенопострижение в монашество настоятельницы общины инокини Варвары. При пострижениией дано имя Валерии. Восприемницей и духовной матерью ее была игумения Мария.
  Невиданныйздесь чин пострижения произвел на всех глубокое впечатление. Во время его совершенияне только инокини обители, а и многие из мирян плакали. В конце Литургии епархиальныймиссионер в проповеди объяснил притчу о блудном сыне, сделал назидание мирянамиз виденного ими чина пострижения в монашество.
  Торжественныебогослужения, умилительное пение хора и назидания проповедников надолго останутсяв памяти богомольцев и особенно – жителей деревни Сербишиной.
  Да святятся храм сей и новооткрытая община, окружающее население православных возжигаяв благодатной жизни, а раскольников привлекая к Церкви Божией!
  Далее мы приводимпубликацию священника М.Титова из «Екатеринбургских Епархиальных ведомостей»№ 20 за 1916 год.

  В юной обители
  Двагода назад в одном из глухих уголков нашей епархии, в деревне Сербишино Верхотурскогоуезда, открыта Введенская женская община. На днях пишущему эти строки пришлосьпобывать в сей юной обители в качестве экзаменатора местной церковно-приходскойшколы.
  Возникшаяна лоне природы, среди лесов, тихая пристань немногочисленных еще насельницпроизводит такое приятное впечатление, что хочется поделиться теми ощущениями,какие пришлось испытать и вынести из недолгого пребывания в этом уютном и мирномуголке.
  В серый и холодный день прибыл я на станцию Невьянск, где меня ожидала пара обительскихлошадок. После стакана чаю на вокзале выехали под дождем, вскоре прекратившемся.Дорога грязная и избитая, но с удовольствием дышишь сначала полевым, а затемсвежим и здоровым лесным воздухом. 18 верст пробежали как-то незаметно, и вотчерез деревья уже мелькают деревенские избушки, среди которых возвышается небольшаядеревянная церковка.
  Общиназанимает сравнительно небольшую усадьбу и расположена в центре селения. Бойкиеи не уставшие лошади въехали в ворота обители и остановились у главного, однакоскромного по размерам корпуса – конечно, деревянного, как и все другие постройки.
  Менявстретила очень приветливо начальница общины матушка Валерия, единственная монахиняиз полсотни сестер. Я приехал в субботу перед Всенощной. Приведя себя с дорогив порядок, я отправился с матушкой Валерией в храм. Небольшая и скромная церковь,видимо, является предметом заботливости сестер: об этом свидетельствуют чистотаи весь внутренний порядок. Вскоре в церковь пришел и местный батюшка – почтенныйстарец. Ссылаясь на свое нездоровье, он спросил меня, не пожелаю ли я отслужитьВсенощную, на что я с удовольствием согласился.
  Околотрех часов длилось Всенощное бдение, при неторопливом пении хора певчих. С глубокимчувством молился я за этой уставной и истовой службой. Не богатство убранствахрама, не партесное пение было тут, а все молились просто; и это общее искреннеемоление стройным религиозным аккордом звучало и отдавалось в душе священнослужителя;чувствовался молитвенный подъем, и хотелось, чтобы служба шла дольше.
  На другой день Литургию совершал местный священник отец Иоиль, а мною было сказанопоучение. Говоря в неделю святых Жен-Мироносиц, я провел мысль, что продолжательницамиих в деле служения Христу являются нынешние инокини и что эта святая обитель– дело любви насельниц ее к Сладчайшему Спасителю и Господу. Простое слово достиглопростых сердец: я был утешен видимым вниманием слушательниц.
  ПослеЛитургии начался экзамен местной и соседней церковных школ, который посетилаи матушка начальница общины. По окончании экзамена радушная хозяйка была любезнапоказать мне всю обитель. Побывали во всех кельях, осмотрели трапезную, рукодельнуюмастерскую и прочее. На всем видно опытное руководительство и умелое хозяйничанье.Настроение сестер показывает, что на всем монастырском обиходе лежит дух религиозностии церковности. Между прочим обитель полна впечатлениями недавнего Архипастырскогопосещения общины Владыкою Серафимом: все сестры с волнением и радостью вспоминаютдень, когда они удостоились видеть в своем храме и кельях Архипастыря.
  Незаметнопрошли два дня, и знакомые уже лошадки повезли меня из обители в Невьянск. С теплым чувством простился я с добрыми и простыми сестрами и покинул обитель,унося хорошее о ней воспоминания…

  После закрытиямонастыря в 1924 году Введенская монастырская церковь выполняла функции приходскойцеркви. Она была закрыта для богослужений в 1940 году, а через некоторое времясгорела. За это время село выросло, на территории некогда монастырского подворьястали дома местных жителей. Но на одном из огородов, на месте Введенской церквиВведенского женского монастыря, сейчас сто- ит большой Поклонный крест. А богослуженияпроходят в небольшом молитвенном домике, который для нынешних верующих являетсятаким же святым местом, каким была для их предков монастырская церковь. Прихожанеподдерживают в своем храме такой же порядок и чистоту, как прежде сестры обители,с такими же открытыми Богу сердцами и душами приходят на богослужения, так жетрепетно внимают словам молитвы и проповедям нынешнего настоятеля прихода отцаМихаила.

Материал
подготовила Лидия Ежкова



© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Недопустимо в названиях городских улиц сохранять память о людях, которые далеки от духовных и нравственных идеалов»

  Высокие зарубежныегости, члены делегации Международного съезда императорских кадетов, проявилибольшой интерес к жизни и делам Екатеринбургской епархии: Правящему Архиереюбыло задано очень много вопросов, касающихся ее истории и реалий сегодняшнегодня. Владыка Викентий подробно ответил на них.

 
События в России и мире

В штаб-квартире ООН открылась фотовыставка «Русская Православная Церковь и межрелигиозный диалог: духовное возрождение России»

  Выставка приуроченак первому заседанию Диалога высокого уровня по поощрению межрелигиозного и межкультурноговзаимопонимания и сотрудничества на благо мира, открывшегося в Нью-Йорке.  «В своих отношенияхс людьми других вер и убеждений православные христиане, не поступаясь своейверой, стремятся исполнить слова святого апостола Павла: «Если возможно с вашейстороны, будьте в мире со всеми людьми»», – говорится в обращении СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс