Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (455) → Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы

№38 (455) / 8 октября ‘07

Первосвятитель

Уважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!

  Благодарю за приглашениеобратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени председателемПарламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большойрадостью пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членовСовета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента– нашего общего дома.

  В последнее времяСовет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействияс религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу,неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.
  Одной из важныхтем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологиивозникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанноес различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светскимгуманизмом.
  Европейский континентиспытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именнов рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высокомдостоинстве человека и об условиях его реализации. Христианство научило всеевропейские народы, что человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременнооно всегда подчеркивало, что только если человек будет следовать путем нравственнойжизни, то станет другом Божиим (Ин. 15, 15) и обретет свободу (Ин.8, 32).
  Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но говорит и об условияхпребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит,отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственныхмыслей и чувств. Как раз направление этих трудов задают нравственные нормы,которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческойжизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязисоздают уникальный кодекс европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательнымпотенциалом в личной и общественной жизни.
  Любой честный исследовательистории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человекубыло осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда,вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящнаяэтика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того,сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственнойжизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианскойнравственности и составляли с ней своеобразный тандем.
  Однако сегодняпроисходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человекаи нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащихнравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью правчеловека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскуюконвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности,с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели даннойконвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека.
  Не считаясь с нравственностью,в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собойсвободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственноговыбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества.Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижениекоторого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека.Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма могутподорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континентак черте, за которой – потеря европейскими народами своей духовной и культурнойидентичности, а значит и самостоятельного места в истории.
  Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Бытьморальным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного выбораличности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживатьи поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должнынаправлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальныхи общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственныхидеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.
  Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновениис иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранитьнравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев.Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать,ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.
  Отказ от моральнойоценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемынеразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы– не только на Востоке, но и на Западе – растет пропасть между богатыми и бедными,нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократноинициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников,с которым соседствуют невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно,что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическимисилами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующихрешений в социальной и экономической сферах.
  Впрочем, даже самаясовершенная правовая и социальная система не может в полной мере ограничитьжажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там, где людине чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно – результат воспитания,в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.
  Традиционные моральныепринципы – это еще и основа для интеграции многокультурного общества, коим являетсясовременная Европа. Это хорошо показал, в частности, Всемирный саммит религиозныхлидеров, прошедший в Москве в июле прошлого года. Участники форума — представителихристианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49 стран мира— выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.
  Именно на основетрадиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни другдруга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозныхвойн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроивэффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинамикак России, так и других стран СНГ.
  Как все мы знаем,сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числеприкрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительнойсилы является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почемуя убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выборууглубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимыбазовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместнойжизни.
  Технологическийпрогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениямразвития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человекдолжен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронныхсистем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вотпочему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремленийи их плодов.
  Русская ПравославнаяЦерковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозныемировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителямисекулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение,включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства.Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существованиев том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновенийразличных мировоззрений и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активномучастии представителей традиционных религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы, имеющий потенциали опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 
Первосвятитель

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с президентом Франции Николя Саркози

  3 октября 2007года в Елисейском дворце в Париже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московскогои всея Руси Алексия II, находящегося с визитом во Франции, с президентом Фра-нцузскойРеспублики Николя Саркози. Святейший Патриарх был принят согласно протоколу,соответствующему протоколу приема главы правительства, чем бы-ло выражено особоеуважение к Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс