Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Представьтесебе: обычный город; ничем не выделяющийся из других пятничный июльский вечер.Дети, радуясь любой летней погоде, как, впрочем, и всегда, и в жару и в дождьиграют на улице (говоря о детях, я имею в виду тех игривых, весёлых, радующихсявсему маленьких людей, которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся«аж в пятом классе»).
Летние игры детей в общем не сильно изменились за несколькодесятилетий: девочки также играют в классики, а мальчишки в футбол; когда жепочти весь двор собирается вместе, то играют в прятки либо в казаки-разбойники.
И вот сновалето – снова детские игры, и вроде бы ничего не предвещает чего-то страшного,не считая забот для мамы, которой придётся стирать одежду юного исследователя,приобретшую вид, характеризуемый детьми как «да, мы играли, и я случайно чуть-чутьзамарал».
Но вечером,открыв окно, чтобы насладиться вечерней прохладой после удручающего дневногозноя, мы порою можем услышать не только весёлый смех детей, но и отборную нецензурнуюбрань, и, что самое страшное, звучащую из уст этих же детей.
Первое, что приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока, – «где же они этогонабрались и от кого?!». Вопрос довольно-таки тривиальный, и не удивительнымбудет огромное количество как самих ответов на этот вопрос, так и вариантов,что называется, «развития сюжета» и, наконец, может быть предложено неимовернобольшое количество мнений по поводу того, что нужно сделать, чтобы избежатьв будущем самой причины, повлекшей за собой возникновение подобных вопросов.
И.А. Стернинв своей статье «Социальные факторы и развитие современного русского языка» с научной точки зрения филолога-лингвиста показывает нам возможные причины, которыестали основанием для появления и «стабилизации» в языке наших детей нецензурнойбрани.
Он пишет:«Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что,в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарнойи даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознаниипонятий «свобода слова» («говори что хочешь») с понятием «свобода речи» («говорикак хочешь»), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующеев настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего– в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознаниилюдей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используютсяслова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическаяготовность носителей языка позволить себе «речевые вольности» вплоть до грубойи нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможнымпренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотностьиспользования обращения на «ты» к незнакомым людям, особенно в крупных городах,наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об «условности» речевогоэтикета, его ненужности в современном общении. «Свобода речи» заметно расшатываетсистему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении– так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализми др.».
Рассмотревпредложенные филологом причины появления столь гнусного явления, как сквернословие,мы всё же, словно врачи, только показали причину болезни больного. Но для больногозачастую важна не сама причина болезни, а те последствия, которые может вызватьу него заболевание. Святитель Иоанн Златоуст писал: «…Ужели ты не думаешьпрогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когдамы приобщаемся Таинства Евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистогососуда?».
Сейчас частостали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий, так вотименно в этом ключе говорил о сквернословии епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие– гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху(Еф. 5, 4–5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великихфилософов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произноситьвслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя… Есть растление тела, и есть растление души,и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокоев человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог-Слово), настолькорастление души и этого слова – великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословиеприсуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое.Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубинсатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этотпорок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимостиот того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества,то тотчас же начинает входить в область сатанину и приобретать эту сквернуюпривычку – вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное.Скверные чудовищные выражения суть на самом деле «священные» молитвенные формулы,обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместоБога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленноедело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои – не просто колебания воздушныхволн. Но ты произносишь – хотя, несчастный, и не веришь – страшные заклинания,ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишьпротивоестественную словесную жертву! …Ты делаешься, не зная и не хотя этого,колдуном, магом, чародеем»…
Действительно,нам трудно противостоять разлагающему и стремительно разрастающемуся, словнозлокачественная опухоль, греху сквернословия. Врачи же всегда говорят пациентамо том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Для нас и наших детейтакими средствами, укрепляющими нас и исцеляющими от страшной греховной болезнисквернословия, являются таинства Исповеди и Покаяния. Ведь, приступая к нимс должным приготовлением, мы становимся способными восстановить, с помощью Божией,чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником зловонному потокусквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодаренияБогу.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
11 сентября
Сегодняочень модной стала военная тематика. Этому способствовали появившееся на телевизионныхэкранах отечественные и зарубежные боевики, пропагандирующее зачастую не патриотизми мужественность, а кровную месть и беспредел.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.