Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в нашем эфире необычный выпуск программы «Архипастырь» – выездной. Мы находимся в гостях в Санкт-Петербургской епархии, и сегодня на наши вопросы будет отвечать архиепископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.
Владыка, благословите наших зрителей и начало нашей беседы.
- Господь Бог по молитвам святых, просиявших в земле Санкт-Петербургской и Ладожской, да благословит вас!
- Владыка, сейчас наши зрители, глядя на Вас, видят священнослужителя, архиепископа. Они знают, что Вы являетесь ректором духовных школ. Но в Вашей биографии есть и такая страница: окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института имени Пирогова, занимался научной работой, имел публикации и ко времени окончания мединститута собрал значительную часть материала для кандидатской диссертации. Работал практическим врачом. В 1981 году в Смоленском мединституте защитил кандидатскую диссертацию на тему «Влияние солей лития на функцию почек». Могли бы Вы ответить на такой вопрос: как врач, ученый, представитель одной из самых, казалось бы, материалистических отраслей науки – медицины – становится священнослужителем и монахом?
- Занятия наукой этому в значительной степени способствовали. Я хорошо учился в институте, но у меня еще был мировоззренческий интерес. И я очень быстро понял, когда еще изучал анатомию, и особенно гистологию, в медицинском институте (первый-второй курс), что такое сложное образование, как живая клетка само по себе, в результате случайного сцепления молекул, никак не могло произойти. Это абсолютно невозможно. Уже требуется высший разум, какой-то конструктор. Думал так не я один. Многим приходили такие мысли, но затем эти мысли так же и уходили. А мне помогло то обстоятельство, что мой дед был священником. И мне по наследству от моего деда-священника, отца Никиты (Горянова) осталась небольшая библиотека. С ее помощью я смог искать ответы на поставленные жизнью вопросы. Способствовало этому и то, что моя тетя была монахиней – инокиня Маргарита, насельница одного из женских монастырей Архистратига Михаила, затем монахиня Мария. Они мне помогали в этом деле. Они меня познакомили с верующими людьми, с прекрасными священниками, монахами, которые в то время были в Одесском мужском монастыре. Так я находил ответы.
Конечно же, процесс шел постепенно. У меня не было никаких внезапных прозрений, озарений, личных жизненных трагедий или чего-нибудь другого. Все шло постепенно, по нарастающей. Затем, когда я уже преподавал в Брянске, был старшим преподавателем, кандидатом наук, возникла такая ситуация, что мне уже тяжело было скрывать мои личные религиозные убеждения. Они меня переполняли. Это было в советское время. И тогда я принял решение поступать в Московскую духовную семинарию.
- То есть можно сказать, что, как это ни парадоксально, именно наука и книги привели Вас к вере?
- Я не могу так сказать, что наука и книги меня привели к вере. Бог Сам призывает, просто надо слышать. И Бог призывает каждого человека. Я услышал. А наука и книги способствовали этому. Так точнее будет.
- Ваш выбор духовного пути, пути служения Богу, – не был ли он диссонансом всей прежней жизни? Не был ли отречением от полученного образования, знаний, отречением от науки?
- Ни в коем случае. Каким-то образом все то, что я получил раньше в своей жизни, в том числе научные, медицинские, психологические, естественнонаучные, философские, исторические знания, – служит и до настоящего времени очень хорошим фундаментом для последующего построения здания, именно здания богословия.
- Владыка, сегодня Вы не только кандидат медицинских, но и богословских наук, профессор догматического богословия, ректор Духовной академии. Насколько эти знания совместимы? Знания естественнонаучные и богословские? Можно ли сказать, что эти знания – явления одного порядка? Или это предметы совсем разных сфер?
- Это явления и знания одного порядка, потому что Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир. Это аксиома, догмат. Просто есть знания низшего и высшего порядка. То, что Вы перечислили, – это прекрасные знания, но это знания низшего порядка. Хорошо, что они есть у человека, и на них хорошо выстраивать знания более высокого порядка. Знания философские, мировоззренческие – выше. И самые высокие – это богословские знания. Это знания самого высокого порядка.
- То есть они не противоречат, а дополняют друг друга?
- Точнее сказать, они занимают различное место в иерархии знаний.
- Санкт-Петербургские духовные школы, возглавляемые Вами уже 11 лет, заключили договоры о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом, Эрмитажем, Русским музеем и даже Военно-космической академией. Что это? Наверное, многие люди могут воспринять это как дань моде или как какую-то, если говорить о Военно-космической академии, даже экстравагантность. Зачем на самом деле это нужно?
- Мода быстро проходит. А мы идем в виде нарастающего процесса. Примерно 10 лет тому назад еще можно было бы говорить о том, что есть какая-то мода на Православие. Некоторые наши инициативы воспринимались как мода. То, что мы вызывали интерес к себе и то, что Церковь находила отклик у части людей, все это тоже приписывалось моде. Но уже прошло много времени. А мода преходяща. Стоит говорить не о моде, а о том, что Церковь находит отклик в душах, сердцах, в умах людей.
- А зачем эти договоры о сотрудничестве? Допустим, конкретно с Военно-космической академией?
- Это инициатива вузов, которые к нам обращаются. Они хотят иметь духовное окормление не от случая к случаю, не от встречи к встрече, не от праздника к празднику, не от выпуска до принятия присяги, а постоянное. Поэтому формальная сторона дела тоже должна быть каким-то образом соблюдена. Что касается ракетных войск, то там дело особо деликатное. Человек на ядерной кнопке должен быть с хорошей, крепкой, здоровой психикой. Это не должен быть человек с каким-то сектантским настроением, который желает ускорить армагеддон, конец света. Этот человек не должен быть с сатанистским настроением, которому чем скорее все сгорит, тем для него лучше. Этот человек должен быть православным, любящим Родину и чувствующим укорененность в стране, в которой он вырос, любящий свою страну и традиционную, государственно-образующую религию.
- И Православие это все дает…
- Православие является у нас государственно-образующей религией.
- Владыка, Вы президент межвузовской ассоциации «Покров», куда входят более 30 гражданских и военных вузов не только Санкт-Петербурга, но и других городов России. Пожалуйста, расскажите вкратце о деятельности этой ассоциации, чем она занимается?
- Инициатива создания ассоциации исходила от совета ректоров Санкт-Петербурга, председателем которого тогда был Романов Виктор Егорович, ректор института, потом университета технологии и дизайна; прекрасный человек. Он понимал, что надо доносить истины веры как можно большему количеству не только преподавателей, но и студентов. В результате нашего постоянного общения возникла идея создать ассоциацию «Покров». Ассоциация подразумевает исключительно добровольное вхождение, ни к чему не обязывает. Именно это слово «ассоциация» и подчеркивает. Каждый из нас добровольно берет на себя те или иные обязательства, и по мере своих возможностей их выполняет. Вначале было 10 членов, организаторов ассоциации, сейчас в нее входит до сорока ведущих гражданских и военных вузов Санкт-Петербурга. Скоро у нас будет заседание межвузовской ассоциации «Покров» по подведению итогов прошедшего учебного года. Привязывает то, что таким образом мы пытаемся дать людям правильный ответ на то, что происходит в стране. Именно объективный ответ, взвешенный. Вот пожалуйста: еще до недавних пор практически все средства массовой информации, телевидение, которое вещает чуть ли не 24 часа в сутки, что говорили о демографическом кризисе? Тема тщательно замалчивалась. Первой об этом начала говорить Русская Православная Церковь. И постоянно говорила. Потом, наконец-то, вынуждены были признать все: деваться было некуда – наркотики, этнический криминал, и многие другие вещи, о которых вслух говорит Русская Православная Церковь. Потом, спустя какое-то время, об этом уже начинают говорить и власть предержащие, и, соответственно, средства массовой информации. Таким образом, мы первыми начинаем говорить правду.
- А какова роль ассоциации «Покров» в этом?
- Через ассоциацию, через тех, кто участвует в ней, мы просвещаем студентов. Так она и называется «Ассоциация духовно-нравственного воспитания». Студенчество – народ молодой, веселый, энергичный, и нам хотелось бы, чтобы они свою молодость и свое здоровье не губили, а сохраняли, особенно сейчас, в условиях демографического кризиса, люди должны быть здоровыми и физически, и духовно. Мы стараемся поддержать их духовное и физическое здоровье.
- По Вашему благословению, в Санкт-Петербурге возрождено празднование Дня памяти святой великомученицы Татианы – покровительницы российского студенчества. Первое торжественное мероприятие с помощью совета ректоров вузов Санкт-Петербурга состоялось еще в 1997 году. Как сегодня реализуется эта традиция? Удалось ли превратить 25 января из праздника пива, «конкурсов красоты», ночных увеселений в нечто качественно другое?
- Сейчас происходит сочетание. Пиво и увеселение, и балы, и конкурсы красоты – все это остается. Но уже не только это. Когда мы проводили 10 лет назад первый в России настоящий праздник святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, это мероприятие осталось практически незамеченным большинством средств массовой информации. Проходило оно более-менее скромно. Затем постпенно узнавали. Этому способствовало учреждение наград, проводились конкурсы. Конкурсы проводились по 8, 9, иногда 10 номинациям. Это и лучший рассказ, и картина, и вышивка, и икона, и стихотворение, и хор. Все, что охватывало бы всевозможные стороны. Причем были различные награды: и наставнику молодежи, который занимается общественно-полезной работой со студенчеством, и самим студентам. Были даже такие награды (тогда нашли спонсоров), когда победителей мы за счет Фонда святой Татианы отправляли на Святую Землю. Самолет туда, обратно, пребывание. Было и такое у нас. Постепенно проводились конференции по несколько дней. Праздник из городского стал уже большим настолько, что раньше мы наши мероприятия проводили в одном из храмов Санкт-Петербурга, затем перешли в Казанский кафедральный собор, который нам возвратили, а в этом году праздновали уже в гигантском великолепном Исаакиевском соборе. И праздник – это не мода, праздник оказался замеченным и, как я Вам только что говорил, уже стал не просто церковным, а церковно-государственным праздником. Таким образом, мы первыми проявляем здоровые инициативы. К нам присматриваются, видят, что никакого экстремизма нет, все направлено на здоровье, на патриотизм, – так наши инициативы часто находят поддержку и отклик даже у власть предержащих.
- Владыка, существует такая проблема, что различные церковные конференции из года в год собирают одних им тех же людей. Смотришь на участников – все те же лица, которые были там и два года, и пять и десять лет назад. В День святой Татианы и на его мероприятиях появляются ли новые лица, молодые?
- Если в первом праздновании участвовало примерно 100 человек, то в последнем – примерно 4–5 тысяч. Это те, кто молились в храме, в Исаакиевском соборе.
- Они молились или просто были?
- Кто как. Но уже то, что они добровольно пришли в храм и все время богослужения пробыли в храме, – этот факт о чем-то говорит.
- Они добровольно пришли?
- Исключительно добровольно. Никакой разнарядки, типа комсомольской, «с каждого курса по пять человек» не было. Было объявление: кто желает, – пожалуйста.
- Это студенты самых разных вузов…
- Да, да.
- Как Вы считаете, Владыка, насколько студенчество духовных школ и светских вузов схоже или различно? Что общего, что отличает?
- Схоже то, что мы из одной Родины. Это, конечно же, базис. А отличаются студенты религиозным воспитанием в семье. Тоже оно может быть сходным, потому что люди с религиозным воспитанием поступают как в семинарию, так и в светские вузы. Пожалуйста, мы только что с Вами возвратились с выпуска Военно-медицинской академии, где Вы видели, ко мне подходили офицеры и просили благословение. Разница в том, что у человека, который к нам сюда поступает, доминирующее желание – стать пастырем. А у других доминирующее желание – стать, например, врачом, инженером, учителем, ученым. Я вижу в этом главную разницу, в особом пастырском призвании.
- Несколько слов, Владыка, о возглавляемых Вами семинарии и академии. Что они представляют собой сегодня, кто учится, кто учит, что учат, кем становятся? В конце концов, насколько это престижно?
- Мы для простоты наше учебное заведение именуем Санкт-Петербургской духовной школой. Потому что она объединяет в себе собственно академию, семинарию, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов. Общее число учащихся – 560 человек. Семинария с пятилетним сроком обучения. Академия трехлетняя, два отделения: богословское и библейское, четырехлетнее регентское отделение, четырехлетняя иконописная школа. Что же касается факультета иностранных студентов, то студенты-иностранцы обучаются по персональным программам. Они могут приехать сюда на 1–2 года, например, докторскую диссертацию написать, скажем: «Тип русской религиозности по произведениям Достоевского». Или учиться по стандартным семинарским, академическим программам или на регентском отделении. География довольно широка – от Китая и Таиланда до Великобритании.
- А среднестатистический студент – это кто?
- Если раньше было проще ответить о среднестатистическом студенте, еще 15–20 лет назад это, в основном, были дети духовенства, то сейчас я такого не могу сказать. Более-менее равномерно представлены все социальные слои.
- А что касается преподавателей? Я знаю, что Вы приглашаете даже профессоров из светских вузов?
- Да. Когда я стал ректором в 1996 году, здесь не было ни одного профессора из государственного светского университета. Были приглашены для преподавания ряда дисциплин ведущие профессора государственных университетов. Например, дисциплин академического цикла: история древнего мира, религиоведение, история Древнего Востока, философские дисциплины, исторические дисциплины, филологические дисциплины, культурология. Я Вам уже говорил о социальной психологии. Педагогика, психология, социология. Все эти дисциплины у нас преподают ведущие профессора государственных вузов. Все они, как правило, православные люди. Это, безусловно, повысило уровень, а в глазах наших студентов – и престиж нашей школы.
- Владыка, как можно поступить в Санкт-Петербургскую духовную семинарию?
- Чтобы поступить в семинарию, необходимо иметь полное среднее или высшее образование, быть физически и психически здоровым, не иметь канонических препятствий, сдать вступительные экзамены. Полный перечень всех предметов и вопросов – детально все полностью расписано на академическом сайте. Можно написать письмо на Санкт-Петербургскую духовную академию в канцелярию: «Прошу выслать программу». Все подробнейшим образом расписано. Подчеркну специфику: необходимо быть крещеным православным человеком. Предоставить справку о крещении. Если человек женатый, – справку о венчании, свидетельство. Рекомендацию приходского священника о том, что человек церковный (она должна быть заверена епархиальным архиереем). Такова специфика. Кандидаты сдают вступительные экзамены. Мы проводим здесь медицинское обследование, потому что, к сожалению, часто бывает, что справки с мест не соответствуют действительности. Что же касается поступления в академию, то в академии могут учиться только лица, которые успешно окончили семинарию. И в семинарии, и в академии учатся лица только мужского пола. На регентском отделении у нас учатся и ребята, и девушки; в основном, девушки – процентов на 90. Также и на иконописном отделении. Там мы принимаем без различия пола, и вопросы каноники для иконописцев отходят на второй план.
- Владыка, и последний вопрос. Мы начали с медицинской тематики, и ею же закончим. Чтобы получить законченное образование хирурга, нужно 6 лет. А законченное образование священника – семинария и академия – получается 8 лет… Почему так?
- Потому что нужно духовное взросление. Я неоднократно бывал за рубежом, мы осуществляем программу студенческого обмена. Там есть чему поучиться, и есть откровенно плохое, абсолютно неприемлемое. Поэтому надо подходить с разбором. Уже надо обладать своим личным опытом, знаниями, чтобы во всем разобраться, в том, что есть хорошего и плохого за рубежом. И что мне очень понравилось в Кембридже, в Оксфорде – там, если человек очень и очень способный, молодой человек-вундеркинд, как говорят, он может поступить на физический, математический, химический факультет чуть ли не в 12, 13, 14 лет. Конечно, в порядке исключения как особо талантливый. Но что касается теологических факультетов, там, как правило, принимают в возрасте не менее 23 лет. И человек к этому времени уже должен иметь какую-то специальность, образование. Потому что священник должен, образно говоря, уже что-то в жизни знать и уметь. Как говорят, знать, какой стороной молоток взять в руку, гвоздь забить в стену – я образно выражаюсь. Уметь своим трудом заработать деньги, чтобы понимать свою паству, своих пасомых. От него требуется личный опыт. Не просто отчетничество, выучивание цитат и т.д., а жизненный опыт. Мне очень импонирует, что принимают людей с определенным жизненным опытом. Примерно так же было и во времена Советского Союза, когда, как правило, в семинарию принимали только тех, кто уже отслужил в армии. Это 22, 23, 24 года. Это были совсем другие люди, чем те, которые сейчас приходят в нашу духовную школу сразу же после средней школы, которым 16–17 лет, которые еще ничего не знают, которые находились полностью на иждивении родителей, не знают, как зарабатывается кусочек хлеба, чего это стоит. Они очень часто с такими же иждивенческими настроениями приходят в духовные школы. Эти 8 лет способствуют тому, что человек все-таки взрослеет. Для нас это очень и очень важно. Получать не только знания, но и личный жизненный опыт. В том числе благодаря летним каникулам, когда студенты несут послушание на приходах. Они видят реальную жизнь во всех ее проявлениях.
- Спаси Вас Господи, Владыка, за интересную беседу. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
- Бог вас да благословит!
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи Денис ДЕНИСОВ
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Уполномоченныйпо правам человека в РФ Владимир Лукин призывает академиков РАН и представителейРусской Православной Церкви не обмениваться обвинениями, а обсудить спорныевопросы, которые на этой неделе стали причиной острой полемики между ними. «Такого родавопросы: что важнее – Бог или естественные природные законы, не решаются ни одним судом.
В Покровском храме Уфы замироточила икона Царя-Мученика Николая II, доставленная Крестным ходом из мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев Екатеринбургской епархии. «Это благодать Божия для Уфы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.