Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На ярком апрельском солнце особенно красиво смотрятся икона Святых Царственных Страстотерпцев и образ Пресвятой Богоматери «Державной». Прибывающие на железнодорожную станцию Шарташ многочисленные богомольцы и паломники благоговейно прикладываются к святым образам.
У многих в руках — такие же, но маленькие иконы, зажженные свечи. Богомольцам предстояло пройти шесть километров Крестным ходом, повторив маршрут трагического пути Царственных Страстотерпцев на уральской земле: от места прибытия Царской Семьи весной 1918 года из Тобольска в Екатеринбург до места их заточения — бывшего дома инженера Ипатьева, где венценосные особы приняли мученическую кончину от рук большевистских палачей.
Отсюда начался путь их страданий — путь на Российскую Голгофу. Это случилось в Великую Среду на Страстной седмице 1918-го года. И не случайно совершение Крестного хода в нынешнем году состоялось именно 4 апреля, на Страстной седмице, в Великую Среду — в день, когда Иуда предал своего учителя.
В ожидании приезда Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии Владыки Викентия, который возглавит Крестный ход, некоторые богомольцы в одиночку читают акафист Святым Царственным Страстотерпцам, другие собрались небольшими группами и молятся сообща. «Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!» — это молитва разносится далеко окрест…
Знакомлюсь с некоторыми людьми, рядом с которым мне предстоит пройти несколько километров по далеко не благоустроенным, почти загородным улицам центра.
- Раб Божий Андрей; я — из Большого Истока.
- Как часто Вы участвуете в Крестных ходах, которые совершаются в Екатеринбурге?
- По мере того, как на то бывает Божия милость — выпадает свободное время и позволяет здоровье.
- Какие чувства Вы испытываете сейчас?
- Я думаю, что данный Крестный ход от того места, от которого на вольную страсть пошли Святые Царственные Великомученики, зная, что идут на Голгофу. И как Истинный Бог и Спас наш Господь Иисус Христос, шли на вольную страсть, отдавая себе отчет в том, что этот путь закончится крестными муками, но затем последует воскресение. Их христианский подвиг, который они донесли даже до смерти, должен стать примером для всего нашего российского народа, который видит, что без истинной веры христианской страна наша гибнет. И может статься так, по словам духовника Государевой Семьи Феофана Полтавского новозатворника, что милости может и не быть. Мы часто все говорим: «Господи, помилуй!», но если наш народ до конца не осознает тяжести той вины, которая лежит на нем за то, что прервалась самодержавная династия на Руси, и что в настоящий момент в стране царят хаос и беззаконие, можно даже сказать, торжество сатанизма, — то перспективы для наших славянских народов нет никакой. Перспектива наша — в единении. Не случайно символ христианства — крест. Это — истина, пересечение с исповедованием Бога Нашего и Пресвятой Троицы единосущной и безначальной: Отца и Сына и Духа Святаго.
Я думаю, это промыслительно, что Государева Семья была привезена на Голгофу именно в среду, когда за тридцать серебряников Иуда предал своего учителя, Господа Бога и Спаса нашего Христа, и эти тридцать серебряников не принесли ему ни радости, ни избавления, а только вечные муки и геенну огненную. И народ наш, генетически впитавший Православную веру, мне кажется, потихонечку приходит к осознанию того, что очень многие Евангелия начинаются с того, что рече Господь ко пришедшим к Нему иудеям: «Аминь, аминь, глаголю вам». То есть — истину говорю я вам. Без покаяния — мы не христианский народ, а народ иудейский. А, следовательно, мы и получаем все по вере нашей.
Если, с Божией помощью, все православные осознают тяжесть содеянного и потянутся к тому, чтобы покаяться, исправить свои грехи, то, даст Бог, Господь помилует Россию и спасет.
Елена Павловна Марьина, прихожанка храма в честь Вознесения Господня:
— К сожалению, я редко участвую в Крестных ходах: очень часто болею, и не всегда бывает возможность прийти на Крестный ход. Но я знаю, где и когда они проходят, и душою всегда присоединяюсь к тем, кто идет с этим православным шествием.
Сегодня мне просто хочется плакать от счастья, что Господь дал мне силы придти сюда. Если отстану, то уеду домой, главное — начать путь.
(Забегая вперед, скажу: Елена Павловна прошла все шесть километров, присутствовала на молебне. Когда мы встретились после окончание богослужения в Храме-на-Крови, она выглядела намного здоровее и свежее, чем несколько часов назад).
Владимир, прихожанин храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев:
- По мере возможности, стараюсь участвовать во всех Крестных ходах. Но сегодня — такое событие, которое просто нельзя пропустить. Сейчас у нас идет Страстная Седмица, сегодня — Страстная Среда: воспоминание о предательстве Господа нашего Иисуса Христа. В этот же самый день, в 1918 году Святой Царь-Великомученик прибыл со своей Семьей в наш город. Именно здесь и завершился его путь на Российскую Голгофу. Этот памятный день связан именно с тем событием, которое заставляет нас вспомнить трагические события 89-летней давности и покаяться в том грехе, который мы совершили в грехе оставления помазанника Божия. И фактически предательство русского народа заключается в том, что была предана соборная клятва на верность Царю, Отечеству, на верность помазаннику Божиему.
Поэтому мы должны вспомнить эти события и покаяться перед Богом в том, что совершили наши отцы и деды, в том, чему мы являемся каким-то образом причастными всей своей жизнью. Потому что в ней продолжается этот грех, до сих пор нераскаянный в русском народе. Мы должны помолиться о том, чтобы Господь вернул нам Царя и помазанника Божия для восстановления православного Царствия, для восстановления единой и могучей России.
В 1918 году царский поезд какое-то время стоял здесь, на Шарташе, но собравшиеся люди не дали возможности именно отсюда Царю уехать в город. Чтобы было как можно меньше свидетелей, его привезли на более спокойное, тихое место, располагающееся в районе нынешней улицы Шарташской, где сейчас стоит памятный Крест. Там в то время была просто платформа под названием «Станция Екатеринбург — 3». Именно на этом месте была совершена передача Царя и его Семьи в руки Уралсовета, и оттуда начался его трагический путь к дому Ипатьева. Хочется надеяться, что когда-нибудь на этом скорбном памятном месте будет воздвигнут храм.
Наталья Семеновна Клочкова, прихожанка Свято-Троицкого храма:
- Сегодня я принимаю участие в Крестном ходе четвертый раз. Привлекает возможность соборно, всем миром помолиться за наше Отечество, за нашу молодежь. Я — мама, у меня два сына, и я очень обеспокоена обстановкой, которая сложилась сейчас в нашей стране…
У меня, например, сын живет гражданским браком, и я очень переживаю это. Знаю, что за это будет наказание. Среди моих знакомых есть тому примеры. Один мой знакомый жил гражданским браком, а сейчас его сын тяжело болен. За наши грехи платят наши дети. Вот я и хожу и молюсь, чтобы мои дети поняли, что такое Господь. Что Он спасает, просто помогает выживать в наше время.
- Вы чувствуете на себе эту Божественную помощь?
- Да, конечно. У меня в жизни просто происходят чудеса. Меня даже однажды показывали по телевизору, после того, как у меня было исцеление в храме Симеона Верхотурского. У меня тогда была трудная жизненная ситуация: надо было заплатить 17 тысяч рублей за операцию на глаза, а денег не было. Заболевание глаз было выявлено на профосмотре, и уже стоял вопрос о профпригодности. Я просто пошла в храм и окунулась в источник (сейчас у источника можно только обливаться, но тогда его еще только-только открыли, Господь сподобил меня полностью окунуться в источник).
И уже на второй день после этого мне нужно было подписывать договор на проведение операции. Причем договор этот был составлен таким образом, что если экологическая обстановка в городе не в порядке, если в глаз попадет какая-то инфекция, то они не дают никакой гарантии оперативного вмешательства, а деньги не возвращают. То есть отдай 17 тысяч, останься слепой и живи как хочешь…
На тот же второй день после погружения в источник я пришла на прием к доктору Малышевскому, который проверил у меня зрение, и обследование показало, что операцию можно пока не делать. Он дал рекомендацию отказаться от операции. И вот, как видите, я живу, жива-здорова, неплохо вижу. Спаси, Господи, дай Бог каждому таких исцелений и чудес.
Сергей Владимирович Сумный, паломник из Первоуральска:
- Я очень рад тому, что сегодня у меня появилась возможность участвовать в этом Крестном ходе. Чувство — вины какой-то. Может быть, не моей личной, а всех наших людей, по большому счету.
- А чувство надежды, что когда-нибудь мы искупим эту вину, и благодаря возрожденной вере Православной возродится Россия, у Вас есть?
- Надежда на лучшее — она всегда есть. Как говорится, надежда умирает последней.
Наташа, 23 года, прихожанка храма в честь Рождества Христова:
- К вере я пришла совсем недавно. Что подвигнуло меня к этому? Не знаю, просто произошло маленькое чудо. После того, как я уверовала в Христа, жизнь моя заметно изменилась. Если раньше я смотрела на мир «плоскими» глазами, сейчас я многое пересмотрела в своей жизни. С Божией помощью, моя жизнь изменилась. Изменилось мировоззрение, а вместе с тем и взгляд на жизнь.
Я поняла, что быть православной еще не значит просто ходить в храм: быть в храме одним человеком, а за храмом — другим, нельзя. Православная вера — это мой образ жизни. Когда я еще не была православной, у меня было очень много друзей. А когда я обрела веру, полностью изменила свой образ жизни, свои интересы, друзей уже стало меньше. Но зато те, которые остались, понимают и принимают меня. Если честно, я просто счастлива. Благодарю Бога за все, как сказал Иоанн Златоуст: «И слава Богу за все»!
Василий Никифорович Журавлев, прихожанин Крестовоздвиженского храма:
- Три года назад я начал регулярно посещать храм, и с того времени стал участвовать во всех Крестных ходах, совершаемых в Екатеринбурге. Могу сказать, что с каждым новым Крестным ходом меня все больше и больше тянет совершить другой Крестный ход. К православному торжественному шествию готовлюсь заранее, так сказать, настраиваюсь духовно.
Вот и вчера, накануне, не спал практически всю ночь, потому что я очень переживаю во время Крестного хода. И у меня уже с вечера начались душевные переживания, сам не знаю, почему, но сел за стол, и уже начал писать вступительную часть стихотворения про этот Крестный ход. Получилось два маленьких четверостишья на эту тему, ну, а как получится дальше — Господь даст. Может быть, через некоторое время в очередном сборнике моих стихов будут строки и про этот Крестный ход.
Я с большим воодушевлением и желанием (видимо, это мне дается свыше), в любую погоду стараюсь принять посильное участие в Крестных ходах. Это участие дает мне какую-то новую подзарядку, новые духовные силы для творчества. Желаю всем участника Крестного хода силы, здоровья и душевного благополучия.
Участница Крестного хода, назвавшая себя рабой Господней Валентиной:
- Мне очень жалко убиенных детей — разве такую красоту можно было убивать! Все дети же красивы…
- Когда мы еще учились в школе, нам учителя все время говорили, что Бога нет. А моя бабушка всегда наставляла до-другому: детки, не спорьте, есть Бог или нет, ведь всегда, когда людям становится плохо, те же коммунисты и атеисты всегда говорят: «Господи, помоги…"
- Я всегда стараюсь участвовать в Крестных ходах. Я очень рада, просто счастлива, что нахожусь в лоне Православной Церкви. После Крестного хода я буду готовиться к Исповеди, завтра пойду причащаться.
- Я Снегирева Галина Николаевна, бывшая учительница. Верую. Раньше я часто участвовала в Крестных ходах, посещала храм, но сейчас я больна сахарным диабетом, и давление у меня высокое. Сегодня первый раз за многие годы выбралась на Крестный ход.
Уже здесь узнала, что сегодня, оказывается, последний день Соборования, обязательно пойду в церковь. Это — такое благое дело.
Я всю жизнь верую в Бога, всегда отмечала Пасху, но втайне от других. В молодости мы в Церковь не ходили, были как-то далеки от этого. В Вознесенскую церковь я впервые пришла, когда у меня сын пропал без вести. Я не знала еще тогда всех святых, просто знала, что надо помолиться Николаю Чудотворцу. И вы знаете, ноги сами привели меня к нему, но я еще этого не знала.
Идет мимо батюшка, я спрашиваю его, где мне помолиться Николаю Чудотворцу, а он мне отвечает: «Да ты же перед ним стоишь». У меня так и полились слезы из глаз, хотя я не из плаксивых.
Смотрю, заходит в храм молодой паренек, встает на колени и головой стучит о пол прямо перед распятием Христа. Я подошла к нему, и встала с ним рядом. Слышу — где-то раздается пение, а там служба идет.
Мне уже было за пятьдесят, в то время меня мучил радикулит. Я то постою, то посижу на скамеечке, но выстояла в храме всю службу. И так мне легко и хорошо стало.
Прихожу к подруге и говорю: «Татьяна, мы уже в том возрасте, что пора подумать о душе. Давай по воскресениям ходить в храм.» Она сразу же согласилась, но… До сих пор не ходит. А я хожу. И вот уже 25 лет живу духовной жизнью.
Вот выучу какую-нибудь молитву — и мне радость, память-то сейчас уже не очень хорошая. Чтобы лучше получалось, я развесила на кухне листочки со словами: готовишь обед, а заодно и слова молитвы учишь.
Нам отец Владимир Зязев в храме Рождества Христова как-то раздавал Псалмы, я взяла несколько штук, раздала подругам, заставила читать… У меня дача на Монетке, до нее мне идти от железнодорожной станции три километра пешком. Так вот эта дорога за эти годы у меня уже такая намоленная. Я иду всегда с тяжелым рюкзаком, путь начинаю еле-еле, а как начну читать молитвы, так и тяжесть за спиной перестаю замечать, и усталости ног не чувствую.
Я вот сейчас опять болею, но стоит мне уехать на Монетку, как я там сразу же начинаю поправляться, травы всякие пью… И я оздоравливаюсь, у меня понижается сахар. И все — с Божией помощью. Я сажусь около теплицы, поворачиваюсь лицом к лесу и читаю молитвы… И мне там легко, у меня душа там не плачет. А здесь вот, в городе, нет мне покоя.
Вот именно мой пропавший сын — он был верующий — и сподвиг меня к Церкви. Да и дочь у меня верующая, хотя жила в Эстонии. Сейчас у меня правнук родился, я покрестила его в Екатеринбурге, и он ходит с крестиком. А внучка не носит креста, хотя и крещеная. Непонятно, кого или чего стесняется…
Затрепетали на ветру хоругви, вознеслись над головами богомольцев святые иконы, Крестный ход начал движение. «Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», — поддержали пение священнослужителей сотни голосов, намного усиленные и умноженные эхом…
Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА
Беседовал игумен ДИМИТРИЙ (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи — Денис ДЕНИСОВ
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, — писал в 1905 году о Государе Николае II святой Иоанн Кронштадтский. — Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
Егда начинахуся дни огненнаго искушения… В 1865 году умер наследник престола Николай, старший сын Императора Александра II, и это большое горе неожиданно вызвало в России злую радость. Потрясенный Феодор Иванович Тютчев отозвался на такое ликование странно звучавшим стихотворением: О, эти толки роковые, Преступный лепет и шальной Всех выродков земли родной, Да не услышит их Россия, - И отповедью да не грянет Тот страшный клич, что в старину: "Везде измена — Царь в плену!» И Русь спасать его не встанет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.