Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Здравствуйте,наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции«Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь»,и на ваши вопросы, а также вопросы посетителей интернет-форума «Православнойгазеты» отвечает Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии архиепископВикентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и нас на начало нашей беседы.
- Бог благословит!Христос Воскресе!
- Дорогие друзья,мы очень рады, что во время между прямыми эфирами к нам также поступает оченьмного звонков. Мы их записываем и сегодня по ходу эфира постараемся задать Владыке.
И первый вопрос— от Татьяны из г. Высоковска Московской области: «Мой 16-летний сын страдаетпагубным пристрастием к табакокурению. Я считаю это очень тяжким грехом, поэтомузаставляю его исповедоваться всякий раз, как он покурит. Правильно ли я поступаю,или стоит ждать, пока он сам осмыслит греховность этого пристрастия и броситкурить, а уже затем ему надо будет покаяться?"
- Действительно,это большое, пагубное пристрастие — табакокурение; оно приносит человеку многовреда, много неприятностей: человек сам себе сокращает жизнь. Такой человексам себя, свое здоровье губит табакокурением. Конечно, это пагубно для человека,и человек сам должен понимать, что он себе приносит очень много вреда в этомделе. Родители наши желают своим детям, чтобы они были здоровыми, крепкими,чтобы не было пагубных пристрастий и привязанностей к ним. Нужно принимать какие-то меры. Хорошо, что мать заставляет своего сына исповедоваться, чтобы он осознавалсвое согрешение, и надеемся, что этим действием со временем человек оставитэто пристрастие, поймет, что это плохо и найдет в себе силы отказаться от него.По молитвам и стараниям матери, эта привязанность, пристрастие, зависимостьуйдет в страну далече, и человек останется свободным от этой зависимости. В таком случае человек несвободен, он раб этой страсти. Он делает то, что, может,даже и не хочет, но страсть его заставляет в определенное время пойти и покурить.Когда человеку нужно делать что-то более важнее, а это пристрастие заставляетоставить самые возвышенные дела, и прошло время, ему нужно бывает иногда оставитьвсе самое ценное, — а эта страсть заставляет его оставить самое ценное — какое-то занятие он должен оставить и выполнить требования этой своей страсти. В такомслучае человек не свободен — он раб страсти. Когда, сейчас особенно, мы говоримо свободе, что мы должны быть свободными, как раз в этом должна заключатьсясвобода настоящая: чтобы человек не был пристрастен ни к чему, был свободнымот страстей, хозяином над собой — знал, что может делать то, что ему полезно,приятно, что спасительно. А когда человек пристрастен к табакокурению — и запахтабака постоянно от него, и необходимость постоянно ходить курить на улицу приноситнеприятности ближним, потому что табачный дым, запах не всем приятен. Скольконеприятностей он делает самому себе и в то же время окружающему миру, людям.Когда человек глубоко посмотрит на свое занятие, то поймет, что это ему не к лицу и он не совсем правильно поступает. Обычно спрашивают, грех ли это или не грех. Поскольку нас Господь призвал к свободе, то мы должны стремиться к той свободе, которую дал нам Господь: свободе от страстей. Когда мы пристрастнык чему-то, то мы рабы этого греха или этой страсти. Поэтому, конечно, это грехпристрастия, страсти. Это тоже тяжелый грех, которым поражен человек, потомучто мы не должны быть рабами страстей, мы должны быть свободны от них, к этомустремиться. Слава Богу, — есть такие родители, которые стараются для своих детей— освободить от этого рабства и дать им свободу выбора.
- Владыка, спасибо.У нас первый телефонный звонок: «Я хотел бы узнать, как Церковь относитсяк искусственному оплодотворению?"
- Церковьне приветствует искусственное оплодотворение, потому что это выходит из рамокзакона, который дал нам Господь в деле нашего размножения. Есть много средствцерковных, с помощью которых можно правильно родить детей, чтобы они были здоровы.Церковь Православная имеет огромный, богатый опыт в своей жизни. Надо обратитьсяк этому опыту. Поскольку этот церковный опыт наших отцов забыт, сейчас мы оторваныот наших корней, ценностей, веры христианской, поэтому мы сейчас, как послекораблекрушения, ищем, не зная, куда прислониться. Думаем о разных средствахв этом направлении. Но в Церкви есть возможности. Есть частые случаи, (не то,что когда-то было), а сейчас есть, что люди молятся, просят, есть специальныеправила, как нужно молиться, чтоб Господь дал дитя. Казалось бы, врачи говорят,что невозможно там родить детей, но ничего нет невозможного у Бога. Господьвсе делает по просьбе, по молитве верующих Господь дает радость деторождения.К этому притекать нужно. Это труд, это подвиг: самоотречение, изменение своейжизни требуется по этому правилу, тогда Господь дает. С другой точки зрения,сейчас, к сожалению, есть люди, которые бросают своих детей. Тех тоже не надооставлять без попечения: есть возможность бесплодной семье взять на воспитаниеребенка из роддома, из детского дома, усыновить его и воспитывать его в Православнойвере, в жизни христианской. Возможностей сейчас очень много, и не нужно делатьто, что противоестественно.
- У нас звонокиз Подмосковья: «Хочу спросить: если в семье есть монашествующий, то прощаютсягрехи на два поколения вперед и на два назад?"
- Если в семье есть люди, ведущие благочестивый образ жизни, то добро, которые они имеюти приобретают своим подвигом, распространяется на будущие поколения рода. Наоборот,если в этой семье много людей, творящих зло и совершающих беззаконие в своейжизни, то Господь дает наказание, и это зло распространяется на будущие поколения.Поэтому в России относились к своему роду очень внимательно, очень осторожно,чтобы в роду были только добродетельные, воспитанные люди, чтобы не распространялосьзло на будущие поколения. Пресекали зло в своем роде пока человек живет на земле,понимая, что оно очень много страданий принесет будущим поколениям. Знали свойрод хорошо, берегли его и приукрашали и приумножали добро в своем роде, чтобызло не передавалось на будущие поколения. Это правильно: если в роду есть людисвятой жизни, то это благо для будущих поколений этого рода.
- Владыка, спасибо.Снова телефонный звонок: «Если я крестный, а родители не хотят причащатьребенка, я буду отвечать за это перед Богом?"
- Вы можетео нем молиться, если вы знаете, что он находится не с вами; ваша задача молитьсяза него, чтобы Господь устроил его жизнь. При возможности, помогать, говоритьи учить, это обязанности духовного отца как восприемника в таинстве Крещения.Но главная задача — молиться за него, чтобы Господь его укреплял в вере, помогалему и сохранял от всякого зла. Нужно сознавать свою ответственность и старатьсяв меру своих сил помогать своему крестнику, чтобы он был воспитан правильнов христианской, православной жизни.
- Галина из Екатеринбургазадает такой вопрос: «Объясните, пожалуйста, что такое сорокоуст, в какихслучаях его заказывают и читают?"
- Сорокоустмы заказываем о здравии или упокоении своих сродников на сорок дней, чтобы ежедневново время богослужения поминались наши отцы, наши родственники или те, о коммы хотим, чтобы о них святая Церковь молилась. Очень важно подавать на сорокдней, чтобы сорок дней подряд в церкви каждый день поминали, молились за них,чтобы Господь миловал, сохранял, помогал и покрывал нас Своей благодатью.
- Еще есть телефонныйзвонок: «Мы с мужем повенчались 15 лет назад. Недавно узнали о том, что он был крещен в старообрядческой церкви без священника. Батюшка сказал, что надо крестить, и он крестился. Как быть теперь с венчанием? Стоит опять венчатьсяили не стоит?"
- Нет, конечно,не стоит венчаться второй раз. Он был крещен в старообрядчестве? Сейчас покрестилив Православии?
- Да.
- Значит,так остается.
- Венчание у них законно?
- Да, остается.
- Таисия Ильиничнаиз Кузнецка прислала такой вопрос: «У нас есть традиция во время отпускапосещать родственников, которые живут в другом городе. Как нам не нарушить Успенскогопоста? Наш отпуск обычно выпадает на август».
- Сейчасу нас есть возможности сохранить пост в любое время года, тем более в летнийпериод, с 15 по 28 августа, когда идет Успенский пост. Он очень строгий: нельзяесть в том числе и рыбу, мясные и молочные продукты. Рыба только положена на Преображение Господне. Он очень короткий: тут даже не успеешь оглянуться, как он уже кончается. В этом посту обилие и овощей, и фруктов, и всего, чего душажелает. В этом проблемы нет — только желание должно быть. Находясь даже в отпуске,посещая своих родных, близких можно сохранить этот пост. Ничего тяжелого, сложногов этом нет. Нужно доброе произволение. Это будет проповедь среди наших родственников,когда мы придем и скажем: «В эти дни у нас пост, поэтому давайте будемготовить постную пищу». Тогда будет повод для разговора о посте, о христианстве,о Православной вере, о церковной жизни и т.д. Поэтому не надо смущаться, потомучто все эти наши действия не показуха, а как раз проповедь, миссионерское служениесреди наших близких. Поскольку наши отцы, братья и сестры и т.д., близкие нашиоторваны от наших церковных христианских традиций православных, нам нужно имговорить, показывать своим примером, что есть возможность поститься и ходитьв церковь даже в дни отпуска. А отпуск — не отпуск от молитвы. У нас отпускаот молитвы нет. Мы знаем слова апостола Павла, который говорит: «Непрестанномолитесь». В отпуске когда находимся, не надо расслабляться в молитве —сохранить свою правильную христианскую жизнь. В праздничные и воскресные дниприйти в церковь, помолиться, получить благословение Божие, силы Божией, чтобыустоять перед всеми искушениями этого мира и получить от Бога помощь поститьсянормально, точно как положено по нашему уставу.
- Телезрительницаиз города Мурманска звонит: «Раба Божья Елена. Спасибо вам большое за вашупередачу. Лично я поражена обилием духовной жизни, которая у вас есть. У насмаленький город. У меня даже мысли к вам переехать. Как бы Вы могли сказать,с духовной точки зрения о негативном отношении к России Прибалтики, Грузии,а сейчас и Украины? У меня мама живет в Риге. Я знаю, люди относятся с ненавистью».
- Конечно,нам неприятно, что такая ситуация складывается в Прибалтике. Отношение к русским,к нашим памятникам — это неприятно, это очень плохо. Когда-то были едиными,были вроде бы друзьями, близкими, да и сейчас очень много есть у нас друзейи в Прибалтике. Простые люди встречаются, общаются, радуются встрече, обмениваютсясвоим опытом и т.д. К сожалению, сложилась такая ситуация, видите, политическая.Мы в политику не вмешиваемся, не знаем, но из-за этих политических интриг страдаетпростой народ, который не желает этих напряженностей. Будем молиться, чтобыГосподь вразумил всех прийти к единению, к братолюбию, к единомыслию. Все мыправославные христиане, все мы верующие в единого Бога, и нас объединяет ГосподьБог. Мы как дети Божьи должны любить друг друга, быть братьями и сестрами: нечегоделить. Все мы рано или поздно придем к Богу и будем отвечать за все эти сложности,интриги, которые сейчас создаются в нашем обществе. По поводу желания переехатья скажу, что и в Мурманске нужны православные люди, которые бы показывали примерхристианской жизни, тем самым приобретая в лоно Церкви большое количество людей.
- Еще один телефонныйзвонок: «Первый вопрос: что такое Божья благодать и как ее можно почувствовать?Второй вопрос: я знаю, что сошествие Святого Духа было после Воскресения Христа.А почему про Святой Дух говорится в псалмах Давида: «и Духа Святого не отыми от меня», — как бы обращается Давид к Богу?».
- БлагодатьБожия — это сила Божья, которая дается нам по особому промышлению, благоволениюБожью к нам. Она действует благотворно на нашу душу, дает нам мир, радость,утешение, благополучие и все, что приятно нашей душе, дается благодатью Божьей.Мы знаем, что многие люди, даже неверующие, приходят в церковь, не знают, как молиться, что делать в церкви, но, пребывая некоторое время в церкви, участвуяв церковной молитве, хотя не умеют молиться, чувствуют облегчение, умиротворение,успокоение, какую-то радость, утешение, даже слезы покаяния или радости. Этодействие благодати Божьей, которая действует на душу человека и дает ему такоесостояние. Поэтому и святые отцы, в том числе и Серафим Саровский, говорили,что одна из важных составляющих нашей жизни — это стяжать благодать Божью, ДухаБожья, животворящего и спасительного. Благодатью Божьей мы существуем и действуеми имеем возможность преодолеть все трудности, которые есть на пути нашей жизни.Но что касается того, что в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествие СвятогоДуха на апостолов: действительно, Дух Божий, благодать Божья существовала всегдаи существует, но она особенно проявилась после Вознесения Господа нашего, потомучто Господь Иисус Христос сказал, что «Я иду к Отцу Моему небесному, и пошлю Духа Святого, который научит вас всему, чему Я вас научил. Даже больше».Обетование, обещание Иисуса Христа, Сына Божия, что будет послан Дух Божий на нас, и этой благодатью Божьей созиждется Церковь Божья, которую не одолеют вратаадовы. Вот почему мы говорим о Духе Святом, о том, что Господь исполнил Своеобещание. Но Дух Божий, мы знаем, даже в дни творения носился над видимой и невидимой тварью и совершал созидательное действие, творение видимого и невидимогомира. Все делается Духом Божьим. Дух Божий, или Дух Святой является третьейипостасью Святой Троицы. Это полнота Божества, Святой Дух, — поскольку мы имеемтакое откровение Божие, что Бог един по существу Своему, но троичен в лицах:Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. «Троице Святая, слава Тебе», —мы прославляем Бога, в Троице славимого. Проявление Святого Духа было и в ВетхомЗавете, но особое проявление, особо значимое для нас, это было после искупительныхподвигов Христа Спасителя, Его Вознесения на небо и сошествия Святого Духа на апостолов для укрепления в созидании Церкви Христовой на земле.
- Спасибо, Владыка.Еще один телезритель хочет задать свой вопрос: «Сына своего я крестилау соседки, немки. Не знала тогда, что вера отличается. У них лютеранская. Емубыл годик. Сейчас ему 27 лет. Ему надо снова креститься? Могу я за него заказыватьзаказные в нашей Православной Церкви?"
- Сейчас,поскольку он не крещен в Православной Церкви, вы не можете заказывать молебны,поминать его на Литургиях о здравии. В церкви мы не поминаем крещеных не в Православнойвере. Необходимо, чтобы он крестился в Православной вере. Тогда уже будет приступатьк нашим таинствам, и будем заказывать молебны и молиться о его здравии и благополучии.Сейчас есть такая возможность. У нас при каждой церкви есть огласительные беседыс желающими креститься в нашей церкви, со взрослыми. Человек уже взрослый можетболее осознанно подойти к этому таинству, получить необходимые знания о таинствеКрещения, иметь самые элементарные знания о христианской жизни, о церковнойжизни, о обязанности христианина и каким должен быть христианин в нашей земнойжизни. Это все человек может узнать в огласительных беседах в церкви, а потомуже креститься в той церкви, где есть купель для Крещения взрослых. Купель специальная,где мы можем окунуть крещаемого полностью в воду, как это сейчас положено, и получить это благодатное таинство, с помощью которого мы входим в церковь, входимво все таинства церковные и можем пользоваться всеми теми благами, которые далнам Господь Бог в Церкви Христовой. Есть такая возможность. Воспользуйтесь ею.
Беседовал игумен ДИМИТРИЙ (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи — Денис ДЕНИСОВ
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, — писал в 1905 году о Государе Николае II святой Иоанн Кронштадтский. — Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.