Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
СвятительФилипп, митрополит Московский, перенесение многоцелебных мощей коего ныне празднуется,мученически окончил жизнь свою в Тверском Отроче монастыре, куда был сосланв заточение Иоанном Грозным за обличение его злодеяний, и где задушен был начальникомцарских опричников Малютой Скуратовым. Чрез несколько лет после кончины святителяигумен Соловецкого монастыря Иаков с братией испросили у царя Феодора Иоанновичаразрешение перевезти тело усопшего в Соловецкий монастырь, в котором Филипппринял пострижение в монашество и был настоятелем.
Там мирно покоились мощисвятителя-мученика под кровом храма и молитв благоговейно чтившей его братиимонастыря; там стали замечаться и чудеса при гробе Филиппа над теми, кто с вероюи благоговением при них молился. Много лет прошло с тех пор, и смутных, тяжкихлет не только для Москвы, но и для всего Царства Русского. Все говорили, что все случившееся произошло по попущению Божию, грех ради наших, в наказание и исправление. Вспоминались многим тяжкие времена Грозного, бесчиние и самоуправствоопричнины, кровь несправедливо убиенных и мученическая кончина святителя Филиппа.Как только все пришло в обыкновенный порядок в царствование Алексия Михайловича,любимый и уважаемый им митрополит новгородский Никон, впоследствии патриархвсероссийский, в дружеской беседе с внимательным и благорасположенным к немуцарем стал проводить мысль о духовном, высшем охранении столицы царства молитвамии предстательством усопших иерархов московских: святителя митрополита Филиппа,патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за Землю Русскую. МысльНикона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видениемво сне святителя Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам ужеприходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно Собор,которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи святых Филиппа,Иова и Гермогена, и который с благодарностью и радостью просил царя поспешитьс исполнением благочестивого желания.
В Соловецкиймонастырь за мощами святителя Филиппа царь отправил самого Никона, как первоговнушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был постриженв монашество в Соловецкой обители. Никону вручена была царем грамота, которуюон должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа.Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения,с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его и в знаменование сего прощения даровать Москве святые мощи свои с присущей имблагодатью молитвенного предстательства за Землю Русскую и чудодейственногохранения столицы царства. Прибыв в Соловецкий монастырь, Никон по прочтенииграмоты, при обильных слезах братии, прощавшейся с своим дорогим настоятелем,при пении приличных случаю псалмов и песней церковных, поднял с места покоянетленные мощи святителя, и сперва водою до Ярославля, потом сухим путем до Троицкой лавры сопровождал их, с каждого места остановки донося царю о своемшествии. Из лавры торжественно перенесены мощи святителя Филиппа в Успенскийсобор в Москве 3 июля 1652 г., и поставлены открыто на южной стороне между иконостасоми южными дверьми собора. На этом месте и теперь почивают эти нетленные мощиоткрыто, источая благодать исцелений с верой молящимся.
Мощи святителяФилиппа, как мы сказали, нетленно почивают, свидетельствуя тем о богоугодностиего.
Если бы ктоиз любопытствующих и сомнева-ющихся спросил: какие причины нетления святых мощей,ему не трудно было бы ответить, зная святую жизнь великого святителя, положившегодушу свою за паству свою и украсившего себя всеми христианскими добродетелями.
С одной стороны,сила Христова, вселившись во святых Божиих человеков, оживотворяет, освящаети проницает телеса их, сообщая им и нетление, так как сама она нетленна и чудодейственнаи есть сила не человеческая, а божественная. Так божественно и благодатно былоот полноты благодати тело Господа нашего Иисуса Христа, к которому многие, прикоснувшись,получали исцеление (Мк. 3, 10), так божественны и благодатны были и ризы Его,от прикосновения к которым исцелилась женщина кровоточивая (Мк. 5, 27–29). Подобным же образом, благодатны, нетленны и чудодейственны и телеса святых и самые одеждыих от присутствия в них силы и благодати Божией.
С другойстороны, — вторая причина нетления святых мощей, — собственный дух святых, обитавшийв теле их во время их земной жизни, постоянно воспарявший к небесному, постояннозанятый духовным и божественным, непрестанно в то же время умерщвлявший своетело, подавляя его потребности и самые природные влечения. Вследствие этогодух святых Божиих человеков получает необычайную силу и могущество и совершеннопорабощает тело, едва не уничтожая его деятельности. Таким образом, он мало-помалууподобляет себе, проницает и одухо-творяет переставшее противиться и похотствоватьна него тело и, таким образом, делает его духовным, т.е. нетленным.
Да усилитв нас настоящее размышление о причинах нетления святых мощей благоговение к ним и наше усердие прибегать к ним с верой во всесильную благодать Божию.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Нынешнеепразднование положению честной ризы Пресвятой Богородицы установлено по следующемуповоду. Предание говорит, что Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одеждеврейке, благочестивой девице, с повелением, в свою очередь, перед смертью передатьее такой же девице.
11 июля Перенесениемощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергияи Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Сщмч. Василия диакона (1918);прмц. Севастианы (1938); сщмч. Григория диакона (1940).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.