Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Нынешнеепразднование положению честной ризы Пресвятой Богородицы установлено по следующемуповоду. Предание говорит, что Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одеждеврейке, благочестивой девице, с повелением, в свою очередь, перед смертью передатьее такой же девице.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи, Гальвини Кандин отправились на поклонение святым местам в Палестине. Идя в Назарет,город, где было благовещение, они остановились ночевать в одном селении в домеблагочестивой еврейки. Здесь, в одной из комнат, они увидели большое количествосвечей и услыхали запах фимиама (ладана). Вельможи спросили хозяйку о комнате,и та сказала им, что она хранит у себя дорогую святыню, ризу Пресвятой Богородицы.Братья-греки, считая хранение Богоматерней ризы у еврейки неблагочестивым, решилисьтайно унести святую ризу. Сделав ковчег, совершенно сходный с тем, в которомхранилась риза, они помолились Богу, чтобы Он не вменил им во грех похищениековчега с ризою, ночью тайно взяли этот ковчег, а свой поставили, и привезлиризу в Константинополь, поместили в своем доме. Но так как от Богоматерней ризыпри доме их явлено было много чудес, то по повелению императора Льва патриархГеннадий перенес ее с благоговением во Влахернскую церковь Богородицы. Это былов 174 г. Части одежды Богородицы, отделенные от положенной в Константинополе,имеются в разных местах: в Московском Успенском и Благовещенском соборах, в Риме – в Латеранском соборе, на Афоне – в русском ските святого Илии.
Перенесениесвятой ризы Богоматери из Палестины в Константинополь было совершено по чувствуглубокого благоговения, т. е. высокого уважения к святыне, какой бесспорно былаи есть святая риза Богоматери, Славнейшей и Честнейшей без всякого сравненияхерувимов и серафимов. Это дает нам, братия, побуждение побеседовать с вамио благоговении ко святыне вообще.
Благоговениеко святыне выражается главным образом в благоговении к храму и его святыне.Каждый христианин должен считать для себя священной обязанностью почитать храми святыни его.
Храмы Божиив строжайшем смысле составляют для всякого христианина священное место, священноене только по своему святому назначению для молитвы и священнодействия, но и по самому существу, как места селения Всевышнего, как домы Божии. Поэтому каждыйхристианин должен питать к ним особенные чувства благоговения и почитания. Некогдапатриарх Иаков удостоился видеть во сне таинственную лестницу, по которой ангелыБожии нисходили на землю и потом восходили на небо, и из уст Самого Бога, явившегосяему, услышать многознаменательное обетование о своем потомстве. Восстав от сна,исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, он воскликнул: страшноесть место сие: несть сие, но дом Божий и сия врата небесная. Это чувство трепетногоблагоговения к местам, на которых Господь благоволил являть Свое при-сутствиелюдям, не один раз изображается в Ветхом Завете. Так Моисей, узрев чудеснуюкупину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы рассмотреть чудо, услышалголос, говорящий ему: «Не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: местобо, на нем же ты стоиши, земля свята есть» (Исх. 3, 5). И после, когда Бог восхотелвозвестить закон Свой на Синае, Он запретил, под страхом смерти, прикасатьсяк горе. (Исх. 19, 12). Если Господь требовал такого почтения и благоговенияк местам, на которых являл Свое присутствие только временно, то не большего ли Он требует почтения и благоговения к нашим храмам, в которых утверждает постоянноежилище Себе?
Чтобы внушитьэто чувство благоговения к храмам, Господь наш Иисус Христос ясно выразил однаждынегодование против осквернителей храма Иерусалимского (Ин. 2, 14–16), которыйбыл только образом наших храмов. Какая же ревность снедает сердце Его (Ин. 2,17), когда Он и в наших храмах видит подобное же нечестие? В храмах наших совершаетсясвятейшее таинство Евхаристии; в них силы небесные, предстоя с нами священномуи страшному тайнодействию, воспевают Ему вместе с нами хвалу и прославляют Егонепостижимую благость. Поэтому, естественно, каждый из христиан должен питатьтрепетное благоговение и любовь к храмам Божиим и, входя и предстоя в них, должензабывать все земное, изгнать из своей души все мирские помыслы, чтобы один Господьвсецело наполнял ее и озарил ум его чистой верой, сердце – пламенной любовью.
Оказываявеличайшее чувство благоговения и почитания к храмам Божиим, мы должны такжевместе с тем благоговейно почитать и все святыни храма, например: святейшеетаинство Тела и Крови Господней, святое миро, пречестный Крест Господень, святоеЕвангелие, святые иконы, останки не только тел, но и одежд святых Божиих, например,ризу Богоматери, вериги апостола Петра и другие священные предметы, а такжесвященные сосуды и вообще всю священную утварь храмов Божиих. И такое благоговейноепочитание мы должны оказывать не только во время служб церковных, но и всякийраз, когда приходится видеть их, прикасаться к ним или проходить мимо их. Примерэтот мы можем видеть в Ветхом Завете, в почитании скинии свидения и вещей, принадлежащихк ней и к составу ветхозаветного богослужения (Исх. 36, 8; Лев. 4, 6; 22, 10,16).
Неблагоговейноерассматривание и прикосновение ко священному ковчегу по возвращении его из пленафилистимского повело за собою страшное наказание: множество евреев были наказаныза это смертью.
Впрочем,все священные вещи христианин должен чтить не ради их самих, но ради того, когоони изображают, или кому служат орудием спасительного действия на нас. Чтит ли он святой Крест Господень, икону, Евангелие, ризу Богоматери или другие священныепредметы, мысль его должна быть устремлена к Богу, Богоматери и святым Его,и всякое действие почитания должно служить у него выражением чувств его к Богу,быть жертвою усердия к Богу.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Сегоднясвятая Церковь празднует память бессребреников Космы и Дамиана, пострадавшихв Риме в 284 году. Они были родные братья и были воспитаны в христианском благочестии.
СвятительФилипп, митрополит Московский, перенесение многоцелебных мощей коего ныне празднуется,мученически окончил жизнь свою в Тверском Отроче монастыре, куда был сосланв заточение Иоанном Грозным за обличение его злодеяний, и где задушен был начальникомцарских опричников Малютой Скуратовым. Чрез несколько лет после кончины святителяигумен Соловецкого монастыря Иаков с братией испросили у царя Феодора Иоанновичаразрешение перевезти тело усопшего в Соловецкий монастырь, в котором Филипппринял пострижение в монашество и был настоятелем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.