Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (437) → Епископ Якутский и Ленский Зосима: «2007 год для Якутии трижды юбилейный: 375 лет вхождения в состав России, 210 лет со дня рождения просветителя якутского народа митрополита Иннокентия и 30 лет со дня его церковного прославления»

Епископ Якутский и Ленский Зосима: «2007 год для Якутии трижды юбилейный: 375 лет вхождения в состав России, 210 лет со дня рождения просветителя якутского народа митрополита Иннокентия и 30 лет со дня его церковного прославления»

№20 (437) / 22 мая ‘07

Епархия

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 1 мая 2007 года

- Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире программа «Духовное возрождение России». В студии ведущая Полина Митрофанова.

Наш уважаемый гость сегодня –епископ Якутский и Ленский Зосима.
Владыка, мы очень рады видеть Вас в нашей епархии. В священническом сане Вы впервые приезжаете сюда. Я думаю, очень мало кому из наших телезрителей довелось побывать в Якутской епархии, а ведь, по сути, территориально она самая большая в России.

- Да, она занимает больше трех миллионов квадратных километров. Это одна пятая часть России. Епархия очень большая, но поскольку она была возрождена только в начале 1990-х годов, проблем у нас много. Можно сказать, мы находимся еще в начале пути, и, конечно, с вашей епархией не сравниваемся. У нас и храмов поменьше, и священников.
- Еще святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал царю, что Якутия – это целый мир. Уже тогда на него произвели впечатление территория и, я думаю, люди, которые живут в этом северном районе…
— На севере люди живут замечательно, потому что при наших экстремальных условиях и больших расстояниях «жмутся» друг к другу. Встреча с человеком на наших дорогах – это уже радость. И поэтому нет ничего удивительного, что когда пришли русские люди (а в этом году Якутия отмечает 375 лет добровольного вхождения в состав России), местные народы их восприняли с любовью. И я сам это почувствовал, когда приехал три года назад в епархию, сменив Владыку Германа (теперь он архиепископ Курский), почувствовал прежде всего любовь, которая шла от людей, от местных жителей. Это подкупает и располагает – это, наверное, одно из утешений для священника, когда он приходит в село, к местным жителям. Поселок начинает с ним беседовать, и батюшка чувствует, что они не просто воспринимают то, что он говорит, а стремятся исполнить все, о чем он их просит. Это большое утешение для любого священника, потому что чаще всего приходится настаивать: «Делайте то-то и то-то». А здесь сказал, – и сразу идут делать.
- Люди ждут Слова Божия и готовы его услышать, что очень важно.
- Ждут. Наша епархия миссионерская, поэтому приходится очень много везде ездить, и везде люди встречают с большим нетерпением и жаждой услышать Слово Божие.
- Мы чтим святителя Иннокентия, митрополита Московского, и знаем, что его имя связано с Якутией, с воцерковлением всего Дальнего Востока. Как чтят этого святителя в вашей епархии, как проходят дни его памяти?
- Я думаю, если в каком-нибудь поселке крикнуть: «Иннокентий!», то на улице половина мужчин обернутся, подумают, что их зовут. Это одно из самых распространенных имен, оно пользуется большой любовью и уважением. Святитель Иннокентий очень много сделал. Он начал воцерковлять жителей Якутии, переводил на якутский и на другие языки Слово Божие. При нем был создан Комитет по переводу на местные языки. Книги печатали по миссионерской линии в синодальной типографии, и затем уже привозили и распространяли по церковно-приходским школам. Мальчиков и девочек учили грамоте. Многие предания сохранились благодаря письменности, которая была при святителе Иннокентии распространена среди якутского народа. В прошлом году памятник народного эпоса «Олонхо» был признан мировым шедевром, а он сохранился только благодаря тому, что был записан в свое время и передан на бумаге.
- Владыка, сейчас Якутская епархия – это больше 50 приходов…
- Пятьдесят три.
- 53 прихода, несколько десятков священнослужителей…
- Двадцать семь.
- Хорошее уточнение. А кто же были первые миссионеры? Сейчас уже современные средства доставки людей существуют – самолеты, вертолеты. Как раньше добирались люди в дальние северные районы? Как проходило воцерковление, христианизация? Кто приходил в Вашу епархию?
- Если говорить о временах достаточно отдаленных, то в XVIII-XIX веках миссионерство было задачей всей Церкви. И прежде всего митрополия московская опекала Сибирь. Святитель Иннокентий имел поддержку митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), который помогал, собирал средства по церквям, потому что даже у нас путешествие проходит долго очень, сложно. За три года я всю епархию еще не объехал, потому что она очень большая. Сейчас мы имеем возможность путешествовать на машинах, пароходах, самолетах, вертолетах, а в те времена путешествовали, в основном, на санях, на собаках. Конечно, было очень тяжело.
Мне попадались письма епископа Якутского Дионисия (Хитрова). Он говорит о том, что многие священники умирали во время пути, потому что очень тяжело было. Надрывались и умирали. И сам святитель Иннокентий вспоминал, как он путешествовал, как его на веревках опускали со склонов каких-то гор. Потом собаки кубарем летели с этой горы… Тяжелые дороги.
Мне приходится чаще всего путешествовать зимой, потому что зимой есть зимники. И до многих приходов можно добраться только в зимнее время. А летом дорог нет. Сейчас строят железную дорогу. Это для нас первый опыт. Мы, конечно, рады, ждем ее. Через пару лет она придет в Якутск. Тогда будет легче добираться до нас. Сейчас только самолетом, а самолеты дорогие, поэтому тяжеловато. В первые годы, когда открылась епархия, по призыву епископа Якутского Германа миссионеры ездили; это были учащиеся Свято-Тихоновского богословского института, в частности. При мне ездили с миссионерской целью семинаристы Калужской духовной семинарии. Сейчас мы с Тихоновским институтом снова имеем договоренность. Летом они тоже к нам приедут миссионерской группой.
Безусловно, есть определенные сложности, трудности. Мы сейчас как бы заново учимся миссионерствовать. Замечено было, что в 1990-х годах, когда приезжали миссионеры, они очень много крестили. Приезжают в село – сразу всех жителей в реку. Покрестили, уезжают дальше. А потом приходим мы туда, а жители говорят нам: «А что вам от нас нужно? Мы уже покрестились. Нам уже храм не нужен. Будем помирать, тогда придем». Поэтому сейчас в каждом храме Якутской епархии обязательно проводятся катехизические беседы. Обычно мы проводим три-четыре беседы. Большинство людей, которые прошли Крещение после бесед, остаются в храме.
Святитель Иннокентий для нас, конечно, Миссионер с большой буквы. Он – апостол Сибири. В этом году исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия и 30 лет со дня его церковного прославления.
В рамках трех юбилеев у нас очень много будет мероприятий посвящено именно памяти святителя Иннокентия. У нас и конференция пройдет церковно-историческая, и Крестные ходы. Сейчас готовится большой Крестный ход с Анги Якутской области (это родина святителя Иннокентия) до Якутска. Мы хотим пройти часть пути, по которому святитель Иннокентий, будучи еще молодым священником Иоанном, вместе с семьей, двумя маленькими детьми путешествовал на Камчатку. Мы хотим пройти хотя бы часть его великого пути.
- Недавно был освящен самый дальний северный храм в нашей стране. Храмы строятся, и раз храмы строятся, значит, это действительно нужно людям. Значит, Господь идет в их души, их сердца.
- Нужно, нужно. Люди возрождаются. Я сейчас был в Москве и обратил внимание. В Даниловом монастыре были мощи Спиридона Тримифунтского. Люди стояли по 14–15 часов, чтобы приложиться к мощам. А в 90-х годах первый раз привозили главу великомученика Пантелеимона. Люди стояли по 8 часов. И можно зримо увидеть, как за 10 лет количество людей выросло вдвое.
- Владыка, христианизация коренных жителей Ленского края началась еще в первой половине XVII века. Такая была политика царского правительства. Уникальный факт: до революции было крещено почти 99 процентов якутов. В 1823 году, по архивным данным, всего 1 процент был некрещеных жителей. Но тем не менее, от впитавшихся в душу коренных традиций, языческой религии очень сложно люди отказывались. Я знаю, что и сейчас идет спор: «якуты – кто они? Православные или язычники?»
- Православные.
- Шаманство, о котором мы слышали…
- Безусловно, шаманство присутствует. Это традиции якутского народа. Надо просто иметь в виду, что, по якутским верованиям, весь мир населен духами. Духи есть добрые, злые. Если духи добрые, то вопросов никаких нет. Если злые, то от них надо ограждаться. И шаманизм возник как попытка защитить себя от мира злых духов и дать благословение живущим ныне на какие-то жизненные этапы. Эти традиции существуют до сих пор. Но шаманизм – это не религия. Скорее, это, в нашем понимании, требоисполнение. Идет якут охотиться, конечно, он поминает «Байанай». Это дух природы, которому он зажигает костер, льет вино или мясо бросает в огонь. Но если он на охоту не идет, он ему не приносит никаких жертв.
- То есть Православию это не мешает?
- Я бы сравнил ситуацию с якутским народом и русским народом. Когда пришло христианство в Россию в IX веке, то русские народы не были искушены в язычестве. У нас не было института волхвов. Если какие-то совершались требы, они совершались на уровне требоисполнения. И душа русских людей была открыта, она не была загрязнена человеческими жертвами. Мы об этом читаем в житии князя Владимира: он задумался о вере, когда решил впервые для России принести человеческие жертвы. Так же и якутский народ не знает злых жертв – пищу приносят в жертву.
Я могу сказать, что очень много схожего у якутского и русского народов. Именно поэтому, когда пришли русские люди, они ни мечом, ни крестом якутов не присоединяли к России. Они просто жили с ними. Жили, молились, строили храмы для себя. Если женились на местной красавице, тогда и крестили. Но потом, постепенно, видя мягкость русского характера, видя открытость, видя нашу русскую задушевность, видя, что русские люди так же, как и они, стараются мирно жить, местные люди стали присматриваться к нашей религии, Православию. И, видя его доброту, стали охотно принимать Православную веру. Именно благодаря такому миссионерству через сто с небольшим лет весь якутский народ принял Крещение.
- Всегда считалось, что северные народы суровые, закаленные жизненными испытаниями. Но, тем не менее, Вы говорите, что они очень рады видеть священника, слышать Слово Божие. Значит, они рады и людям? Наверное, это миф – что суровость распространяется на всю сферу общения людей, что они замкнуты, негостеприимны, живут своим миром…
- Они очень гостеприимны, любят гостей – когда где-то бываешь, на стол выставляют все, что у них есть, и с большой любовью тебя принимают. При этом их лица светятся добротой, улыбкой. Это очень радушные люди. Мы почему-то думаем, что гостеприимство – это русская черта. Я был на Ближнем Востоке, жил среди арабов: они так же гостеприимны. Я сказал бы, это общевосточная черта. Россия – все-таки восточная, не западная страна, и наш менталитет во многом именно восточный; поэтому нам так легко жить и на Ближнем Востоке, и наДальнем.
- Вы знакомы с разными православными традициями. Вы служили на Антиохийском подворье, в Иерусалиме на Святой Земле, сейчас в Якутии. В общем, столь далекие друг от друга места. Различия в православных традициях существуют? Что-то Вас, быть может, удивляло: люди, традиции этих людей?
- Традиции, конечно, разные. Народные традиции разные. Но в основном очень много схожего. Так же живем, трудимся, страдаем, любим, каемся, так же грешим. Все так же. Это как раз есть то, что нас сближает друг с другом. Ведь не случайно Якутия была единственная республика, единственный регион, который вошел в Россию без всяких войн, кровопролитий. Какие-то были отдельные стычки, но все равно это было сделано очень мирно. Сейчас мы стараемся свидетельствовать миру, уже теперь технически подкованному (нас, наверное, тоже смотрят по телевидению в Якутии) красоту, чистоту, святость жизни, отношений, взаимоотношений. Сейчас каждый должен быть миссионером в любом месте, – и в семье. Надо уметь любовью, теплотой, сердечностью людей соединять между собой.
Если говорить о наших трудностях, то сейчас мы возрождаем образование. У нас в прошлом году открылось училище. Священники готовятся не один год, нам их катастрофически не хватает. У нас был десятилетний опыт: мы посылали людей учиться в центральную Россию. Но часто бывало так, что они находят там себе возлюбленных и остаются, к нам не возвращаются. А если возвращаются, то какое-то время побудут здесь и уезжают куда-нибудь в более теплые места. Поэтому мы поставили задачу сейчас обучать священников именно из местных жителей.
- Воспитывать своих, взращивать…
- Своих.
- Владыка, Вы уже затронули вопрос духовного образования. Конечно, очень важная задача – воспитать, взрастить священнослужителей для своей епархии, но еще очень важно духовное образование на уровне воскресных школ, курсов в общеобразовательных школах по «Основам православной культуры» для духовного возрождения нашей страны. Как Вы считаете, насколько духовное образование что-то может изменить в сознании людей и детей, что очень важно?
- Безусловно, сейчас у нас условия жизни не такие, как были в XIX веке или XVIII (помните Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»). Поэтому сейчас трудно сеять семена веры, когда «поле» припорошено множеством чужих культур. Сейчас ребенок больше знает про американскую культуру, американские фильмы; что-то слышал о Православии. Трудно найти в этой каше здравое зерно. Мы говорим о том, что, прежде всего, надо обращать внимание на самых маленьких детишек. Мне приходилось слышать мнение одного старца, который очень долго жил на Кавказе в затворе. Он говорил: «Если приходит ко мне ребенок старше 12 лет, то его уже невозможно научить быть подвижником. Он уже развращен культурой». Поэтому не случайно мы говорим, что надо уже с первого класса, а лучше с самого рождения, воспитывать ребенка в Православии, в чистоте и понимании.
Да, безусловно, здесь очень много трудностей. Меня спрашивают, как быть с телевизором? Часто телевидение очень засоряет сознание молодежи. Как быть? Здесь, наверное, должен быть разумный подход. Если совсем запретить смотреть телевизор, ребенок будет смотреть у соседей, друзей. Поэтому надо просто брать программу, папа с мамой садятся с ребенком, и каждый подчеркивает, что он будет смотреть. Включать телевизор, когда показываются те программы, фильмы, которые кто-то из них хочет смотреть. В остальное время телевизор должен быть выключен. Это будет разумный подход. Тогда у ребенка будет нормальное отношение к телевизору как к источнику информации. Но если говорить о церковном образовании, то, безусловно, воскресные школы, курсы, которые сейчас при каждом храме у нас действуют по всей России, приносят огромную пользу. Я уже говорил: сейчас молодое поколение первое после перестройки, у которого появилась возможность обучать детей Православию, – стали появляться первые церковные школы. Самая первая церковная школа появилась при Даниловом монастыре, это был 1984 или 1985 год, когда детишек стали собирать и им стали говорить о Законе Божием, об основах нашей культуры православной, о ценностях вечных. Так вот, эти ребятишки уже сейчас подросли. Они получили образование, вышли в жизнь взрослую. И многих наших воспитанников сейчас мне приходится встречать на телевидении. Кстати, один из них, будучи репортером, сейчас ведет из «горячих точек» свои репортажи по телевидению. Многие из них сейчас остались в нецерковных кругах. Они вышли в жизнь, но каждый их них вышел человеком верующим. И чем бы он ни занимался, он никогда не будет заниматься пошлостью, грязью. Если он занимается бизнесом, он занимается честным бизнесом.
Нам трудно говорить о перевоспитании. Легче, когда ребенок еще маленький, вложить в него это доброе семя.
Если говорить об образовании, Россия образовалась как православное государство благодаря Православной Церкви. И продукт работы священников, монашествующих, верующих людей, которые в IX веке приняли Крещение, – это наша с вами культура сегодняшняя. И Пушкин, и Лермонтов, да и Толстой, глубоко, прежде всего, религиозные. И не случайно Достоевский говорит о том, что внутренний вопрос веры, отношения с Богом для русского человека более важен, чем все остальное в мире. Поэтому, если говорить об образовании, то сейчас начинать образование уже поздно.
- В утробе его надо начинать…
- Да. Поэтому чем раньше мы начнем образовывать детишек, тем лучше. Но начать надо с себя. Потому что если мы говорим: «Нельзя делать то-то и то-то», а сами это делаем, – ребенок это видит и никогда не будет нам доверять: он будет учитывать это лукавство, двойной стандарт, как сейчас говорят.
- Это самое трудное, но самое эффективное – воспитывать и растить на своем примере.
- Да.
- Спасибо большое, Владыка! Просим Вашего благословения всем зрителям телеканала «Союз».
- Бог благословит!

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 
Событие

«Основы православной культуры» за 15 лет изменят Россию, считает Никита Михалков

 Известныйрежиссер Никита Михалков вновь поддержал идею преподавания в российских школахоснов традиционных религий.В интервью газете «Труд» Н.

 
Духовные поучения

Митрополит Амфилохий (Радович): «Покаяние — путь личного и всенародного возрождения»

 Свое повествованиео покаянии как о средстве личного и народного возрождения я начну, и это единственновозможное начало, словами Самого Господа, которыми Он начал Свое благовествование:Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Что означает слово «покайтесь»,лучше всего объясняет греческий оригинал.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс