Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Здравствуйте,наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение».Сегодня вновь в нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а такжевопросы посетителей интернет-форума «Православной газеты» отвечает архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей,радиослушателей на начало беседы.
- Бог благословит.Христос Воскресе!
- У нас естьпервый телефонный звонок: «Я хотел узнать о Марии Магдалине. Она причисленак лику святых в чине равноапостольных. Расскажите о судьбе Марии Магдалины.Как-то она особняком стоит. Где можно о ней почитать: ее житие, ее жизненныйпуть?»
- Мы знаемочень многое о Марии Магдалине, ревностной последовательнице Христа Спасителя;она очень любила Иисуса Христа за то, что Он исцелил ее от беснования. Как написанов Евангелии, Господь изгнал из нее семь бесов. И она в знак благодарности ко Христу Спасителю всегда была послушна воле Божией, воле Христа Бога нашего,и выполняла все, что требуется от ученика Христова.
Мы тоже ученикиХристовы, и должны следовать за Христом. Мария Магдалина была при крестных страданияхГоспода нашего Иисуса Христа, видела Его страдания на Кресте, она приходилако Гробу Господню, чтобы помазать Его святым миром. И когда она пришла, мы знаемиз Евангелия, увидела ангела, а затем и Самого Спасителя: она несколько разприходила ко Гробу Христа Спасителя. Она переживала за Христа, страдала в душеради Христа Спасителя и не теряла веры в Него, поэтому и сподобилась видетьХриста Воскресшего одной из первых.
В своей последующейжизни она была очень ревностной проповедницей христианских ценностей, христианскойжизни, учения Христа Спасителя во многих городах и весях мира. Мы знаем, что она была и в Риме, у римского императора, что она хотела убедить императора,чтобы он уверовал во Христа распятого. Есть благочестивый рассказ – когда царьсказал: «Я не могу уверовать в то, что Христос воскрес, если даже то яичко,которое ты принесла мне как дар, не может сейчас стать красным; белым так и останется. Так и Христос не мог воскреснуть». И совершилось чудо. Белое яичкостало красным, и это послужило доказательством Воскресения Христова: по вересвятой равноапостольной Марии Магдалины Господь совершил это чудо и заставилуверовать императора.
Много можноповествовать о жизни равноапостольной Мироносицы. О ее житии можно читать в книге «Жития святых» святого Димитрия Ростовского. Память святой равноапостольнойМарии Магдалины совершается 4 августа. Можно по этому числу посмотреть и почитатьжитие святой более подробно.
- Спасибо, Владыка.У нас еще один телефонный звонок: «Скажите, пожалуйста, чем отличается человеколюбиеот человекоугодия?»
- Это оченьширокий и серьезный вопрос. Человеколюбие – когда мы жертвуем ради ближнегосвоего и показываем свою жертвенную любовь к ближнему, помогая ему в чем-то.Он нуждается в нашей помощи, нашей поддержке и т.д. А человекоугодие – когдамы просто угождаем человеку с целью какой-то выгоды для себя: угодить, чтобыполучить. А человеколюбие – когда человек не ждет никакой выгоды для себя. Ондумает о выгоде от жертвенного служения ближнему; выгода только одна – чтобыГосподь простил, помиловал и даровал Царство Божие. Это самое важное: ради чегочеловек жертвенно служит ближнему своему. А когда человек хочет угодить другомуи получить какую-то выгоду для себя (может, она и не совсем полезна для него),– это не добродетель. Это грех, который мы называем человекоугодием.
- Раба БожияЛия из Асбеста задает такой вопрос: «Всякий раз, когда я собираюсь в паломничествок святыням, происходят какие-то события, которые не дают мне сделать этого.Знакомые говорят, что это по моим грехам. Так ли это? Если да, то как исправитьситуацию?»
- Всегда,когда что-то не получается в нашей жизни, мы должны себя винить. И искать причиныв своем сердце, в своей жизни, в грехах, греховных поступках. Когда мы так смиренноо себе думаем, Господь увенчает нас тем успехом, который мы бы хотели, – паломническоепутешествие по святым местам или что-то другое.
Да, действительно,бывает и так, как с вами. Но нужно помолиться, попросить у Бога благословения,помощи, чтобы Господь сподобил посетить те или иные святые места, что необходимодля укрепления веры, благочестивого духа, чтобы жить более твердо в добрых делахи добрых поступках, чтобы укрепить себя. Главная цель наших поездок – не простопосмотреть, а укрепить свою душу благодатью Божией, чтобы вернуться и делатьмного доброго и хорошего, побеждать себя, свои немощи, слабости, недостаткии все трудности, которые бывают в нашей жизни.
- Владыка, в продолжение темы – расскажите, пожалуйста, о прибывших в Екатеринбургскую епархиюВалаамских святынях.
- В нашуепархию прибыли святыни из Валаама. Прибыл наместник Валаамского монастыря епископПанкратий с братьями обители. Мы давно хотели такую встречу иметь в нашей епархии,потому что исторически Урал и Валаам тесно связаны. Еще в XIX веке, когда в Верхотурском монастыре была тяжелая ситуация в монашеской жизни, старцев из Валаамского монастыря пригласили поднять нравственный уровень, дух монашеский,утвердить монашеское житие в монастыре нашем.
И к нам прибылидухоносные старцы, которые действительно помогли поднять духовность, нравственностьв жизни монашества на Урале. Старцы, которые прибыли с Валаама, сейчас причисленык лику святых – и преподобный Илия, и преподобный Арефа.
Сейчас, когдаВалаамский монастырь вновь возродился, нам очень приятно побывать в этих святыхместах и сознавать, что духовность, монашеский дух не утеряны, хотя прерваласьсвязь времен монашеского жития. Пребывая на Валаамской земле, мы чувствуем особуюблагодать, которая там присутствует и окрыляет, одухотворяет нас. В знак любви,уважения к этому монастырю, помня большую помощь, которую оказал Валаамскиймонастырь нашему монашеству, мы с особой любовью встретили наших гостей, которыеприбыли со святынями Валаамского монастыря. Это образ преподобного Антипы Валаамскогос частицей его мощей и икона святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.Эта икона была написана на Афоне, в монастыре Святой Анны. Этот образ имеетособую благодать, через которую Господь посылает помощь семьям, не имеющим детей.Святая Анна помогает в деторождении. Когда я был на Афоне и встречался с ВладыкойПанкратием еще в прошлом году, он мне говорил, что заказал для своей обителина Афоне такую икону, чтобы помочь бездетным семьям, чтобы люди получили благословение,помощь в деторождении. Я попросил его и для нас заказать такую же.
Эта святыня,икона праведной Анны, пребывает в Храме-на-Крови, чтобы люди перед ней молилисьГосподу о помощи в деторождении, в воспитании детей, укрепляя тем самым институтсемьи.
- Спасибо, Владыка.У нас снова телефонный звонок: «Нам по домам разносят письма с просьбой пожертвоватьна строительство храма святителя Николя где-то на ВИЗе. И написано, что этопо Вашему благословению. В конверт уже вложена квитанция с реквизитами банка.Сомнения у меня вызывает это письмо, некоторые выражения. Действительно этопо Вашему благословению? Тогда не жалко и деньги перечислить. Но не хотелосьбы, чтобы кто-то воспользовался именем».
- Да, действительномы хотим восстановить храм во имя Святителя Николая Чудотворца, который былразрушен на ВИЗе. На этом месте раньше был «птичий рынок». Сейчас его нет. Там рядом есть центр оказания помощи наркозависимым, наркологический центр. Хотякогда-то это здание было церковным. И в этом месте мы бы хотели воссоздать разрушенныйхрам Святителя Николая Чудотворца. Страховая компания «Белая башня» тоже хотелапомочь чем-то. И они говорили, что если люди пожелают помочь Церкви, то онимогут оказать жертвователям бесплатную услугу по страхованию от укусов энцефалитныхклещей.
Наше благословениена сбор средств для восстановления храма есть, но светская компания, возможно,составила послание, не совсем правильно пользуясь церковным языком. Действительно,есть такая просьба ко всем желающим помочь в строительстве храма и пожертвовать.Там есть реквизиты. Не смущайтесь, что есть, может быть, какие-то ошибки, потомучто составили, видно, люди, не знающие хорошо церковную терминологию, поэтомупростите их.
- Спасибо, Владыка.И еще звонок: «Я звоню из Севастополя. У нас такая просьба большая с сестрой.Мы хотели бы забрать под опеку в Украину детей, двоих наших племянников, из детского дома в Нижнем Тагиле. Сначала нам разрешили, еще в январе, по телефону.Мы уже почти оформили документы, а когда приехали недавно, нам сказали, что это нельзя, можно только усыновить. Но мы усыновить не можем, потому что мыпенсионерки. Мы бы хотели Вашего содействия. И мы очень благодарны Вам за то,что есть такой телеканал чудный, прекрасный. Это дает нам силы, помогает жить.Спасибо Вам большое!»
- Спаси Господи!Нужно было бы, конечно, обратиться в наш Учебный отдел. При Учебном отделе епархииесть группа ответственных, которые помогают желающим усыновить, опеку оформить.Эта группа знает, как оформить документы, как это все сделать. И они смогутпосодействовать в решении этого вопроса. Конечно, если надо будет мое ходатайствои вмешательство, то мы постараемся это сделать.
- Владыка, в каком случае священник может отказать прихожанину в принятии Покаяния? Что делатьв такой ситуации?
- Бываютразные случаи. Бывает, человек совершает какие-то тяжкие грехи и не исправляется– и не хочет исправляться: нет такого чувства покаяния, чтобы можно было этогочеловека поисповедовать и разрешить его от совершенных грехов.
Есть такая практика – до какого-то определенного времени священник рекомендуетпомолиться, сделать такие-то дела для того, чтобы прийти в сознание своей греховности,чтобы человек стал более осознанно и болезненно относиться к своим грехам, чтобывозненавидел грех, пожелал его больше не совершать. Вот в такое чувство долженприйти человек. И, конечно, пока человек не приходит в такое состояние душии не оплакивает свой грех, не кается чистосердечно, священник может не исповедовать.Когда человек сознательно желает расстаться с грехом, тогда священник можетпрочитать разрешительную молитву, помочь ему. А когда человек не хочет, простоговорит: «Я не могу» – и все, тогда сложновато бывает.
В каждомконкретном случае надо посмотреть, почему именно священник не принимает Исповедь.Он может принять Исповедь, может послушать, но может по каким-то причинам не дать разрешительную молитву на определенное время. Потом, когда человек придетв состояние сознания своей греховности, священник это обязательно сделает. Поэтомунужно индивидуально со священником побеседовать и спросить, почему именно такоесовершается.
- Владыка, у нас снова телефонный звонок: «У меня такой вопрос: вот уже два года во времячина торжества Православия у нас не произносятся анафемы. Насколько мне известно,это нарушение богослужебного устава Церкви. Почему такое происходит?»
- В этомгоду я был в Москве, и там тоже не произносили анафему. Совершал этот чин СвятейшийПатриарх, поэтому я не думаю, что это нарушение. Это просто благословение. Мывсе должны прислушиваться к голосу чиноначалия нашей Церкви. Если чиноначалиеЦеркви считает, что это не нужно пока, значит, надо прислушиваться. А если посчитает,что это надо, необходимо, то включим в чин анафематствования те нарушения, которыесовершают люди. Я могу сказать свое мнение: сейчас большое количество людейидет к Богу, хочет идти к Богу. Они еще на пути к Богу. И если на них накладыватьанафематствование, то, конечно, им очень будет неприятно слышать, мол, «я безбожник,не верю в Бога. Я хотел бы верить, но пока еще не пришел к этому, а на меняанафему провозглашают везде и всюду». Поэтому нужно быть очень внимательными.
Мы сейчаструдимся и должны трудиться, по благословению нашего Святейшего Патриарха, над тем, чтобы приводить людей к Богу любовью своей, старанием, добродушием, добротой,а не какими-то жесткими мерами, которые могут отвратить от Церкви, от Бога.Вот лично мое мнение. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что не так все просто.Не в этом главное. Главное, чтобы все мы, верующие люди, особенно те, которыератуют за чистоту Православия, более активно трудились, чтобы помочь людям,по каким-то причинам не слышавшим о Христе Спасителе, не знающим о Нем, не могущимсамостоятельно прийти ко Христу, – помочь этим людям обрести Христа в своемсердце, порадоваться общению со Христом и жизни христианской.
Поэтому нашазадача не отталкивать ничем людей от Бога, от Христа, а приближать их ко Христуи помогать это сделать. Не какими-то строгими мерами, а добротой, кротостьюи любовью, к которой призывает нас апостол Павел.
- Владыка, спасибо.И еще один телезритель хотел бы Вам задать вопрос: «В ГАИ при постановке на учет выдали на автомобиль номера «666». Почему люди придают такое значение именноэтому числу, и какова история этого числа?»
- Мы знаем,что в Апокалипсисе есть слова о том, что число зверя – «666». Это число дьявола,врага Церкви, врага Бога и человека, который стремится к Богу. Поэтому людиотрицательно относятся к этому числу, от него отказываются, если видят, что есть такие сочетания цифр, боятся, чтобы они не были проводником бесовской силы.
- Владыка, а машину с таким номером батюшка будет освящать?
- Мы имеемтакую веру, что когда мы освящаем что-либо, Господь очищает от всего бесовского,от всего злого, что пребывает на том или ином предмете. Поэтому, если мы будемверить во всемогущую силу Божию, то Господь сделает по нашей вере. Но если мыбудем сомневаться, то лучше, конечно, поменять номера.
Святые Кирилл(в мире Константин) и Мефодий, память коих совершается ныне, были дети Льва,солунского вельможи, славянина, получившего высокое образование у греков. Матьих звали Марией.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.