Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (435) → Суеверия в период воцерковления

Суеверия в период воцерковления

№18 (435) / 8 мая ‘07

Духовные поучения

 Человеквпервые переступает порог Церкви. От того, как его встретят в храме православныеприхожане, зависит очень многое.

Действительно, пойдет ли в храм снова девушка,которую, едва успела она войти, пристыдили отсутствием платка на голове, джинсами,крашеными ногтями, а то и попросту выгнали? Слава Богу, такие случаи встречаютсявсе реже. Но существует ещё немало препон на пути воцерковления, и среди нихне последнее место занимают суеверия.
 Современныйчеловек, существующий вне Церкви, уже, как правило, насквозь пропитан всевозможнымиоколоцерковными суевериями. С ними он переступает порог Церкви, а там его поджидаютновые суеверия, уже внутрицерковные. Одно накладывается на другое – и ничегохорошего ожидать не приходится.
 Я работаюв церковной лавке, и мне приходится общаться с разными людьми. К сожалению,существует определенная категория людей, которые не читают Священное Писание,не выполняют постановлений Церкви, т. е. фактически ничего не знают, и знатьне хотят. Но считают себя очень знающими и даже церковными православными людьми,ведут себя излишне самоуверенно. Почему-то часто от них можно услышать, что у них в роду были священники, или есть знакомый священник, от которого они узналито-то и то-то. Часто именно они являются носителями и распространителями всяческихсуеверий.
 Многие новоначальныесчитают, что в Церкви непременно обретут рай, а священник должен быть непогрешим,как Господь Бог. Сталкиваясь с различными негативными моментами, они могут впастьв уныние и даже уйти из Церкви.
 Представьтесебе новоначальную христианку, которая с умилением возжигает у иконы свечку,и, не успев отойти от подсвечника, наблюдает, как подскочившая дежурная с возмущениемвыдергивает ее свечу, гасит, а то и ломает пополам и бросает в огарки. В чёмпричина? Да в том, что свеча, оказывается, куплена не в этом храме. Священниксказал прихожанам на проповеди, что запрещает ставить свечи, купленные в другиххрамах. А если кто поставит таковую, то пользы от неё не получит. Только потолокзря коптить будет (в некоторых храмах даже объявления такие висят).
 Представьте,что может чувствовать в тот момент эта прихожанка? Может быть, дежурная озабоченатем, чтобы её родной приход получал некоторый доход с продажи свечей? Логично.Но для новоначальной прихожанки, которая, возможно, ещё не выбрала, в какойхрам ей ходить на молитву, это посильная жертва Богу. Новоначальная верит, что пожертвовала на Церковь, когда купила свечу и заплатила за неё деньги. Верит,что эта свеча возжжена ею как видимый символ её молитвы, горения пред Богом.
 Неужели некоторыебоятся, что прихожане, настоящие христиане, не пожертвуют на храм столько, сколькоим по силам, и даже больше? И что храм потеряет некую часть дохода из-за непроданныхсвечей? В любом случае хорошо бы с любовью объяснять, а не запрещать людям голословно,так как порой такой запрет не увязывается с православной верой, получается нарушениезаповеди любви.
 Ещё одновозражение насчет «чужих» свечей: они могут быть неосвященные. А что подразумеваетосвящение свечи? Некоторые представляют совершение некоего чуть ли не колдовскогоритуала, благодаря которому свеча получает силу для сжигания отрицательной энергии.
 Рядом с моейлавкой – торговый комплекс. Приходят ко мне продавщицы, покупают церковные свечи.Утром, перед открытием магазина, чтобы были хорошие продажи, свечами «сжигаютотрицательную энергию». То же делают некоторые у себя дома, например, послевизита неприятного человека. Даже термин такой обрисовался – «прожигать свечи»– это значит, использовать их для «сжигания отрицательной энергии», чтобы «убратьнегагив». С такой же целью некоторые дома возжигают ладан, и при этом называютэто действо освящением квартиры.
 Есть суеверие,что если свеча сгорит полностью, то исполнится загаданное желание. Если не до конца догоревший огарок уберет дежурная – желание не исполнится. Можно увидетьтакое, например, у часовни Ксении Блаженной.
 Одно из самыхдиких суеверий – ставить свечи на канун за живых людей («чтобы им пусто было»).Для этого свечу зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз (может, какойзаговор при этом нашёптывают – не знаю). Говорят, что поминаемый должен вскореумереть или ему будет очень плохо.
 Ещё однатема, которая часто смущает прихожан (как правило, новоначальных), – это темадесятины. Однажды на православном радио прозвучал вопрос: «Должен ли отдаватьдесятую часть дохода инвалид первой группы по зрению (незрячий!), если его доход– одна пенсия (названа чудовищно мизерная сумма), и есть иждивенец»! Ответ был:«Должен отдавать десятину с любой величины дохода, и в том числе с пенсии. Сумма,потраченная на требы, в десятину не входит».
 Как тут не смутиться новоначальному? Наверняка, этот инвалид нуждается в серьёзной материальнойподдержке, а вместо неё ему сообщают, что Церковь всегда готова его обобрать,снять последнюю шкуру. Это у иудеев было — десятая часть. А мы христиане. Кто-то имеет большой доход, и девять десятых отдаст в храм, а кому-то и помочь надоматериально. И этот человек, может быть, поддержит своей молитвой тех, кто помогаетхраму деньгами.
 Самые частыевопросы, которые возникают у новоначальных, – это вопросы практические, связанныес обрядовой стороной церковной жизни. Именно они вызывают порой недоумения,ставят в тупик. Так сложилось, что в каждой епархии, да что там, почти в каждомхраме формируются свои правила. Они могут исходить как от самих прихожан, таки от духовенства. Это вполне объяснимо. Но когда местным обычаям отводится рольканонического правила, начинаются недо-разумения, вводящие в соблазн новоначальных.В некоторых приходах священники не разрешают прихожанам причащаться чаще, чемодин раз в три недели. В других приходах никаких таких ограничений нет, и наоборот,говорят, что причащаться надо как можно чаще. Самое печальное, что прихожанеэтих храмов порой считают свои порядки истиной, а порядки других приходов –ересью (иногда не без помощи самих священнослужителей).
 Или такойпример. На приходе умер батюшка, настоятель и единственный священник единственногов городке храма. На его место прибыл другой, когда ещё гроб с покойным стоялпосреди храма. Новый настоятель объявил прихожанам, что причащаться чаще, чемраз в три недели – это, дескать, «тяжкий грех». Но ведь ещё три дня назад в храме были другие правила! Старые прихожане будут смиряться или станут ездитьв храм в соседний городок. А что может произойти в душе новоначального? Емуфактически сказали, что он тяжко согрешал «по благословению священника». И еслиэтот новоначальный уйдет навсегда из Храма, то кто за это ответит пред Богом?И ещё, мне было больно смотреть на старушек, которых отгоняли от Чаши по вышеназваннойпричине. А может, какая-нибудь из них не причастилась в последний раз? Придетона домой, и умрет с расстройства от сердечного приступа. Без Причастия.
 Со временем,как правило, недоразумения сглаживаются. Мы настолько разные, и жизнь у каждогосвоя, и обстоятельства этой жизни меняются. Может быть, стоит перенять опытпервых христиан? Или не может быть для всех единого «рецепта», как часто причащаться?И что делать тем, кто только приходит в храм? Они хотят знать, а у священниковне всегда хватает времени и любви, чтобы всё объяснить.
 Бывает, Господьведёт человека Ему одному ведомыми путями. Человек пришёл в храм, и ему там было хорошо. Ходил чуть не каждый день, и всегда причащался, не имея понятияо том, что надо как-то там по-особому готовиться, читать много-много молитви строго поститься. Через месяц-другой узнал про правила, и сказал, что если бы он знал заранее, что к Причастию надо столь тщательно готовиться, никогдабы, наверное, причащаться не стал – сил на такой подвиг у него не было. Возможно,что и от Церкви это его оттолкнуло бы. А так Господь дал ему возможность укрепитьсяБлагодатью, и дал силы на молитву, пост, и борьбу с искушениями от прихожанки,которая пришла в ужас от содеянного «греха», и всё причитала: «Кайся, ты страшныйгрех совершил, надо каяться, каяться!»
 Много недоразуменийсвязано и с вопросами подготовки к причастию.
 Преподавательвоскресной школы, по благословению настоятеля храма, рассказывает новоначальным,что утром перед причастием нельзя чистить зубы, так как можно сглотнуть каплюзубной пасты. И если вы пользуетесь гигиенической помадой и слизнули её – всё!Вы уже поели, и причащаться нельзя. А может быть, правильнее зубы почистить?Разве лучше, когда изо рта пахнет? Одни священники благословляют болящего человекавыпить таблетку в день причастия (если это, например, сердечная боль, которуютерпеть невмоготу), другие – запрещают причащаться, если после 12 ночи выпитолекарство. Одни разрешают тем же диабетикам перед Причастием выпить стакан чаю,другие – запрещают молодой мамочке причаститься, если она кончиком языка проверилатемпературу теплоты, чтобы нечаянно не обжегся её младенец.
 Кажется,какие могут быть вопросы у новоначального по поводу исповеди? Издано столькоброшюр, книг, листовок. Вот священник рассказал новоначальному, как исповедоватьсянадо. Главное, четко понимать, какие заповеди нарушил. В этом и покаяться. Этотновоначальный готовился всю ночь, даже плакал. А утром попал на Исповедь к другомусвященнику, который сказал: «Что ты мне говоришь, что согрешил блудом? Это не исповедь. Ты скажи, где, когда, с кем и сколько раз». И не принял исповедь.В следующий раз этот человек пришёл в храм через пять лет, а мог бы и вообщене прийти.
 Однажды новоначальныйможет «узнать», что существуют священники «ненастоящие». Потому надо смотреть,кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник «настоящий»или нет.
Для новоначальных может быть духовно опасно общение с некоторыми прихожанами.Вот, например, женщина, которая давно ходит в храм, исповедуется и причащается,жалуется, что она боится людей. Если она причастится, то кто-нибудь подходитсзади и касается спины. Она уверяет, что прямо чувствует, как уходит от неёблагодать.
 Спрашиваю:«Как же Господь может покинуть человека по воле другого человека?» Но она всёравно настаивает, что чувствует, как благодать уходит. А ещё говорят, что кошки«оттягивают» благодать. О собаках в доме и говорить нечего.
 Говорят,что использование чёток из обсидиана повышает оккультные способности молящегося,поэтому православным лучше использовать чётки деревянные.
 Суевериемможет стать благочестивый обычай, если его неправильно истолковать. В качествепримера – обычай завешивать зеркала в доме покойника. Был случай, когда на православнойвыставке в Епархии, на стенде, посвященном православному обряду погребения,рядом висели две статьи, и в одной – о том, что следует завешивать зеркала в доме, а в другой – о том, что это языческое суеверие, и делать этого не следует.Посетители выставки были в недоумении. А надо бы разъяснить, в чём заключаетсясуеверие.
 Понятно,что всё равно в церковной практике никогда все не будет у всех происходить одинаково,и на это есть множество причин. В Молдавии (не знаю, насколько это распространено)после прочтения всех записок священники приподнимают стол с поминальными яствами– как бы в знак, что эта трапеза для тех, кто уже на небе. У нас в Петербургея такого не видела. Но ведь это же обряд, а не догма!
 Когда-то протоиерей Валентин Мордасов раздавал чай своим духовным чадам – как утешение.Многие приезжали издалека, не могли делать это достаточно часто. Гостинец от любимого батюшки согревал душу. Теперь паломникам, посещающим погост Камно,рекомендуется захватить с собой продукты «на обмен». Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её, дескать, можно употреблять как лекарство от страстей…
 Для некоторыхлюдей воцерковление начинается с Крещения. А человек, желающий креститься или окрестить своего ребенка, сначала покупает нательный крестик.
 И тут новоначальногоподжидают настоящие «страшилки»: «Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепанет – будет счастлив. А батюшки знают об этом, но ничего нам не говорят специально.Потому что нельзя, чтобы все были счастливые», – говорят такие «православные».
 Некоторыеуверены в том, что живым надо носить крестики без распятия, а в гроб кладуткрест с распятием.
 И ещё считают,что священники обладают какими-то тайными знаниями, которые от простых смертныхтщательно скрывают.
 Очень многовсяких суеверий, связанных с потерей крестика. Иногда меня спрашивают: «Правдали, что если человек найдёт чужой крестик и наденет его на себя, то он все грехиэтого человека возьмёт на себя?»
 Приведу ещё несколько примеров околоцерковных суеверий, которые порой смущают новоначальных.
 Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча,или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при Крещении ему надопоменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навестипорчу.
 Для языческогосознания характерно соответственно языческое отношение к таинству Крещения.Спроси такого человека: «Почему ты крестишь ребенка?». Он скажет: «Чтобы не болел, чтобы не сглазили». То есть – как средство от сглаза.
 Сегодня многиелюди имеют обыкновение носить с собой маленькие «дорожные» иконы. Можно и будучидалеко от дома достать иконку и помолиться. Но если человек верит, что самапо себе иконка, как некий талисман, принесет ему удачу в делах, счастье в жизни,то кто он, этот человек, если не язычник?
 Со святыминебесными покровителями связаны некоторые суеверия. Например, некоторые считают,что если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников,то и ты будешь на земле мучиться. Когда спрашиваю, какой святой Марины вам нужнаикона – мученицы или преподобной? Говорят, давайте преподобную, а то мученица– «звучит как-то жутковато». И Андрея юродивого не хотят, так как это звучитнекрасиво («Нам только юродивых в доме не хватало»). Поверьте, очень тяжелоразговаривать с людьми о святынях, если в их сознании нет такого понятия.
 Ещё одиндостаточно часто встречающийся вопрос – о силе икон. Говорят: «Эта икона сильная,её надо обязательно иметь в доме». Или: «Эта икона сжигает отрицательную энергию»,«Надо обязательно повесить над входом «Семистрельную», она защищает», «Нерушимаястена» оберегает дом от воров», «Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогласдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало».
 Говорят,будто икону Иисуса Христа в доме держать нельзя, а хорошо бы — Николая Угодника,и что нельзя держать иконы в помещении спальни.
«Благодаря» всевозможным журналам, печатающим гороскопы, людям внушили, что каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. «Я Козерог, значит,какая икона моя?» Ищут другой раз какую-нибудь икону, а сами и не представляютсебе, что это за икона, кто на ней изображен. И нужна им эта икона не для молитвы,а просто положено иметь её в доме как некий талисман.
 Бывают суевериясмешные: Никола Летний якобы изображается без головного убора, а Никола Зимнийвсегда «в шапке» (то есть, в митре).
 Беспросветнаядремучесть порой удручает. И почему-то о сугубо церковных вещах люди черпаютзнания где угодно, только не в Церкви, и авторитет какой-нибудь целительницыили астролога оказывается посильнее церковного.
 Есть такие,которые подлавливают людей в православном храме, активно используя их некомпетентностьи проблемы (скорби и болезни). Как только увидят человека растерянного, грустного– подбегают к нему, узнают, что у него заболел ребенок, а врачи не могут помочь,и – действуют! Рекомендуют какую-нибудь целительницу-травницу, которую якобыблагословил батюшка (ещё и на старца известного сошлются). Скажут, что сейчаспойдут брать благословение у священника (сделают вид, что подошли и благословились).Потом скажут, что батюшка благословил вас лечиться у этой целительницы, и адресдают. Несчастному ничего не остается, как поверить. По незнанию он попадаетв сети дьявола, и думает, что это его Церковь благословила.
 Иногда в народе появ-ляются сомнительные «святыни» типа закваски для пирога, которуюякобы много лет тому назад привезли из самого Иерусалима, и вот она передаетсяиз дома в дом как святыня. К закваске прилагается «инструкция» – как именнонадо замешивать тесто (целый ритуал с определенным числом вращений вправо или влево, делением на части и т.д.), прилагается определенный рецепт. Есть пирогнадо тоже определенным образом — только своей семьей, без посторонних, при закрытыхдверях и обязательно молча. Далее следует обещание, что если сделаете так, то будет вам благо, а если не сделаете, то будет худо. В общем, почти всё так,как и в так называемых «святых» письмах. Моя знакомая (между прочим, воцерковленная),получила такую закваску от соседки как раз в разгар Великого поста. «Инструкция»предлагала замешивать тесто на молоке и с яйцами. Это её и смутило. А иначеповерила бы.
 Сегодня,возможно, не-актуально разбирать такое суеверие, как «Сон Богородицы». Одновремя ко мне обращались с вопросом: «Где бы его достать?». Говорят, что еслив доме есть листок с переписанным «Сном Богородицы», то это сохранит семью от всяких напастей. Последнее время таких вопросов не наблюдалось, но никто не гарантирует, что не нагрянет новая волна почитания этого «святого письмеца».
 Всех суеверий,которые «ходят» в народе, и не перечислишь. Это самочинные «канонизации» и «прославления»сомнительных исторических персонажей, и создание и тиражирование неканоническихикон, акафистов, и распространение расколоучительной литературы, и многое другое.
 Хочу заметить,что пра-вославной литературы на разные темы издается сегодня достаточно. Прижелании можно найти ответ на любой свой вопрос. Но вопросы, связанные с церковнойпрактикой, являются для новоначальных наиболее трудными. Церковный опыт у каждогосвященника и мирянина – свой, и ответы на один и тот же практический вопросмогут быть в разных изданиях у разных авторов непохожими друг на друга. Еслиэтот опыт не противоречит Священному Писанию и Преданию Церкви, то он имеетместо быть. Но главное для нас – это любовь к Богу и ближнему. Если будем этовыполнять, то нашим братьям и сестрам будет намного проще и радостнее воцерковлятьсяи накапливать собственный церковный опыт.

Марианна БЫКОДОРОВА,
волонтер епархиальной миссии
Санкт-Петербургской епархии

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Ложные представления о Боге как источник суеверий

 Для серьезногоразговора о грехах и болезнях нашей церковности можно избирать разные интонации.Мне бы хотелось, чтобы те нотки самоиронии, некоторого гротеска и юмора, которыезвучат в выступлениях, не стали поводом для обвинения нас в неблагоговении перед святыней.

 
Духовные поучения

«Услышьте, славяне, все Слово…»

 «Услышьте, славяне,все Слово, которое от Бога пришло, Слово, которое питает души человеческие,Слово, которое крепит сердца и умы…».Святые равноапостольные Кирилл и Мефоди Как частомы произносим «Слово», – а ведь в нем самом заложена огромная сила, сила великогоначала: «В начале было Слово.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс