Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для серьезногоразговора о грехах и болезнях нашей церковности можно избирать разные интонации.Мне бы хотелось, чтобы те нотки самоиронии, некоторого гротеска и юмора, которыезвучат в выступлениях, не стали поводом для обвинения нас в неблагоговении перед святыней.
Конечно, сторонники «строго-постного» христианства могут возразить,что Христос предупреждал «смеющихся ныне», что они «возрыдают», однако вспомним,что Сам Господь, обличая фарисейские суеверия, прибегал к юмору, когда говорилоб отцеживании комара и поглощении верблюда (Мф. 23, 24). Христиане всегда умелишутить над собой, особенно расставаясь с грехами.
Постараюськратко сформулировать те болезни нашего церковного общества, которые не толькоявляются «притчей во языцех» для наших недругов, но и нам самим мешают житьпо правде Христовой, извращая самую суть христианства.
Множествооколоцерковных суеверий порождены совершенно неверными представлениями о Боге.Один из наиболее известных теологов нашего времени Карл Ранер (1904–1984) заметил:«Слава Богу за то, что слова 60-ти или 80-ти процентов наших современников о том, Кто такой Бог, не соответствуют действительности».
То, что мызнаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Наше знание всегданеполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине не становилось наше знаниео Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться.У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь словоо невыразимом Боге. По слову святого Василия Великого, «Неизреченное да будетпочтено молчанием».
Существуютпредставления, образы и мнения о Боге, диапазон которых – от ущербных или недостаточныхдо проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:
1. Незлобивыйседовласый старец, «боженька». Добрый дедушка с длинной бородой, или персонажрисунков Жана Эффеля, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает.Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого«боженьку» ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности.При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
2. «ВысшееСущество», «Высшая Сила». Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок,размышляя об устройстве мироздания. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный,не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможнои чего-либо ждать от него. Такое божество либо вовсе непричастно нашему миру, либо растворено в нем. Все оккультные и псевдомистические учения от гностицизмадо теософии, включая современное рерихианство и движение «Нью Эйдж», базируютсяна этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своегообращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой и т.п., подобные идеи изживаютсявесьма нескоро.
3. Самыйстрашный образ – соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашейжизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на местепреступления. Это бог-страшилище для «непослушных», им пугают смельчаков, егобоятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд воцерковленные, прихожане;он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к Православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именнона этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом нагнетаютсяапокалиптические настроения, возникает псевдоправославное сектантство.
4. «Бог из машины» – «deus ех mashinа». В древнегреческой трагедии появление бога в финалеприводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма.Отсюда пошло выражение «бог из машины», означающее искусственное разрешениепроблем. Это «подпорка», «скорая помощь» в трудную минуту. Мы призываем егои ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке,мы забываем о нем. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «как тревога– так до Бога».
5. Близкийк этому образу – бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениямиему можно обеспечить себе его защиту. Он – воздаятель. «Разумные», «порядочные»,«послушные» могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает:«Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все былов порядке». Эти образы («гарант» и «подпорка») питают магические представленияо духовной жизни.
6. Бог порядкаи богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих,важных и значительных. Он – покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменитьсуществующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегатьк нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный пример использования таких представлений– современное неохаризматическое движение с его «теологией процветания». Проникаютподобные взгляды и в церковную среду.
7. Богобрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; богпомпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей – Бог как простое украшениежизни. Вспомним так называемых «подсвечников», едва скрывая зевоту, отстаивающихцерковные службы на Пасху и Рождество.
Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам.Он мало похож на истинного Бога христиан.
ИстинныйБог, Бог любви и жизни – «везде сый и вся исполняяй». Он на стороне страдающихи жертв, Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он не ужасныйи неприступный, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья,ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.
Бог никомуне мстит и никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает –вразумляет заблудшего человека, чтобы ограничить злую деятельность и направитьего на путь спасения. Бог может использовать и наказание, если все другие возможностидля вразумления уже исчерпаны. Однако в Своем наказывающем действии Бог являетСвою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль радиспасения жизни больного.
И вот из ложных пред-ставлений о Боге рождаются ложные мнения, которые, применительнок теме околоцерковных суеверий, можно уместить в два слова: магизм и обрядоверие.
Магия – стремлениечеловека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт.3:5). Вот что об этомпишет протоиерей Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения– пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда,когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров,природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племяи власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипнозколлективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип «ты– мне, я – тебе».
Люди бегутв храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полнойуверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их кто-то «испортил» или «сглазил». С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным«бабкам», колдунам, гадателям и экстрасенсам.
Материалистическаякрайность магизма, – обрядоверие – это когда ритуал является не религиозным,а чисто психологическим или утилитарным понятием без глубокой духовной составляющей.Такие люди ходят в церковь «потреблять» благодать, ничего не давая взамен,например, распространено мнение, что таинство Соборования безо всякого покаяния«очищает» от грехов, а Святое Причастие «помогает» при низком гемоглобине.
Перед тем,как человек принимает таинство Крещения, он отрекается от сатаны. Мы отрекаемсятем самым от всякого идолопоклонства и язычества. Но происходит ли действительнаяперемена в жизни человека?
Проведенныеэтой весной исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают,что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам.
Только каждыйшестой респондент (16%) сообщил, что верит в вечную жизнь, 72% – не верят. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниямастрологов склонны доверять 29% российских граждан.
Астрологическиепрогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили всеобщеераспространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичнойгазетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченныхгаданий по древнекитайской «Книге Перемен» до псевдонаучного компьютерного прогноза;от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь,до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятитьдолгие годы.
Задача подобногоинфо-рмационного давления на человека состоит в том, чтобы, во-первых, приучитьего к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданностивсей жизни; во-вторых, отвлечь от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнатьволю Бога о себе, оторвать от сыновней привязанности к Богу, от стремления житьне по своей испорченной воле, но по воле Господа.
Конечно,нам надо учитывать и особую ситуацию в России, связанную с 70-летним религиозно-культурнымразрывом. Сейчас крещены в Православии порядка 80% населения, а воцерковленныхв разной степени людей среди них при этом всего от 5 до 15%. Все остальные номинальныеправославные – это наше «миссионерское поле», как об этом говорится в Концепциимиссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Образ ХристаСпасителя, соединяющий в себе истинную веру, истинную жизнь и спасение мира,хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос – ГлаваЦеркви, а Церковь – Его живой богочеловеческий организм. И отпадают от нее те,кто искажает истинную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека,извращает Его святое учение.
Задача православноймиссии – свидетельство об истинном Боге во Христе Иисусе, и суть, сердце Православия,его непобедимая сила сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа,Сына Божия, с Которым встретились апостолы и множество других людей после них.Главная забота Православия – была, есть и будет – через всю человеческую историюпронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный Лик евангельского Христа и прославить Его в «духе и истине» (Ин. 4, 23).
Священник Георгий Иоффе
Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 26 апреля 2007 года - Владыка, в первую очередь нашим зрителям, конечно, интересно узнать о Валааме. Это святыня не только для нашей страны, но для всего мира.
Человеквпервые переступает порог Церкви. От того, как его встретят в храме православныеприхожане, зависит очень многое.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.