Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (433) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№16 (433) / 22 апреля ‘07

Архипастырь

 - Владыка, в Пасхальную ночь на Святой Земле, в Иерусалиме происходит одно из величайшихчудес – схождение Благодатного Огня. И делегация Екатеринбургской епархии во главе с Вами уже несколько лет доставляет Благодатный Огонь в Екатеринбург.

 Владыка, расскажите нашим зрителям об этом чуде…
 - Мы, конечно,очень благодарны Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию за благословениепоехать в Иерусалим за Благодатным Огнем, чтобы привезти его на уральскую землю,дабы уральцы принесли в свои дома Благодатный Огонь и освятили свои жилища.Благодатный Огонь принимают не только жители нашей области, но и других областей,нас окружающих – недавно Владыка Иов, митрополит Челябинский, просил передатьсвященнослужителю Челябинской епархии Благодатный Огонь для Челябинска. Приезжаюти из других епархий. Поэтому весь наш уральский регион имеет возможность прикоснутьсяк Благодатному Огню.
 Мы обычнов Страстную пятницу, после Чина Погребения Плащаницы, вылетаем в Иерусалим,стараемся приложиться ко Гробу Господню. А потом начинается в иерусалимскомхраме Гроба Господня Чин Погребения Плащаницы. Очень интересный чин, которыйпроходит вокруг храма Воскресения Господня, доходит до Голгофы, до места распятияХриста. Там есть престол на месте распятия Христова, на котором ставится Плащаница,усыпанная лепестками роз. Патриархом Иерусалимским читается Евангелие, читаютсямолитвы – очень трогательный момент. Потом архиереи берут Плащаницу и несутее к месту Помазания: по Евангелию, после распятия Христа сняли со Креста и понесли на место Камня Помазания и там помазывали Тело Христово святым миром…
 Потом Крестныйход с Плащаницей Спасителя направляется ко Гробу Господню, обходит вокруг Кувуклии,и Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующийна богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. ЗатемПлащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздает на амвоневсем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз.
 Так совершаетсяКрестный ход и чин погребения Плащаницы в иерусалимском храме Гроба Господня.
 Затем, ужев ночное время, спустя примерно час, начинается Чин Погребения с Литургией в нашей Русской духовной миссии. Как обычно, Литургия Великой Субботы очень торжественнаи красива.
 После богослуженияпаломники идут к храму Гроба Господня за Благодатным Огнем. Это бывает около2 часов дня. Начинается Крестный ход. Патриарх, все архиереи, священнослужителиИерусалимской Церкви, гости трижды обходят Кувуклию, Гроб Господень, потом Патриархзаходит в Кувуклию. Там он молится и спустя несколько минут выходит с БлагодатнымОгнем.
 Каждый раз,сколько мы были, Патриарх заходил в Кувуклию и примерно в течение 10–12, до 15 минут молился, после чего сходил Благодатный Огонь. Во время молитвы Патриархапо всему храму видны искры Благодатного Огня. Бывают даже такие случаи, что от этих искр загораются свечи в руках у молящихся или лампадки у икон. Такоеслучается. Но самое торжественное – это когда сам Патриарх выходит из Кувуклиис двумя большими пучками зажженных свечей. Все стараются зажечь от этих пучковсебе Благодатный Огонь. И в течение очень короткого времени, 2–3 минут, всяцерковь светится Благодатным Огнем. Все радуются, восклицают: «Христос Воскресе!»Все друг друга поздравляют. Как будто все одна семья, братья и сестры. Оченьблагодатная атмосфера в это время! И, конечно, с большой радостью, ликованиемдуши мы едем в аэропорт и привозим Огонь в Екатеринбург в субботу вечером, к началу Пасхального богослужения.
 - Спасибо, Владыка!Давно уже телезритель ждет ответа на свой вопрос: «В советские времена в школенам преподавали курс истории. И рассказывали, что были времена матриархата и патриархата. Что означает матриархат и патриархат? Особенно интересно взаимоотношениемужского начала и женского. Почему нет мира в семье, в государстве, в мире?Откуда берутся войны? Как созидается мир? Как Православие на этот вопрос можетответить?»
 - Да, действительноу нас большие проблемы сейчас. К сожалению, мы многое утеряли из того, что былосоздано нашими отцами и предками в течение многих столетий. У нас прерваласьсвязь времен, традиций, истории, мы оторваны от истоков, которые давали живительнуюсилу для созидательного труда. С момента революции нити исторические прервались,и сейчас мы испытываем большие трудности в семье, потому что нет родовых традиций,они утеряны. Были и традиция мира, добра, взаимопомощи, и многодетность в семье.Люди жили в радости и утешении, потому что все были воспитаны терпеть и скорби,и трудности, делиться радостью и т.д. Существовал определенный порядок, как это предписано Законом Божиим, какая должна быть семья. Люди придерживалисьнравственных законов, которые даны нам Богом в руководство, чтобы семья быласильной, крепкой и благополучной. Вот эти все нравственные ценности, которыеимели люди, – утеряны. Сейчас люди далеки от Церкви, от церковной жизни, многогоне знают, поэтому согрешают. Из-за этих ошибок много получается проблем в семейнойжизни и в других отношениях. Поэтому Святейший Патриарх всегда говорит, душойболеет, что мы теряем очень многое, пытается доказать и объяснить важность преподаванияв школах «Основ православной культуры». Чтобы человек знал свою культуру, ценности,корни, правила нравственной жизни, которыми должен руководствоваться каждыйчеловек. Сейчас этого нет в семье и в школе.
 Бабушка,к сожалению, тоже не знает, потому что она жила в атеистическое время, когданикто ничего не мог говорить. Те бабушки, которые знали, к сожалению, ушли.
 Сейчас потерянапередача из поколения в поколение ценностей нравственных, которые сохранялисьв каждой семье. Бабушка и дедушка имели такую обязанность – смотреть за внуками,за правнуками, учить их на своем личном опыте, передавать свой опыт духовнойжизни. И, конечно, дети многое знали, многое понимали. Сейчас получается наоборот– дети больше стараются знать о Боге, изучать нравственные ценности и передаватьсвоим родителям, дедушкам и бабушкам. Молодой человек, получивший эти знания,богатства духовные, не может жить один с этим богатством. Он хочет отдать егородителям, бабушкам, дедушкам, чтобы они тоже соприкоснулись с радостью Богообщения.
 Понимаете,это не совсем правильно. Во все времена бабушка была авторитетом для своегоправнука или внука. Она должна была бы учить, ведь прожила больше, знает жизньи ее законы. Потом внук вырастал и отдавал своим детям. И такую преемственностьмы потеряли.
Слава Богу, мы надеемся, что современные молодые люди, становясь верующими,церковными людьми, стремятся узнать как можно больше о Боге, пройти путь духовнойжизни, увидеть и почувствовать важность жизни в рамках нравственного закона,не как наша испорченная природа хочет, а как это положено по всем правилам человеческой,нравственной жизни.
 Человек –богоподобное существо, поэтому он должен именно с божественной точки зрениятрудиться и работать, а не как хочет наша необузданная природа. Надеемся, что нынешние молодые, которые сейчас своим пытливым умом проникают внутрь премудростиБожией, станут родителями, станут дедушками и бабушками – так и вернется традиционнаяпередача духовного, церковного опыта от отцов к детям.
 Ребенок смотритна своего отца, дедушку, как на человека особого, человека авторитетного, нужного,важного, потому что без их опыта он не знает, как себя вести в этом мире. Многошишек можно себе набить и много трудностей претерпеть, когда можно на готовомопыте успешно развивать себя, свою жизнь в современном обществе.
 Конечно,очень важно современным бабушкам, которые кое-что помнят от своих бабушек, воскреситьв памяти, что они говорили, что делали, и стараться выполнить это. Это нетрудно.Самообман в нестаром еще возрасте говорить: «Да я уже все. Я уже потерян, ничегосо мной не случится».
Ничего страшного. Можно научиться, можно наверстать упущенное и стать церковнымчеловеком, жить церковной жизнью, показать пример своим детям, внукам. Это будеточень большая подмога современной молодежи, потому что молодежь ищет Бога, стремитсяк Богу, хочет Его найти. Но, к сожалению, бабушки наши и дедушки мешают молодежиэто сделать. Вот такая получается борьба с атеистическим временем, когда мам,пап учили, что не надо ходить в церковь, не надо быть церковным человеком.
 К сожалению,еще сохранилась эта тенденция. Молодые семьи, молодые мамы и папы не хотят иметьверующих детей – сами не хотят быть верующими и препятствуют своим детям в этом.Такая борьба еще сохраняется. Надеемся, что этот кризисный момент мы преодолеем.Добро победит зло, вера станет нужной и важной для общества, для семьи и укрепитсемейную жизнь, когда мы будем строить ее по нравственным законам, правилам,которым учит Господь Бог, учит и призывает святая Церковь.
 Этот процесссейчас идет, слава Богу. Но очень трудно, потому что такая есть борьба. Это,может быть, чудо Божие – молодой человек, родившийся в атеистической семье,ничего не слышавший о Боге, о Церкви, вдруг становится верующим, церковным человекоми отдает опыт своего искания родителям. Это чудо Божие, особый призыв Божийсовременной нашей молодежи. Мы должны принести слова и дела нашей благодарностиБогу за милость, которую Он оказывает нам. Казалось, пропащая, потерянная молодежь,но среди этой молодежи есть стебельки, росточки, которые благоухают и дают хорошиеплоды. И вот уже родители и среднего возраста, и пожилые могут приобщиться к великим ценностям Православия, которые они, к сожалению, потеряли в свои молодыегоды. Слава Богу за это. Дай Бог, чтобы Господь посетил Своей благодатью как можно больше молодых, зрелых и пожилых людей, и они почувствовали сладость жизнис Богом.
 - У нас естьтелефонный звонок: «Как обстоят дела в храме Космы и Дамиана на улице Волгоградской?Спасибо».
 - Сейчасидет согласование с администрацией города. И довольно неплохо. Документы уженаходятся на стадии второго рассмотрения главы города. Я думаю, скоро мы получимвсе документы и сможем приступить к строительству.
 - Спасибо, Владыка!У нас есть телефонный звонок прямо из больничной палаты: «Владыка, благословитеболящую рабу Божию Нину».
 - Бог благословитвас!
 - Мне вчера,по Вашему благословению, сделали операцию. Как мне быть с постом?
 - Вам нужнополностью подчиниться воле врачей. Что они скажут, то и делать, потому что онизнают, какую вам пищу дать, чтобы вывести вас из кризиса послеоперационногопериода, раз Господь попустил, что вы прошли операцию. Слава Богу, что она прошлаудачно, надеюсь. Сейчас пища для вас – это лекарство. Поэтому мы сейчас говоримне о посте, а о том, чтобы Господь даровал вам здоровье.
 Когда выбудете здоровой и не будете поститься, – тогда это плохо. А сейчас, когда выимеете немощь телесную, должны питаться тем, чем вам врачи рекомендуют для вашеговыздоровления.
 - Нина из Екатеринбургазадает такой вопрос: «Я живу гражданским браком с мужчиной, у которого умервнук. Не крещеный, но очень хороший. Когда умер, его кремировали. Как его поминать?»
 - Конечно,очень плохо, что существует «гражданский брак». Мы должны изжить из нашего обществаподобное понятие. Почему у нас и семьи слабенькие, и дети нездоровы? Потомучто у нас есть гражданские браки. Это безответственное отношение друг к другу.Это просто издевательство друг над другом. И, конечно, слабохарактерность. Этосразу показывает, что человек боится приступить к серьезному делу. Как в прошлыевремена: человек был молодой, гулял, веселился и т.д., а потом говорит: «Надовзяться за ум. Все, хватит. Мальчишество из головы надо выбросить».
 Сейчас, еслисерьезные отношения, надо создавать семью и жить нормально. Для того, чтобыжить по-настоящему, нужно взять благословение Божие. А благословение Божие подаетсяв таинстве Венчания. Поэтому перед тем, как иметь какие-то отношения между собой,нужно сначала расписаться, потом повенчаться – получить благословение Божиена совместное жительство, и жить не думая: «пойдет – не пойдет», «хороший –не хороший». Нужно было смотреть до свадьбы. А потом уже все, после свадьбынужно нести тяготы друг друга, нести свой крест до конца жизни. И тогда никакихпроблем не будет.
 А когда у нас есть такая раздвоенность – будет или не будет, – то вы сами сразу же себяставите перед фактом, что брак этот ненормальный, недолгий, некрепкий. А надопринять, что брак один и навсегда, он благословенный, и должно хранить его как зеницу ока. Чтобы не было поползновений к измене, к своим слабостям. Чтобы кончилосьдетство в голове: началась серьезная семейная жизнь. Это подвиг, это дети, их воспитание, это очень важно.
 Во-вторых,если человек некрещеный, то его в церкви поминать нельзя, и в церкви молитьсятоже нельзя. Дома можно помолиться за него, попросить у Бога помощи, чтоб Господьего помиловал, «ими же весть судьбами». Вот что мы можем делать. И, конечно,очень важно для этого человека, если ближайшие родственники начнут жить благочестиво,церковно, если его смерть подвигнет их оставить греховную жизнь и стать людьмицерковными. Сами себе помогут, сами спасутся, и поскольку эта смерть послужилак их исправлению, исправление послужит к благу и помощи усопшему.
 - Владыка, Светланаиз Калуги задает такой вопрос по поводу браков: «Возможно ли расторжение бракапо причине отсутствия детей? Считается ли это грехом?»
 - Нет, я не думаю, что это повод для расторжения брака. Причина для расторжения брака– блуд, прелюбодейство, измена и т.д. Есть иногда разводы и по религиозным причинам.
 Поэтому нужносохранить этот брак, тем более, если он венчаный, и жить вместе до конца днейсвоих с надеждой, что Господь может дать вам детей. Это случается очень частодаже в наше время, когда люди живут вместе по 15, 20 лет и больше, а потом появляютсядети. Господь дает. Если будут молиться, если будут вести христианский образжизни, то Господь, по молитвам Божией Матери, по молитвам других угодников Божьих,может совершить чудо.
 Есть ещеодин выход из положения – усыновить детей. Сейчас, к сожалению, много брошеныхдетей, и их можно взять в семью, усыновить и нести подвиг их воспитания. Этотоже большое дело. Так что нет причины для развода, есть повод для надежды и подвига в семейной жизни.
 - Снова дозвонилсятелезритель: «У нас при Свято-Троицком соборе строится православная гимназия.Скажите, пожалуйста, когда она будет открыта?»
 - Если дастБог, нам помогут благотворители, и мы желали бы, чтобы была школа к 1 сентября,и уже начались уроки. Поэтому мы надеемся, что все будет хорошо, что за летомы ее закончим, и 1 сентября дети начнут учебу.
 - Благодарю,Владыка. Еще один вопрос: «У меня муж инвалид-колясочник. И у нас очень большаяпроблема попадать в храмы нашего города и святые места области. Единственныйхрам, куда мы можем попасть, – это Храм-на-Крови и наш приходской храм во имяМарка Печерского. Когда мы были на Ганиной яме, я бегала, просила братию помочьзатащить коляску в один, другой храм – мы заметили, что там вполне возможно,например, рельсы положить хотя бы рядом со ступеньками. Ступеньки очень широкие.Возможность есть. Мы предложили монаху, и он говорит: «Да, в общем-то можно,наверное». Я думаю, Владыка, от Вас такой должен совет произойти. Вы знаете,даже в Свято-Троицком соборе перила начинаются только с середины пандуса, а до них ведь надо дотянуться. Я толкаю коляску, а у меня муж тяжелый – и простообратно скатываюсь с ним…».
 - Понятно,хорошо. Постараемся исправить это дело.
 - Владыка, рабаБожия Мария задает вопрос: «Можно ли ставить в церкви простые восковые свечи,которые не освящены?»
 - Нет, не желательно. Надо, чтобы свечи были освящены – и желательно, чтобы свечи былиприобретены именно в том храме, где мы молимся. Ведь свечи – жертва наша Богу,жертва для храма, и в этом смысл этой жертвы. А когда мы принесем свою свечу,значит, решили не жертвовать. Конечно, Господь всех принимает, но мы же хотимчто-то принести для храма Божия. И мы берем в этом храме свечу, полагаем еена подсвечник, и тем приносим пользу церкви этой и себе, потому что мы вносимнекоторую лепту, жертву на этот храм, как это было еще во времена Христа Спасителя.Конечно, когда мы несем это от чистого сердца, с сознанием своей греховностии нищеты духовной, эта жертва имеет большую силу для нас. Чтобы Господь, видянаше милосердие, наше желание пожертвовать ради Христа, ради Церкви, – тоженас помиловал, услышал, помог в нашей жизни.

 Беседовал ИльяЮКОВ

 Расшифровкааудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на радиостанции «Воскресение» по вторникам в 14.20 и 20.20 .
 На телекомпании«Союз»: понедельник – 10.30, 23.30, среда – 17.30, пятница –03.00, суббота –16.30, воскресенье – 12.00.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телеканал «Союз» по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Церковный календарь

1 мая — память преподобного Иоанна, ученика преподобного Григория Декаполита

 Святой Иоанн,ныне воспоминаемый Церковью, был учеником святого Григория Декаполита. С юныхлет он полюбил иноческие подвиги, пришел к Григорию и подвизался под его руководством.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс