Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой равноапостольныйМефодий, память коего совершается ныне, вместе с братом своим Кириллом был учителемславян, к племени которых принадлежим и мы, русские, в христианской вере. Онпроисходил из знатной фамилии в г.
Солуни. Получив образование в родном городе,он был правителем одной славянской области в Македонии. Но сердце его не лежалок миру и его тщетным удовольствиям. После 10 лет службы он удалился в Полихрониевмонастырь на горе Олимпе, куда вскоре прибыл брат его святой Константин. В 857 г. оба брата были вызваны на проповедь славянам. Для того, чтобы успешнее совершитьэто великое и святое дело, братья составили славянскую азбуку, перевели с греческогона славянский язык богослужебные книги и впервые ввели у славян богослужениена их родном языке. По наветам немецких епископов святые братья вызваны былив Рим, как проповедники Евангелия на славянском языке, тогда как, по мнениютех, слово Божие должно читать только на тех трех языках, на которых была сделананадпись на Кресте Христовом. Папа Адриан оправдал святых братьев.
Святой Кириллвследствие непрестанных изнурительных трудов сильно занемог в Риме и вскорездесь и скончался, а святой Мефодий был возведен в сан архиепископа Паннонии,или Моравии, и возвратился к своей пастве, где и служил просвещению славян до конца жизни. Он скончался в 885 году.
В день памятисвятого равноапостольного Мефодия, с которым неразлучно и приснопамятное имябрата его Кирилла, побеседуем о заслугах святых братьев для славян, и в томчисле и нас, русских, принадлежащих к славянскому племени.
Святые братьяКирилл и Мефодий первые проповедовали христианскую веру нашим предкам славянамна их родном славянском языке; они первые передали им слово Божие и научилиих совершать службы церковные на родном, понятном, славянском языке; тогда как другие, западные, проповедники христианства того времени учили славян молитьсяна чуждых, непонятных славянам языках, утверждая при этом, что можно славитьБога только на трех языках – еврейском, греческом и латинском. «И ради бышасловене слышати величия Божия на своем языке», – замечает древнейший летописецславян.
Да и как было им не радоваться? Доселе как будто скрывали от них святую правду, передаваяее чуждой, непонятной речью; а теперь святая правда засияла пред ними подобновышедшим из-за тучи лучам солнечным. Больно и обидно было славянину, когда заставлялиего выслушивать и заучивать то, чего он не понимал, и когда при этом уверялиего, что его речь дикая, варварская, что ею не следует и молиться, и передаватьслов Божиих. Такая обида славянскому роду отчасти продолжается и доселе на западе.Вот, мы, православные христиане, приходим в наши православные храмы; все тутдля нас понятно, так как и чтение, и пение здесь на понятном нам, родном славянскомязыке; присутствующий со вниманием в нашем храме какую чувствует отраду от святых,понятных для него и поучительных слов! Не то бывает в храмах католических. Службыцерковные здесь совершаются, как известно, на латинском языке. Видим мы, что почти все присутствующие здесь – и поляки, и русские (славяне) – не знают этогоязыка; и что же им остается здесь делать? Или слушать, и ничего не понимать,или же молиться своими молитвами, какие кто знает. А неграмотному и незнающемунаизусть молитв и стоять было бы скучно в их храмах, если бы не ввели тут музыки,которая хотя отчасти занимает и развлекает внимание присутствующих. Благодарение же Богу! Слава и вам, святые первоучители славянские, Кирилл и Мефодий, что вы, с древних предков наших славян, научили нас святой вере и святому богослужениюна понятном языке, возвеличили таким образом нашу славянскую речь и наш славянскийрод!
Но заслугасвятых братьев первоучителей наших, Кирилла и Мефодия, еще в другом. Мало передаватьсвятую истину устами, ее будут знать только те, которые ее услышат из уст говорящего.Правда, и слышащие могут передавать ее другим не слышавшим, а эти третьим и т.д. Но слова, передаваемые устно, как вы сами знаете, от времени до временитеряются и искажаются; гораздо лучше, когда эти слова начертываются и передаютсяписьменно. Славянская речь не имела письмен до святых братьев Кирилла и Мефодия.«Проповедовать устно Христову веру, – говорили святые братья в свое время, –все равно что писать на песке». И вот, они задумали дать славянским народам,у которых не было еще азбуки, слово Божие в письменах. К этому великому делуони готовились молитвой и сорокадневным постом, и Господь благословил их трудполным успехом.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
В царствованиеДиоклетиана и Максимиана жили в греческом городе Фессалониках, или Солуни, двацерковнослужителя, старец Агафопод и юноша по имени Феодул, память коих СвятаяЦерковь совершает ныне. Первый из них был диаконом, второй исполнял в церквидолжность чтеца, и оба вели жизнь честную, добродетельную, всю преданную Господу.
Воспоминаемыйныне Церковью преподобный Даниил, в мире Димитрий, родился в Переяславле Залесскомв 1453 году от благородных родителей. Рос он кротким и добрым отроком, и ещев юных летах в нем обнаружилась наклонность к строгим подвигам.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.