Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (430) → 5 апреля — память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

5 апреля — память преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его

№13 (430) / 1 апреля ‘07

Церковный календарь

 СвятительНикон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальникомотряда. Он был воспитан отцом в языческой вере, но мать его была христианка.

Она всеми силами старалась расположить сына своего к христианской вере, но всестарания ее были напрасны. Отпуская его однажды на войну, она на прощанье сказалаему: «Сын мой! Если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестнымзнамением, — и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч». Вспомнил Никон словаматери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде, окруженный неприятелем,совершил крестное знамение и — остался победителем… Впоследствии он обратилсяк Христу и был пресвитером, потом епископом; подвизался во  Фракии,оттуда перешел в Сицилию, где и пострадал со своими учениками-иноками при Декии,в середине третьего века.
 Как толькомы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли осенять себязнамением святого креста. Это обычай всеобщий в православной Церкви, обычайвсегдашний и самый древний: он несомненно ведет свое начало от времен святыхапостолов. Но, употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение,подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестивогообычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне, в день священномученикаНикона, ис-пытавшего на себе спасительную силу крестного знамения, нам весьмаприлично, братия, размыслить о том, как мы должны изображать на себе крестноезнамение, чтобы оно могло оказать для нас свои спасительные действия.
 Прежде всего,мы должны совершать его с живой верою. Если мы не будем изображать на себе этознамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения, – в такомслучае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себя, будетлишено христианского смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможноугодити Богу (Евр. 11, 6).
 Вот, например,с какой верою учили возлагать на себя спасительное крестное знамение святыеотцы. «Удались, – говорит святитель Григорий Богослов диаволу, – или низложутебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, креств моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава.
 Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его,чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тотчас положи на себя знамениекреста, которого все ужасается и трепещет, и ограждением которого пользуюсья во всяком случае и против всякого».
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Виждь, как вооружил последующего Ему воина небесныйЦарь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное,но, что всего этого крепче — силу креста, знамение сущей над демонами победы».
 Должно, во-вторых,начертывать на себе знамение святого креста, по Заповеди православной Церкви,соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы.Начертывая на себе святой крест тремя перстами вместе, самым сочетанием перстовмы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестнымзнамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, — и следовательно, самымсочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всеготребуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так и при употре-блениикрестного знамения.
 «Наконец,должно возлагать на себе знамение святого креста так, чтобы действительно начертывалсяна нас крест, – и чтобы этот крест, по наставлению Святой Церкви, верхним концомсвоим касался нашего чела, нижним – нашей груди, или персей, боковыми – нашихмышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста, как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение святого креставо время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаеми как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями,наше сердце с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевные и телесныес их деятельностью. А поэтому как нерассудительно поступают те, к сожалению,весьма многие христиане, которые творят на себе крестное знамение с такой невнимательностью,поспешностью и небрежностью, что вовсе не начертывают на себе святого креста,а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишеннуювсякого смысла!».
 Приведемздесь подлинными словами учение Церкви об образе совершения крестного знамения.В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамениечестного и животворящего креста, дается такой ответ: «Должно изображать крестправой рукою. Полагая на чело три перста, говори: «во имя Отца», потом, ниспустивруку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе, перенося руку на правоеплечо и провождая до левого, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе сие святоезнамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешьговорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Аминь».
 Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем,и будем возлагать его не только с живой верою, но и с величайшим благоговением,какое подобает свя-щеннодействию, – возлагать именно так, как заповедует намСвятая Церковь, всегда с ясным представлением в уме своем того самого креста,на котором был распят Владыка неба и земли, принеся Себя в умилостивительнуюжертву правде Божией за наши грехи.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

4 апреля — память священномученика Василия, пресвитера Анкирского

 Святой Василий,память коего ныне совершают, был ревностный защитник веры Христовой и частообличал в заблуждениях еретиков и язычников. При Юлиане отступнике за безбоязненнуюпроповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям.

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

 1 апреля ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс