Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (428) → Профессор, доктор экономических наук, ректор Уральского института бизнеса священник Александр Миняйло: «Дефицит совести – это самый дорогостоящий и самый блокирующий фактор общественного развития»

Профессор, доктор экономических наук, ректор Уральского института бизнеса священник Александр Миняйло: «Дефицит совести – это самый дорогостоящий и самый блокирующий фактор общественного развития»

№11 (428) / 15 марта ‘07

Семья и будущее России

В этой теме:

Семья и будущее России
«Семья и будущее России»

 С 28 января по 3 февраля в Москве проходили XV Международные Рождественские образовательныечтения «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».
 Уральский институтбизнеса представил на чтениях проект концептуальных и базисных положений «Духовнаяоснова развития российской школы XXI века».

Об основных положениях проекта мыпопросили рассказать ректора института, доктора экономических наук священникаАлександра Максимовича Миняйло. Вот как он обосновывает приоритетность образованияв общественном развитии и приоритетные направления в развитии самого образования.

 - Школа былаи остается важнейшим общественным, социокультурным и государственным институтомобразования в воспитании человека – общенародным и, по слову Феофана Затворника,«самым святым из всех святых дел» на земле.
 По своейсути именно так, задолго до нашего смутного времени, был сформулирован приоритетобразования и его сердцевины – воспитание личности. Чисто ведомственный, отраслевойподход к образованию, к статусу и положению образовательной и профессиональнойшколы, тем более в мучительных условиях трансформации всей общественной системы,на рыночных принципах не срабатывает.
 - Какие Вы видитепути решения этого вопроса?
 - Процессобразования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой в целом,со всеми аспектами жизни общества – с позицией взаимодействия образования, влиянияна становление инновационной и эффективной экономики, с духовно-нравственныммиропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, сбережениянарода и территории страны, экологии, обороны и национальной безопасности, важнейшиминаправлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социальногожизнеобеспечения людей.
 Образованиеявляется определяющей сферой культуроведения как отдельного человека, так и общества в целом. Образование как органичная и целостная система выступает основнымдвижителем и механизмом развития всех других сфер и элементов общества, и поэтомуоно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественнойпрактики.
 Общепризнаннойявляется значительно возросшая роль образования во всем современном мире, еговедущий и определяющий вклад в экономику, производство. Справедливо говоритсяоб «экономике знаний» как важнейшем ресурсе производства, технологии и особенно«высоких» и «тонких» технологий.
 Действительно,решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особеннов его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурныйличностный потенциал. Причем главное в социальном потенциале человеческого ресурсауже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производствоинтеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстведуховно-нравственных усилий. Они по своей созидательной сути в сравнении с другимиресурсами (сырье, энергия, материально-вещественные факторы) безграничны в использованиии только возрастают по мере их проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научныйи созидательно-инновационный потенциал личностного развития.
Можно сказать и так: силовые факторы экономики (труд, капитал, земля, технологии,информация) все более уступают сегодня уму, а завтра – совести (хотя дефицитсовести – это самый дорогостоящий и самый блокирующий фактор общественного развитияв целом). Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры»«золотых рук» и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду,как писал русский православный философ и мыслитель Иван Александрович Ильин,чье имя носит Уральский институт бизнеса.
 - В этом ракурсево весь рост встает проблема социально-философского, антропопедагогическогопостижения и решения сложнейших вопросов образования и воспитания, становленияи самоопределения человека в качестве подлинного субъекта на всем «поле» хозяйственно-экономическогои социокультурного пространства его жизнедеятельности как духовно-нравственногосущества…
 - БудущееРоссии рождается за школьной партой и на студенческой скамье, в детских дошкольныхучреждениях и, прежде всего, в семье как опорной и ключевой клеточке всего общественногоорганизма. Сегодня в зоне повышенной опасности и постоянного риска оказаласьне только какая-то часть подрастающего поколения, но и детство, подростки, юношии девушки, молодежь в целом. Ссылаясь на известное произведение русского писателяВ.Г. Короленко «В дурном обществе», часть которого под названием «Дети подземелья»до недавнего времени обязательно включалось в программу по литературе, можносказать, что сегодня предстоит вывод детей (и не только детей) из «духовногоподземелья», сложнейшая задача переустройства самого общества на человеческих,духовно-нравственных основаниях.
 Воспитаниеи образование, в отличие от других сфер общественной жизни, целиком и полностьюпогружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном видевыражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевинавоспитательной работы с учащимися и студентами. Иначе, по слову Святейшего ПатриархаМосковского и всея Руси Алексия II на XI Международных Рождественских образовательныхчтениях, «школа будет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет передаватьлишь некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремленияпомочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной,способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
 Поэтому главноевнимание и усилия школьных учителей, профессорско-преподавательского состававуза должны быть нацелены на преодоление дефицита духовности. Можно сказатьи точнее – ига бездуховности. Самое пристальное внимание должно уделяться обновлению,обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствиюдуховному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашей заслугеот наших предков.
 - Исходя из этогои согласно Вашей концепции развития российской школы, весь учебно-образовательный,научно-исследовательский и воспитательный процесс в школе и вузе должен бытьвыдержан на этом уровне, достойном традиций нашего народа.
 - Без сомнения.Но для этого приходится возвращаться к более глубокому и изначальному смыслуобщепринятых и близких, на первый взгляд, понятий: образование, обучение и воспитание.К сожалению, имеет место практика их прямого отождествления или неоправданногоотрыва друг от друга.
 Обучение(любому предмету, делу, специальности, профессии) не есть само образование,хотя и составляет его определенную и специфическую часть. Можно сказать и так:обучают чему-то посредством выверенных дидактических принципов и методов, а образовывают человека в соответствии с принятым идеалом – эталоном, образцом,первообразом, образуют в целом человека, во всей полноте его сущности и многомерностисуществования. В таком плане можно говорить о созидании человека образованиеми культурой.
 Образование– от слова «образ». Если этот образ воплощен в том, что известно человечествукак объективно и абсолютно совершенное и прекрасное – в Личности Богочеловека– Спасителя Иисуса Христа, только тогда это настоящее образование, приближающеечеловека к истине и правде, добру и красоте. Все это можно осуществить толькона основе духовно-нравственного совершенствования личности, работы над своимдушевным укладом, накопления и передачи духовного опыта молодому поколению.В связи с этим для восстановления и полноценного функционирования социальногоинститута воспитания необходимо возрождать традиции наставничества, духовногоокормления детства, отрочества, юности.
 Вся системаобразования в России должна быть направлена на формирование условия для созиданияосмысленной, предметной, ответственной жизни на духовно-нравственной основе.«Все, что воспитывает духовный характер человека, — все хорошо для России, вседолжно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано.И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя быоно было принято всеми остальными народами», — писал Иван Александрович Ильинв работе «Творческая идея нашего будущего».
 - Но, чтобы изменитьсуществующую в России систему образования нужны какие-то новые определенныеусловия…
 - Обязательно.И условия эти могут сформироваться только на основе развития способности педагогаи учащегося к «духовному созерцающему интуитивному творчеству», что невозможнобез веры в Бога как Творца всего сущего – мира видимого и невидимого, без усвоенияполноты евангельской истины, без Православия. Ибо «созерцающее творчество –это сотворчество человека с Богом, и оно не может быть без молитвенного к Немуобращения. Господь по любви своей каждому дал способность и возможность созерцающетворить вместе с Ним. И эта способность тем выше, чем сильнее у человека христианскаялюбовь к Богу, ближним и Отечеству, тем более он очищен от грехов, тем болеепребывает в молитвенном общении со своим Господом». Я привел здесь цитату из книги А.И. Половинкина «Православная духовная культура».
 - С чего и как должны начинать «реформироваться» российские педагоги?
 - В каждомучебном заведении наиглавнейшая задача педагогов – создавать вокруг себя средудуховного единения, любви, взаимопомощи, заботы о ближнем, служения делу Божиему– вот та питательная, живительная сила, которая сокрушит всепоглощающий эгоизм,потребительство, нигилизм и модернизм, царящий в сердцах и умах нашего молодогопоколения.
 - В книге «Духовнаяоснова развития российской школы XXI века», главным редактором которой Вы являетесь,русская идея рассматривается как стратегия развития образования и формированиядуховности личности.
 - И это действительнотак. Обосновывая приоритетность образования в общественном развитии и приоритетныенаправления в самой образовательной системе, следует подчеркнуть теснейшую и неразрывную связь образования с русской, российской, общенациональной идеей.Без национальной идеи и связанной с ней стратегии развития страны решения большинстваобщественно значимых проблем становятся бесперспективными, тупиковыми. Образованиеявляется не только составной, но и во многом определяющей частью такой стратегии,зоной гражданского согласия, духовного и социального единения народа. В связис этим сошлюсь на важный тезис Президента России В.В. Путина в его первом ПосланииФедеральному Собранию о необходимости согласия по вопросу об общих целях развитиястраны, что эти цели не только материальные, а не менее важны духовно-нравственныецели. Более того, необходимо обосновать и раскрыть примат духовно-нравственныхценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоковнашего народа, нашей государственности и до современных реалий.
 Федор МихайловичДостоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей,обречена на вымирание. Он задавался судьбоносным и мучительным вопросом: «Чемсоедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основыв первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на неговыстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 года на заседанииобщества любителей русской словесности. Достоевский развернуто дает русскоерешение вопроса – по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевыхмоментах его всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единениянародов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях.Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избраннымне для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народам, для осуществления идеи Всеединстваи Богочеловечества. В.С. Соловьев в работе «Три речи в память Достоевского» писал:«Вместе с тем, вдохновляясь идеалом Святой Руси, Достоевский остро переживалосознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить своенесовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшейжизни, жажда очищения и подвига».
 Русская идея,считал И.А. Ильин, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории,из их духовного глаза». Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная,государственно-патриотическая, государственно-религиозная. И только в такомкачестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизньи вливая в них бодрость…»
 Тысячелетнийопыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своемупредназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в Православии и укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа.«Если с дороги сбились, главное – воротиться на дорогу», – писал К.С. Аксаковв статье «Русское воззрение». – «Не назад, а вперед, не к состоянию ДревнейРуси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственногоидеала Святой Руси – такова смысловая нить самобытия России в его преемственностии развития.
 Не простоРусь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая,что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистотеи духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования.
«Россия, Родина – выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица.В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самосостоянием:«Кто бы я ни был – я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере,ни просто работодателю, но именно  России,ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ееоправданию перед лицом Божиим» — эти слова В.С. Соловьева должны стать состояниемдуши, мировоззрением каждого человека, живущего в России.
 Что касаетсяидеологической платформы, необходимой для возрождения России, то она, конечно,есть. И что особенно важно – ее не надо специально придумывать и искусственноконструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским и уникальным опытом,который народ накопил за время своего национального исторического бытия на собственномрусском пути.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

ХI Всемирный Русский Народный Собор

Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора «О преподавании „Основ православной культуры“ в школе»

 УчастникиXI Всемирного Русского Народного Собора ответственно заявляют о необходимостизакрепления и расширения практики преподавания «Основ православной культуры»в российских учреждениях среднего образования. Знания о Православии — органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры.

 
Семья и будущее России

«Семья и будущее России»

В первых числах марта в Екатеринбурге состоялась четвертая Международная научно-практическая конференция «Семья и будущее России», инициатором проведения которой, как и всех предыдущих выступила Екатеринбургская епархия.Многочисленные участники и гости конференции дали высокую оценку форума, подчеркивая важность и актуальность тем, поднятых для обсуждения.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс