Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема взаимодействияЦеркви и армии на прошедших недавно в Москве XV Международных рождественскихчтениях была одной из главных и горячо обсуждаемых.
Идею возрожденияинститута военного духовенства в России многие воспринимают неоднозначно.
Сторонникивведения в армию штатных священников утверждают, что это станет базой для морально-нравственноговоспитания воинов и возрождения Вооруженных сил. Противники же твердят, что Русская Православная Церковь хочет монополизировать и манипулировать такой жизненноважной и могучей государственной структурой, как армия.
О том, кто же такойвоенный священник и почему его присутствие необходимо для российского воинства,читателям «Московских новостей» рассказал председатель Синодального отдела Московскогопатриархата по взаимодействию с Вооруженными Cилами и правоохранительными учреждениямипротоиерей Дмитрий Смирнов.
— Отец Дмитрий,шесть лет вы непосредственно связаны с работой в армии. На ваш взгляд как духовноголица и человека, служившего в армии, в чем острее всего сегодня нуждаются ВооруженныеСилы?
— Всегдаосновной силой Российской армии был воин, здоровый телом и духом. С детстваего воспитывали в лучших народных традициях, прививая высокие национальные ценности.К несчастью, сейча с наша армия слаба не только физически, она обнищала духом.Отсюда и возникают те самые проблемы, которые раздирают ее изнутри: дедовщина,дезертирство, суицид.
— Еще 10–15 летназад служить в армии было почетно и престижно. В некоторые виды войск отбиралилучших из лучших. Сегодня стало проблемой «забить» призыв хоть кем-то. В чемвидит Церковь корень зла?
— Преждевсего это отсутствие лучших. Скоро в армию некого будет призывать, парней практическинет, они не родились физически. В России стало немодно иметь много детей. Мызабыли, что стали великим народом исключительно благодаря плодовитости, поэтомуГосподь и дал нам такие территории, которые мы постепенно теряем… Какая любящаямать отдаст свое единственное ненаглядное чадо в армию? Даже если эта армиясамая лучшая, всегда существует процент риска.
— Да, но в нашейармии процент риска очень велик. Практически каждый день мы узнаем о новых случаяхармейского беспредела, порой с летальным исходом.
— В последнеевремя во всех бедах службы принято винить армию, но проблема намного глубже.В войсках солдат находится всего 24 месяца. А перед этим 18 лет он получаетвоспитание на улице, в школе и семье. Посмотрите, кто сегодня в армии — основнойконтингент с серьезными проблемами здоровья, из неблагополучных семей, детдомовцыи молодцы со сроком за плечами. Офицеры мне рассказывали, что некоторым «бойцам»не выдают оружие из страха, что они банально перестреляют друг друга. Таковареальность. Если в армию попадает парень из тепличной среды, для него это шок.И тут срабатывает рефлекс волчьей стаи, более наглая и беспринципная безотцовщинаначинает подавлять перепуганного маменькиного сынка. Так начинаются неуставныеотношения.
— И с этой «стаей»может справиться один священник?
— Именнотак. Духовному лицу бороться с ними по силам. Он может выступить вместо отца,воздействовать на их душу, сдерживать животные инстинкты. И это не бравада,а факт. Могу рассказать свои наблюдения. Прошлым летом мы участвовали в учениях«Южный щит». На сборы прибыло много контрактников. Можете представить, кто приходитслужить в армию за 10 тысяч рублей. По плацу шатался неуправляемый народ, подогретыйалкоголем и владеющий исключительно ненормативной лексикой. Первым к ним вышелбатюшка (бывший спецназовец) со словом Божьим, и всех в буквальном смысле построил.Они его слушали с открытым ртом, ходили за ним как дети и просили благословенияпо любому поводу. Ни пинки, ни зуботычины их не вразумят, от этой «науки» ониокончательно озвереют.
— Сколько на сегодняшний день священников работают в армии?
— Около двухтысяч добровольцев, и польза от их работы реальная. В частях, которые курируетбатюшка, нет ни дедовщины, ни побегов, ни суицидов. Об этом говорят все командиры.Но эти священники, к сожалению, не могут собой закрыть весь периметр. Этот вопроснадо решать на уровне государства. Создавать штат военных священников, чтобыдля них это было постоянным местом работы, с официальной зарплатой.
— Если взятьмировой опыт институтов военных священников, есть между ними кардинальные отличияи предусмотрена ли для них военная форма?
— Всякоеразумное государство использует церковную энергию на благо. Я пять лет изучалэту систему в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии и Польше. Во всехэтих странах подобные институты очень популярны и авторитетны. Хочу отметить,что в Словении, которая только что образовалась как государство, этот институтуже действует. По сути, они мало чем отличаются: везде священник — это духовныйотец. Сегодня только в России, Северной Корее, Китае нет военных священников.
— Противникиговорят, что подобный институт противоречит принципам поликонфессиональногогосударства, так как Православная Церковь станет монополистом в армии.
— Начнемс того, что Россия — моноконфессиональная страна, православных в ней 84%. Остальныепроценты — вкрапление католицизма, иудаизма, мусульманства, буддизма, сектантства.Несмотря на это, в Общественный совет Министерства обороны входят представителивсех главных конфессий. Итоги опроса женщин-мусульманок, у которых сыновья служатв армии, показали их полное согласие с тем, чтобы армию окормляли священники.В истории не было ни одного случая нападок православного духовенства на мусульман.Напротив, мы всегда помогали тем, кто нуждался, вне зависимости от вероисповедания.Странно, что государственные мужи не понимают, что введение этой должности в их интересах. Ведь в этом случае ответственность за все происшествия, связанныес пресловутыми неуставными отношениями, возьмет на себя Церковь. Армейский священник,а не отцы-командиры, будет отвечать за плохую воспитательную работу. Я уверен,что рано или поздно мы придем к этому, но для Российской армии чем раньше, темлучше.
Екатерина Рожаева,
«Московские новости
Патриархия. Ру
Слово на XV образовательных Рождественских чтенияхВаше Святейшество! Ваше Блаженство! Преосвященные архипастыри, Ваши Превосходительства, уважаемые члены
ПреподобныйДимитрий Прилуцкий, память коего совершается ныне, родился в начале XIV столетияв Переяславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей из купеческогосословия. Рано он был обучен грамоте и еще отроком полюбил чтение СвященногоПисания и душеспасительных книг.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.