Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (424) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№7 (424) / 15 февраля ‘07

Архипастырь

 - Наша передачапроходит в канун одного из самых волнующих и важных периодов года: в канун Великогопоста. А сейчас идут подготовительные недели.

Минувшая неделя была посвященавоспоминанию притчи о мытаре и фарисее, неделя нынешняя посвящена притче о блудномсыне. Владыка, а чем важен этот период? Как необходимо его провести, чтобы достойноподготовиться к встрече Великого поста?
 - Святаянаша Церковь как чадолюбивая мать заботится о нас и предлагает нам поучения,чтобы мы подошли к этому великому подвигу осмысленно и подготовились добродетелями,которые очень важны для проведения Великого поста. Великим постом мы будем молиться,и все богослужения исполнены покаянными молитвословиями. Мы должны молитьсяБогу внимательно, чтобы Господь простил наши грехи, наши беззакония, очистилнашу душу и даровал благодать и силу для искоренения наших недугов, страстейи привязанностей, которые мы имеем к различным наслаждениям.
 Первая подготовительнаянеделя – это неделя о мытаре и фарисее. Святая Церковь предлагает нам эту притчудля того, чтобы мы правильно понимали значимость молитвы: как нужно молитьсяБогу, чтобы это было Ему приятно и чтобы эта молитва была услышана Богом, чтобымы остались оправданными перед Богом по такой молитве. Молитва должна быть по примеру этой притчи – с осознанием своей греховности, с чувством покаяния, с чувством своего недостоинства. Следует обращаться к Богу за помощью, сознаваясвои грехи, чтобы Господь простил, помиловал. Как из глубины души взывал мытарь:«Боже, милостив буди мне, грешному».
 Надежда на милосердие Божие и сознание своей греховности приносят добрые плоды. Когда жемы молимся, как библейский фарисей, с гордостью, с возношением, с каким-то чувствомдостоинства, представляя какие-то свои заслуги перед Богом или какие-то добродетели,– это неправильная молитва. Поэтому нам нужно сейчас, перед Великим постом,настраиваться на правильную молитву .
 Вторая подготовительнаянеделя к Великому посту – воспоминание притчи о блудном сыне. Святая Церковьпризывает к тому, чтобы мы вспомнили о тех тяжких грехах, которые, может быть,совершали в своей жизни, чтобы раскаивались в них и понимали, что любой грех,который совершал человек, может быть очищен, может быть прощен милосердием нашегоНебесного Отца. Господь Бог готов принять нас в Свои объятия, поэтому мы не должны впадать в уныние, в отчаяние, убеждая себя, что совершили такой грех,который Господь не простит, и что никакие подвиги не могут умилосердить Бога.Нет, Господь милосерд, как видим мы в этой притче. Отец Небесный, как и отециз этой притчи, готов в любое время принять в свои объятия любого человека,который осознал свой грех, который понимает, что без Бога очень тяжело и что с Богом можно утолить жажду духовную, можно найти успокоение своей душе.
 И Господь,видя человека, который осознает свои грехи, видит свою нищету духовную, что не имеет ничего, никакого достатка духовного и телесного без Бога, сознает,что готов быть даже наемником или самым последним у Бога, но только чтобы бытьрядом с Богом, – Господь, видя такое отношение и такое понимание, принимаетв Свои объятия и дает силу для того, чтобы человек своим трудом искупил грехи,пороки и падения. Этой притчей Господь показывает нам, чтобы мы не отчаивалисьв своих грехах, а надеялись на милосердие Божие – и Господь помилует и простит.
 Наш подвигпредстоящего поста будет полезнее, если мы будем с чувством покаяния обращатьсяк Богу. И Господь нас примет в Свои объятия.
 Эта притчанапоминает нам также и о страшном грехе блуда, тяжелом, смертном грехе. Но,как гворят некоторые святые отцы, и этот грех Господь прощает, если мы его сознаеми больше не повторяем, не возвращаемся к этому страшному греху.
 Таким жетяжким грехом, как блуд, то есть измена супружеской верности, является и прелюбодеяние,когда мужчина и женщина живут в незаконном браке или вообще без брака (сейчасстали уже нормой жизни гражданские браки, то есть мужчина и женщина живут вместе,не зарегистрировав брак, к тому же и не венчаны). Просто так живут вместе. Этогреховный брак, это греховная жизнь, это блуд, и, конечно, нужно от этого отказаться,перестать жить греховной жизнью.
 Далее следуеттретья неделя подготовительная – о Страшном Суде. Она напоминает нам о СудеБожием. За все наши дела мы будем судимы перед Богом на Страшном Суде. В Евангелииговорится, по какому принципу мы будем осуждены, какие вопросы нам зададут на Страшном Суде. Например, о том, что: «Алкал Я, жаждал Я, был в темнице. Посетили ли вы Меня?»
 Мы должныпонять: все, что мы делаем по отношению к человеку, к ближнему своему, – мыделаем по отношению к Богу. И Господь, видя наше милосердие к ближнему, помилуети нас. На Страшном Суде главная добродетель – это милосердие. Как говоритсяв Священном Писании: «Суд без милостыни не сотворше милости» – милостыня превозноситсянад судом. Когда мы совершаем дела милосердия в своей земной жизни, есть надеждана то, что Господь тоже помилует нас на Страшном Суде. Если даже мы совершиликакие-то грехи, надеемся на милосердие Божие – что Господь нас помилует, видя,что мы изгладили свои грехи милосердием к ближнему, добродетелью милосердия.
 Такие урокидаются нам Святой Церковью для того, чтобы с пониманием и осознанием вступилимы на подвиг Великого поста. Чтобы этот пост был постом спасительным, очищающимнаши души и помогающим нам уклониться от зла, от греховной жизни, от страстейгреховных и приобрести свободу в добре.
 - Владыка, молитва,как мы знаем из первой подготовительной недели, может быть фарисеевой. А постфарисеевым может быть?
 - В своеймолитве фарисей как раз и упоминал, что «я пощусь два раза в неделю и милостынютворю». Когда человек гордится своими добродетелями, конечно, эти добродетелине являются ценностями перед Богом. Мы должны совершать все добродетели, всесвои дела в духе смирения, в духе такого понимания, что мы делаем это не на показ для кого-то или для чего-то. Не сама добродетель ценна, а ценно то, с каким настроением, с каким пониманием мы совершаем ее. Когда мы делаем добродетелис целью очищения своих грехов, с целью покаяния, чтобы очистить свою душу, –они ценны пред Господом. Надо творить добрые дела, сознавая, что у нас естьбольшое количество грехов и их так много, что какие бы добродетели мы ни совершали,их всегда будет мало по сравнению с грехами. Когда такое осознание есть, то человек совершает свои добрые дела в духе смирения, в духе глубокого пониманиясвоей души как грешной и недостойной. И тогда, конечно, нет гордости, нет превозношенияи самолюбия. Есть только покаяние.
 - Спасибо, Владыка.У нас есть первый телефонный звонок: «Почему камилавки у батюшек бывают разныхцветов?
 И еще один вопрос.Вы вернулись с Афона. Мы смотрели программу. Там вынимают кости монахов из могилычерез три года и складывают потом на полочки. Почему это?»

 - Камилавкиесть черного цвета и фиолетового или бардового, красного. Черного цвета, в основном,носят монашествующие, а цветные, другого цвета камилавки имеют право носитьпо благословению Правящего Архиерея. Это награда церковная для священнослужителей.Священнослужитель, получив такую награду, имеет право ношения камилавки.
 Что касаетсятакого обычая на Афоне, то он действительно существует. Дело в том, что на Святойгоре такого кладбища, как мы представляем обычно, – большого и просторного,– нет. Кладбище на Афоне – совсем небольшой участок земли, куда погребают усопшегосвященнослужителя либо монаха обители Афонской на три года. Все это время братьямонастыря молятся каждый день о упокоении души новопреставленного раба Божия.Молятся, чтобы Господь его простил, помиловал и даровал ему спасение, привелего в Царство Божие. А после трех лет выкапывают тело. Если оно не истлело,то снова закапывают и еще три года за него молятся. И так бывает до трех раз.Девять лет могут молиться об усопшем.
 Если черездевять лет тело не истлело, тогда братья перестают молиться и считают, что этотчеловек так грешен, что Господь не принимает его в Свое Царство. А если послетрех лет они видят, что кости желтоватого цвета и полностью тело истлело, то его выкапывают, очищают, пишут на черепе имя монаха и ставят главу на полочку.А остальные части тела тоже складывают в специальное помещение, где все этикосточки, каждая в отдельности, имеют свое место.
 Таким образомсовершается чин погребения по отношению к усопшему монаху, подвизавшемуся на Афоне.
 Конечно,это очень приятно – осознавать, что, подвизаясь на Афоне, ты имеешь большуюнадежду на спасение. Пребывая в монастыре, совершая подвиг монашеского жития,и после кончины инок монастыря не остается без попечения. После смерти о немзаботятся, о нем молятся, молятся очень усердно, чтобы Господь его помиловал.
 Если мощибелого цвета, то считается, что усопший помилован, а если желтого цвета, – значит,он спасен, то есть имеет совершенство духовное, достиг высокого совершенстваи сподобился от Бога святости. Поэтому к такому усопшему относятся с большимблагоговением и молятся с особым прилежанием.
 Есть большоеутешение у братии Афонской обители. Монахи, подвизаясь на Афоне, обязательнодолжны спасаться. Потому что там особая молитва, особая благодать, особый подвиг. И после смерти за усопших молятся и умаливают Бога, чтоб Господь их простили помиловал, даровал им спасение.
 - Звонок из Невьянскаот радиослушателя: «Люди воспитываются в разных верах. Мы воспитываемся в нашейстране, в основном, в Православии. Близки к этой вере. А в других странах –мусульмане, буддисты, то есть там люди изначально в другой вере. Они не виноваты,что родились в той стране. Они тоже могут вести правильную нравственную жизнь.Так есть ли у них надежда на спасение? Мне как-то не понятно, что спасется толькоправославный человек. Как Вы объясните эту ситуацию? Спасибо.»
 - Да, конечно,есть много вероисповеданий на земле, разные есть народы, которые имеют определеннуюверу, живут уже веками с этой верой. Мы говорим, что вера Христова – это вераПравославная. И мы не случайно говорим о том, что есть так называемые признакивторого пришествия Христова, что до второго пришествия в мир Христа СпасителяЕвангелие должно проповедаться во всем мире. То есть дается возможность каждомународу ознакомиться с Евангельскими истинами, с учением Христовым. Ведь ХристосСпаситель пришел, чтобы спасти весь род человеческий от греха, проклятия и смерти.
 Каждому народудается возможность. Мы знаем, что апостолы Христовы почти всем народам проповедовалислово о Христе, но, к сожалению, не все народы его приняли. Апостолы были в Индии, но там сейчас другая вера укоренилась. Были в других странах мира, и там, где, народ воспринял эту проповедь апостольскую, она осталась и нашла добруюпочву. Видимо, по этому принципу Господь будет судить на Страшном Суде все народы,потому что всем была возвещена истина о Христе, и Господь вправе определитькаждому свое пребывание в потустороннем мире.
 Нам нужноблагодарить Бога, что мы родились в Православии и живем в Православии. Поэтомудолжны ценить Православие, Православную Церковь. Ценить тем, чтобы жить и возрастатьв Православной вере.
 К сожалению,мы, казалось бы, православные люди, и живем в Православии, но многое не выполняемиз того, что требуется от православного христианина. А некоторые народы другихвер, к примеру, те же мусульмане, выполняют заповеди Божии, которые должны выполнятьправославные. Например, в вопросе деторождения. Ведь каждой семье, каждой четеГосподь благословил жить для того, чтобы иметь детей, рождать детей, воспитывать.Но в нашей стране, хотя она православная страна, такое Божие благословение и Божию заповедь не выполняют. Мы, конечно, можем называться православными, но кто будет больше оправдан? Мы, которые называемся православными и не живем православно,или те народы, которые не называются православными, а живут теми законами, которыеопределил Господь для всех людей?
 Это, конечно,очень тяжкий грех, который ложится на наш русский народ, – что убивают детейв утробе матери или бросают их, не воспитывают. Это тяжкий грех. И поэтому кичитьсяособенно не стоит, что мы православная страна, в православной стране живем и Православную веру имеем, – мы не живем православной верой.
 Мы тогдаможем быть уверены, что спасемся, если будем не только называться, но жить по вере. И будем детей рождать и воспитывать правильно, жить в нравственной жизни,не будем плодить добрачные связи, то есть блуд и прелюбодейство. В некоторыхнародах это презирается, считается ненормальным явлением – изменять супругу,вступать в добрачные связи и т.д.
 Взять Египетили другие страны мира – хоть там другая совсем вера, но к этим основополагающимдобродетелям относятся очень свято. И поэтому мы должны быть очень внимательными.Кому больше дано, с того больше и спросится. Это как раз относится к нам. Нам,православным людям, дано много, и радоваться должны, что мы имеем такую благодатьБожию. А мы не пользуемся, мы отвергаем эту благодать от себя. А другие народы– мы не знаем, как Господь будет судить – но они живут по-православному, хотяне считают себя православными.
 - Александр Бондаревиз Екатеринбурга задает такой вопрос: «Уважаемый Владыка, простите, что я, грешный,отвлекаю Вас своим вопросом. Я прочитал, что в Екатеринбургской епархии готовитсяканонизация схимонахини Евфросинии. Скажите, а когда именно будет эта канонизация?Сколько еще ждать прославления? Заранее спасибо за ответ. Спаси Вас Господь».
 - Мы ещеждем от Комиссии по канонизации святых окончательного решения Священного Синода.Когда мы его получим, то надеемся, что организуем торжественное прославлениесвятой Евфросинии и совершим такое богослужение, отдавая честь и славу этойсвятой подвижнице. Но пока еще будем ждать.
 - Посетительинтернет-форума «Православной газеты» из Санкт-Петербурга спрашивает: «Меняочень интересует, как живет Церковь в современных условиях жесткой рыночнойэкономики. Как она повседневно выживает в мире денег и капитала, при этом отделеннаяот государства и вынужденная сама искать себе средства к существованию? Однимииз главных помощников становятся люди, которых можно, наверное, назвать меценатами.Те, кто безвозмездно жертвует деньги Церкви. Скажите, пожалуйста, как эти людинаходят Вас? Может быть, даете рекламу через Интернет, православную прессу и т.д.? Или приходит человек в церковь и говорит, что хочет дать денег? О чемВы с ним говорите, как его принимаете, и какие бывают эти люди?»
 - Церковьвсегда жила и живет за счет добровольных пожертвований верующих. За счет пожертвований,которые приносят нам люди, приходящие в церковь, приобретая свечи, книги, утварьцерковную. Это есть те пожертвования, которые они дают ради Христа, как милостынюперед Богом, чтобы Господь помиловал их. И это милосердие, эти пожертвованияявляются теми средствами, на которые содержится Церковь. Ремонты делаем, содержимсвященнослужителей и церковнослужителей, всех тех, кто несет свое послушаниев Церкви.
 Что касаетсяболее крупных пожертвований, которые нам необходимы для реставрации, для строительствахрамов, то это, конечно, мы получаем от наших благотворителей, которые по-разному,бывает, приходят в Церковь. И по-разному Господь призывает их к тому, чтобыони с пониманием относились к нуждам Церкви. Приходят и оказывают такую помощь.
 Бывают и такие случаи, когда человек приходит в церковь и говорит, что хочет пожертвоватьна храм. Часто бывает и так, что мы даже не понимаем, что он хочет. Он говорит:«Я хочу пожертвовать». «Да, конечно, надо вот подсвечник купить или еще что-нибудь».«Нет, не такое пожертвование. Я хочу что-нибудь посерьезнее». «Что имеете в виду?» «Ну, вот надо, может быть, храм построить? Вот такое пожертвование я могу».
 Да, конечно,у нас есть и такая необходимость – в строительстве или реставрации храма, или росписи храма. Для восстановления храма большие суммы нужно вкладывать. И когдачеловек включается в эту работу, он понемногу, по необходимости, по выполнениитех или иных работ оплачивает их, оплачивает материалы. Таким образом мы восстанавливаем,реставрируем или строим тот или иной храм. И такие есть случаи в жизни нашей.
 - Звонок из г. Чебоксары:«Почему не прощается грех самоубийства, если все другие грехи прощаются?»
 - Господьдал нам жизнь. Он нашей жизнью и распорядится. И никому не дано из людей отнятьжизнь у самого себя или другого лишить жизни. Поэтому Господь определил, что самоубийство является самым тяжелым грехом, в котором невозможно раскаяться.Человек сам себя убил, и, конечно, уже никакого покаяния нет. В других грехах,даже самых тяжких, человек может раскаяться, принести покаяние. И Господь по Своему милосердию может помиловать, простить и сгладить этот грех. А грех самоубийствачеловек не может искупить никак. Поэтому такой грех – нераскаянный, и являетсястрашным, тяжелым грехом, потому что человек не имеет никакой возможности искупитьего и раскаяться в нем. Мы надеемся, что только по молитвам родственников какое-то облегчение Господь даст этой душе. Но надо для этого совершать сильный молитвенныйподвиг, подвиг млосердия.

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
19 февраля — начало Великого поста

Недели и седмицы Великого поста 2007 года

Подготовительные недели к Великому посту – 28 января – 18 февраля.Чистый понедельник – 19 февраля.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил чин освящения крестильного храма в селе Кашино

 Екатеринбург,26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Храм во имя Святого СтрастотерпцаЦаревича Алексия был построен в уральском селе Кашино два года назад. Началисьпостоянные богослужения, но строительные работы не прекращались.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс