Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В нынешнийдень творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преподобногоМакария Египетского, жившего в IV веке по Р.Х.
Однажды,пребывая в пустыне, преподобный Макарий увидел на земле сухой человеческий череп.Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук.“Чей ты, череп?” — вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: “Я былначальником всех здесь обитавших жрецов, а ты, авва Макарий, исполненный духаБожия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду”.“Какая же бывает вам отрада и какая мука?” – вопросил старец. “Как небо отстоитот земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ногдо головы, – отвечал со стенанием череп, – и мы не можем видеть друг друга.Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет намнекоторую отраду”. Слыша это, старец прослезился и сказал: “Несчастен тот день,в который человек преступил Заповедь Божию”. Потом опять спросил: “Есть ли у вас и другие, большие муки?” Из черепа послышался голос: “Другие находятся ещеглубже, под нами”. “Кто же это?” – опять спросил старец. “Мы, не познавшие Бога,еще испытываем некоторое милосердие Божие, – продолжал голос из черепа, – а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его Заповедей, тепод нами испытывают еще тягчайшие, несказанные муки”. Святой старец после тогозакопал череп в землю и ушел в глубоком раздумье.
Скажем по поводу этого несколько слов о молитве за умерших.
Моление за усопших издревле существовало и существует в Церкви, не как торжественно воз-вещенный,существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай,всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами.Приведем на это некоторые свидетельства.
Благодатьдаяния, пишет сын Сирахов, пред всяким живым да будет, и над мертвецом не возбраниблагодати. Что значит здесь благодать даяния? Если это дар алтарю, то слова:над мертвецом не возбрани благодати, очевидно значат: принеси жертву за усопшего.Если же кто хочет признать более вероятным, что благодать даяния значит благотворениебедному, то слова: над мертвецом не возбрани благодати, будут значить: подаймилостыню в память усопшего. Ту ли, другую ли мысль имел сын Сирахов, они обепредлагают одно, им общее основание, — то, что живущий может и должен делатьдобрые и душеполезные дела ради усопшего.
В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принесее за воинов, умерших во грехе взятия военной добычи от даров идольских, которымиблагочестивый не должен был осквернять рук своих (2 Мак. 12, 39–46).
С тех пор,как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопшихвошло в него, как часть, постоянно к составу его принадлежащая. Свидетельствуютоб этом все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от Литургиисвятого Иакова, брата Господня. Поэтому нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.
Святые отцытакже свидетельствуют о поль-зе молитвы за умерших. Аще и грешен отъиде, – говоритсвятитель Ио-анн Златоуст, – елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями, и приношениями. Не простобо сия умышлена быша, ниже всуе творим память о отшедших в Божественных тайнах,и о них приступаем, молящеся Агнцу, лежащему, вземшему грех мира, но да отсюдубудет им некая утеха. Ниже всуе предстояй жертвеннику, страшным тайнам совершаемым,вопиет: о всех во Христе усопших и памяти о них совершающих.
Не должноотрицать, – говорит блаженный Августин, – что души усопших от благочестия ближнихживущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творимабывает милостыня в церкви; но cиe полезно только тем, которые в жизни заслужилито, чтобы им cиe после было полезно.
СвятительГригорий Двоеслов представляет примечательный пример благотворного действиямолитвы и жертвоприношений за усопшего, случившийся в его монастыре. Один братза нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковногопогребения и молитв в продолжение тридцати дней; а потом из сострадания к егодуше тридцать дней приносима была бескровная Жертва с молитвою за него. В последнийиз этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своемуи сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен: ибо сегодня получилприобщение.
Для внимательныхдовольно сказанного, чтобы каждый подтвердил себе следующие, не незнакомые,но нередко забываемые правила:
Первое: молисьза усопших с верою и надеждой милосердия Божия.
Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистой верой и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя, по твоей кончине, молитвы принесутдуше твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге,присно блаженном и препрославленном во веки.
Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Многодневные постыВеликий пост – с 19 февраля по 7 апреля.
Когда скончаласьсвятая мученица Агния, память коей совершается ныне, то родители постоянно былина могиле ее, где и плакали по возлюбленной дочери своей горько. Но вот, в однуиз ночей они увидели лик девиц, мимо них шедших, светло украшенных злато-тканнымиодеждами и небесной славой сиявших.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.