Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (419) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№2 (419) / 8 января ‘07

Архипастырь

 - Владыка, рабаБожия Татьяна из Перми задает вопрос: «В рабочем уголке повесила две иконы,небольшие, размером меньше спичечного коробка. Начальница приказала убрать их,причем она врач, профессор, крещеная, была в Иерусалиме у Гроба Господня.


Подскажите, Владыка, как поступить? Отстаивать права или отступить?»

 - Не нужно,конечно, создавать раздор и неприятности из-за того, что, к сожалению, человекеще не дошел, не дорос, может быть, не созрел к тому, чтобы на рабочем местебыли святые иконы. Еще человек, может быть, не нашел такой твердости в вере,чтобы можно было открыто исповедовать свою веру. Я думаю, что к этому мы придем.Поэтому не нужно нагнетать атмосферу, а с любовью покрывать все это и терпеливопереносить, молиться, чтобы Господь вразумил, укрепил веру, чтобы ваш руководительне стеснялась исповедовать Православную веру. Ведь один из показателей того,что она верующий человек – наличие иконы в своем кабинете или на рабочем месте.Нужно потерпеть.
 - НатальяБогомолова из Волгограда интересуется: «Почему Церковь не приветствует обращениек бабушкам-знахаркам? Ведь они издревле славились целительством. Лечили и ставилина ноги тяжелобольных людей. Священнослужители советуют за исцелением приходитьв церковь».
 - Дело в том, что наши болезни в основном попускаются нам за грехи. И поэтому священникисоветуют идти в церковь, потому что церковь есть место, где можно покаятьсяв своих грехах. Каждая болезнь должна настраивать нас на то, что, значит, какой-то есть грех, что есть необходимость его очищения, покаяния. Поэтому, в первуюочередь, нужно идти в церковь, раскаяться перед духовником, и в таинствах церковныхполучить ту силу Божию, которая может исцелить от недугов душевных и телесных.И зачастую бывает так: когда человек поступает именно таким образом, то у негооблегчаются страдания, или он вообще исцеляется от недугов.
 Мы опасаемсявсяких бабушек, потому что очень редко бывает, что человек имеет дар Божий.Это редкость большая, когда исцеляют по особому дарованию Божию. Ибо мы знаем,что Господь дает дар исцеления тем людям, которые ведут особую духовную жизнь,чистую, благодатную. И уже на основе своего подвига, своего отречения от многихудовольствий этого мира, получают от Господа такие дары как возможность целительства.
 Это целыйжизненный подвиг. Мы знаем о наших подвижниках, что они тоже имели от Господадар исцеления, но это было следствие больших трудов, подвигов, борьбы со своимигрехами, пороками, слабостями, искоренением их, когда человек пришел в состояниеособого смирения, осознания своего недостоинства и осознания того, что дар целительстваимеет не по каким-то заслугам, а по милости Божией. И праведник не приписывалникогда эти исцеления себе, а всегда говорил: «Это сам Господь по милости Божиейчерез меня, недостойного, грешного, окаянного, дает такие дары».
 Эти подвижникидаже боялись иметь такие дары, чтобы не впасть в гордость. Вся жизнь их – подвигискоренения из души гордыни, а тут его будут хвалить, его будут почитать. Поэтомуподвижники опасались потерять благодать Божию.
 А нынешниецелители, как правило, духовную жизнь, церковную особо не ведут. Далеки от Бога,от церковной жизни, но у них есть какой-то дар. Не понятно, чей это дар.
 Поэтому мыпредостерегаем, чтобы через такие приманки, как исцеление телесное, не потерятьдушу свою, не потерять благодать Божию. Потому что враг рода человеческого –дьявол имеет хитрость и лукавство, чтобы через какие-то, казалось бы, видимыедействия временных исцелений погубить душу человека, отвратить его от Бога,от Церкви, от церковной жизни, от истины, от пути ко спасению.
 Это для нассамое главное. Ведь жизнь дана на земле для того, чтобы человек своим трудом,подвигом мог достигнуть вечного блаженства в Царстве Божием. Этот подвиг, этоттруд, который несет человек в своей жизни, должен быть во имя Божие, во имяХриста Спасителя, чтобы тем самым сподобиться вечной блаженной жизни.
 И живя по Евангелию, человек меньше думает о каких-то радостях и утешении в этом мире,а больше думает о тех благах, которые его ждут за терпение трудностей, болезней,скорбей, которые есть в нашей жизни.
 Мы советуемлюдям, которые имеют какие-то телесные болезни, обратиться к нашей современноймедицине, которая довольно на высоком уровне могла бы помочь человеку в исцелениителесных недугов. Сейчас у нас очень тесное сотрудничество с больницами, и самиврачи признают, что есть болезни душевные, есть болезни телесные. Когда онистараются все вкладывать, чтобы помочь человеку в исцелении телесных болезней,и видят, что лечение не получается, тогда врач, который понимает, говорит: «Идитев церковь, там только могут вам помочь. Господь Бог, если даст Свою милостьи помощь, может исцелить. Мы уже что могли, сделали».
 В церквимы могли бы направить человека, чтобы он нес какой-то подвиг, какой-то труд,покаянный подвиг, чтобы получить прощение от Бога своих грехов. Очищаясь от грехов, мы тем самым освобождаем душу от тяжести греховной, и душа получаетисцеление своих недугов. Поэтому во взаимоотношениях медицины, традиционнойнашей медицины и Церкви делаются такие великие дела для блага человека.
 - Звонок из Первоуральска:«В Библии имеются слова: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будетему от Отца Моего». И в главе 6, стих 44, Евангелия от Иоанна также сказано:«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».Также в Библии, не помню откуда: «Не мешайте детям приходить ко Мне». Но ведьэто же значит, «не ведите ко Мне детей против их воли»?
 Лично я могу из цитированного сделать следующий вывод: у каждого человека должен быть свой путь,свои жизненные обстоятельства, свои причины и свой осознанный выбор пути к Богу.И только после принятия Бога человек идет в церковь и совершает обряд Крещения.Но в настоящее время в обществе принято крестить детей еще во младенчестве,когда они не могут и почувствовать необходимости в Боге. Как результат этого– многие крещеные в детстве во взрослой жизни просто разочаровываются в Богеи теряют веру в Него.
 Не должно ли крещениепроходить по воле крещаемого? То есть, это должен быть уже осознанный выбор,пусть хоть и в детском возрасте. Тогда не будет разочарований во взрослой жизни».

 - Крещениедетей мы совершаем в младенчестве, в самом раннем младенчестве по вере восприемников.Конечно, у нас есть проблемы, что восприемники, к сожалению, не выполняют своюфункцию как духовный отец, или духовная мать по отношению к детям, не воспитываютих в духе Православия, в духе церковной жизни, в духе веры с самого раннеговозраста. А нужно воспитывать их и прививать любовь к Богу.
 А это оченьважно. Необходимо это делать, потому что если мы оставляем ребенка без внимания,без воспитания его в религиозной жизни, то он растет «дикой маслиной». И тогда,конечно, когда он вырастает, ему очень тяжело справиться со своими уже закоренелымипривычками, грехом или беззаконием, или безверием. Тогда, конечно, наоборот,он приходит в разочарование и недовольство: «Почему же меня раньше не учили?Почему, когда я был ребенком, мне не говорили о Боге? И я не знал, я стольконатворил за свою жизнь».
 Человек приходитпотом к Богу через трудности, через испытания, через горечь, через страдания,через болезни. И тогда только он познает Бога, и Господь его утешает и укрепляет.
 Почему женам не сделать так, чтобы дать человеку доступ к Богу, как мы слышали в СвященномПисании: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне». Это Господь призывает нас,чтобы мы детям дали возможность приобщиться с самого раннего возраста к Богу,к Божественной истине. И когда ребенок получит, приобретет навыки христианскойжизни с самого детства, он тем самым избежит многих неприятностей, многих трудностей,многих болезней, многих скорбей. Потому что скорбь – это ошибка в духовной жизни,ошибки наши жизненные. А чтобы не дать человеку попасть в такую греховную тьму,мы и крестим в раннем возрасте. Чтобы родители, восприемники воспитывали правильносвоих детей, и тогда они никогда не разочаруются, даже будут благодарить, что они получили с самого детства навыки христианской жизни и от многих бед избавились,потому что они знали, как жить, как правильно поступать в тех или иных ситуациях.
 И еще такойпример можно привести из жизни нашей: если посадить дерево, маленькое дерево,и за ним не ухаживать (пускай оно растет до зрелости), а потом посмотреть, какиеплоды оно даст. Мы знаем, что это дерево будет расти, но если оно плодоносное,то плоды будут очень горькие, невкусные. Они будут дикие, эти плоды.
 А если за деревцем ухаживать, вовремя поливать, вовремя его подстригать, вовремя удобрятьземлю, то оно вырастет красивым деревом, стройным, плодоносным, и плоды будутприятные на вид и на вкус.
 Таким жеобразом бывает и с детьми. Родители их рождают, и должны, как за деревцем, за ними ухаживать, следить, воспитывать и направлять на правильный путь, чтобыони укрепились в добре. И тогда, когда они будут твердо стоять в добре, добродетельнойжизни, – никакие невзгоды жизненные не могут их сломить. И никакие бури житейскогоморя не могут их победить. Они будут стойко стоять под всеми искушениями и не будут падать под натиском всяких бурь и скорбей этого мира.
 Конечно,мы ошибаемся в том, что позволяем, как это сейчас принято, детям «почувствоватьсвое детство», позволяем им жить «своей жизнью», а потом – пусть вырастут и сами определятся. Это неправильно. Это очень большая ошибка. Поэтому сейчасмы имеем такую молодежь, таких детей, которые нам приносят очень много скорбейи болезней, трудностей, неприятностей. Мы не можем с ними справиться. Они самимсебе преданы, что хотят, то и делают, и никого не слушают.
 Это мы их подводим к тому, чтобы они не слушали нас, то есть нарушили заповедь Божию о почитании родителей. И родителям самим неприятно, что вырастают дети, но никогоне слушают и делают, что хотят. И дети, которые нарушают заповедь о почитанииродителей, попадают нередко в тяжелые ситуации. Потому что Господь сказал: «Чтиотца твоего и матерь твою, и благо те будет, и долголетен будеши на земли».Эта заповедь с обетованием, с обещанием: если будешь почитать, – будет тебеблаго, и будешь долго жить на земле. Мы видим, что молодежь не особенно благоживет на земле. И не особенно долго живет, к сожалению. Очень многие из нихумирают преждевременно, потому что они преданы своим страстям, своим порокам,наслаждаются в грехах, у них ослабевает сила телесная и душевная, и многие раноуходят из этой жизни.
 Наслаждениев грехах – это не есть настоящая радость и утешение. Это есть укорочение своейжизни.
 Что мы детямдаем? Даем то, чтобы они меньше жили, потому что неправильно их воспитываем,даем неправильное направление жизни. Поэтому взрослые очень виноваты в том состоянии,в котором находится сегодня наша современная молодежь. Мы, взрослые люди, даеммногие соблазны, многие неправильные примеры в жизни, и дети, конечно, вырастаютв таком тяжелом состоянии, в котором потом нелегко их воспитывать и возвратитьназад.
Г осподь оченьмилостив и промышляет о каждом, разными путями нас приводит к истине, к правде,к церковной жизни, Божественной жизни. Многие молодые люди, прошедшие «черезогонь и воду», через всякие страсти и грехи, пороки и развращенности приходятв Церковь, каются, исправляются и начинают жить по-другому. Но они прошли какиетруды! Зачем это допускать, когда можно с самого детства нучить их правильножить, и они бы были настоящими, хорошими людьми, добрыми, добродетельными и приносили большую пользу всему нашему обществу.
 - «101 день назаду меня умерла дочка. А иконы святой Людмилы, имя которой она носила, осталисьу нас в доме. Что нам с ними делать?»
 - Пускайбудут в вашем святом уголке. Это святые иконы, молитесь. Ничего страшного, что они в доме находятся. Не нужно иметь каких-то мыслей, что может что-то случиться.Господь знает все, Господь милует всех нас. Если мы будем жить благочестиво,богоугодно, ничего с нами не случится.
Есть разные поверья. Не нужно этим поверьям предаваться и смущаться. Нужно считатьикону святыней и молиться перед ней.
 - Вопрос из Чебоксар:«Можно ли заниматься йогой? Она воспитывает тело и дух. А батюшка мне сказал,что нельзя. Почему?»
 - Потомучто йога воспитывает гордыню большую. А гордость есть грех, большой порок. Из-за гордыни и ангелы были низложены с неба. Из ангелов света получились ангелы тьмы.Поэтому жизнь православного христианина заключается в том, чтобы он боролсясо своей гордыней, приобрел смирение, потому что на основе смирения можно спастись.
 Господь нашИисус Христос показал нам пример смирения с самого раннего детства, то естьс момента пришествия в мир. Он, Царь Неба и земли, Творец Неба и земли, пришелк нам в яслях для скота. Вот показатель Его смирения. Он пришел на землю спастилюдей не через гордость, не через Свое могущество славы, а через смирение, черезпослушание воле Небесного Отца Своего.
 Мы знаем,что после некоторого времени была угроза смерти Богомладенцу Христу от Ирода.И Господь наш Иисус Христос опять проявил Свое смирение. Он не воспротивилсяэтому злу, Он ушел в Египет и там пребывал некоторое время. Конечно, Он как Бог, имеющий Божественную силу, мог бы поразить Ирода и тем самым сокрушитьвсе, но Он опять проявил смирение.
 И мы, по примеру Христа Спасителя, весь путь своей жизни должны стремиться ко смирению.А смирение – это есть твердыня, это крепость, это сила, великая сила, котораянас укрепляет.
 Ведь почемуу нас сейчас очень много нервных стрессов? И люди болеют сердечными заболеваниямичаще всего? Потому что много есть гордости, а неудовлетворение своей гордыниприносит нам стрессы. Человек, который научен смирению, может все невзгоды этойжизни перенести очень легко, свободно, не причиняя себе никакие недовольства,скорби и страдания. Когда он смирен, когда он послушен, – он понимает и ориентируетсяв ситуации и сам себя успокаивает, сам себя удаляет от острых моментов. Он может.А гордый человек не может. Он приносит себе травму за травмой. Постоянно: «Почемуи почему? Почему так со мной поступили? Почему так сделали?» И так далее. Вотпоэтому воспитывать через йогу тело, дух и душу не совсем верно, потому что воспитывать какие-то способности телесные – это ничего не дает. Дает толькогордыню – «вот что я могу!» Все могу – по стенке ходить, по потолкам ходить.Но какой смысл в этом? Никакого смысла нет. Показать себя, что я могу это сделать?Ну, показал, а дальше что? Аскетика православная как раз в том, чтобы воспитыватьсебя в смирении, в послушании, в терпении, в любви к ближнему, к Богу. Поэтомуи не рекомендуется время тратить на то, чтобы упражняться в йоге и ничего не достигнуть спасительного для себя. А нужно упражняться в тех добродетелях, вырабатыватьте навыки духовной жизни, которые укрепляют душу перед всеми искушениями этогомира, укрепляют в смирении, в послушании, укрепляют человека в добродетельнойжизни, которую он приобретает кротостью, смирением, и терпением, послушаниеми снисхождением друг к другу, в любви, уважении, и т.д. Любви даже к врагамсвоим. Вот цель жизни. Чтобы можно было и врагов своих любить, и за них молиться.Не проклинать их, а благословлять, как сказано в Священном Писании. Вот нашазадача – путь к совершенству.
 - Владыка, а что это за упражнение ко смирению? Повод для гордыни подстерегает нас на каждомшагу. Можно ехать в трамвае на работу, тебе кто-то наступил на ногу. Можно,например, высказать человеку все, что думаешь, а можно проявить смирение. Как оно тренируется, смирение? Что надо сделать? Стиснуть зубы, чтобы не сказатьему все, что ты думаешь?
 - Нужно разумноподходить ко всем ситуациям жизни. Если наступили на ногу в трамвае, мы понимаем,что человек наступил не потому, что так он хочет, а потому, что такая ситуацияв транспорте. Резко затормозил или дернул трамвай… Хочешь — не хочешь, но это случилось. Что винить человека, который не виноват?
 Когда человектак размышляет и так настраивает свой ум, он оправдывает человека в его поступке,не дает волю своей гордыне. А если мы себя начинаем изнеживать и оправдывать,и себя возносить высоко, то, конечно, у нас появится и гнев, и раздражение,и мы, может быть, даже ударим этого человека. «Боль за боль, зуб за зуб». А если мы будем правильно относиться к этому и правильно понимать ситуацию, то мы, конечно, скажем: «Да, больно, неприятно, а вдруг я бы так сделал, и емубыло бы больно? Что я тогда? Конечно, буду просить у него прощения, он проститменя, и мне будет приятно».
 Тем самымисполняется заповедь: «Что не хочешь себе, не делай ближнему своему». Вот не хочешь, чтобы тебя ругали, когда ты кому-то нечаянно сделал неприятное, то не делай и ближнему твоему. В данном случае вот так надо всегда ставить пред собойзаповеди Божии, учение Христово. И тогда мы как бы плаваем в Священном Писании,в любых ситуациях мы находим выход, ответ из Священного Писания. Что бы Христоссказал в таком случае? Что делать в таком случае? Он сказал бы, что если тыне хочешь, чтоб тебя ругали, то не ругай никого и не обижайся. Поэтому человекувсегда можно упражняться в смирении. Через разум, через разумное рассуждениеи через оправдание своего ближнего и осуждение самого себя. Самоукорение и оправданиеближнего своего.

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Архипастырь

«Приоритетные национальные проекты – форма соработничества власти, Церкви и общества». Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам Научно-практической конференции «Приоритетные национальные проекты как новые направления

 Слово архиепископаЕкатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам Научно-практическойконференции «Приоритетные национальные проекты как новые направления в сбережениинаселения: современные механизмы, технологии реализации»Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры! Считаю своимАрхипастырским долгом обратить ваше внимание на то, что, к сожалению, в нашемобществе существует ошибочное мнение, что все сегодняшние проблемы могут бытьпреодолены одним улучшением экономической ситуации, повышением финансирования,теми или иными организационными мероприятиями на федеральном или местном уровне.Конечно, такие меры необходимы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс